Во исполнение решений заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 9 декабря 2019 г., заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 28 ноября 2019 г. N 22, а также поручения Правительства Российской Федерации от 24 марта 2020 г. N ЮБ-П7-2789 приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Концепцию развития государственной информационной системы промышленности, утвержденную приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 2091 "Об утверждении Концепции развития государственной информационной системы промышленности".
Министр |
Д.В. Мантуров |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 1 июня 2020 г. N 1770
Изменения,
которые вносятся в Концепцию развития государственной информационной системы промышленности, утвержденную приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 2091
1. В пункте 1.2 после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:
"Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации (далее - Основы);
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).".
2. Пункт 1.3 дополнить абзацами следующего содержания:
"Приоритетность полномасштабного достижения целей создания ГИСП в части информационно-аналитического обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) определена Основами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Основ одной из основных задач в области развития единого информационного пространства (далее - ЕИП) ОПК является обеспечение функционирования ЕИП ОПК как защищенной части ГИСП, а также установление для всех субъектов информационных отношений порядка формирования, использования и защиты информационных ресурсов.
Концептуальные положения формирования и развития защищенной части ГИСП изложены в разделе 10 настоящей Концепции.".
3. В пункте 2.1:
а) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Исходя из вышеизложенного, основными целями развития ГИСП, установленными действующим законодательством, являются:";
б) после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в сфере ОПК на основе функционирования защищенной части ГИСП. Описание целей и задач защищенной части ГИСП приведено в разделе 10 настоящей Концепции.".
4. Подраздел 2.2.1 признать утратившим силу.
5. Подраздел 2.2.2 изложить в следующей редакции:
"2.2.2. Развитие ГИСП в рамках национального приоритета "Цифровая экономика Российской Федерации"
Преобразование промышленности посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений является одним из приоритетов, обозначенных Указом N 204.
Ключевым инструментом Минпромторга России является создание и обеспечение функционирования инфраструктуры, обеспечивающей реализацию проектов цифровой трансформации промышленности в Российской Федерации, в рамках мероприятий национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". В этих целях предусмотрено финансирование проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития для преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, призванных обеспечить технологическую независимость государства, возможности коммерциализации отечественных исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке.
Реализация мероприятий проекта, направленных на внедрение информационных технологий, включая внедрение современных информационных систем в отечественной промышленности, позволят обеспечить новый уровень:
предоставления мер государственной поддержки и анализа эффективности предоставления мер государственной поддержки;
оценки эффективности процессов планирования и реализации проектов импортозамещения;
адаптации для предприятий с разным уровнем цифровой зрелости в целях повышения количества предприятий, способных в полной мере использовать возможности цифровизации;
инвестиционной инфраструктуры для субъектов промышленности и инвесторов;
информационной поддержки коммуникативных мероприятий, направленных на популяризацию цифровой трансформации;
создания межотраслевых цифровых платформ в сфере промышленности, обеспечивающих межотраслевую и межсистемную интеграцию предприятий при проектировании, производстве и продаже продукции, распределенный доступ предприятий к сервисам информационной поддержки жизненного цикла изделий, кооперации и субконтрактации, в том числе внедрения современных правил сбора отчетности и статистической информации с учетом реализуемых ГИСП инструментов автоматического обмена данными (M2M) для снижения отчетной нагрузки на предприятия промышленности;
создания условий для получения "цифровых паспортов" предприятиями промышленности;
создания на платформе ГИСП системы электронного подтверждения соответствия продукции требованиям отраслевых стандартов;
повышения эффективности инструментов публикации, распространения и использования результатов интеллектуальной деятельности в сервисах трансфера технологий ГИСП, создание возможности подключения промышленных предприятий к цифровой платформе исследований, разработок и использования РИД;
создания нишевых торговых площадок, обеспечивающих эффективное стимулирование создания и трансфера промышленных технологий;
внедрения на платформе ГИСП инструментов поддержки электронных сделок с использованием технологии "умных контрактов";
интеграции ГИСП с платформами, поддерживающими инновационные финансовые технологии ("песочницами");
интеграции и перевода сервисов ГИСП в Государственную единую облачную платформу.".
6. Раздел 3 дополнить пунктом следующего содержания:
"3.7 Защищенная часть ГИСП
Функциональные направления развития защищенной части ГИСП приведены в разделе 10 настоящей Концепции.".
7. В пункте 5.1:
а) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции
"защищенная часть, предназначенная для обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.";
б) абзацы пятнадцатый и шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"классификацию контура ограниченного доступа и защищенной части ГИСП автоматизированных систем в защищенном исполнении в соответствии с правовыми документами и требованиями ФСТЭК России и (или) ФСБ России.
Особенности защиты информации для каждого контура определяются по результатам обследования и на основании утвержденных моделей угроз информации и моделей действий нарушителей информационной безопасности ГИСП, разрабатываемых специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии в области информационной безопасности.";
в) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
"проведение государственной экспертизы и обязательной аттестации контуров безопасности ГИСП в соответствии с требованиями и руководящими документами ФСТЭК России и (или) ФСБ России, определяющими порядок проведения такой аттестации.".
8. В пункте 6.1:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Инфраструктура ГИСП организована в соответствии с разделением уровней обработки информации с разным уровнем защиты информации и обеспечивает эксплуатацию общедоступного контура, контура ограниченного доступа и защищенной части.";
б) в абзаце девятом слова "закрытого" и "закрытому" заменить словами "защищенного" и "защищенному" соответственно;
в) в абзаце десятом слово "закрытого" заменить словом "защищенного".
9. Пункт 6.2 изложить в следующей редакции:
"6.2 Организация эксплуатации ГИСП
Для обеспечения эксплуатации ГИСП в случае необходимости могут быть привлечены специализированные подразделения - Центры компетенций. Центры компетенций осуществляют техническую эксплуатацию ГИСП и совершенствование ГИСП, включая аналитическую поддержку пользователей ГИСП, а также обеспечение информационной безопасности ГИСП.
Требования по сбору, хранению, обработке и обобщению данных, к предоставлению и анализу информации, содержащейся в ГИСП, порядку информационного взаимодействия, формированию баз данных ГИСП, а также требования информационной безопасности определяются настоящей Концепцией.
В рамках технической эксплуатации ГИСП Центры компетенции должны решать следующие задачи:
управление операциями - координация и исполнение мероприятий, необходимых для предоставления информационных сервисов, включая выполнение заранее предопределенных стандартных процедур по контролю качества;
управление запросами на обслуживание - обеспечение своевременного реагирования и выполнения запросов пользователей ГИСП;
управление инцидентами - минимизация влияния инцидентов на работоспособность ГИСП и восстановление функционирования информационных сервисов наиболее быстрым способом;
управление проблемами - обеспечение минимизации потерь для пользователей ГИСП путем проактивного анализа и определения причин инцидентов, а также минимизации влияния тех инцидентов, которые не могут быть предотвращены;
управление непрерывностью предоставления информационных сервисов - предоставление сервисов с требуемым уровнем качества в любых обстоятельствах за счет снижения рисков до приемлемого уровня и планирования восстановления информационных сервисов;
управление информационной безопасностью - обеспечение соответствия конфиденциальности, целостности и доступности активов, информации, данных и информационных сервисов согласованным потребностям пользователей ГИСП;
управление сервисными активами и конфигурациями - обеспечение контроля над всеми активами, необходимыми для предоставления информационных сервисов;
управление доступностью - обеспечение соответствия информационных сервисов существующим и будущим требованиям пользователей ГИСП в части доступности;
управление мощностями - обеспечение своевременного и эффективного по затратам соответствия мощности информационных сервисов и технологической инфраструктуры требованиям, связанным с мощностью и производительностью;
поддержка и контроль соблюдения регламентов функционирования единого информационного пространства ГИСП.
В рамках аналитической поддержки пользователей ГИСП Центры компетенций должны решать следующие задачи:
сбор, обработка, верификация и хранение входных данных, поступающих от интегрированных структур и организаций;
предоставление в соответствии с регламентом информационного обмена или по запросу результатов обработки первичных отчетных данных во взаимодействующие информационные системы органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и в уполномоченные ими организации;
подготовка регламентированных аналитических отчетов и отчетов по запросам авторизованных пользователей;
консультирование авторизованных пользователей по выбору инструментов, в наибольшей степени отвечающих их потребностям;
разработка новых показателей и аналитических форм и их реализация в системе средствами настраиваемых отчетов;
сценарное моделирование, ситуационный анализ и прогнозирование развития отраслей промышленности;
разработка требований по развитию аналитических инструментов ГИСП с учетом пожеланий пользователей.
В рамках совершенствования ГИСП Центры компетенций должны решать следующие задачи:
мониторинг окружения ГИСП (внешних систем и потенциальных источников информации) и его влияния на функционирование ГИСП;
анализ новых методов и технологий и возможности их использования в ГИСП;
сбор требований по развитию информационных сервисов ГИСП;
обеспечение процессов управления архитектурой ГИСП;
ведение фонда алгоритмов и программ ГИСП;
подготовка предложений по изменениям настоящей Концепции;
разработка новых информационных сервисов и программных комплексов ГИСП в соответствии с настоящей Концепцией;
мероприятия по обеспечению информационной безопасности ГИСП;
подготовка предложений по ежегодной актуализации настоящей Концепции и технико-экономического обоснования мероприятий по совершенствованию ГИСП (при необходимости).".
10. Раздел 7 изложить в следующей редакции:
"7. Ресурсное и организационное обеспечение развития и сопровождения ГИСП
Развитие и сопровождение ГИСП требует осуществления ресурсной поддержки, включая меры финансового, нормативно-методического, информационно-аналитического и кадрового характера.
Меры финансового характера представляют собой бюджетные ассигнования средств федерального бюджета, выделяемые Минпромторгу России. Реализация положений настоящий Концепции должна осуществляться органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий в пределах принятых бюджетных обязательств.
Меры нормативно-методического характера предполагают разработку и принятие нормативно-методических документов, в том числе закрепляющих полномочия участников ГИСП. Также должно быть обеспечено исполнение регламентов и соглашений межведомственного взаимодействия, направленных на развитие и функционирование единого информационного пространства ГИСП, цифрового обмена и консолидации данных промышленности (раздел 3.5 настоящей Концепции).
Меры информационно-аналитического характера предполагают создание и организацию работы межведомственного экспертного сообщества, в задачу которого входит анализ опыта эксплуатации ГИСП и определение принципиальных направлений ее дальнейшего развития.
Меры кадрового характера предполагают в случае необходимости развития Центров компетенции ГИСП мероприятия по комплектованию их штатов квалифицированными специалистами.".
11. В разделе 8:
а) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"Укрупненный план мероприятий по развитию ГИСП в 2020 - 2022 годах приведен в Таблице 2. План мероприятий по развитию ГИСП, а также технико-экономическое обоснование мероприятий могут ежегодно актуализироваться и утверждаться оператором.";
б) дополнить абзацем двадцать пятым следующего содержания:
"Основные этапы развития защищенной части ГИСП приведены в разделе 10 настоящей Концепции.";
в) таблицу 2 "План мероприятий по развитию ГИСП в 2019 - 2021 годах" дополнить таблицей следующего содержания:
"
".
12. В разделе 9 Таблицу 3 "Ключевые показатели и индикаторы эффективности функционирования и развития ГИСП" изложить в следующей редакции:
"
N |
Наименование показателя |
Значение |
||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
||
1 |
Функциональное направление развития ГИСП: "Анализ дисбаланса производства и потребления промышленной продукции" Социально-экономические эффекты: Повышение внутренней конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг), в том числе продукции агропромышленного комплекса; Детализирован и обозначен дополнительный спрос на товары собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами отрасли информационных технологий; Снижена инерционность рыночных инструментов корректировки дисбаланса производства и потребления с акцентом на выполнение мероприятий национальных проектов |
|||
1.1 |
Индикатор: Уровень информированности промышленных предприятий о существующей и прогнозной потребностях в товарах, работах и услугах Показатель: Количество отраслей промышленности, статистическое наблюдение за производством и потреблением в которых реализовано с использованием сервисов ГИСП, шт. |
2 |
6 |
12 |
1.2 |
Индикатор: Снижение времени на подготовку межотраслевых балансов производства и потребления продукции Показатель: Количество отраслей промышленности, в которых реализована возможность построения текущих и прогнозных межотраслевых балансов производства и потребления продукции онлайн, шт. |
2 |
6 |
12 |
2 |
Функциональное направление развития ГИСП: "Кадровое обеспечение отечественного производства" Социально-экономические эффекты: Обеспечен рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики; Центры опережающего дополнительного профессионального образования взрослых обеспечены передовыми образовательными технологиями и контентом |
|||
2.1 |
Показатель: Количество сотрудников промышленных предприятий, прошедших обучение или аттестацию с использованием технологии дополненной и виртуальной реальности по работе с высокотехнологичным оборудованием, чел. |
100 |
1 000 |
10 000 |
2.2 |
Показатель: Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, участвующих в мероприятиях по повышению производительности труда с использованием сервисов ГИСП, не менее ед. нарастающим итогом |
200 |
1000 |
4000 |
3 |
Функциональное направление развития ГИСП: "Навигатор инвестора промышленности" Социально-экономический эффект: Повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий промышленности; Обеспечен рост внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет привлечения дополнительных инвестиций; |
|||
|
Увеличено количество поддержанных инвестиционных проектов по внедрению НДТ; Созданы инструменты для увеличения численности перспективных исследователей в возрасте до 39 лет |
|||
3.1. |
Показатель: Размер инвестиций в реальный сектор экономики, привлеченных с использованием сервисов ГИСП, млн руб. |
850 |
10 000 |
25 000 |
4 |
Функциональное направление развития ГИСП: "Цифровизация государственного регулирования промышленности и торговли" Социально-экономический эффект: Повышение удобства получения государственных услуг и мер поддержки; Повышение обоснованности предоставления и эффективности использования мер государственной поддержки в инвестиционной деятельности; Расширение участия предприятий сферы промышленности в программах импортозамещения |
|||
4.1 |
Показатель: Увеличение числа организаций, получивших меры поддержки 1 с использованием сервисов ГИСП |
10% |
10% |
10% |
4.2 |
Показатель: Доля мер поддержки, по которым выбор, получение и контроль достижения показателей эффективности профинансированных проектов осуществляется в электронном виде, от общего числа активных мер поддержки, информация о которых содержится в Навигаторе мер поддержки ГИСП, не менее % |
0,1 |
10 |
20 |
5 |
Функциональное направление развития ГИСП: "Цифровой обмен и консолидация данных промышленности" Социально-экономический эффект: Увеличена доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных без необходимости личного посещения государственных органов и иных органов власти; Снижен уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах; Улучшено качество городской среды по Российской Федерации за счет внедрения передовых технологий |
|||
5.1 |
Показатель: Количество сервисов, предоставляемых с использованием ГИСП, шт. |
165 |
181 |
197 |
5.2 |
Показатель: Доля предприятий промышленности, использующих электронные сервисы ГИСП, от общего количества промышленных предприятий, не менее % |
20 |
30 |
40 |
6 |
Функциональное направление развития ГИСП: "Промышленная и торговая кооперация" Социально-экономический эффект: Средние и крупные предприятия выведены на самоокупаемость за счет вовлечения в реализацию национальных программ; Увеличен объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, продукции машиностроения, продукции агропромышленного комплекса, оказываемых услуг, в том числе медицинских услуг; Предоставлены дополнительные возможности для экспорта субъектам малого и среднего предпринимательства |
|||
6.1. |
Показатель: Объем промышленной, торговой кооперации и субконтрактных заказов, осуществляемых с использованием отечественных цифровых технологий и платформенных решений, интегрированных с ГИСП, млрд руб. |
500 |
700 |
900 |
6.2 |
Показатель: Объем экспортных сделок, совершенных с использованием сервисов ГИСП, млрд руб. |
100 |
200 |
300 |
6.3 |
Показатель: Количество видов бизнеса по организации производства промышленной продукции, по которым автоматизирован процесс составления интерактивного бизнес плана, интегрированного с бизнес-навигатором МСП, шт. |
1 |
10 |
15 |
7 |
Базовые показатели |
|
|
|
7.1 |
Показатель: Количество предприятий, имеющих личный кабинет в ГИСП |
20 000 |
35 000 |
60 000 |
7.2 |
Показатель: Количество предприятий, использующих электронные сервисы ГИСП |
15 000 |
25 000 |
55 000 |
7.3 |
Показатель: Количество модернизированных или созданных и интегрированных в ГИСП модулей |
10 |
10 |
10 |
------------------------------
1 Под мерами поддержки понимаются меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.12.2014 N 488 "О промышленной политике в Российской Федерации"
------------------------------
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 1 июня 2020 г. N 1770 "О внесении изменений в Концепцию развития государственной информационной системы промышленности, утвержденную приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 2091"
Текст приказа опубликован не был