Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
областной Думы
от 25.06.2020 N 2632
Информация
об организации работы по внедрению практики инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (представлена Председателем Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа С.М. Ямкиным)
Действующее федеральное законодательство до настоящего времени не закрепляло такую категорию, как "инициативное бюджетирование".
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 марта 2020 года в первом чтении приняты два проекта федеральных законов: "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", которые впервые законодательно создают правовые основы для развития практики инициативного бюджетирования в Российской Федерации.
Наиболее полно содержание этого термина раскрывает характеристика, определяющая инициативное, или партисипаторное, бюджетирование как совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
В целом в Российской Федерации эта работа ведется с 2015 года Министерством финансов Российской Федерации; в рамках направления повышения открытости управления государственными и муниципальными финансами оказывается поддержка развития практик инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время правовое регулирование реализации проектов инициативного бюджетирования в Российской Федерации осуществляется на уровне регионов и характеризуется значительным разнообразием применяемых подходов.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) начало реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" (далее - Проект) положено в 2018 году посредством принятия постановления Правительства автономного округа от 21 июня 2018 года N 631-П "О проекте "Бюджетная инициатива граждан".
При подготовке этого Проекта обсуждалось несколько вариантов, в том числе распределение некоторого фиксированного объема средств на конкурсной основе. Однако по целому ряду причин было принято решение о предоставлении грантовой поддержки муниципальным образованиям, наиболее активно внедряющим практики инициативного бюджетирования.
Необходимо отметить, что на получение гранта могут претендовать городские округа и муниципальные округа, муниципальные районы и поселения.
Такой подход имеет следующие положительные моменты.
Первое. Внедрение инициативного бюджетирования на территории муниципального образования - решение добровольное, посредством предоставления грантов принятие решения об участии стимулируется, только население и общественность соответствующего муниципалитета могут потребовать от местной власти запустить данный проект.
Второе. Муниципальные образования самостоятельно принимают решения о возможности и способах внедрения механизмов инициативного бюджетирования на территории, что удовлетворяет принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Третье. Поскольку существует достаточно разнообразная практика внедрения инициативного бюджетирования, отсутствует навязывание муниципальным образованиям в автономном округе определенного решения данной задачи.
Все муниципальные образования самостоятельно определяют ту форму практической работы по данному направлению, которую они считают оптимальной.
Позже представители Всемирного банка назвали опыт автономного округа уникальным для Российской Федерации.
Начиная с 2018 года в законе об окружном бюджете на эти цели предусмотрены гранты для муниципальных образований в автономном округе в общей сумме 5 млн рублей. С 2020 года эта сумма увеличена в три раза и составляет 15 млн рублей.
В 2018 году оценка проводилась по состоянию на 1 октября 2018 года, грант предоставлен по итогам оценки нормативных правовых документов и предварительной подготовительной работы муниципалитетов. Лидерами той оценки стали города Муравленко, Лабытнанги и Приуральский район.
Начиная с оценки, которая проводилась в 2019 году, гранты распределялись следующим образом. Определены три оценочных показателя: информационный показатель, характеризующий информированность населения муниципального образования о возможности участия в инициативном бюджетировании; показатель софинансирования, отражающий информацию об участии юридических и физических лиц в реализации Проекта; показатель расходов муниципального образования в Проекте.
Каждый показатель рассчитывался по определенной формуле, затем показатели суммировались. В соответствии с полученными значениями оценки сформировался рейтинг муниципальных образований, участвующих в реализации Проекта. Гранты получали муниципальные образования, занявшие первые три позиции в рейтинге.
В 2020 году победителей будет уже не три, а одиннадцать, три - от городских округов (сумма гранта 5 млн рублей в зависимости от места рейтинга), три - от муниципальных районов (сумма гранта 5 млн рублей в зависимости от места рейтинга), пять - от поселений, где сумма гранта составит 1 млн рублей первым пяти в рейтинге поселений.
В соответствии с информацией, предоставленной муниципальными образованиями в автономном округе, в 2019 году на территории автономного округа реализовано 69 инициатив общей стоимостью 74 818,8 тыс. рублей, 89,7% составляют средства местных бюджетов, 10,3% - средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (в т.ч. трудовое участие).
Несмотря на непродолжительный период с момента постановки задачи о Проекте, в муниципальных образованиях в автономном округе проведена колоссальная работа по внедрению указанного Проекта.
Разнообразие применяемых в автономном округе практик участия населения в определении и выборе объектов, на которые направляется финансирование в рамках Проекта, позволяет мобилизовать дополнительные финансовые источники в виде средств местного бюджета с возможным привлечением субсидий из окружного бюджета автономного округа, инициативных платежей граждан, предпринимателей и юридических лиц, а также в последующем осуществлять контроль реализации отобранных проектов.
Немаловажным в реализации Проекта является информационная составляющая. Одним из показателей оценки реализации указанного Проекта является информационный показатель. Информированность населения о реализации практики инициативного бюджетирования способствует росту вовлеченности граждан в бюджетный процесс, повышению бюджетной и финансовой грамотности, а также повышению уровню доверия к власти.
В 2019 году по инициативе Губернатора автономного округа путем народного голосования определено название Проекта по инициативному бюджетированию в автономном округе - "Уютный Ямал".
В округе во всех социальных сетях заведены аккаунты проекта "Уютный Ямал" и аккаунты органов местного самоуправления, где на регулярной основе транслируются новости, отражается оперативная статистическая информация и прочие данные, направленные на популяризацию такого механизма, как инициативное бюджетирование.
Кроме того, на регулярной основе на муниципальном телевидении транслируются новостные сюжеты, связанные с данной тематикой, что также ретранслируется в социальных сетях.
В некоторых муниципальных образованиях в автономном округе разработан и активно применяется муниципальный логотип Проекта, который действует в обязательной связке с логотипом "Уютный Ямал". Так, например, свой логотип есть в городах Ноябрьске, Муравленко, Лабытнанги и др.
Но для качественной и продуктивной реализации Проекта необходима подготовка представителей органов местного самоуправления и активных жителей муниципальных образований.
Реализация Проекта на территории автономного округа осуществляется с фокусом на специальные группы населения. Так, специальными группами определены коренные малочисленные народы Севера и люди с ограниченными возможностями (инвалиды). Подобное выделение групп позволит создать комфортные условия для указанных групп населения с целью их привлечения к участию в Проекте.
В данном направлении принято решение выстраивать стратегию по привлечению указных групп в Проект не только с целью создания благ для данных категорий, но и с целью их непосредственного участия в Проекте.
Так, на обучающем семинаре при обсуждении инициативного бюджетирования с фокусом на специальные группы выступали представители общественных организаций инвалидов. Они высказали позицию, что люди с ограниченными возможностями не столько нуждаются в создании комфортных условий, что и так находится на высоком уровне в автономном округе, сколько в привлечении их к непосредственному участию в происходящих процессах, учитывая их желание и потребность быть полезными обществу.
Учитывая специфику автономного округа, следует отметить, что привлечение к участию в Проекте коренных малочисленных народов Севера позволит повысить социализацию и уровень финансовой грамотности данной категории, при этом людям важно сохранение их самобытности и культуры.
Возможно, как один из вариантов, материалы, касающиеся инициативного бюджетирования, будут переведены на языки коренных народов Севера или закреплены в критериях отбора инициатив поддержки общин коренного населения и т.п.
В 2019 году на территории автономного округа внедрено школьное партисипаторное бюджетирование. Школьное партисипаторное бюджетирование - это вариант инициативного бюджетирования, только для детей и молодежи, так как принимать участие в проектах инициативного бюджетирования они не могут в силу возраста.
Подготовительные мероприятия в целях внедрения данного направления в автономном округе были проведены, и далее будет проводиться работа по обучению (подготовке) учителей и волонтеров для их качественного и плодотворного взаимодействия с детьми и молодежью в вопросах инициативного бюджетирования.
Учащиеся образовательных учреждений самостоятельно будут принимать решения о направлении и расходовании выделенных им средств. Сумма составляет 300 тыс. рублей на каждую школу.
Это окажет положительное влияние на заинтересованность в процессе расходования средств и повысит ответственность детей подросткового возраста за принятые решения.
Участие школьников и молодежи в данном проекте:
- развивает чувство гражданской ответственности, воспитывает гражданина с активной жизненной позицией;
- способствует получению школьниками и молодежью навыков проектной деятельности, активному и сознательному участию в процессах принятия решений, поиска идей, планирования, работы в команде и выступления на публике;
- укрепляет школьное сообщество за счет создания позитивных связей;
- помогает понять все стадии бюджетного процесса, что способствует повышению уровня финансовой и бюджетной грамотности;
- формирует положительный опыт взаимодействия с органами власти.
Инициативы, которые уже были реализованы в муниципальных образованиях в автономном округе:
- установка спортивных городков и скейт-площадок;
- приобретение специализированной техники для поддержания мини-футбольных полей в надлежащем состоянии;
- очистка береговой полосы населенного пункта;
- приобретение музыкальных инструментов;
- установка арт-объекта, организация работы площадки для уличных музыкантов;
- организация и проведение спектаклей и фестивалей;
- выполнение работ по ремонту проезда между домами и благоустройство территорий;
- создание парковой зоны города;
- создание опытно-исследовательского центра "Ботаникус", обучение детей дошкольного возраста элементарным навыкам садоводства/огородничества;
- создание уличной шахматной площадки "Шахматный калейдоскоп";
- и многое другое.
Типология проектов различная, а значит, и потребность людей в современной комфортной жизни не ограничивается исключительно бытовыми вопросами, и эти требования населения учитываются.
Внедрение и развитие практики инициативного бюджетирования на территории автономного округа позволяет достичь положительных экономических и социальных эффектов, таких как:
- рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс;
- повышение бюджетной грамотности населения;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение сохранности реализованных проектов;
- привлечение дополнительного финансирования;
- повышение уровня доверия к власти;
- снижение иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в территориальном развитии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.