Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 25.06.2020 N 2595
Ежегодный доклад
Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области по итогам деятельности в 2019 году (представлен в областную Думу Уполномоченным по правам ребенка в Тюменской области А.Э. Степановым 29.05.2020)
|
"Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. |
Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет уважения к старшим, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения". | |
|
|
|
Из ст. 67.1 Конституции РФ с учетом изменений, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ |
Введение
В 2019 году исполнилось 10 лет со дня учреждения в Тюменской области института Уполномоченного по правам ребенка. Одной из основных особенностей становления института уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области (далее - Уполномоченный) являлся тот факт, что он был создан по инициативе органов государственной власти региона, которые впоследствии оказывали ему всестороннюю поддержку.
В этих благоприятных условиях важно было выстроить работу Уполномоченного так, чтобы новый институт, являясь гарантом обеспечения прав детей в регионе, способствовал улучшению их положения, в том числе путем выявления проблемных моментов, их причин, принятия мер по их устранению.
Именно в процессе решения данных проблемных вопросов в регионе были разработаны и внедрены новые технологии профилактики расторжения браков, дальнейшее развитие получили службы медиации, на базе учреждений социального обслуживания населения открыты кабинеты для социально-психологической диагностики, психоэмоциональной коррекции детей, подвергшихся преступным посягательствам, позволяющие, в том числе, проводить следственными органами действия с меньшим психологическими рисками для ребенка, сократив количество опросов потерпевших детей и т.д.
Взаимодействие Уполномоченного с федеральными и областными ведомствами на территории Тюменской области осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве, позволяющих конкретизировать совместные действия в интересах детей и реализовывать совместно профилактические мероприятия.
28 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации". Документ регулирует правовое положение Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. В связи с принятием закона соответствующие изменения были внесены и в статью 31.1 Закона Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребёнка".
Подводя итоги 2019 года, можно с уверенностью сказать, что система обеспечения прав и законных интересов детей в Тюменской области выстроена, имеет четкую вертикаль управления и налаженные межведомственные связи. Она позволяет гибко реагировать на проблемные ситуации в сфере детства и возникающие в связи с этим запросы общества. Определяющим фактором этого процесса стало то особое внимание, которое уделяет вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детства руководство Российской Федерации и Тюменской области.
Как показала практика, проблемы в вопросах соблюдения прав детей были обусловлены, в том числе, несовершенством законодательства. Работа в этом направлении ведется системно, на широкой межведомственной основе. В результате отмечены тенденции изменений к лучшему. Предложения по совершенствованию законодательства были направлены через Тюменскую областную Думу в Государственную Думу Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, министерства Российской Федерации.
В формировании этих тенденций несомненна и заметна роль института Уполномоченного по правам ребёнка. Она проявляется в вопросах взаимодействия с исполнительными и представительными органами власти по вопросам изменения законодательства и управленческих решений в целях обеспечения интересов детей, восстановления нарушенных прав несовершеннолетних, оказания помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Безусловно, в вопросах защиты прав детей остаётся ещё немало проблем, которые необходимо решать, но уже сегодня в рамках Десятилетия детства предоставляется значительно больше инструментов и возможностей для того, чтобы решать их более успешно и эффективно. Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020: "Судьба России, ее историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет, зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности будут для них опорой в жизни".
В предложенных Президентом Российской Федерации изменениях в Конституцию дети провозглашаются важнейшим приоритетом государственной политики. Появление такой статьи является закономерным решением, так как в стране активно развивается система защиты детей, в том числе в рамках реализации программы Десятилетия детства, объявленной Указом Президента Российской Федерации в мае 2017 года и ставшего логическим продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. В рамках данных мероприятий в Тюменской области в 2019 году продолжалась системная реализация законодательных и управленческих мер по поддержке несовершеннолетних и их правовой защищённости. Уполномоченный и исполнительные государственные органы Тюменской области ориентировали свою деятельность на минимизацию рисков нарушения прав и законных интересов детей в учреждениях, организациях и других структурах, работающих с несовершеннолетними.
В докладе обозначены проблемы, которые требуют принятия дополнительных мер, направленных на улучшение положения детей и наилучшее обеспечение их интересов.
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного в 2019 году подготовлен в соответствии со статьей 31.1 Закона Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребенка" основан на анализе:
поступивших в 2019 году к Уполномоченному обращений;
устных обращений граждан в ходе личного приема;
материалов, собранных по итогам посещений учреждений для детей;
проверочных мероприятий;
результатов работы форумов, конференций, круглых столов, межведомственных рабочих групп;
соглашений о взаимодействии, заключенных с правоохранительными органами.
В ежегодном докладе Уполномоченного изложены факты, оценки, выводы и предложения, основанные на анализе состояния обеспечения прав и законных интересов ребенка в Тюменской области.
Целью настоящего доклада является информирование Губернатора Тюменской области, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, депутатов Тюменской областной Думы, Общественной палаты Тюменской области, гражданского общества о результатах деятельности, содержащее в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей Тюменской области, а также предложения о совершенствовании их правового положения.
Уполномоченный выражает признательность Губернатору Тюменской области, Тюменской областной Думе, Правительству Тюменской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области, прокуратуре Тюменской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Следственному управлению Следственного комитета России по Тюменской области, Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования, общественным организациям, средствам массовой информации, неравнодушным гражданам за большую результативную работу в деле защиты прав и интересов детей.
1. Анализ работы Уполномоченного в 2019 году
В 2019 году в адрес Уполномоченного поступило 1 032 обращения (2018 - 1 014, 2017 - 839, 2016 -788). Письменных обращений - 522 (2018 - 560, 2017 - 459, 2016 - 499). В ходе личного приема к Уполномоченному обратились 250 человек (2018 - 254, 2017 - 230, 2016 - 143).
В 2019 году на телефон "Горячая линия" обратилось более 260 заявителей (2018 - 200, 2017 - 150, 2016 - 146).
В 2019 году в адрес Уполномоченного из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой было перенаправлено для рассмотрения 75 письменных обращений граждан (в 2018 - 79), из них через сайт федерального Уполномоченного поступило 44 обращения (в 2018 - 33). Из общего числа письменных обращений в адрес Уполномоченного, поступивших в 2019 году, этот показатель составляет 14%, это показывает высокий уровень доверия населения Тюменской области к региональным органам власти.
Анализ обращений граждан в адрес Уполномоченного за 2019 год показал, что, несмотря на снижение количества обращений по вопросам, касающимся соблюдения и защиты жилищных прав несовершеннолетних детей, они по прежнему занимают лидирующую позицию. В 2019 году таких обращений поступило - 124 (в 2018 - 202, 2017 - 219).
В основном это обращения граждан:
- по вопросом выселения из жилых помещений;
- улучшения жилищных условий;
- участия в действующих программах по улучшению жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших отказ во включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
- просьбы оказать содействие в предоставлении жилых помещений многодетным семьям и семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды, которые не могут получить жилое помещение вне очереди.
Проблемы, возникающие в процессе обеспечения жильем указанных категорий граждан, обусловлены многими факторами: недостатками и пробелами законодательства, несвоевременным обращением для постановки на учет, отсутствием оснований, предусмотренных законодательством, для получения жилых помещений либо иных льгот, позволяющих получить жилые помещения
Общее количество письменных обращений по вопросу улучшения жилищных условий семьи с детьми
В 2019 году были подготовлены мотивированные предложения, по результатам рассмотрения которых Тюменской областной Думой были внесены изменения в действующее региональное законодательство: 28.06.2019 в ст. 31.1 Закона Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребенка", касающиеся подготовки заключений в защиту прав детей в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
В 2019 году Уполномоченный выбран председателем Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в Уральском федеральном округе. Проведено 4 заседания Координационного совета в городе Тюмени, Екатеринбурге, Уфе. По результатам выработаны предложения и рекомендации по улучшению положения семей с детьми в регионах, входящих в состав Уральского федерального округа.
В 2019 году с участием Уполномоченного были проведены следующие мероприятия:
18 - 19 января Уполномоченный встретился с участниками зимних сборов одаренных детей "РДШ собирает друзей...". Ежегодно Тобольский район объединяет в одном месте самых активных школьников. В 2019 году зимние сборы одаренных детей "РДШ собирает друзей..." прошли в Байкаловской школе и собрали более 70 участников и гостей из регионального отделения РДШ. Сборы одаренных детей в Тобольском районе проводятся с 2011 года. Уполномоченный провел встречу с детьми, ребята задали интересующие их вопросы, поделились мыслями и проблемами.
15 - 16 мая в городе Уфе состоялся Всероссийский конгресс "Вектор Детство - 2019", в рамках которого прошел XVI Съезд уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации "Демография в России: будущее в детях. Будущее с детьми". Главными темами обсуждения участников съезда стали важнейшие вопросы демографической политики РФ, формирование эффективной региональной семейной политики и совершенствование мер государственной поддержки института семьи, создание современной инфраструктуры детства в регионах. Уполномоченный выступал с докладом "Реализация межрегионального проекта "Безопасность 0+" по превенции детского травматизма и смертности как пример общественно-государственного партнерства". Проект Тюменской области "Безопасность 0+" был высоко оценен Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой и по итогам конгресса дано поручение о включении его в перечень мероприятий в рамках Десятилетия детства для реализации на территории Российской Федерации.
26 октября в целях повышения родительской компетентности в городе Тюмени под девизом "Здоровое поколение - безопасное будущее" прошел Второй региональный просветительский форум "Подростки-родители-Rock'n'Roll" для родителей (первый был проведён в 2018 году). Форум для родителей - это диалоговая площадка, где родители, специалисты, представители власти, некоммерческого сектора могут взаимодействовать и развивать свои компетенции в вопросах воспитания детей.
В рамках форума родители получили возможность обсудить важные вопросы построения позитивных семейных взаимоотношений с ведущими экспертами региона и федерального уровня. Всего в форуме приняли участие более 2,5 человек.
С 29 октября по 1 ноября делегация Тюменской области во главе с Уполномоченным приняла участие в форуме юных граждан "Будущее строим вместе" в г. Екатеринбурге. Форум проходил на базе загородного центра "Таватуй" Свердловской области, в нем приняли участие представители из числа социально активной молодежи регионов УрФО и Пермского края.
Форум включал интенсивную программу, в которую вошли встречи участников с представителями органов законодательной и исполнительной власти, образовательных и научных учреждений и детских общественных организаций. В рамках форума были проведены круглые столы, дискуссии, тематические игры по взаимодействию, а также планирование общественных акций, направленных на привлечение внимания к формированию безопасной среды детства.
По инициативе Уполномоченного проводится традиционный Единый открытый урок права в рамках празднования Всемирного дня ребёнка. В 2019 году он прошёл 20 ноября в городах и районах Тюменской области в режиме видео-конференц-связи, в 2019 году к участию в уроке права было осуществлено 213 подключений из городов, районов, муниципалитетов, школ области, общее количество школьников составило более 10 тысяч.
Во всех муниципальных образованиях юга Тюменской области проведены выездные уроки правового просвещения для старшеклассников. Уроки проводятся Уполномоченным системно в течение всего года в соответствии с Перечнем мероприятий по проведению открытых уроков по правовому просвещению учащихся общеобразовательных учреждений Тюменской области совместно с прокуратурой Тюменской области, Тюменским областным судом, ТРО ООО "Ассоциация юристов России", УМВД России по г. Тюмени, Департаментом образования и науки Тюменской области, ИГиП ТюмГУ.
5 декабря заместитель председателя комитета областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Ольга Швецова и Уполномоченный по правам ребёнка в Тюменской области Андрей Степанов провели тюменским школьникам экскурсию по Тюменской областной Думе в рамках проекта "Открытая Дума". Гости парламента, ученики 83-й гимназии, совершили экскурсию по залам заседания областной Думы, узнали о том, какой путь от инициативы до воплощения в жизнь проходят законопроекты, получили информацию о геральдических символах региона.
Проведение совместных личных приемов с первым заместителем прокурора Тюменской области Р.М. Биктимеровым дает положительные результаты в вопросах защиты прав несовершеннолетних.
Уполномоченный является председателем оргкомитета ежегодного регионального детского литературно-художественного конкурса "Азбука Тюмени".
В 2019 году продолжилось сотрудничество и участие Уполномоченного в мероприятиях, проводимых региональным отделением Российского движения школьников.
В целях обеспечения максимальной гарантии государственной защиты, соблюдения и уважения прав и законных интересов несовершеннолетних в Тюменской области Уполномоченный в течение всего года принимал участие в работе следующих коллегиальных совещательных органов региона:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области (заместитель председателя);
- межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Тюменской области;
- координационного совета по патриотическому воспитанию граждан Тюменской области;
- Совете при Губернаторе Тюменской области по делам инвалидов;
- Совете при Тюменской областной Думе по повышению правовой грамотности населения Тюменской области;
- межведомственном совете по дополнительному образованию в Тюменской области;
- Совете по вопросам добровольчества (волонтерства) Тюменской области.
Мероприятия, проводимые с участием Уполномоченного, регулярно освещались в СМИ. На федеральном сайте Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2019 году было размещено 47 новостей.
В течение 2019 года жалобы на действия Уполномоченного, специалистов службы не поступали, нарушения действующего законодательства отсутствуют.
Взаимодействие Уполномоченного с Тюменской областной Думой
В 2019 году расширилась практика взаимодействия Уполномоченного с Тюменской областной Думой. Совместная работа с депутатами Тюменской областной Думы по обращениям граждан региона сочеталась с участием Уполномоченного в работе комитетов, круглых столов, комиссий и советов при Тюменской областной Думе.
Уполномоченный является членом Совета по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области, регулярно принимает участие в заседаниях Совета; 2 февраля в Тюменской областной Думе состоялось заседание рабочей группы по семейной медиации. В заседании приняли участие Уполномоченный, депутаты Тюменской областной Думы, представители органов исполнительной власти, директор и специалисты Западно-Сибирского регионального центра медиации и права.
По итогам заседания совместно с Уполномоченным и органами исполнительной власти Тюменской области подготовлен ряд предложений по сохранению семейного благополучия для внесения изменений в федеральное законодательство. Актуальным остается вопрос по подготовке специалистов, которые будут работать в сфере медиации. Общая задача - посредством медиативных технологий помочь сохранить семьи, находящиеся на грани расторжения брака, защитить детей от психологического стресса. Западно-Сибирским региональным центром медиации и права в рамках проекта "Сохраним семью сами" в городе Тюмени были созданы кабинеты медиации, где обратившиеся получали бесплатную медиативную помощь в семейно-правовых конфликтах. Они расположены в районных судах Калининского и Ленинского административных округов, в самом Центре медиации и права, а также в общественной приемной Общественной палаты Тюменской области и региональном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Семья" (за счёт средств Фонда президентских грантов процедура медиации по семейным спорам в 2019 году оказывалась на территории города Тюмени и Тюменского района бесплатно).
17 июня Уполномоченный принял участие в заседании круглого стола на тему "Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", выступил с докладом на тему: "О практике работы службы Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области и возникающих вопросах обеспечения доступности бесплатной юридической помощи в Тюменской области".
13 сентября состоялся круглый стол по вопросам социальной поддержки многодетных семей Тюменской области. Уполномоченный принял участие в обсуждении этой темы.
09 декабря в Тюменской областной Думе состоялся круглый стол по теме: "Институт Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области: итоги становления и перспективы развития".
Участники круглого стола признали положительными итоги деятельности Уполномоченного за 10 лет (с 2009 по 2019 г.). Эффективность работы была отмечена также на федеральном уровне.
Считаю целесообразным продолжить:
1) проведение работы по правовому просвещению детей (продолжить практику проведения Единого правового урока);
2) развивать информационную поддержку в СМИ социально значимых проектов, которые реализуются при непосредственном участии Уполномоченного;
3) продолжать совершенствование действующего регионального и федерального законодательства в сфере обеспечения прав детей;
4) совершенствовать обучающие программы, проекты, направленные на обучение специалистов, работающих с детьми в Тюменской области (психологов, специалистов, инспекторов по охране прав детства и т.д.).
Взаимодействие Уполномоченного с органами прокуратуры Тюменской области
Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних строится исходя из приоритетности задач по социальной поддержке детей и подростков, охране их прав и законных интересов, профилактике их безнадзорности и преступности.
В рамках надзорных мероприятий с привлечением территориальных прокуроров проведены проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, о профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся и студентов образовательных организаций, соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних при исполнении судебных решений, вынесенных в их интересах, исполнении законодательства об образовании при приеме детей в 1-й класс, исполнения законодательства о физической культуре и спорте региональными спортивными федерациями и коммерческими физкультурными организациями и другие.
С 01.06.2012 между прокуратурой Тюменской области и Уполномоченным заключено Соглашение о взаимодействии в вопросах защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.
Предметом Соглашения является взаимодействие сторон по вопросам защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предупреждения, выявления и устранения их нарушений, использования имеющихся правовых, информационных, научных, аналитических, методических и организационных ресурсов при планировании и реализации совместных мероприятий.
Не менее двух раз в год проводятся совместные личные приемы граждан. Уполномоченный принимает участие в заседаниях расширенных коллегий прокуратуры Тюменской области, а также в иных мероприятиях координационного характера, посвященных вопросам детства.
08 июля по запросу Уполномоченного прокуратурой Тюменской области была направлена информация в адрес Губернатора Тюменской области о методическом содействии органам местного самоуправления для принятия мер к систематизации муниципального нормативного регулирования порядка исчисления стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и к повышению его размера с учётом реалий экономической ситуации. В ряде муниципальных образований, в том числе в городе Тюмени, был установлен размер стоимости имущества в абсолютных значениях, который не менялся на протяжении более 5 лет, что препятствовало постановке и признанию граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке.
Благодаря совместной работе Уполномоченного и прокуратуры Тюменской области были обеспечены права ВИЧ-инфицированных детей, родители которых уклонялись от их лечения и обследования, было проведено 4 заседания рабочих групп, в результате которых Центром СПИД стали инициироваться исковые заявления, был разработан алгоритм действий.
На системной основе проводятся заседания межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Особое направление в совместном взаимодействии - правовое просвещение несовершеннолетних. В течение всего учебного года проводятся совместные правовые уроки для старшеклассников Тюменской области, во Всероссийский день оказания правовой помощи детям в режиме ВКС проводится Единый урок права со всеми муниципальными образованиями региона. Уполномоченным в 2019 году в рамках правового просвещения было осуществлено 29 выездов в муниципальные районы.
Представитель прокуратуры Тюменской области входит в состав рабочей группы при Уполномоченном по проведению всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи. Таким образом обеспечивается законность, всестороннее проведение проверки по каждому конкретному случаю.
Согласно данным автоматизированного информационного комплекса "Надзор" в 2019 году в прокуратуру области от Уполномоченного поступило 14 запросов по обращениям граждан по различным вопросам, по 7 из них приняты меры прокурорского реагирования в целях восстановления нарушенных прав детей и семей с детьми.
Прокуратурой Тюменской области проведена проверка по обращению к Уполномоченному многодетной матери в защиту жилищных прав ее детей. В рамках рассмотрения обращения прокуратурой организовано изучение гражданского дела по иску о признании недействительной сделки купли-продажи жилого дома, о применении последствий недействительной сделки и о взыскании убытков. По итогам проверки прокурором Нижнетавдинского района по поручению прокуратуры Тюменской области внесено апелляционное представление о восстановлении срока апелляционного обжалования и об отмене указанного решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением процессуального законодательства, являющимся основанием для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции.
Семье, обратившейся в адрес Уполномоченного, при поддержке прокуратуры города Тюмени взамен занимаемого непригодного для проживания жилого помещения было предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма, которое отвечает санитарным и техническим требованиям.
30 декабря прокурором Нижнетавдинского района начальнику МО МВД России "Тюменский" (дислокация с. Нижняя Тавда) по запросу Уполномоченного внесено представление об устранении нарушений закона в связи с отсутствием комнаты для свиданий в изоляторе временного содержания.
Взаимодействие Уполномоченного с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области
Между Уполномоченным и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - Управление) заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам защиты прав и интересов ребенка от 05.04.2011.
Службой по обеспечению деятельности Уполномоченного и Управлением проводятся совместные приемы граждан. Сотрудники Управления являются членами рабочих групп при Уполномоченном, принимают участие в заседаниях и совещаниях.
В адрес Уполномоченного за 2019 год поступило 32 обращения о взыскании алиментных обязательств, право на содержание нарушали в основном отцы детей (одно обращение - на нарушение прав на содержание ребенка матерью, факт в ходе проверки не подтвердился).
По данным ведомственной статистической отчётности за 2019 год, на исполнении в структурных подразделениях Управления, с учётом остатка, находилось 22 370 исполнительных производств о взыскании алиментных платежей, что на 856 больше, чем в 2018 году.
Взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей остается одной из важных проблем, как правило, это связано с нежеланием должников (родителей) выплачивать денежные средства. Кроме того, отсутствие имущества и доходов у должника, на которые в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" можно обратить взыскание для погашения задолженности по алиментам, приводит к тому, что решение суда не исполняется. Зачастую должники по адресам, указанным в исполнительном документе, не проживают, скрываются, меняют адреса своего фактического проживания. При этом в рамках действующего законодательства нельзя обратить взыскание на жилое помещение должника (его части), если для должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением. При этом, если оно является предметом ипотеки, на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание, если жилое помещение является единственным жилым помещением семьи, в том числе, если семья реализовала средства материнского капитала.
Считаю, что в данном случае дети должников по алиментам находятся в неравных условиях, судебные решения о взыскании алиментов могут длительное время не исполняться должниками по алиментам, привлечение должников к уголовной, административной ответственности не приводит к улучшению ситуации, должники продолжают вести асоциальный образ жизни, не работают. Например, такая мера ответственности, как ограничение права управления транспортным средством, эффективна только в случае, если у должника имеется транспортное средство. А должники, как правило, успевают оформить право собственности на транспортные средства на других лиц.
Из общего остатка исполнительных производств на конец 2019 года 252 должника объявлены в розыск в соответствии со ст. 65 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Также в остатке на конец отчетного периода находилось 705 исполнительных производств в связи с тем, что должники ведут асоциальный образ жизни, по 219 исполнительным производствам должники отбывают наказание в исправительных учреждениях.
В целях понуждения должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, судебными приставами-исполнителями к должникам применяются меры принудительного исполнения.
Особое внимание уделяется работе по применению к должникам мер административной юрисдикции и мер уголовно-правового характера.
Так, в 2019 году в Управлении в отношении должников возбуждено и направлено в суд 1 053 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ.
К уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ привлечено 454 должника, вступило 409 приговоров в законную силу (в АППГ 452 должника были привлечены и 405 приговоров вступило в законную силу).
Также в течение 2019 года к должникам по алиментам принимались меры принудительного исполнения в виде временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации и временного ограничения на пользование должником специальным правом.
С целью понуждения должников, уклоняющихся от уплаты алиментов и ведущих асоциальный образ жизни, судебными приставами-исполнителями совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся межведомственные рейдовые мероприятия, с должниками проводятся разъяснительные беседы, должникам вручаются направления в центр занятости населения с целью их трудоустройства. Так, за 12 месяцев 2019 года было выдано 963 таких направления.
Управление ежеквартально информирует Уполномоченного об исполнении исполнительных документов о взыскании алиментных платежей.
В 2019 году неоднократно осуществлялись совместные выезды по особо сложным исполнительным производствам по передаче несовершеннолетних детей от одного родителя другому.
Проводятся совместные совещания, в ходе которых обсуждаются результаты работы по исполнению исполнительных производств о взыскании алиментов, проблемы, возникающие при их исполнении; вырабатываются меры, направленные на их решение.
Анализ судебной практики, взаимодействие Уполномоченного с органами судебной власти Тюменской области
В 2019 году подготовлено 23 заключения в судебные органы власти, обеспечено личное участие консультанта службы в 7 судебных заседаниях (установлены 3 факта рождения детей за пределами Российской Федерации, 1 факт рождения ребёнка в Российской Федерации, мать которого 14 лет не могла установить факт рождения, так как документы были уничтожены по акту в ГБУЗ ТО "Роддом N 2" города Тюмени по причине утилизации в связи с порывом канализационной трубы в архивном помещении родильного дома в 2005 году).
Благодаря содействию Уполномоченного по результатам рассмотрения заключений отменены 2 судебных решения:
1) судебной коллегией по гражданским делам Тюменского областного суда 19.08.2019 отменено решение Ленинского районного суда города Тюмени от 15.04.2019 (дело N 33-4137/2019). Установлен факт рождения ребёнка, 2004 г.р., мать которого 14 лет не могла установить факт рождения;
2) судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда 02.12.2019 полностью отменила решение Калининского районного суда города Тюмени от 15.08.2019 о выселении многодетной семьи (дело N 2-2518-2019, 3-6621/2019): многодетная семья из города Тюмени не была выселена из единственного жилого помещения, признано право пользования жилым помещением; 04.09.2019 Ленинский районный суд города Тюмени отказал в выселении семьи с двумя детьми-инвалидами из единственного жилого помещения по иску департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени (дело N 2-2848/2019), в суд было подготовлено заключение Уполномоченного в защиту жилищных прав детей от 04.04.2019, исх. N 12/0254-2019.
По требованию Уполномоченного была бесплатно снята заглушка, установленная ООО "Тюмень Водоканал", пенсионерке-инвалиду, воспитывающей 2 несовершеннолетних детей-сирот. ООО "Тюмень Водоканал" требовал 12 000 рублей за снятие заглушки, несмотря на то что заглушка была установлена уже после оплаты заявителем задолженности в полном объёме, при этом задолженность возникла с невозможностью содержания 2 несовершеннолетних внучек, мать которых уклонилась от их воспитания и содержания.
По результатам заключения, направленного Уполномоченным в прокуратуру Тюменской области, прокурором Нижнетавдинского района по поручению прокуратуры Тюменской области внесено апелляционное представление на решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области об отмене указанного решения в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением процессуального законодательства, которым были нарушены жилищные права многодетной семьи, реализовавшей материнский капитал, но лишившейся половины доли дома из-за неправомерных действий продавца и незаконного судебного решения Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 27.03.2019.
О развитии отцовского движения в Тюменской области в 2019 году
Объединение отцовской общественности - веление времени. В России подобные идеи зрели давно.
В 2019 году Уполномоченный уделил особое внимание развитию в регионе отцовского движения, так как потенциал этого общественного движения довольно высок. И в первую очередь он ориентирован на обеспечение условий безопасности детей, а также профилактику девиантного поведения подростков.
В январе 2019 года при Уполномоченном создан и успешно развивается Совет отцов как общероссийское движение для поддержки и популяризации традиционных семейных ценностей, укрепления института семьи, демонстрации примеров ответственного, осмысленного и активного отцовства.
Целями Совета отцов при Уполномоченном являются:
- представление интересов отцов в аспектах воспитания детей и укрепления института семьи;
- повышение социальной значимости активного, ответственного и осмысленного родительства;
- усиление авторитета и престижа ответственного отцовства в обществе;
- участие в реализации соответствующих социально ориентированных программ, содействующих реализации государственной семейно-демографической, образовательной и социальной политики.
5 февраля в здании Общественной палаты Тюменской области в Тюмени прошла Первая установочная конференция Совета отцов при Уполномоченном. Общественные активисты наметили план действий и договорились проводить в регионе мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности, развивать доступность образования и совершенствовать практики воспитания детей.
За год работы (в период с 2018 по 2019 год) члены Совета отцов заложили Аллею отцов в микрорайоне Плеханово, провели акцию "Дома ждут", организовали автопробег отцов, отцовские встречи на темы "Культура отцовства" и "Философия бега".
19 - 20 февраля в Екатеринбурге состоялся I Всероссийский форум отцов. Участие в форуме приняла Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Его участники, более 500 человек, договорились о развитии движения отцов в субъектах Российской Федерации. Тюменская делегация представляла 4 доклада:
- "Семейный военно-патриотический проект "База героев" как практика укрепления семейных ценностей";
- "Игровое конструирование как эффективный механизм организации семейного досуга";
- "Просвещение, интеграция и деятельность как необходимые категории осмысления отцовских инициатив. Опыт реализации проекта "Отцовский meet-up";
- "Критические аспекты информационной политики Советов отцов".
Отдельное внимание было уделено вопросам формирования позитивного образа отца в государственной семейной политике, активизации региональной социальной политики в части привлечения дополнительных ресурсов для развития общественного отцовского движения и проблемы воспитания детей. Было рассмотрено более 50 проектов, направленных на наставничество в системе образования, воспитание детей дошкольного возраста, проекты в области спорта и в целом здорового образа жизни, безопасности. Кроме того, в рамках форума были рассмотрены вопросы совершенствования сотрудничества советов отцов с государственными и общественными структурами, работающими в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства.
Одним из важнейших итогов мероприятия стало то, что участники получили возможность распространения по всей стране положительного опыта отцовских общественных объединений, а значит, привлечения к развитию движения еще большего количества людей. По итогам Всероссийского форума отцов сформирована "дорожная карта" развития отцовского сообщества.
11 марта в Тюмени стартовала инициированная Советом отцов при Уполномоченном межрегиональная акция "Безопасность 0+", которая включает проведение по ключевым городам УрФО и Тюменской области мероприятий по оборудованию жилья молодых семей с детьми возрастом до 1 года устройствами профилактики детской смертности и травматизма, а также адресной экспертной оценки и консультации родителей в отношении обеспечения наиболее безопасной домашней среды.
Цель акции - актуализировать тематику родительской ответственности за сохранение жизни и здоровья своих детей, и прежде всего - в бытовых условиях.
Акция "Безопасность 0+" реализуется в рамках проекта - победителя конкурса Фонда президентских грантов "Отцовский meet-up: культура и безопасность".
Первое мероприятие, команда проекта и представители Совета отцов при Уполномоченном провели в квартире многодетной семьи из Тюмени.
Руководитель проекта, председатель Совета отцов при Уполномоченном вместе с экспертом Совета и главой семьи установили тросовые блокираторы на окна, препятствующие выпадению ребенка.
Акция "Безопасность 0+" продолжится не только в Тюмени, но и в Екатеринбурге, Челябинске, Сургуте и Тобольске.
30 и 31 марта в Тюмени прошла двухдневная интерактивно-диалоговая конференция "Культура отцовства" в музейном комплексе им. И.Я. Словцова. Конференция реализована в рамках проекта - победителя конкурса Фонда президентских грантов "Отцовский meet-up: культура и безопасность". В первый лекционно-тренинговый день родители получили актуальные знания о том, как создавать собственные игры с ребенком, которые будут оказывать реальную и значимую поддержку в аспектах коммуникации, воспитания и обучения, делая их интересными и лёгкими.
31 марта состоялся второй этап двухдневной интерактивно-диалоговой конференции "Культура отцовства". Семьи города Тюмени, папы, мамы и дети стали участниками открытой "отцовской игротеки", которая практическим образом "закрепила" начальные знания, которые были получены аудиторией конференции в первый день. За два дня мероприятия аудиторию участников составили 290 человек.
01 июня при участии Уполномоченного проведена акция #ДОМАЖДУТ. Акция входит в федеральный проект "Отцовский патруль", в рамках инициативы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка "Безопасность детства".
При содействии сотрудников Госавтоинспекции Тюменской области представители Совета отцов при Уполномоченном на посту трассы федерального значения поздравили участников дорожного движения с Днем защиты детей, пожелали доброго пути и безопасных дорог, а также поделились уже известными тематическими авто-наклейками.
23 августа в региональном центре "Семья" состоялась встреча отцовского сообщества с руководителем федерального Совета отцов при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, Андреем Коченовым.
Участники обсудили предварительные результаты реализации федеральной инициативы "Безопасность детства" и "Отцовский патруль", тенденции и перспективы отцовского движения в Российской Федерации и Тюменской области, а также возможные варианты расширения взаимодействия советов отцов с организациями, направленными на защиту института семьи, материнства и детства.
Андрей Коченов высоко оценил деятельность Совета отцов при Уполномоченном, заверил участников мероприятия, что инициативы тюменцев по профилактике чрезвычайных происшествий с участием детей намерен внедрить на федеральном уровне.
Члены Совета отцов при Уполномоченном проводят конференции-игротеки проекта "Отцовский meet-up: Земля Отцов_72". Проект является победителем конкурса среди СО НКО на право получения в 2019 году субсидий из бюджета Тюменской области на реализацию программы (проекта) "Информационно-просветительский проект с использованием интерактивно-игрового формата, посвященный празднованию 75-летия Тюменской области" по приоритетному направлению "Деятельность в области культуры, искусства и содействия указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности". Смысл мероприятия заключается в том, что в процессе оригинальной настольной игры участникам рассказывают о 25 известных в истории отцах, внесших значительный вклад в становление и развитие Тюменской земли.
За 2019 год деятельность Совета отцов при Уполномоченном неоднократно освещалась в средствах массовой информации, методические рекомендации в формате видеороликов, подготовленные в рамках проекта "Отцовский meet-up: культура и безопасность" транслируются на телевизионных каналах во многих регионах Российской Федерации.
Проект "Безопасность 0+" получил высокую оценку Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анны Юрьевны Кузнецовой. Она рекомендовала включить его в федеральную программу "Безопасное детство" и тиражировать опыт тюменцев по всей России. Акцию уже реализуют не только в Тюмени, но и в других городах Уральского федерального округа и Российской Федерации.
2. Основные показатели соблюдения прав детей в Тюменской области в 2019 году
Демография
По состоянию на 1 января 2020 года численность населения Тюменской области (без автономных округов) составила 1 537 684 человека, из них детей в возрасте от 0 до 18 лет - 359 389 (23,4%).
За период с 2017 по 2019 год численность населения региона увеличилась на 59,8 тыс. человек. Рост численности населения обусловлен как миграционным, так и естественным приростом. Показатель естественного прироста в 2019 году составил +2,2 на 1 000 населения. Также наблюдается рост численности детского населения Тюменской области.
Здравоохранение
Количество случаев заболеваний детей в Тюменской области снижается в течение последних трёх лет практически по всем позициям.
При этом отмечается рост количества детей, нуждающихся в психологической помощи, по сравнению с 2018 годом на 14% - с 36 243 до 42 275. Охват детей медико-психологической, психологической и психотерапевтической помощью составляет 100%. В Тюменской области созданы условия для получения доступной и оперативной психологической помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включая: "горячие линии" для детей; "горячие линии" для родителей; специальные службы оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия.
В 2018 году на 3% снизилось число детей, нуждающихся в наркотической помощи.
Охрана материнства и детства является одной из приоритетных задач здравоохранения Тюменской области.
Стационарную помощь при беременности и родах оказывают 14 медицинских организаций. Обеспеченность врачами акушерами-гинекологами в Тюменской области в 2019 году составила 4,8 специалиста на 10 000 женского населения, акушерками - 8,2. По Российской Федерации в 2019 году обеспеченность врачами акушерами-гинекологами - 4,59; акушерками - 6,5.
В течение последних лет в области обновлена материально-техническая база учреждений родовспоможения и детства, подготовлены квалифицированные кадры.
Показатель заболеваемости новорожденных за три года снизился на 5%. При этом уменьшилось число инфекционных болезней, специфичных для перинатального периода, на 30,6%.
В 2019 году в Тюменской области проживало 6 682 ребёнка-инвалида. Показатель распространенности детской инвалидности составил 191,2 на 10 000 детского населения в возрасте от 0 до 17 лет включительно (2018 год - 183,8).
По итогам 2019 года уровень первичной инвалидности детей до 17 лет включительно по Тюменской области составил 28,8 случая на 10 000 детского населения. Аналогичный показатель составлял в 2017 году - 27,7, в 2018 году - 24,7.
У детей в течение нескольких последних лет основными заболеваниями, приводящими к инвалидности, являются (в порядке убывания): психические расстройства - 33,8%, заболевания нервной системы - 29,5% и врожденные аномалии (пороки развития) - 12,2%.
В области реализуется система этапно-курсовой реабилитации детей, которая предусматривает как курсы восстановительного лечения и реабилитации на базе специализированных учреждений, так и периоды реабилитации в условиях территориальных поликлиник или проведение самостоятельных реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
В регионе в 2019 году продолжена реализация целевой программы "Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения в Тюменской области" на 2018 - 2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 17.05.2018 N 558-рп.
Созданная в Тюменской области информационно-коммуникационная профилактическая стратегия позволяет определять наиболее эффективные способы коммуникации, инструменты и выделять целевые группы, а следовательно, вести системную работу с населением по профилактике заболеваний, популяризации ЗОЖ.
В 2019 году было использовано рекордное количество информационных носителей - региональные и федеральные ТВ-каналы, общественный транспорт, кинотеатры, остановочные комплексы, радио и другие.
В 2019 году в адрес Уполномоченного поступило 67 обращений граждан по вопросам: оказания медицинской помощи, обеспечения индивидуальными средствами реабилитации, правильности постановки диагноза ребенку, прохождения медико-социальной экспертизы, установления инвалидности. По сравнению с 2018 годом количество обращений увеличилось почти на 50%. Увеличение количества обращений обусловлено техническими накладками при передаче полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также полномочий по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно от органов социальной защиты населения Тюменской области к фонду социального страхования.
На основе выстроенной системы межведомственного взаимодействия с Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации обращения к Уполномоченному по вопросам обеспечения детей техническими средствами реабилитации решались положительно и в кратчайшие сроки.
В июле 2019 года в адрес Уполномоченного обратилась мать ребенка-инвалида по вопросу постановки в медицинском учреждении неправильного диагноза ее ребенку. Уполномоченным был сделан запрос в прокуратуру Тюменской области, в ходе проверки были установлены дефекты при оказании услуги в медицинском учреждении. По результатам рассмотрения прокуратурой Ленинского АО города Тюмени подготовлено исковое заявление в суд о компенсации заявителю морального вреда.
Образование
В 2019 году 112,5 тысячи детей посещали 504 дошкольных образовательных учреждения (13,0 тыс. работников, из них 4,9 тыс. воспитателей) (далее - ДОУ), в том числе:
- 486 муниципальных образовательных организаций, из них:
94 детских сада,
34 структурных подразделения детских садов,
177 структурных подразделений школ,
9 образовательных комплексов "начальная школа - детский сад",
172 школы с дошкольными группами,
- 18 негосударственных образовательных организаций.
В 2018 году это количество составило 107,6 тысячи детей, ДОУ - 502.
В рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" в 2019 году в Тюменской области в целях обеспечения доступности дошкольного образования для детей введено дополнительно 3 065 мест, для детей до 3 лет - 1 353 места.
В целях развития сети негосударственного сектора дошкольного образования и расширения спектра мер государственной поддержки частных детских садов проведен конкурс на получение гранта в форме субсидии для оснащения дополнительно созданных мест для детей в возрасте до 3 лет, по результатам которого 5 организаций получили гранты на оснащение 118 дополнительно созданных мест для детей ясельного возраста. По состоянию на 31.12.2019 все созданные места были оснащены необходимым оборудованием, приобретенным получателями грантов.
В 2019/2020 учебном году в 472 общеобразовательных учреждениях (191 юридическое лицо, 281 структурное подразделение, филиал) обучается более 212,7 тысячи детей (17,5 тыс. работников, из них 10 тыс. учителей), в том числе:
- 466 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (в том числе 3 вечерних школы, 16 коррекционных школ);
- 6 негосударственных общеобразовательных организаций (в том числе 2 негосударственные, 4 частные).
Число общеобразовательных школ, в которых организованы службы школьной медиации, - 405 (90%). Результатом работы служб школьной медиации стало разрешение 1 257 конфликтов за 2019 год (98,1%).
В 2019 году в ежедневном подвозе задействовано 564 автобуса, которые осуществляют доставку 21 246 обучающихся к 322 общеобразовательным учреждениям из 904 населенных пунктов.
В 2019 году в штатном режиме на новые стандарты ФГОС перешли дети всех школ с 1-го по 9-й класс. Проводится корректировка содержания рабочих программ по предметам, внедряются проектные технологии, развивается система сотрудничества и взаимодействия с учреждениями социума, расширяется практика системы кураторства, партнерства школ, муниципальных районов. Созданы 43 пилотных площадки, проучено 100% педагогов начального звена, более 80% педагогов основной и старшей школы.
Деятельность по созданию современных условий обучения и воспитания детей ориентирована на требования новых образовательных стандартов. По итогам 2019 года доля школьников, обучающихся в современных условиях, достигла 95.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО также ежегодно проводится обновление образовательных программ. Доля таких модернизированных программам составляет 84%.
С целью привлечения детей и молодежи к занятиям физической культурой, повышения их интереса к спорту в образовательных организациях проводятся уроки здоровья, тематические встречи, мастер-классы по различным видам спорта с приглашением известных спортсменов, заслуженных тренеров, ветеранов спорта.
В целом работа по формированию принципов здорового образа жизни интегрирована во все направления деятельности. Успешная реализация запланированных мероприятий способствует внедрению здоровьесберегающих технологий, что позволило достичь позитивной динамики показателей. В частности, показатель количества школьников, отнесённых к 1-й и 2-й группам здоровья, уже на протяжении последних восьми лет устойчиво превышает 87% (2019 - 87,2%).
По состоянию на 31.12.2019 в регионе проживают более 11 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе более 7 тысяч - дети школьного возраста, 4,6 тысячи детей дошкольного возраста, более тысячи - обучающиеся государственных профессиональных образовательных организаций.
Обучение детей-инвалидов, детей с ОВЗ организовано в общеобразовательных школах в условиях интегрированного обучения, а также в 16 специальных коррекционных школах.
В 2019 году в адрес Уполномоченного поступило 60 обращений от граждан по вопросам доступности дошкольного образования, содействия в устройстве в общеобразовательную организацию, возникающих конфликтах в школах и детских садах между участниками образовательных отношений, транспортной доступности образовательных учреждений. По сравнению с 2018 годом количество обращений увеличилось на 13%. При этом увеличение количества обращений связано не с нарушением права ребёнка на образование, а с несогласием родителей с представленным им вариантом, все заявители из города Тюмени.
В 2019 году снизилось количество обращений, связанных со школьными конфликтами. Считаю, что снижение количества обращений по факту конфликтов в образовательных учреждениях (6 за 2019 год) связано с развитием службы школьной медиации в регионе.
В адрес Уполномоченного в 2019 году поступали обращения об оказании содействия в организации обучения на дому. Например, заявителю К. оказано содействие в организации обучения ребёнка на дому по состоянию здоровья, директору МАОУ СОШ 25 города Тюмени рекомендовано усилить контроль за организацией обучения. Обращение было рассмотрено совместно с департаментом образования Администрации города Тюмени.
Заявитель Г. просила оказать содействие в прикреплении к АИС "Электронная школа" города Ишима в связи с переездом на постоянное место жительства семьи из Курганской области в город Ишим, заявителю оказано содействие, направлен запрос в адрес Администрации города Ишима. Ребёнок в связи с переездом был отчислен из МКОУ "Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г." и прикреплён к другой школе в городе Ишиме.
Социальная политика
За последние три года в Тюменской области общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется в примерно одинаковых показателях, так, в 2017 году количество таких детей составило 6 248 человек, в 2018 году - 6 279, в 2019 году - 6 256. При этом в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году находились 250 несовершеннолетних (в 2018 - 255, в 2017 - 229).
По состоянию на 1 января 2020 года на семейных формах воспитания находятся 5 976 детей, что составляет 95,5% всех детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в приёмных семьях воспитывались 1 074 несовершеннолетних, или 18% от всех детей, находящихся в замещающих семьях.
Численность родителей, лишённых родительских прав, в 2019 году составила 306 человек, что на 28% больше, чем в 2018 году, из них восстановлено в родительских правах 3 (в 2018 году - 6).
Численность родителей, ограниченных в родительских правах, - 51 (в 2018 году - 70), из них в 2019 году в отношении 3 ограничение отменено (в 2018 году - в отношении 2). Количество таких случаев от года к году остается примерно на одном уровне, хотя тенденции к небольшому снижению наблюдаются. Причиной являются проблемы в эффективности профилактики асоциального поведения родителей, злоупотребляющих алкоголем, или наркозависимых. Это подтверждается и тем, что процент восстанавливаемых в родительских правах родителей остаётся стабильно невысоким - порядка 3 - 4%. Например, в 2018 году он составил 2,7% для лишённых прав и 2,8% для ограниченных, а в 2019 году соответственно - 0,8% и 5,6%.
На территории Тюменской области для своевременного оказания необходимых комплексных услуг семьям и детям функционирует оптимальная сеть организаций социального обслуживания (32 ед.), деятельность которых включает в себя не только реализацию мер социальной поддержки, но и оказание различного спектра услуг, учитывая проблемы семей, их категорию.
В регионе реализован комплекс мер Тюменской области по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации детей "Шаг в будущее".
В результате реализации этих мер в области обеспечено отсутствие роста численности детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предупреждение нарушения прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение правовой грамотности несовершеннолетних; успешная социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей.
Постоянно снижается и количество семей и несовершеннолетних, состоящих на учёте в связи с социально опасным положением.
Таким образом, ситуация с обеспечением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории Тюменской области сохраняет положительный вектор.
В то же время по ряду позиций, в первую очередь связанных с профилактикой рисков социального сиротства и семейного неблагополучия, требуется принятие дополнительных мер.
В целом Уполномоченный отмечает, что в настоящее время в системе защиты детства в Тюменской области имеющиеся проблемы не носят неразрешимый характер и руководством региона предпринимаются для этого все необходимые меры, которые способствуют улучшению положения не только социально уязвимых категорий семей с детьми, но и семей, не относящихся к этой категории.
Информация о лишении родительских прав
N п/п |
Наименование |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
1 |
Численность детей, родители которых лишены родительских прав |
305 |
295 |
349 |
|
2 |
Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель |
147 |
159 |
251 |
|
3 |
Численность родителей, лишенных родительских прав |
244 |
220 |
306 |
|
4 |
В том числе |
в связи с жестоким обращением с детьми |
- |
2 |
1 |
5 |
Численность родителей, восстановленных в родительских правах |
8 |
6 |
3 |
|
6 |
Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах |
92 |
122 |
56 |
|
7 |
Численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель |
77 |
109 |
53 |
|
8 |
Численность родителей, ограниченных в родительских правах |
59 |
70 |
51 |
|
9 |
В том числе |
вследствие их поведения |
21 |
52 |
38 |
10 |
Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав |
4 |
2 |
3 |
Преступность
Статистика 2019 года показывает, что количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, незначительно снизилось - на 6% по сравнению с показателем 2018 года - с 1 123 до 1 057, из них больше половины совершаются членом семьи несовершеннолетнего - 577 в 2019 году.
Из общего числа других преступлений в отношении несовершеннолетних в 2019 году 41,2% сопряжены с насильственными действиями, а 18% - это преступления против половой неприкосновенности, совершенные в отношении детей.
Количество подростков, совершивших преступления в Тюменской области в 2019 году, меньше, чем показатели 2018 года, на 9,8%. Если в 2018 году их число составило 591 человек, то в 2019 - 533.
Количество преступлений, совершенных подростками в возрасте от 16 до 17 лет, уменьшилось по сравнению с 2018 годом на 15% - с 377 до 320.
При этом примечательно, что уже на протяжении минимум трех лет в Тюменской области отсутствуют преступления, совершенные подростками, не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Снижение уровня подростковой преступности зафиксировано на территории города Ишима на 43,7%, города Ялуторовска - на 31,2%, в Заводоуковском городском округе и в 11 муниципальных районах. Ни одного преступления не совершено несовершеннолетними в Сладковском муниципальном районе.
В регионе выстроена схема взаимодействия всех субъектов системы профилактики с привлечением общественных и религиозных объединений в вопросах раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разработан механизм выявления, учета, организации работы по устранению причин, которые являются нарушением прав детей.
В Тюменской области для координации межведомственного взаимодействия созданы и действуют:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области;
- координационный совет по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области;
- межведомственная рабочая группа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов при заместителе прокурора области;
- Совет по реализации в Тюменской области мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, регионального Плана мероприятий по реализации Концепции государственной семейной политики в Тюменской области на период до 2025 года;
- областная межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления населения, занятости несовершеннолетних;
- областная антинаркотическая комиссия;
- рабочая группа по профилактике употребления психоактивных веществ;
- рабочая группа при Уполномоченном и др.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носит системный характер, осуществляется в рамках комплексов мер и мероприятий, объединенных в программы и планы профилактической работы.
Учет несовершеннолетних жертв преступлений осуществляется посредством ведения областного межведомственного банка данных семей и несовершеннолетних. В отношении каждого состоящего на учете в банке данных подростка разрабатывается индивидуальная межведомственная программа реабилитации с последовательным перечнем профилактических и реабилитационных мероприятий по устранению причин асоциального поведения, закреплен наставник, пользующийся авторитетом у несовершеннолетнего.
Индивидуальная межведомственная программа реабилитации содержит блок мероприятий психологического сопровождения несовершеннолетнего и его семьи, включающий в себя психологическое консультирование, коррекционные занятия, тренинги по снятию психоэмоционального стресса, ликвидации или уменьшении отрицательного влияния пережитой травмы на дальнейшее развитие ребенка, предотвращение отклонений в его поведении.
В обязательном порядке осуществляются выходы психологов, специалистов по социальной работе в семьи несовершеннолетних с целью оказания экстренной психологической помощи, мотивирования родителей на необходимость оказания дальнейшей психологической и иной помощи семье при необходимости. С учетом психологического состояния ребенка родителям выдаются рекомендации по дальнейшему выстраиванию воспитательного процесса и детско-родительских взаимоотношений.
В работе с несовершеннолетними потерпевшими используются возможности кабинетов для социально-психологической диагностики, психоэмоциональной коррекции детей, подвергшихся преступным посягательствам (далее - кабинеты).
Кабинеты оборудованы зеркалами Гезелла (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей), ноутбуками с необходимым программным обеспечением для проведения психодиагностического обследования и коррекции.
По итогам 2019 года были актуализированы реестры психологов и педагогов-психологов, сопровождающих несовершеннолетних в ходе следственных действий, а также графики их работы в разрезе муниципальных образований Тюменской области.
В круглосуточном режиме продолжает функционировать единый общероссийский телефон "Доверие".
3. Предложения Уполномоченного, направленные на улучшение положения детей, обеспечение защиты их прав
Ужесточение мер уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности
Учитывая сложившуюся ситуацию, данные статистики, считаю необходимым ужесточить меры уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности, совершённые в отношении несовершеннолетних (по ст. 131, 132 УК РФ). Усилить административный надзор за лицами, совершившими преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, после их освобождения из мест лишения свободы, создать реестр лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в целях отслеживания мест их пребывания и маршрута передвижения.
Нормативная регламентация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне
Среди органов, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними в Российской Федерации, ведущую роль играют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В ходе изучения правового регулирования деятельности названных комиссий выявлен ряд коллизий. Продолжает действовать положение "О комиссиях по делам несовершеннолетних", утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, во многом не учитывающее современные реалии. Наряду с этим вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Несмотря на то что новый документ ликвидирует законодательные пробелы в правовом регулировании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, он не признает утратившим силу "старое" положение, а также не регламентирует ряд значимых вопросов, затрагивающих непосредственную организацию деятельности комиссий, чем порождаются трудности в правоприменительной практике.
Разрешить эти коллизии мог бы Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Принятие такого федерального закона позволит обеспечить единый подход правоприменителя в отношении места и роли комиссий по делам несовершеннолетних в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и будет способствовать более эффективной реализации мер, направленных на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с протоколом правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25.09.2019 N 23 Министерством просвещения Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа по разработке концепции федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (приказ от 20.11.2019 N 622). В состав рабочей группы вошли представители федеральных министерств и ведомств, представители общественности и шести субъектов Российской Федерации, в числе которых представители от Тюменской области. Планируется, что концепция нового закона будет разработана в течение 2020 года.
Внесение изменений в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Несмотря на значительную работу, проводимую органами и учреждениями системы профилактики с родительской общественностью, по-прежнему остается проблемным вопрос получения согласия законного представителя на пролонгированное сопровождение ребенка, допускающего самоповреждающее поведение (необходимо внесение изменений в ФЗ "Об основах здоровья граждан").
Одна из причин, которая снижает эффективность работы, - это проблемы законодательного регулирования вопроса. Федеральным законом N 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" несовершеннолетние, допускающие суицидальные попытки и аутоагрессивное поведение, не входят в категорию несовершеннолетних, с кем органы и учреждения проводят индивидуальную профилактическую работу. Таким образом, значительно затруднен процесс включения ребенка в реабилитационный процесс, и работа с семьей выстраивается преимущественно по заявительному принципу.
Информационная безопасность детей
Считаю необходимым продолжать работу по совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети Интернет, содержащих запрещенную информацию, поставить саму возможность появления такой информации вне закона. Действующие в настоящее время процедуры громоздки и не мешают вновь и вновь размещать информацию, предусмотренную статьей 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ.
Обеспечение детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение
Проведя анализ содержания обращений граждан в мой адрес за 2019 год, установлен ряд проблем по обеспечению путёвками детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение.
В мой адрес обратился законный представитель ребенка-инвалида, очередность заявки на обеспечение санаторно-курортным лечением, поданной 20.02.2018, составляет 5 510, ребенок в 2020 году не будет обеспечен путёвкой на лечение.
Считаю, что данная проблема связана с несовершенством законодательства в указанной сфере.
В соответствии со статьей 6.3. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
С 05.11.2019 вступил в силу Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, при этом период предоставления путёвки не определён, указано только то, что путевка на санаторно-курортное лечение выдается в соответствии с очередностью заявителя в электронной очереди (п. 63).
Предлагаю в Административном регламенте установить период предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, что позволит упорядочить реализацию права ребёнка-инвалида на охрану жизни и здоровья.
Заключение
Институту Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области в 2019 году исполнилось 10 лет. Он был задуман и реализован не просто как ещё одно "окно" для приёма жалоб. Этот пока ещё новый государственный институт призван защищать и законные права детей, и их наилучшие интересы. Как у всякой новации, у института Уполномоченного, для того чтобы он выработал наиболее эффективные механизмы своей деятельности, должен пройти определённый этап. И 10 лет - это тот достаточный срок, по результатам которого можно делать первые серьёзные выводы. В этой связи степень внимания власти и общества к официальным документам, заявлениям, исходящим от Уполномоченного, количества обратившихся к нему за защитой людей является одним из важнейших показателей того, насколько этот институт состоялся.
В 2019 году Уполномоченный продолжил реализацию государственной политики в сфере защиты семьи, материнства и детства.
В представленном докладе имеется много статистической информации, которая отражает положение детей в Тюменской области. За каждой цифрой стоит жизнь маленького человека. От каждого взрослого человека зависит дальнейшее будущее ребенка, а от каждого взрослого, наделенного властными полномочиями, зависит благополучие всех детей.
Уполномоченный выражает надежду на то, что материалы, выводы и рекомендации ежегодного доклада будут использованы в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведомств, организаций и учреждений Тюменской области.
В целом ситуацию с соблюдением прав ребёнка, обеспечением прав во всех сферах жизнедеятельности детей в Тюменской области можно оценить положительно. Вместе с тем остаются проблемы, связанные с нарушением прав и законных интересов ребёнка, которые носят ситуационный, переходящий характер, требующие принятия мер со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, гражданского общества и родительской общественности.
Реализуя задачи, определённые российским семейным законодательством, и руководствуясь поручениями Президента страны, исходя из понимания благополучия детей и наилучших интересов ребёнка, мы должны в любых, даже самых сложных ситуациях обращаться к закону и требовать его неукоснительного исполнения от всех и каждого.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 25 июня 2020 г. N 2595 "О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.