Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства
и продовольствия
Республики Дагестан
от 18 июня 2020 г. N 173
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (Антимонопольном комплаенсе)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство);
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти Республики Дагестан антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган органа Министерства, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение/должностное лицо" - структурное подразделение Министерства либо должностное лицо (служащий/служащие Министерства), осуществляющее (осуществляющий/осуществляющие) внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р, иными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют органы исполнительной власти Республики Дагестан.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика и сокращение количества нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
в) повышение уровня правовой культуры в Министерстве.
1.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности в Министерстве требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
1.3. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса и коллегиальный орган
2.1. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется министром (исполняющим обязанности министра), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими Министерства правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) определяет уполномоченное подразделение (уполномоченное(ых) должностное(ых) лицо (лиц)), ответственное(ых) за организацию и функционирование антимонопольного законодательства.
2.2. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса определяется уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)) в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности Министерства.
Функции уполномоченного подразделения (уполномоченного(ых) должностного(ых) лица (лиц)) закрепляются решением министра в соответствии со сферой выполняемых должностных обязанностей.
2.3. При определении уполномоченного подразделения (уполномоченного(ых) должностного(ых) лица (лиц)) Министерство руководствуется следующими принципами:
- подотчётность уполномоченного подразделения (уполномоченного(ых) должностного(ых) лица (лиц)) непосредственно министру;
- достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (уполномоченным(ыми) должностным(ыми) лицом (лицами)).
2.4. Контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса осуществляет уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)).
2.5. К компетенции уполномоченного подразделения (уполномоченного(ых) должностного(ых) лица (лиц)) относятся следующие функции:
а) подготовка и представление министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) разработка, согласование и внедрение правовых актов министерства, обеспечивающих развитие и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве;
в) координация и методологическое обеспечение мероприятий антимонопольного комплаенса в Министерстве;
г) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учёт обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
д) разработка предложений по исключению конфликта интересов в деятельности сотрудников и структурных подразделений Министерства;
е) консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
ж) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
з) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
и) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
к) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
л) информирование министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
м) определение и внесение на утверждение министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан плановых значений показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
н) подготовка и внесение на утверждение министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
о) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства в ходе соблюдения антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса, разработка предложений по их исключению;
п) подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе и представление его министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и в коллегиальный орган для рассмотрения и утверждения;
р) разрабатывает не реже одного раза в год мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан;
с) проводит мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан;
т) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.6. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
2.7. Оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
2.8. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, возлагаются на Общественный совет при Министерстве, образованный в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 мая 2009 года N 158 "О порядке образования общественных советов при органах исполнительной власти Республики Дагестан".
2.9. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)) Министерства на регулярной основе проводит:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Главы Республики Дагестан, нормативных правовых актов Правительства Республики Дагестан в тех сферах деятельности, в отношении которых Министерство осуществляет государственное регулирование, нормативных правовых актов Министерства (далее - нормативные правовые акты);
в) анализ проектов законов Республики Дагестан, проектов нормативных правовых актов Главы Республики Дагестан, проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Дагестан в тех сферах деятельности, в отношении которых Министерством осуществляется государственное регулирование, проектов нормативных правовых актов Министерства (далее - проекты нормативных правовых актов);
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства не позднее 15 февраля года, следующего за отчётным уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)), проводит анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел). Данный анализ осуществляется на основании реализации следующих мероприятий:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях министерства и подведомственном ему учреждении сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о каждом нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
3.3. При проведении анализа нормативных правовых актов Министерства (не реже 1 раза в год) уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)) реализуют следующие мероприятия:
а) разработка и обеспечение размещения на официальном сайте Министерства исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) обеспечение размещения на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Одновременно с размещением на официальном сайте Министерства уведомления, уполномоченное должностное лицо вправе известить о начале публичных консультаций следующих предполагаемых участников:
- заинтересованные органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления Республики Дагестан;
- иные организации, которые, по мнению Министерства, целесообразно привлечь к публичным консультациям.
Срок проведения публичных консультаций определяется уполномоченным подразделением (уполномоченным(ыми) должностным(ыми) лицом (лицами)) самостоятельно, однако он не может быть менее 20 рабочих дней со дня размещения уведомления на официальном сайте;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление в течение 10 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты.
3.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Министерства уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)) реализует(ют) следующие мероприятия:
а) размещает на официальном сайте Министерства проект нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) размещает на официальном сайте Министерства уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта в целях проведения публичных консультаций по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Одновременно с размещением на официальном сайте Министерства уведомления, уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)) извещает(ют) о начале публичных консультаций следующих предполагаемых участников:
- заинтересованные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Республики Дагестан;
- иные организации, которые, по мнению Министерства, целесообразно привлечь к публичным консультациям.
Срок проведения публичных консультаций определяется уполномоченным подразделением (уполномоченным(ыми) должностным(ыми) лицом (лицами)) самостоятельно, однако он не может быть менее 7 рабочих дней со дня размещения уведомления на официальном сайте;
в) осуществляет сбор, рассмотрение и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
По итогам рассмотрения уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)) в течение 2 рабочих дней подготавливает(ют) справку о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве уполномоченное подразделение (уполномоченное(ые) должностное(ые) лицо (лица)) совместно со структурными подразделениями Министерства, реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации;
в) проведение (не реже 1 раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.7. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением (уполномоченным(ыми) должностным(ыми) лицом (лицами)) по уровням по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р.
3.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (уполномоченным(ыми) должностным(ыми) лицом (лицами)) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению составляется карта рисков, в которую также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.9. В карты рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероят
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.