Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
областной Думы
от 25.06.2020 N 2631
Информация
о практике деятельности института сельских старост (представлена председателем Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера М.Ш. Абдрахмановым)
Сельские территории Российской Федерации, как указано в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны.
Правовое регулирование местного самоуправления - процесс взаимного влияния и взаимодействия федерального и регионального уровней правотворчества в части обеспечения форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. При этом импульсы для развития форм участия граждан в муниципальном управлении зачастую возникают именно на местном уровне, подвергаясь уже дальнейшей корректировке на уровнях региональном и федеральном.
Общая цель законодателей - качественное правовое сопровождение социально-экономических проектов в интересах населения, а удовлетворенность граждан жизнью - это и есть результат проводимой органами государственной власти и органами местного самоуправления государственной политики.
Единые подходы к нормативному обеспечению реализации задач, поставленных главой государства и федеральным Правительством, являются залогом благополучия наших граждан и развития (процветания) наших регионов.
Наличие эффективного института местного самоуправления является одним из основных факторов устойчивого развития сельских территорий, поскольку органы местного самоуправления призваны реализовать один из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения.
Сегодня, в период реализации национальных проектов, при решении местными властями поставленных масштабных задач все больше возрастает роль населения в осуществлении местного самоуправления, включая институт сельских старост.
На федеральном уровне Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 18.04.2018 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления", которым закрепляется институт сельских старост, определен порядок их назначения и полномочия. Такой населенный пункт может быть расположен не только в поселении, но и в городском округе или на межселенной территории. Это важное дополнение, так как в результате укрупнения муниципалитетов многие сельские населенные пункты вошли в состав муниципальных районов, а сейчас и муниципальных округов.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) еще до принятия Федерального закона N 83-ФЗ в Закон автономного округа "О некоторых вопросах местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе" были внесены изменения относительно включения положений о назначении сельских старост в сельских населенных пунктах, не являющихся административными центрами сельских поселений (2017 год).
В соответствии с положениями статьи 5.2 указанного закона сельский староста назначался главой сельского поселения, в состав которого входит соответствующий сельский населенный пункт, с учетом мнения населения соответствующего сельского населенного пункта сроком на 5 лет. Сельский староста выполняет свои функции на общественных началах на безвозмездной основе.
Законом автономного округа от 25.06.2018 N 56-ЗАО "О внесении изменений в статьи 2 и 5.2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе" статья 5.2, регламентирующая деятельность сельских старост, приведена в соответствие с Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления". В новой редакции староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом. Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Ямал - это территория, где гармонично сочетаются традиционный образ жизни коренного населения, развитие сельских поселений с промышленным освоением полуострова.
Приоритетными направлениями для властей сельских территорий являются повышение уровня жизни сельчан, сохранение и развитие уникальных отраслей агропромышленного сектора экономики, сохранение самобытной культуры проживающих на территории народностей.
На территории автономного округа по состоянию на 2 июня 2020 года назначены старосты в 8 населенных пунктах:
- МО Мужевское - деревня Анжигорт, деревня Усть-Войкары (назначены решением Собрания депутатов муниципального образования Мужевское от 28.02.2020 N 167 "О назначении старост населенных пунктов");
- МО Азовское - деревня Пословы (назначен решением Собрания депутатов муниципального образования от 26.02.2019 N 112 "О назначении старосты в деревне Пословы");
- МО Горковское - деревня Хашгорт (назначен решением Собрания депутатов муниципального образования Горковское от 26.02.2019 N 82 "О старосте деревни Хашгорт муниципального образования Горковское");
- МО Аксарковское - поселок Вылпосл, поселок Горнокнязевск, поселок Ямбура (назначены решением Собрания депутатов МО Аксарковское от 21.02.2019 N 9 "Об избрании сельских старост в населенных пунктах муниципального образования Аксарковское");
- МО Пуровское - село Сывдарма (назначен решением Собрания депутатов муниципального образования Пуровское от 23.03.2020 N 141 "О наделении гражданина статусом сельского старосты в с. Сывдарма муниципального образования Пуровское").
Работа назначенных сельских старост в населенных пунктах автономного округа в основном сведена к оказанию содействия органам местного самоуправления сельского поселения, дежурно-диспетчерским службам соответствующего муниципального района по вопросам предупреждения и ликвидации ситуаций природного и техногенного характера, принятия мер по оповещению населения и подразделений пожарной охраны о пожаре.
Работа по организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, не являющемся административным центром в автономном округе, находится на достаточно высоком уровне.
Во всех муниципальных районах автономного округа при администрации муниципальных образований (поселений) в структуре имеются специалисты либо представители администрации муниципального образования по работе с населением в отдаленных населенных пунктах, относящихся к муниципальным образованиям. Должности специалистов предусмотрены штатным расписанием администраций муниципальных образований. Предусмотрен также специальный транспорт: снегоходы, автомобили повышенной проходимости, маломерные суда для проезда, где отсутствует регулярное транспортное соединение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.