Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
областной Думы
от 25.06.2020 N 2633
Информация
о региональной практике реализации законодательства, регулирующего деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (представлена председателем Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по государственному устройству, местному самоуправлению и общественным отношениям Э.Х. Яунгадом)
По состоянию на 1 января 2020 года в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) зарегистрировано 877 некоммерческих организаций. Более 90% из них являются социально ориентированными.
В автономном округе на системной основе в формах, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, некоммерческим организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО), оказывается финансовая, информационная, методическая, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) СОНКО.
Для оказания перечисленных мер поддержки СОНКО в автономном округе принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих порядок, условия, сроки, а также и другие нормы оказания поддержки.
В рамках реализации полномочий по обеспечению поэтапного доступа СОНКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в автономном округе распоряжением Правительства автономного округа от 27 июня 2019 года N 406-РП утвержден комплексный план мероприятий по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на 2019 - 2020 годы (далее - комплексный план).
В целях обеспечения координации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений, организаций и учреждений по модернизации социальной сферы посредством расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении услуг в социальной сфере созданы и функционируют координационный совет и рабочая группа по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению (постановления Правительства автономного округа от 29 июля 2016 года N 732-П и от 14 июля 2016 года N 639-П).
В рамках реализации комплексного плана в автономном округе проводится работа по повышению качества и доступности социальных услуг, распространению новых технологий и лучших практик работы в социальной сфере, вовлечению СОНКО в сферу оказания социальных услуг.
В 2019 году Министерством экономического развития Российской Федерации уже во второй раз составлен рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства в 2018 году.
По итогам рейтинга автономный округ сохранил свои позиции, войдя в группу из 20 регионов - кандидатов на лидерство и заняв 10-е место с 31,16 балла (по итогам 2017 года - 10-е место с 30,35 балла).
В 2019 году введен в эксплуатацию модуль "Мониторинг СОНКО" (ИАС "Мониторинг Ямал"). Результатом введения модуля в эксплуатацию стала возможность осуществления оперативного мониторинга и анализа оказанной финансовой, имущественной, консультационной, образовательной поддержки СОНКО и социальным предпринимателям автономного округа.
По данным проведенного мониторинга, за счет средств окружного и местных бюджетов меры финансовой поддержки в 2019 году были оказаны 247 СОНКО. Общая сумма поддержки составила 941,7 млн рублей.
Финансовая поддержка осуществляется во всех сферах социального направления: социальная защита населения, образование, культура, физическая культура и спорт, здравоохранение, молодежная политика.
Наиболее распространенной формой предоставления финансовой поддержки являются субсидии, в том числе прямые целевые субсидии, субсидии на уставную деятельность и на реализацию социально значимых проектов. Вместе с тем в настоящее время широкое применение носит форма предоставления услуг с использованием сертификатов.
Имущественную поддержку, по данным ИАС "Мониторинг Ямал", в 2019 году получили 136 СОНКО на сумму 274,00 млн рублей. В безвозмездное пользование и аренду на льготных условиях предоставлено недвижимое имущество общей площадью 44,9 тыс. кв. метров.
В целях оказания имущественной поддержки СОНКО в автономном округе сформированы перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование СОНКО.
Основным механизмом оказания имущественной поддержки СОНКО является предоставление им имущества в безвозмездное пользование как на долгосрочной и постоянной основе, так и разово, например, для проведения каких-либо мероприятий, а также по определенному графику (в определенные часы, дни недели и т.д.).
Распространено предоставление в пользование СОНКО на безвозмездной основе репетиционных и лекционных площадок, сценических костюмов и декораций, осуществляется методическое сопровождение и сотрудничество по проведению совместных мероприятий и программ.
В целях оказания комплексной поддержки СОНКО и социальным предпринимателям с 2017 года в автономном округе работает Центр инноваций социальной сферы (далее - ЦИСС).
На базе ЦИСС оказываются консультационные услуги, проводятся обучающие мероприятия по вопросам осуществления деятельности в области предоставления социальных услуг, организуются бизнес-миссии, осуществляется разработка, изготовление и распространение методических пособий.
Консультационная поддержка оказывается как непосредственно сотрудниками ЦИСС, так и при помощи привлеченных контрагентов по узконаправленным вопросам. В 2019 году оказано более 537 консультаций (в 2018 году - 419 консультаций).
Консультационные услуги предоставляются также специалистами исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований в автономном округе. В 2019 году оказано 252 консультационные услуги (в 2018 году - 91 консультация).
В 2019 году разработан и издан навигатор услуг и продуктов СОНКО и социальных предпринимателей автономного округа. Заявочная кампания была проведена с апреля по октябрь 2019 года. В навигаторе представлены 42 социальные организации из сферы образования, физической культуры, социальной защиты, культуры, туризма, медицины и экологии.
ЦИСС реализует обучающие мероприятия (семинары, тренинги, круглые столы, мастер-классы и т.д.). В 2019 году организовано 21 мероприятие в 9 муниципальных образованиях в автономном округе, участниками которых стали 903 человека. Общее количество участников обучающих мероприятий, организованных ЦИСС в 2019 году, увеличилось почти на 200 человек по сравнению с аналогичным показателем 2018 года.
Одним из наиболее востребованных проектов ЦИСС является проект "Школа социального предпринимательства", цель которого - помочь участникам сформировать бизнес-идею, просчитать риски и запустить социальный бизнес или повысить эффективность существующего. В 2019 году школа социального предпринимательства прошла в трех муниципальных образованиях (города Новый Уренгой, Муравленко, Салехард), общее число участников составило 59 человек (в 2018 году в одном муниципальном образовании, количество участников - 25 человек).
С 2019 года школа социального предпринимательства проводится и в дистанционном формате, ее участниками стали 33 человека из 11 муниципальных образований.
С целью дополнительной мотивации и поддержки выпускников школы социального предпринимательства в 2020 году будет проведен окружной конкурс "Социальный эффект", на который выпускниками школы могут быть представлены успешно реализуемые проекты, разработанные по итогам прохождения школы. Победители награждаются сертификатами на развитие организации (обучение, полиграфия, маркетинговые услуги и др.).
В 2019 году появился ряд новых мер по поддержке негосударственного сектора, одной из них стала услуга "Бухгалтерское сопровождение СОНКО". Данная мера поддержки была инициирована представителями некоммерческих организаций на одной из площадок гражданского форума "Ямал - территория комфорта". Услуга предоставляется квалифицированными специалистами. В 2019 году услуга предоставлена пяти СОНКО.
Еще одна новая мера поддержки, внедренная в 2019 году, - это организация бизнес-миссий для социальных предпринимателей. Участникам бизнес-миссии осуществляется возмещение фактически произведенных ими расходов на проезд, проживание и участие в деловой программе. В 2019 году организовано 4 бизнес-миссии, участниками которых стали 17 социальных предпринимателей автономного округа.
С целью оказания информационно-разъяснительных услуг в 2020 году ЦИСС планируется открытие ютуб-канала, где ключевым контентом станет блог под названием "Интервью с интересным человеком", а также видео о социальных предпринимателях, трансляция вебинаров, организуемых и проводимых ЦИСС, видеоролики о мероприятиях ЦИСС.
В текущем году также планируется создание и запуск электронного календаря финансовой поддержки СОНКО.
Сложная эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, создала трудности для многих социально ориентированных НКО.
Президент Российской Федерации объявил о пакете поддержки СОНКО.
Президент РФ отметил: "Волонтеры и НКО - наши самые надежные партнеры и единомышленники. Им нужно оказывать необходимое содействие. И не только сейчас, в нынешней экстраординарной ситуации, а всегда, при любых обстоятельствах. Потому что от волонтеров, от тех людей, которые трудятся в некоммерческих организациях, от их энергии и гражданской инициативы во многом зависит решение сегодняшних и даже долгосрочных задач, которые стоят перед нашей страной".
Предложенный пакет мер будет включать меры поддержки, сопоставимые с принятыми в отношении пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса, дополнительные выплаты сотрудникам, сохранение объемов закупок социальных услуг, грантовую поддержку СОНКО, которые активно участвуют в борьбе с коронавирусом, и пр.
Наша задача как законодателей регионального уровня - обеспечивать законодательное регулирование, направленное на развитие института СОНКО на своих территориях, на оказание им государственной помощи.
Также нам предоставлена возможность участвовать в обсуждении законодательных инициатив федерального уровня.
На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации уже находится ряд законопроектов, призванных помочь НКО функционировать в условиях ограничительных и превентивных мер, ряд проектов еще будет внесен.
Участие Законодательного Собрания автономного округа в этом процессе осуществляется в первую очередь в выражении мнения Законодательного Собрания автономного округа по проектам федеральных законов, направленных Государственной Думой для отзывов и поправок.
Данный процесс предполагает выработку единой позиции законодательной и исполнительной власти округа, которая учитывается при рассмотрении федеральных проектов. От качества и темпов данной работы в немалой степени зависит учет региональной специфики при принятии законодательных решений Государственной Думой.
Следует отметить положительную динамику в рассмотрении Законодательным Собранием автономного округа проектов федеральных законов, направленных Государственной Думой для отзывов и поправок, благодаря совершенствованию регламентных процедур и продуктивному взаимодействию с Правительством автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.