Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
областной Думы
от 25.06.2020 N 2631
Информация
о практике деятельности института сельских старост (представлена председателем комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Ф.Г. Сайфитдиновым)
Правовую основу организации деятельности старост сельских населенных пунктов муниципальных образований Тюменской области составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Закон Тюменской области от 29.12.2005 N 444 "О местном самоуправлении в Тюменской области", устав муниципального образования, муниципальные правовые акты.
Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" впервые в современной России на федеральном уровне был введен институт старосты сельского населенного пункта. Согласно ч. 1 ст. 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, муниципальном округе, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.
Населенные пункты в Тюменской области согласно ст. 9 Закона Тюменской области от 04.11.1996 N 53 "Об административно-территориальном устройстве Тюменской области" делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города, поселки городского типа, курортные поселки. Все иные населенные пункты являются сельскими населенными пунктами. Таким образом, в городе, поселке городского типа, курортном поселке создание института сельских старост не предусмотрено.
Также законом предусмотрена возможность назначения сельского старосты на межселенной территории, то есть на территориях с низкой плотностью сельского населения, находящейся вне границ поселений.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 N 707-р только в Уватском районе Тюменской области расположены такие территории. Учитывая, что межселенная территория входит в состав муниципального района, из закона вытекает, что принятие решения о назначении сельского старосты будет относиться к компетенции представительного органа муниципального района.
Выдвижение кандидатуры сельского старосты осуществляется на сходе жителей населенного пункта. Староста как общественный уполномоченный не входит в структуру органов местного самоуправления.
Федеральным законом N 131-ФЗ для лиц, которые могут принять участие в сходе граждан по вопросу выдвижения своей кандидатуры в старосты сельского населенного пункта, предусмотрено два условия: проживание на территории данного сельского населенного пункта и наличие активного избирательного права (в соответствии с действующим законодательством это дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования).
Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
Думами муниципальных образований Тюменской области в 2019 году были приняты решения о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, которыми введены нормы о сельском старосте, регулирующие порядок назначения, сроки полномочий и гарантии осуществления деятельности старост.
Срок полномочий старост сельских населенных пунктов Тюменской области составляет 5 лет.
Ключевыми направлениями деятельности сельских старост являются:
- взаимодействие с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями и иными организациями по решению вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
- взаимодействие с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан;
- информирование жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействие в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
- содействие органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
- отстаивание интересов жителей своего населенного пункта;
- связь с органами местного самоуправления, информирование о состоянии дел в сельском населенном пункте;
- помощь органам местного самоуправления в ведении профилактической работы с населением по благоустройству, содержанию, чистоте домов, улиц, мест общего пользования, улучшению экологического состояния, организации мест отдыха жителей, спортивных и детских площадок;
- помощь органам местного самоуправления в ведении профилактической работы с населением, направленной на обеспечение соблюдения требований безопасности жизнедеятельности (сходы граждан, подворные обходы, размещение и распространение агитационных материалов в общественных местах, проведение целевых инструктажей, ведение журналов);
- размещение и доведение до населения наглядной информации (памяток, листовок, копий нормативных правовых актов);
- участие в рассмотрении органами местного самоуправления внесенных сельским старостой по результатам проведения сходов, собраний, конференций граждан обращений и предложений, в том числе оформленных в виде проектов муниципальных правовых актов.
По состоянию на отчетный период количество сельских старост, назначенных в сельских населенных пунктах, - 340, из них 46 назначены в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 131-ФЗ: 39 старост - в Сладковском муниципальном районе, 7 старост - в Тобольском муниципальном районе.
Остальные действующие старосты являются активными гражданами, по собственной инициативе участвующими во взаимодействии органов местного самоуправления и жителей:
- Голышмановский городской округ - 60 старост;
- Вагайский муниципальный район - 114 старост;
- Викуловский муниципальный район - 14 старост;
- Исетский муниципальный район - 25 старост;
- Тобольский муниципальный район - 34 старосты;
- Уватский муниципальный район - 12 старост;
- Упоровский муниципальный район - 35 старост.
Следует отметить, что 60 действующих старост Голышмановского городского округа после вступления в силу соответствующих изменений Устава Голышмановского городского округа будут назначены в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом N 131-ФЗ.
В целях оценки состояния урегулированности и перспектив развития в Тюменской области института сельских старост 3 декабря 2019 года в Голышмановском городском округе был проведен круглый стол на тему: "Институт сельских старост как форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления", в ходе которого были разработаны рекомендации.
Практика действующих сельских старост показывает, что успешность их деятельности в значительной степени зависит от активности и сплоченности жителей территории, а также от их собственных деловых и профессиональных качеств.
Кроме того, одним из ключевых критериев успешности сельских старост является уровень поддержки, оказываемой им органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом можно отметить следующие сложности в рассматриваемой сфере:
- недостаточный уровень квалификации сельских старост, осуществляющих взаимодействие с органами местного самоуправления;
- относительная пассивность населения на некоторых территориях и, как следствие, недостаток лидеров и активистов, готовых брать на себя ответственность в указанной сфере;
- процедура назначения старосты представительным органом (необходимость проведения схода граждан и одновременное присутствие на нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта).
Признавая необходимость уделять особое внимание вопросам поддержки и стимулирования деятельности сельских старост, необходимо отметить следующие положительные примеры деятельности сельских старост в сельских населенных пунктах Тюменской области.
Старосты своевременно информируют органы местного самоуправления о проблемах, возникающих на территории населенного пункта, включая возникновение возгораний, подтоплений и иных чрезвычайных ситуаций. Старосты оказывают содействие в проведении мероприятий: активно участвуют в организации экологических мероприятий и субботников, привлекаются к благоустройству, участвуют в проведении государственных, областных и местных мероприятий и праздников (День Победы, День России, День области, День пожилого человека), различных общественных, волонтерских и добровольческих акций. Также старосты участвуют в подготовке наказов депутатам, принимают активное участие в сходах граждан.
На территории Сладковского района при активном участии сельских старост осуществлена следующая работа:
1) установлена спортивная площадка в д. Таволжан;
2) с привлечением денежных средств граждан устроен котлован для поения в д. Михайловка;
3) проведен субботник по очистке кладбища в д. Красивое;
4) установлена спортивная площадка в с. Лопазное;
5) оказано содействие в приобретении рассады цветов и разбиты новые цветочные клумбы на территории Майского сельского поселения;
6) с привлечением жителей проложен подъездной путь к кладбищу в д. Хантиновка;
7) с привлечением денежных средств граждан осуществлен ремонт дороги по ул. Сергея Сакенко в д. Новоандреевка;
8) по мере необходимости осуществлялось информирование главы Степновского сельского поселения о проблемах уличного освещения;
9) с привлечением денежных средств граждан приобретено детское игровое оборудование в д. Малый Куртал, д. Шадринка, д. Рождественка;
10) с привлечением денежных средств граждан произведен ремонт на участке дороги по ул. Ленина в с. Менжинское.
Старосты принимают активное участие в организации традиционной уборки территорий сельских поселений, которые проводятся без привлечения бюджетных средств, и организации значимых мероприятий (шествие "Бессмертный тыл" и др.).
В Тобольском районе прямые контакты старосты с единой дежурно-диспетчерской службой позволяют в кратчайшие сроки выявлять ландшафтные пожары, принимать меры к их тушению. Также отмечается возможность оперативно доводить информацию до населения путем личного контакта даже в период отсутствия транспортной доступности в отдаленные населенные пункты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.