Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
областной Думы
от 25.06.2020 N 2631
Информация
о практике деятельности института сельских старост (представлена Председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Б.С. Хохряковым)
В октябре 2018 года в автономном округе принят Закон "О старостах сельских населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым законодательно определен порядок назначения старосты, полномочия и срок этих полномочий, гарантии деятельности старосты.
В целях обеспечения участия населения в осуществлении местного самоуправления в 2019 году Департаментом внутренней политики автономного округа разработан модельный муниципальный правовой акт "Об утверждении Положения о старостах сельских населенных пунктов".
На сегодняшний день в Югре назначен 21 староста сельского населенного пункта на основании положений, утвержденных муниципальными правовыми актами. Наибольшее количество назначений старост состоялось в Кондинском и Сургутском районах. Также положено начало становления института сельских старост в Нижневартовском и Октябрьском районах.
Известно, что у органов местного самоуправления всегда существовала потребность в помощниках - активных, деятельных местных жителях, которые будут помогать доносить необходимую информацию до всех жителей, а при возникновении экстренных ситуаций - ставить в известность органы власти. Особенно остро эта потребность ощущается в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах. Именно поэтому названные выше муниципалитеты являются лидерами в развитии этого направления местного самоуправления.
В 2020 году планируется назначение 16 старост сельских населенных пунктов в Березовском, Советском, Октябрьском районах и ряде других муниципалитетах Югры.
Уже имеющийся в Югре опыт деятельности сельских старост можно рассмотреть на примере Сургутского района, в составе которого находятся 25 населенных пунктов и в 12 из них отсутствуют органы местного самоуправления. Таким образом, роль старосты как связующего звена между жителями и органами власти значительно возрастает. На данное время в 10 из 12 населенных пунктах уже назначены старосты.
Как правило, в каждом населенном пункте есть жители, неравнодушные к состоянию дел в местах их проживания и активно взаимодействующие с органами власти по решению возникающих проблем. Кандидатуры таких общественных активистов были выдвинуты жителями и избраны старостами в населенных пунктах, где территориально отсутствуют органы местного самоуправления.
Основываясь на опыте Сургутского района, а также некоторых других муниципалитетов Югры, можно обозначить основные направления деятельности института сельских старост, реализуемые на практике.
В первую очередь, это активное участие в решении возникающих вопросов жизнеобеспечения населенного пункта:
- приемка выполненных работ по муниципальным контрактам, содержанию автомобильных дорог, проведению капитального ремонта жилых помещений;
- определение оптимальных схем транспортного сообщения и его организация;
- текущее руководство работами по благоустройству населенного пункта;
- информационное содействие жителям: информация о проведении различных мероприятий (собрания, сходы, выезды медицинских работников и т.д.) посредством личных приглашений, устных и письменных объявлений, при невозможности отдельных односельчан прийти - формулирование и озвучивание вопросов от их имени, помощь в составлении и направлении обращений (особенно такое содействие необходимо людям пожилого возраста);
- поддержание постоянных рабочих контактов с главой муниципального образования.
Необходимо отметить, что зачастую именно старосты являются источниками информации для пожилых жителей, представителей коренных малочисленных народов Севера, живущих в отдаленных населенных пунктах.
Для взаимодействия с жителями старосты сегодня используют современные каналы коммуникаций - создают группы в мессенджерах ("Вайбер", "Ватсап"), посредством которых обсуждают актуальные вопросы или просто доносят необходимую информацию.
В связи с ужесточением требований законодательства в сфере государственной обороны и чрезвычайных ситуаций старосты активно привлекаются к деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций: проводят инструктаж, размещают в общедоступных местах объявления, раздают информационные буклеты, листовки, касающиеся правил поведения во время пожароопасного периода, паводка и ледостава, новогодних праздников и т.п.
Деятельность сельских старост направлена в том числе и на соблюдение требований пожарной безопасности: рекомендации жителям о необходимости скашивания сухой травы вокруг домовладений, о соблюдении техники безопасности при пользовании печным отоплением; проверка наличия первичных средств пожаротушения в домовладениях.
Основной проблемой взаимодействия органов местного самоуправления со старостами являлось отсутствие возможности официальной компенсации расходов, связанных с деятельностью старост, так как действующим законодательством такая норма ранее не была предусмотрена. Однако в 2018 году данная возможность была закреплена федеральным законодательством.
В настоящее время муниципальные образования компенсируют старостам сельских населенных пунктов следующие расходы: оплата услуг почтовой связи; транспортные расходы; расходы по найму жилого помещения, бронированию гостиничного номера, оказанию гостиничных услуг; расходы, связанные с пребыванием вне постоянного места жительства (суточные расходы); дополнительные расходы, такие как приобретение канцелярских товаров, расходных материалов к оргтехнике.
Расходы старосты компенсируются по фактическим затратам, размер компенсационных расходов устанавливается отдельно каждым муниципальным образованием автономного округа.
Несмотря на то что на сегодняшний день институт старост сельских населенных пунктов в автономном округе находится на этапе становления, он имеет хорошие перспективы для своего развития. На всех уровнях региональной и муниципальной власти есть понимание важности этого института, который находится во взаимодействии с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными и иными организациями по решению вопросов местного значения, а также позволяет руководителям муниципалитетов корректировать планы своей деятельности в интересах жителей того или иного населенного пункта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.