Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 969960-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению минимальной доли закупок товаров, произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения, оказания которых поставляется товар, произведенный в государстве - члене Евразийского экономического союза (далее - закупки товаров, работ, услуг), от годового объема закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечень, который определяет Правительство Российской Федерации (далее - минимальная доля закупок). При этом не определены критерии, которыми будет руководствоваться Правительство Российской Федерации при определении минимальной доли закупок. В связи с этим также не ясен механизм реализации проектируемых положений.
Проектируемые полномочия Правительства Российской Федерации следует соотнести с полномочием, установленным в части 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно которой в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Проектом федерального закона предлагается установить обязанность заказчиков осуществлять закупки товаров, работ, услуг с учетом вышеуказанных требований (далее - обязанность), для выполнения которой Правительство Российской Федерации в том числе определяет порядок осуществления закупок. В связи с этим возникает вопрос о соотношении указанного полномочия Правительства Российской Федерации с положениями проектируемой статьи 30.1 Федерального закона, которые фактически предусматривают такой порядок.
Законопроектом также предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению "случаев, порядка и последствий" проведения оценки выполнения заказчиком обязанности (часть 11 проектируемой статьи 30.1 Федерального закона). Если имеется в виду, что такая оценка будет проводиться только в определенных случаях, полагаем, что заказчики, в отношении которых не будет проводиться оценка и, соответственно, применяться последствия ее проведения, будут находиться в неравных условиях с другими заказчиками. Полагаем, что как случаи, так и последствия, должны быть определены в Федеральном законе.
Положение подпункта "а" пункта 2 части 5 проектируемой статьи 30.1 Федерального закона, в котором речь идет о "товаре, произведенном в иностранном государстве или группе иностранных государств", необходимо согласовать с проектируемым пунктом 1 части 2 проектируемой статьи 30.1 Федерального закона в части наличия исключения в отношении государства - члена Евразийского экономического союза. При этом обращаем внимание, что в законопроекте используются термины "товары, произведенные в государствах - членах Евразийского экономического союза", "товары, произведенные в иностранном государстве", "страна происхождения товара". Однако в Федеральном законе используется термин "товары, происходящие из иностранного государства". Отмечаем, что термин "товар, происходящий из государства" шире по значению, чем термин "товар, произведенный в государстве". Согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 года N 49 "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)" товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары: 1) полностью получены или произведены в стране...; 2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров... В связи с этим следует уточнить, закупка каких именно товаров имеется в виду в законопроекте.
Согласно законопроекту в рамках определения заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) применяются установленные условия допуска для целей осуществления закупок товаров, произведенных в иностранном государстве или группе иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, при этом во всех случаях в соответствующем контексте исключаются государства - члены Евразийского экономического союза (подпункт "б" пункта 2 части 5 проектируемой статьи 30.1 Федерального закона). Отмечаем, что согласно действующим условиям допуска, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (приказ от 4 июня 2018 года N 126н), одним из таких условий является то, что при проведении аукциона контракт заключается по цене, "предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза". В связи с этим не ясно, будет ли применяться, например, данное условие.
Законопроектом предусматривается, что при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения обязанности, указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики соответствующего товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (проектируемый пункт 9 части 1 статьи 33 Федерального закона). Данное правило частично дублирует норму пункта 1 части 1 указанной статьи. При этом требуется уточнить, должен ли заказчик при описании объекта такой закупки руководствоваться и иными правилами, предусмотренными статьей 33 Федерального закона.
Замечания юридико-технического характера по тексту законопроекта прилагаются.
Приложение: на 1 л.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.