Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Государственное управление в области охраны окружающей среды
6.1. Государственный надзор в сфере охраны окружающей среды
Федеральный государственный экологический надзор
Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора осуществляет надзор на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору"
В 2019 году Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора проведено 8 плановых проверок, 14 внеплановых проверок и 21 рейдовая проверка соблюдения законодательства в области использования и охраны водных объектов. По результатам проведенных контрольных мероприятий выявлено 29 нарушений водного законодательства.
По результатам проверок выдано 15 предписаний об устранении выявленных нарушений и 15 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Исполнено 15 представлений и 3 предписания.
К числу наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, можно отнести нарушение требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а также нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
При доказанности факта нарушения требований к охране водного объекта производилось исчисление размера вреда, причиненного водному объекту вследствие нарушения водного законодательства.
По итогам 2019 года в судах удовлетворено 4 иска Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о возмещении вреда, причиненного водным объектам.
Так, решением Арбитражного суда Псковской области от 19.03.2019 по делу N А52-4926/2018 удовлетворен иск Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о взыскании вреда с Порховского МП "Водоканал" в размере 18 75 00 рублей, причиненного р. Шелонь в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод. В настоящее время производится взыскание средств по иску.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 04.03.2019 по делу N А52-4077/2018 удовлетворен иск Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о взыскании вреда с МУП "Коммунсервис" п. Кунья, в размере 1 79 68 рублей, причиненного р. Лусня в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод. Иск взыскан в полном объеме.
Решениями Арбитражного суда Псковской области от 14.10.2019 по делам N А52-4083/2019, N А52-4082/2019 удовлетворены два иска Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о взыскании вреда с МП "Печорские теплосети" причиненного реке Коломенке, в размере 5 40 25 рублей и о взыскании вреда, причиненного ручью Каменец в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод, в размере 1 48 35 рублей. Решения суда вступили в законную силу.
Кроме того, в 2019 году Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в Арбитражный суд Псковской области был подан иск к МП Пушкиногорского района "Комбинат коммунальных услуг" о взыскании вреда, причиненного ручью без названия в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод, в размере 3 61 44 рубля. В настоящее время дело рассматривается в суде апелляционной инстанции.
По направлению государственного геологического надзора проведено 5 проверок, из них 4 плановые и 1 рейдовая. По результатам проведенных контрольных мероприятий нарушений законодательства о недрах установлено не было.
В области охраны атмосферного воздуха в 2019 году было организовано 25 проверочных мероприятий, в том числе 17 плановых и 8 внеплановых проверок. Выявлено 18 нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
По результатам рассмотрения административных дел к административной ответственности привлечено 20 лиц, в том числе 11 юридических лиц, 8 должностных лиц, 1 индивидуальный предприниматель.
Общая сумма наложенных штрафов составила 314,0 тыс. рублей. Основными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок, являются:
несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, строений и иных объектов (отсутствие производственного экологического контроля нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
неисполнение ранее выданного предписания.
В сфере обращения с отходами производства и потребления в 2019 году было организовано 73 проверочных мероприятия, в том числе 17 плановых проверок, 23 внеплановые проверки и 33 рейдовые проверки.
Выявлено 46 нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
К административной ответственности привлечено 57 лиц, в том числе 26 юридических лиц, 20 должностных лиц, 3 индивидуальных предпринимателя и 8 физических лиц.
Общая сумма наложенных штрафов в области обращения с отходами составила 1387,0 тыс. рублей.
Основными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок, являются:
отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I и II категорий;
эксплуатация объектов размещения отходов с нарушением установленных требований;
неисполнение обязанностей по ведению учета отходов в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"
Региональный государственный экологический надзор
Целью регионального государственного экологического надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Исполнение государственной функции по региональному государственному экологическому надзору на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется отделом регионального надзора Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области.
В Псковской области проверкам подлежат более 1800 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, более 18 тыс. водных объектов и их водоохранных зон, а также 28 особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Мероприятия по проведению проверок осуществляются в соответствии с Порядком организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Псковской области, утвержденным постановлением Администрации области от 19 сентября 2012 г. N 491, и соответствующими административными регламентами, утвержденными приказами Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области.
В 2019 году государственными инспекторами Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области проведены 3 плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2018 г. -23 проверки), в том числе 1 плановая проверка по контролю соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований в области недропользования, проведено 5 внеплановых проверок (2018 год -10 внеплановых проверок). Проведены 4 рейдовые проверки по обследованию территорий Псковского, Дедовичского и Гдовского районов в целях выявления и пресечения фактов безлицензионной добычи полезных ископаемых.
Рассмотрено 134 обращения граждан (2018 год -158 обращений), проведено 47 выездных проверок.
По поступившим материалам из Псковской транспортной прокуратуры, Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры и прокуратуры Локнянского района рассмотрено 3 дела об административном правонарушении.
В рамках проведения мероприятий профилактической направленности природопользователям направлено 13 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Проведено 8 плановых рейдовых проверок по соблюдению режима особой охраны на территориях памятников природы Псковской области и водоохранных зон водных объектов.
Всего к административной ответственности привлечено 35 лиц (1 юридическое лицо, 20 должностных лиц, 14 физических лиц), в том числе 4 лица за нарушения в сфере недропользования по частям 1, 2 статьи 7.3 КоАП РФ. За неисполнение предписаний в установленные сроки было возбуждено 4 дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, материалы переданы на рассмотрение в суд. По 1 делу объявлено устное замечание, по 2 материалам юридические лица привлечены к административной ответственности, 1 дело на конец 2019 года находилось в суде на рассмотрении.
Выдано 17 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Сумма штрафов за совершенные правонарушения составила 590,5 тыс. руб., взыскано 189,5 тыс. руб.
Основными видами правонарушений, выявленных в 2019 году, являются правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 7.6, 8.1, 8.2, 8.12.1 КоАП РФ:
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления;
несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Проведенные в 2019 году проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей способствовали приведению их деятельности в соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
Таблица 57
Информация о результатах регионального государственного экологического надзора за 2015 - 2019 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Штатная численность отдела экологического надзора Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Псковской области), человек |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
Проведено проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: |
|
|
|
32 |
8 |
плановых |
29 |
15 |
0 |
22 |
3 |
внеплановых |
1 |
4 |
3 |
10 |
5 |
Проведено проверок по заявлениям граждан |
102 |
92 |
97 |
158 |
47 |
Выявлено нарушений |
42 |
32 |
13 |
50 |
41 |
Привлечено к административной ответственности, лиц |
39 |
31 |
15 |
49 |
35 |
Наложено штрафов (тыс. руб.) |
232,0 |
181,3 |
122,3 |
210,0 |
590,5* |
Выдано предписаний |
13 |
6 |
6 |
18 |
17 |
Проведено плановых рейдовых проверок по соблюдению природоохранного законодательства |
- |
- |
9 |
6 |
17 |
Проведено мероприятий профилактической направленности, из них |
30 |
19 |
150 |
41 |
55 |
информационных писем |
- |
- |
87 |
- |
- |
непосредственного разъяснения обязательных требования природоохранного законодательства природопользователям |
30 |
19 |
55 |
- |
40 |
вынесено предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований |
- |
- |
8 |
3 |
13 |
*-штраф на сумму 400,0 тыс. рублей обжалуется
6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
Платежи (налоги, сборы и др.) за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды являются бюджетообразующими.
За счет реализации полномочий в сфере недропользования доходы областного бюджета в 2019 году составили 11742,202 тыс. руб.
Плата за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации в 2019 г. по Псковской области составила 433,5 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет -247,4 млн. руб., в областной бюджет -186,1 млн. руб.
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и расположенными полностью или частично на территории области, в 2019 г. поступила в федеральный бюджет в объеме 6 459,85 тыс. руб.
В 2019 году за пользование объектами животного мира в областной бюджет поступило сборов в объеме 2696,0 тыс. руб. (в 2018 году - 2344,0 тыс. руб.).
Сборы за пользование водными биологическими ресурсами в 2019 г. поступили в областной бюджет в размере 766,6 тыс. руб., в 2018 г. -,1 тыс. руб., в 2017 году - 683,6 тыс. руб.
Таблица 58
Динамика поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. рублей
Вид негативного воздействия |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонение (+/-) |
|||
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2019 г. к 2018 г. |
||||||
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
10985,7 |
9514,7 |
7434,6 |
9180,0 |
20939,7 |
-1471 |
-2080,1 |
+1745,4 |
+11759,7 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами |
1371,2 |
275,8 |
85,8 |
0,00 |
0,00 |
-1095,4 |
-190,0 |
-85,8 |
0,00 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
3955 |
2897,1 |
4377,7 |
3887,5 |
4398,0 |
-1057,9 |
+1480,6 |
-490,2 |
+510,5 |
Плата за размещение отходов производства и потребления |
33916,9 |
27738,6 |
22897,7 |
25647,1 |
22338,8 |
-6178,3 |
-4840,9 |
+2749,4 |
-3308,3 |
Итого |
50228,8 |
40426,2 |
34795,8 |
38714,6 |
47676,5 |
-9802,6 |
-5630,4 |
+3918,8 |
+8961,9 |
Реализация ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы"
Целью ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы" утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 11 декабря 2017 г. N 1052 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 годы" (далее - ВЦП), является повышение уровня экологической безопасности и снижение антропогенного воздействия на окружающую среду на территории Псковской области.
Задачи ВЦП:
1.осуществление мер по охране водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод;
2. сохранение исчезающих объектов животного и растительного мира;
3. обеспечение экологической безопасности;
4. повышение информационного обеспечения о состоянии окружающей среды и экологического просвещения населения.
Объем финансирования ВЦП в 2019 году составил 26 675,6048 тыс. руб., в том числе 12 88,1048 тыс. руб. из областного бюджета и 13 87,5 тыс. руб. из федерального бюджета.
В 2019 году реализованы следующие мероприятия ВЦП:
1. Завершены работы по расчистке Псковского озера в районе дер. Шартово Печорского района Псковской области.
2. Проведены работы, намеченные на 2019 год по мероприятию "Расчистка и дноуглубление реки Великой в г. Пскове Псковской области"
3. Проведены предпроектные обследования для определения объемов расчистки участков Чудско-Псковского озера Псковской области в целях улучшения экологического состояния гидрографической сети.
4. Определены зоны затопления и подтопления водными объектами области территорий 55 населенных пунктов Псковской области.
5. Проведен анализ паводковой информации и подготовлены на ее основе уточненные исходные данные для расчета субвенций из федерального бюджета по строке "Псковская область" включая бюджетные проектировки для защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов.
6. Проведены работы по корректировке границ и постановке на государственный кадастровый учет 4 особо охраняемых природных территорий регионального значения.
7. Установлено 49 информационных щита-аншлага на особо охраняемых природных территорий регионального значения.
8. Организованы лабораторные исследования для аналитического обеспечения государственного регионального экологического надзора на 48 объектах.
9. Обеспечено безопасное хранение устаревших пестицидов в дер. Лесная Палкинского района. На данное мероприятие в 2019 году израсходовано 1200 тыс. руб., выполнены следующие работы:
проведена оценка состояния окружающей среды около складов в дер. Лесная специализированной лабораторией. Превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ не установлено;
обеспечено безопасное хранение пестицидов (исправное состояние складов, содержание охранно-пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения, мониторинг состояния складов и тары устаревших пестицидов, работы по частичному перезатариванию бочек, замена тары, приобретение расходных средств, средств защиты, хозяйственного инвентаря).
Условия хранения устаревших бесхозяйных пестицидов соответствует природоохранным требованиям.
10. Проведено предпроектное обследование, разработка рекомендаций и технических решений по дальнейшим мероприятиям в отношении безхозяйных ГТС на территории Псковской области:
Порховской ГЭС, Поддубенской ГТС (Пустошкинский р-н, река Великая), Краснопорожской ГТС (Дедовичский р-н, река Судома), Большехрапской ГТС (Дедовичский р-н, река Шелонь).
11. В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология" проведены акции с привлечением общественных организаций и волонтеров по очистке от мусора 4 озер Гдовского района. Общая длина очищенной береговой полосы составила 0,5 км, участие приняло 50 человек.
12. В рамках реализации регионального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" заключен государственный контракт на разработку проекта по ликвидации нефтешламового хранилища в г. Невеле Псковской области. Срок исполнения - декабрь 2020 года.
13. Проведено множество акций, информация о которых размещена в разделе "Экологические акции и просвещение. Экологические акции Псковской области" настоящего Доклада
По итогам 2019 года реализация мероприятий ВЦП обеспечила достижение плановых значений целевых индикаторов. Реализация ВЦП позволяет снижать антропогенную нагрузку на окружающую среду и улучшать экологическую ситуацию в Псковской области.
6.3. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза (далее - ГЭЭ) объектов регионального уровня проводится Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области в порядке, установленном Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Псковской области.
Объектами ГЭЭ регионального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
4) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) объект ГЭЭ регионального уровня, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение ГЭЭ.
В 2019 г. Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области организованы и проведены две государственные экологические экспертизы следующих материалов:
1. Экологическое обоснование лимитов (объемов, квот) изъятия охотничьих ресурсов на территории Псковской области в сезон охоты 2019 - 2020 гг.
Представленные материалы по объему и содержанию соответствовали требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и получили положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ.
2. Проектная документация: "Здание холодильника для хранения продукции, расположенное на земельном участке КН 60:19:032203:0039 по адресу: Псковская область, Пустошкинский район, Забельская волость, юго-западнее д. Мельница" .
Представленные материалы по объему и содержанию не в полной мере соответствовали требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, имели существенные недоработки по экологическим вопросам и получили отрицательное заключение экспертной комиссии ГЭЭ.
6.4. Нормирование и государственный учет
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области осуществлял оказание услуги по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
По итогам работы за 2019 год на государственный учет поставлено 199 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, на конец отчетного периода в Псковской области поставлено на государственный учет 1884 объекта, подлежащего региональному экологическому надзору, в том числе:
II категории -89 объектов;
III категории -1517 объектов;
IV категории -278 объектов.
Приняты отчеты об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства за 2019 год в количестве 707 шт.
6.5. Реализация национального проекта "Экология" на территории Псковской области
В 2018 году Псковская область активно приступила к исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
Благодаря национальному проекту "Экология" Псковская область получила возможность решить проблемы накопленного экологического ущерба, реализовать свои экологические программы с участием федерального финансирования в части сохранения лесов и уникальных водных объектов на территории региона.
Для достижения целей, показателей и результатов национального проекта "Экология" разработаны паспорта региональных проектов Псковской области "Чистая страна" "Сохранение уникальных водных объектов Псковской области" "Сохранение лесов Псковской области" "Комплексная система обращения с ТКО" "Чистая вода"
Региональный проект "Чистая страна"
Главная цель: ликвидация к концу 2024 года выявленной на 01 января 2018 несанкционированной свалки в границах города Пскова за счет восстановления, в том числе рекультивации земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде.
Региональный проект "Чистая страна" направлен на реализацию двух мероприятий:
1. Ликвидация санкционированной свалки в городе Пскове и рекультивация территорий, на которой она размещена.
2. Ликвидация нефтешламового хранилища в г. Невеле Псковской области.
Мероприятие по ликвидации Псковской городской свалки включено в федеральный проект "Чистая страна" с финансированием из федерального бюджета и реализуется в рамках Государственной программы Псковской области "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами" , утвержденной постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 504, (подпрограмма "Отходы" ).
Исполнители:
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и Администрация города Пскова.
Целевые показатели, которые планируется достичь к 2024 г.:
1. Ликвидация всех выявленных на 01 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов -1 шт. (Псков).
2. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде -250 тыс. человек (г. Псков - 210 тыс. человек и Псковский район -40 тыс. человек).
3. Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, -19,9 га.
Управлением городского хозяйства Администрации города Пскова заключен муниципальный контракт от 28 ноября 2019 г. N 158 на разработку проекта по ликвидации Псковской городской свалки с ООО "Институт проектирования, экологии и гигиены" (Санкт-Петербург).
Общая стоимость работ - 9 990,00 тыс. рублей (за счет средств местного бюджета и субсидии из областного бюджета на 2019 г.).
Работы 1 этапа за 2019 г. выполнены 25 декабря 2019 г.
В рамках I этапа контракта проведены четыре вида изысканий:
инженерно-геодезические;
инженерно-геологические;
инженерно-экологические;
гидрометеорологические.
На 2020 год запланировано завершение разработки проекта.
Реализация мероприятия позволит решить давнюю проблему г. Пскова -ликвидировать свалку, существующую с 1947 года в городской черте, и вернуть в хозяйственное использование городские земли.
Мероприятие "Ликвидация нефтешламового хранилища в г. Невеле Псковской области" в федеральный проект "Чистая страна" не вошло и может быть включено в него только после участия в конкурсном отборе проектов в области обращения с отходами, которое запланировано на 2021 год.
Исполнитель:
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области.
Целевые показатели, которые планируется достичь к 2024 г.:
1. Ликвидация всех выявленных на 01 января 2018 г. объектов накопленного вреда -1 шт. (г. Невель).
2. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде, -0,15 тыс. человек (г. Невель).
3. Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, -0,24 га.
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области 30 июля 2019 г. заключил государственный контракт N 01572000003190004820012 на оказание услуг по разработке проекта "Ликвидация нефтешламового хранилища в г. Невеле Псковской области" с ООО "Размах ГП" (Санкт-Петербург). Срок исполнения контракта - 25 декабря 2020 г.
В рамках исполнения I этапа контракта за 2019 г. проведены инженерные изыскания на площади 1 га, в том числе:
инженерно-геодезические;
инженерно-геологические;
инженерно-экологические;
гидрометеорологические.
Выполненные работы обеспечивают получение необходимых и достаточных материалов для выбора проектных решений, установления мероприятий по охране окружающей среды.
На 2020 год запланировано завершение разработки проекта.
Реализация мероприятия позволит ликвидировать три нефтешламовых хранилища в городской черте и вернуть в хозяйственное использование городские земли общей площадью 0,24 га.
С 2020 года мероприятие реализуется в рамках Государственной программы Псковской области "Развитие лесного хозяйства" утвержденной постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 494.
Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов Псковской области"
Главная цель проекта - улучшение гидрографической сети и экологического состояния водных объектов области путем расчистки отдельных участков Чудско-Псковского озера и очистка от мусора водоохранных зон водных объектов Псковской области к концу 2024 г.
Проект связан с ведомственной целевой программой "Комплекс мер по обеспечению охраны окружающей среды на территории Псковской области на 2018 - 2020 гг." утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 11 декабря 2017 г. N 1052.
Исполнитель: Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области.
Проект включает два мероприятия:
1. Улучшение гидрографической сети и экологического состояния Чудско-Псковского озера и р. Псковы в г. Пскове (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акватории от плавающего мусора).
2. Очистка от бытового мусора берегов водных объектов Псковской области и прилегающих к ним акваторий.
Общий объем финансирования -75 483,976 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета -73 783,976 тыс. рублей (2019 - 2024 гг.)
из областного бюджета -1 700,00 тыс. рублей (2019 - 2024 гг.)
Целевые показатели, которые планируется достичь к концу 2024 г.:
1. Протяженность расчищенных участков водных объектов -13,5 км.
2. Численность населения, улучшившего экологические условия проживания, - 205,164 тыс. человек (проживающие в г. Пскове, в деревнях Кулье, Шартово, Медли, Колпино Печорского района, Подборовье, Подолешье, Раскопель, Островцы, Спицино Гдовского района).
В 2019 году реализовано следующее:
1. Завершена расчистка Псковского озера в районе дер. Шартово Псковской области.
Работы выполнены 30.08.2019 на общую сумму 3976,02514 тыс. рублей из средств федерального бюджета (субвенции в области водных отношений).
Достигнутые целевые показатели:
1. Протяженность расчищенных участков акватории - 2,5 км.
2. Численность населения, улучшившего экологические условия проживания, - 0,256 тыс. человек (проживающие в деревнях Кулье, Шартово, Медли, Колпино).
3. Расчистка участков Чудско-Псковского озера вблизи населенных пунктов Подборовье, Подолешье, Раскопель, Островцы, Спицино Гдовского района Псковской области.
30.09.2019 выполнены работы по предпроектному обследованию водного объекта для определения объемов и мест расчистки Чудско-Псковского озера в Гдовском районе Псковской области на общую сумму 500,00 тыс. рублей из областного бюджета.
4. Очистка от бытового мусора берегов водных объектов Псковской области и прилегающих к ним акваторий.
В федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов" включены мероприятия по проведению ежегодных волонтерских акций в субъектах Российской Федерации, которые организуются органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления на своих территориях по очистке водоохранных зон водных объектов Псковской области от мусора.
Целевые показатели по данному мероприятию по протяженности очищенной береговой полосы водных объектов и количеству населения, вовлеченного в волонтерские акции, определяются органами местного самоуправления ежегодно.
Для достижения целевых показателей по данному мероприятию с органами местного самоуправления 15 апреля 2019 г. Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области заключено 26 соглашений.
На основании ежемесячных отчетов органов местного самоуправления получены следующие данные.
За 2019 год в акциях в районах области приняло участие 3,3 тыс. человек (165% от плана), убраны берега 18 водных объектов протяженностью 263,0 км (159% от плана).
Направлены ежемесячные отчеты (апрель - октябрь) в Минприроды России о реализации мероприятий по уборке водных объектов от мусора в рамках акции "Вода России" По итогам акции в конце 2019 г. Минприроды России составлен рейтинг регионов -участников акции, Псковская область заняла в нем 32 место.
30.09.2019 завершено проведение акций по очистке берегов 4 озер (Жуково, Каретное, Зеркальное, Серебряное) Гдовского района на общую сумму 200,00 тыс. рублей.
Региональный проект "Сохранение лесов Псковской области"
Целью федерального проекта "Сохранение лесов" является обеспечение баланса выбытия и лесовосстановления лесов в соотношении 100% к 2024 году.
За счет искусственного лесовосстановления в Псковской области выполняется до 78% от общей площади лесовосстановления, что значительно превышает как средний процент искусственного лесовосстановления по России (26%), так и процент по Северо-Западному федеральному округу (14%).
Процессом лесовосстановления (создание лесных культур и содействие естественному возобновлению хвойных пород) процесс воспроизводства лесов не заканчивается. Главные породы (сосна и ель), появившиеся в процессе лесовосстановления, в течение первых двух лет в лесной зоне будут заглушены мягколиственными породами. Для обеспечения выхода главных пород в первый ярус необходимо как минимум дважды, удалить все мягколиственные породы на стадии молодняков.
Региональным проектом "Сохранение лесов Псковской области" предусмотрен дополнительный показатель обеспечения воспроизводства целевых пород за счет интенсивных рубок ухода в молодняках. Указом Губернатора Псковской области от 29 декабря 2018 г. N 81-УГ "Об утверждении Лесного плана Псковской области" утвержден Лесной план Псковской области, в который включен показатель "равенство площадей сплошных вырубок и площадей воспроизводства лесов".
Данный показатель внесен в лесохозяйственные регламенты лесничеств и указан в проектах освоения лесов всех арендаторов лесных участков. Нормативами надлежащего достижения дополнительных показателей регионального проекта являются:
лесовосстановление - наличие на вырубке требуемого количества растений главных (целевых) пород;
осветление - наличие на вырубке только главных (целевых) пород;
прочистка - преобладание главных целевых пород в первом ярусе насаждений с нормируемой густотой древостоя.
Вышеуказанным указом Губернатора также установлено, что уход за молодняками в общем объеме мероприятий по воспроизводству лесов должен составлять не менее 40%.
Признаками достижения показателей регионального проекта "Сохранение лесов Псковской области" в части ухода за молодняками являются:
наличие на вырубке только целевых пород при осветлениях;
наличие на вырубке нормируемого количества целевых пород при прочистках.
Рубки ухода в молодняках, выполненные с меньшими процентами выборки, чем установленные методикой достижения дополнительного показателя регионального проекта уходами, не считаются.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение лесов Псковской области" в 2019 году выполнены показатели в полном объеме:
показатель "отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших насаждений" выполнен в размере 52,4% или 123% от годового показателя (показатель на 2019 год - 42,7%) (показатель федерального проекта "Сохранение лесов");
показатель "площадь лесовосстановления и лесоразведения" выполнен на 123% и составляет 4 543 га от плана в 3700 га;
показатель "запас семян лесных растений для лесовосстановления" выполнен на 224% в объеме 0,83 тонны (0,37 тонн по плану);
показатель "количество выращенного посадочного материала лесных растений" выполнен на 141% в объеме 12,54 млн. шт. (8,9 млн. шт. по плану).
показатель "площадь погибших лесных насаждений" выполнен на 100% и составляет 0,022 тыс. га при плановом значении 0,3 тыс. га;
показатель "ущерб от лесных пожаров" выполнен на 100% и составляет 9,5 млн. руб., при плановом значении в 17,4 млн. руб.;
показатель "отношение площади воспроизводства лесов к площади вырубленных лесных насаждений" выполнен на 101% (по плану 100%).
Направленность федерального проекта "Сохранение лесов" на искусственное лесовосстановление всех вырубок двумя лесообразующими породами - сосной и елью противоречит принципам многоцелевого использования лесов и сохранения биологического разнообразия, установленным Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В целом ряде лесорастительных условий невозможно провести лесовосстановление, в них возобновление леса возможно только путем заращивания вследствие природных процессов.
На рынке на сегодняшний день присутствует постоянный дефицит березового фанерного кряжа. С развитием фанерного производства с учетом реализуемых инвестиционных проектов этот дефицит будет нарастать.
Создать высокоствольные березняки можно и без дорогостоящего лесовосстановления путем заращивания вырубок естественным путем и формирования березняков из естественных мягколиственных молодняков методом интенсивных осветлений и прочисток.
В соответствии с лесным планом и лесохозяйственными регламентами лесничеств к хозяйственно ценным породам в настоящее время, кроме хвойных пород (сосна, ель), относится береза.
В соответствии с Правилами ухода за лесом, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 626 "Об утверждении Правил ухода за лесами", предусмотрены в основном проценты выборки мягколиственных пород при проведении рубок ухода в молодняках в размере 20-50% по запасу. В результате проведения таких уходов заявленные цели федерального проекта "Сохранение лесов" достигнуты не будут несмотря на понесенные немалые затраты на лесовосстановление.
С точки зрения обеспечения сырьем целлюлозно-бумажной промышленности планируемое повсеместное лесовосстановление хвойных пород бессмысленно. Современная технология производства бумаги требует только 25% хвойной целлюлозы. Оставшаяся доля заполняется за счет иной целлюлозы, включая тростник.
Многие страны на сельскохозяйственных землях выращивают плантации тополей и ив с коротким оборотом рубки для обеспечения потребностей целлюлозно-бумажной отрасли. В условиях лесной зоны подобные задачи могут быть решены без затрат на лесовосстановление путем возобновления осиных вырубок вследствие природных процессов, ограничившись только приведением густоты насаждения в возрасте прочисток до нормируемой и снижением возраста рубки осинников.
По итогам 2019 года основная часть лесопользователей перешла на проведение интенсивного ухода за молодняками. Это направлено не только на достижение целей регионального проекта, но и создает основу постепенного перехода на интенсивное ведение лесного хозяйства. Данные мероприятия позволят в более короткие сроки вырастить и заготовить требуемые на рынке лесоматериалы как хвойных, так и лиственных пород.
Региональный проект "Комплексная система обращения с ТКО"
Региональный проект "Комплексная система обращения с ТКО" предусматривает достижение к концу 2020 года таких показателей, как увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на обработку (сортировку), с 12 до 27% и увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на вторичную переработку, с 3 до 10%.
Для достижения целевых показателей в 2019 году часть отходов из Локнянского, Куньинского, Усвятского, Новосокольнического районов были направлены на сортировочную линию объекта размещения отходов в дер. Бабки Великолукского района.
Также часть отходов направляется на вторичную переработку в Плюсский перерабатывающий комбинат пластика полного цикла и за счет этого реализуется целевой показатель - доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию.
В 2019 году доля твердых коммунальных отходов, направляемых на обработку, увеличена с 7% до 12%, доля твердых коммунальных отходов, направляемых на переработку, увеличена с 1% до 3%, целевые показатели на 2020 год - 27% и 10% соответственно.
На 2020 год из федерального бюджета финансирование мероприятия "Строительство объектов сортировки отходов для северной и южной зон области" в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" не предусмотрено.
Для достижения целевых показателей в Псковской области запланировано строительство двух экотехнопарков для северной и южной зон области. Земельный участок в южной зоне области уже определен и готовится концессионное соглашение по строительству объекта обработки и сортировки отходов. Подготовлен бизнес-план, "дорожная карта", техническое решение по земельному участку в Великолукском районе под строительство экотехнопарка в южной зоне области.
В настоящее время проводится проработка проекта концессионного соглашения. Планируется, что к 2021 году в рамках концессионного соглашения в южной зоне области будет возведен экотехнопарк.
В северной зоне области в настоящее время определяется земельный участок для строительства экотехнопарка. Наиболее подходящим по требуемым параметрам (наличие транспортной инфраструктуры, удаленность от населенных пунктов, отсутствие санитарного ограничения) является земельный участок в сельском поселении "Новоуситовская волость", урочище Халево Палкинского района Псковской области кадастровый номер земельного участка 60:14:0100206:1. Указанный земельный участок принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, он не разрабатывался, наземные и подземные сооружения отсутствуют, имеется свободный доступ по всему периметру.
Решается вопрос о передаче в собственность Псковской области указанного земельного участка. Министерство обороны Российской Федерации повторно будет рассматривать вопрос передачи в собственность Псковской области земельного участка с кадастровым номером 60:14:0100206:1 площадью 1 726 000,0 кв. м, расположенного на территории Палкинского района (сельское поселение "Новоуситовская волость", урочище Халево) Псковской области.
В северной зоне области планируется построить экотехнопарк к 2023 году.
В течение 2019 года проводилась работа по внедрению раздельного накопления отходов. Всего установлено 345 контейнеров для раздельного накопления ТКО, в том числе Региональным оператором в 2019 году установлено 129 сетчатых контейнеров.
Согласно паспорту регионального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" завершение строительства экотехнопарков запланировано на 2024 год.
Региональный проект "Чистая вода"
Региональный проект "Чистая вода" направлен на повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
В 2019 году в рамках реализации регионального проекта "Чистая вода" проведена инвентаризация объектов водоснабжения, утверждена региональная программа по повышению качества водоснабжения.
Начаты работы по реконструкции кольцевого водовода в г. Великие Луки и системы водоснабжения в дер. Переслегино Великолукского района.
В г. Великие Луки осуществлена прокладка 744 метров водовода (из запланированных 1 360 метров).
В дер. Переслегино выполнены работы по планировке территории для строительства станции водоподготовки, заменено порядка 500 метров водопроводных сетей. Подрядчиком закуплено 3 км труб, насосная станция, заказана станция водоочистки (блок аэрации, блок дозирования реагента окислителя, система фильтрации).
По итогам 2019 года 86% населения Псковской области обеспечено качественной питьевой водой. Кассовое исполнение по региональному проекту составило 35,4 млн. рублей (100%).
В 2020 году финансирование регионального проекта "Чистая вода" составляет 82,8 млн. рублей, из них 67,7 млн. рублей будет направлено на завершение работ по переходящим объектам с 2019 года.
В г. Великие Луки по ул. Тургенева будет заменено 616 метров кольцевого водовода. Данный участок является аварийным. С 2017 года произошло 35 аварий (свищи, течь раструба). Высокая аварийность связана с износом трубы, который составляет 90%. Реконструкция водовода позволит обеспечить бесперебойное водоснабжение 90 549 человек.
В дер. Переслегино будет отремонтировано 2 816 метров водопроводных сетей и построена станция очистки воды, тем самым проблема с качеством питьевого водоснабжения будет решена, 1 477 жителей дер. Переслегино будут обеспечены качественной питьевой водой.
По итогам 2020 года планируется, что 86,2% населения Псковской области будет обеспечено качественной питьевой водой.
Кроме того, в 2020 году будут начаты работы по реконструкции станции биохимической очистки воды от сероводорода на очистных сооружениях водопровода из подземных источников в г. Великие Луки. На эти цели на 2020 год предусмотрено финансирование в объеме 15,1 млн. рублей.
Региональным проектом "Чистая вода" предусмотрена замена всех стальных технологических трубопроводов на полиэтиленовые, замена всей запорной арматуры, замена расходомеров исходной воды, установка анализаторов сероводорода, установка расходомера сжатого воздуха, ремонт 6 реакторов без изменения технологической схемы очистки воды от сероводорода (ежегодно будет осуществляться ремонт 2 реакторов, что позволит обеспечивать работу станции без ее остановки). Работы по реконструкции будут проводиться в течение 3 лет до 2022 года (стоимость проекта - 93,6 млн. рублей).
Ведется разработка проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений водопровода в г. Гдове и в г. Порхове. Имеется проектно-сметная документация на строительство водозабора в районе "Псковкирпич" в г. Пскове.
В IV квартале 2020 года планируется подать заявку в Минстрой России на финансирование указанных объектов в 2021 году.
Реализация проектов в районе "Псковкирпич" г. Пскова, в г. Гдове и в г. Порхове позволит в дальнейшем дополнительно обеспечить 13847 человек качественной питьевой водой.
6.6. Ликвидация объектов накопленного экологического вреда
На территории Псковской области находятся два объекта, которые включены в государственный реестр объектов накопленного вреда:
склады устаревших пестицидов;
нефтешламовое хранилище в г. Невеле.
Хранящиеся в Псковской области устаревшие пестициды - это смеси неизвестного происхождения, потерявшие свои свойства под воздействием атмосферных осадков и собранные из разрушенных складов бывших сельскохозяйственных предприятий Псковской области.
Все устаревшие пестициды общим объемом 840 тонн размещены в 85 складах в Палкинском, Великолукском, Куньинском, Новосокольническом, Усвятском, Невельском, Себежском, Опочецком, Пустошкинском, Локнянском рай
<< Раздел 5. Окружающая среда и здоровье населения |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Псковской области от 26 июня 2020 г. N 65-РГ "О Докладе об экологической ситуации в Псковской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.