Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 23 июня 2020 г. N 895
Обращение
к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину
Уважаемый Михаил Владимирович!
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Развитие строительной отрасли, принятие федеральных, региональных и муниципальных программ в области дорожного строительства, обеспечения населения жильем, способствуют росту потребности в общераспространенных полезных ископаемых и строительных материалах.
Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно положениям Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия) одной из задач в сфере экологии и природных ресурсов обозначено повышение уровня и эффективности добычи полезных ископаемых, в том числе минерального сырья.
Одним из путей решения указанной задачи в Стратегии предлагается выявлять и разрабатывать новые перспективные участки общераспространенных полезных ископаемых.
В городском округе город Дзержинск выделены территории, на которых определены месторождения общераспространенных полезных ископаемых, при предоставлении в пользование которых органы местного самоуправления столкнулись с рядом системных проблем:
1) отсутствие предварительного согласования предоставления участков недр с органами местного самоуправления;
2) пользования недрами без своевременного оформления прав аренды на земельный участок;
3) оформление прав только на площадь разрабатываемого участка недр, а не в границах участка недр, предоставленного в пользование, в соответствии с выданной лицензией;
4) отсутствие компенсационных фондов для проведения рекультивации земельных участков по окончании срока действий лицензий;
5) отсутствие действенных механизмов муниципального контроля в рассматриваемой сфере.
1. На основании абзаца пятого статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
На основании пунктов 6.1 и 6.2 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, а также согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней.
Таким образом, вышеуказанные полномочия осуществляются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов без какого либо участия органов местного самоуправления, на территории которых имеются месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Вместе с тем указанное положение дел является неблагоприятным фактором, влияющим, прежде всего, на инвестиционную привлекательность муниципальных образований, поскольку имеются случаи согласования уполномоченным органом предоставления в пользование участка недр регионального значения с целью геологического изучения, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также разведки и добычи полезных ископаемых, а земельный участок, на котором расположен участок недр, частично затрагивает границы ранее согласованных земельных участков для реализации крупных инвестиционных проектов, на которых инвесторы начали осуществлять строительство, проложили газопровод.
В этой связи необходимо также отметить факты утверждения участков недр, входящих в противоречие с документами территориального планирования (Генеральный план), градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки) муниципального образования. Имеются случаи предоставления территорий для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, затрагивающие земли лесного фонда, городские леса.
Рассматриваемые ситуации приводят к конфликту интересов хозяйствующих субъектов, подрывают авторитет органов местного самоуправления и вызывают недовольство деятельностью властей всех уровней.
Во избежание подобных ситуаций, просим Вас рассмотреть возможность инициирования внесения изменений в Закон о недрах, предусматривающих предварительное согласование органов местного самоуправления, на территории которого расположен участок недр местного значения, при подготовке и утверждении перечней участков недр, а также в подзаконные акты, в частности в Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденный Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N 687, предусмотрев таким основанием для отказа в согласовании перечней участков недр местного значения как несоответствие документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, на территории которого расположен участок недр местного значения.
2. Статья 39 Закона о недрах устанавливает возмездный характер пользования недрами за территорию, на которую выдана лицензия, однако вопрос взимания арендной платы в указанной статье не отражен.
В силу статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Согласно статьи 25.1 Закона о недрах, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Из данных положений Закона о недрах следует, что право пользования недрами возникает после получения лицензии на пользование недрами, а не после оформления прав аренды на земельный участок.
Существующий порядок взимания арендной платы за земельный участок, расположенный в границах выданных лицензий, осуществляется с момента заключения договора аренды, а не с даты выдачи соответствующей лицензии.
В практике муниципального образования имеется немало судебных споров о взыскании арендной платы с недропользователей за фактическое землепользование (с даты получения лицензии), однако указанное обстоятельство является затруднительным с правовой точки зрения.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В целях повышения экономической эффективности от использования земель предлагаем предусмотреть в Законе о недрах правовую норму о недопустимости пользования недрами без оформления прав на земельный участок, отразив указанное обязательство в лицензии. Как вариант решения данной проблемы следует также предложить установить в техническом проекте разработки месторождений обязательность оформления земельного участка в пользование до начала производства работ по добыче недр.
Нарушение данного условия недропользователем приведет к существенным штрафным санкциям (ч. 2. ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей).
3. Несправедливым обстоятельством является также оформление прав только на площадь разрабатываемого участка недр (в границах территории для ведения работ, связанных с пользованием недрами), а не в границах участка недр, предоставленного в пользование, в соответствии с выданной лицензией. Учитывая изложенное, предлагаем взимание арендной платы осуществлять за площадь земельного участка в целом (площадь месторождения в соответствии с выданной лицензией), закрепив указанные правоположения в Законе о недрах.
4. Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов. Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, действующее законодательство о недрах устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых.
Вместе с тем, после отработки карьеров остаются антропогенные формы рельефа (карьеры, отвалы, водные объекты). Рекультивация карьерных выработок отражена в техническом проекте, разрабатываемом недропользователем перед началом проведения работ по добыче недр. К сожалению, проведение работ по рекультивации недропользователем не всегда осуществляется надлежащим образом по различным причинам (реорганизация, финансово-экономическое состояние, банкротство и др.).
В целях минимизации последствий для окружающей природной среды после отработки карьеров считаем крайне необходимым введение компенсационных фондов для проведения рекуль
<< Назад |
||
Содержание Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2020 г. N 895 "Об Обращении к Председателю Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.