Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 г. по делу N 2-5139/2019
Апелляционным определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 г. по делу N 33а-2132 решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов ИП Шоевой Е.С., Ткач Е.В., Луниной В.Г., Чан-сы-чан Л.Г., Долидовой И.В., ООО "Никольск-3" - без удовлетворения
Уссурийский районный суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ш.Е.С., Т.Е.В., Л.В.Г., Ч.Л.Г., Д.И.В. и ООО "ХХХХ" к Администрации Уссурийского городского округа о признании постановления администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 N 3014-НПА "Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа" недействующим и несоответствующим части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 2.10 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения НТО на территории муниципальных образований Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края N 171-па от 17.04.2018, п. 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения НТО, утв. приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114, в отношении хозяйствующих субъектов и НТО, включенных в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа до принятия данного нормативного акта,
установил:
Административные истцы обратились в суд с вышеизложенным требованием в обоснование указав на то, что они являются собственниками НТО, включенные в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 27 марта 2015 года N 852 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа. В настоящее время административным истцам было отказано в заключении договоров на размещение НТО на новый срок и выставлены требования о демонтаже НТО, ввиду изменения регионального законодательства, а именно в связи с вступлением в законную силу постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года N 171-па на территории Уссурийского городского округа администрацией Уссурийского городского округа принято постановление от 29.12.2018 N 3014-НПА "Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схем НТО на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа" (далее - постановление от 29.12.2018 N 3014-НПА), которым предусмотрена процедура проведения отбора претендентов и определения победителя на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа в порядке закрытого аукциона (либо без проведения такового). В связи с чем, им рекомендовано подать заявление на включение их в Схему на свободное место, в порядке определенном постановлением от 29.12.2018 N 3014-НПА, т.е. в порядке проведения аукциона.
Считают постановление от 29.12.2018 N 3014-НПА в части распространения его действия на хозяйствующих субъектов и их НТО, включенных в Схему размещения НТО до его принятия, незаконным в силу следующего.
Порядок включения в Схему размещения НТО регламентируется приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года N 114 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов" (в ред. Приказа департамента лицензирования и торговли Приморского края от 25.02.2019 N 15) (далее - Порядок N 114), которым установлено, что размещение НТО осуществляется в соответствии со Схемой, утверждаемой органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования. Отбор претендентов на право включения в Схему осуществляется по результатам закрытого аукциона, либо без проведения аукциона в соответствии с порядком, утвержденным Администрацией Приморского края (п. 1.6 Порядка N 114). Учет НТО и их размещение в соответствии с утвержденной Схемой, в городских округах осуществляют органы местного самоуправления городских округов (пункт 3.8 Порядка N 114). Утверждение Схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы (п. 3.7 Порядка N 114).
Согласно п. 2.1 постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 г. N 171-па "Об утверждении порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края" (далее - Постановление N 171-па) отбор претендентов проводится после включения в Схему нового места в соответствии с приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года N 114 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов". НТО и (или) место, закрепленные за хозяйствующим субъектом по результатам рассмотрения уполномоченным органом заявления и (или) включенные в Схему до вступления в силу настоящего Порядка, независимо от основания включения в Схему, сохраняются в месте, определенном Схемой (п. 2.10 Постановления N 171-па). Таким образом, Постановлением N 171-па установлено, что процедура проведения торгов на право включения в Схему НТО осуществляется исключительно после включения в Схему нового объекта. Схема носит бессрочный порядок, формируется, изменяется и дополняется только в строго оговоренных Порядком случаях (п. 4.1 Порядка N 114).
Постановление администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 г. N 3014-НПА не содержит положений, регулирующего применение данного нормативного акта в отношении хозяйствующих субъектов и нестационарных объектов, включенных в Схему размещения НТО до принятия оспариваемого нормативного акта, что повлекло за собой принятие нормативных правовых актов, которыми административные истцы были исключен из Схемы размещения НТО. Исключение из Схемы ранее внесенного в нее НТО, эксплуатация которого осуществлялась до ее утверждения, с предложением хозяйствующему субъекту участвовать в аукционе, противоречит как требованиям Порядка N 114, так и положениям постановления N 171-па, а также не соответствует положениям ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", и как следствие свидетельствует о нарушении администрацией запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, закрепленного в ст. 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности.
Таким образом, окончание срока действия договора на размещение НТО не является основанием для его исключения из Схемы. При этом если хозяйствующий субъект уже включен в Схему, то договор на размещение НТО должен быть продлен автоматически. Основания для проведения аукциона с целью отбора претендентов и определения победителя на право включения в Схему отсутствуют.
Представители административных истцов - адвокаты Н.О.Н. и Ш.О.В., в судебном заседании на требованиях настаивали по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился в полном объеме, представив письменные возражения, согласно которым считают, что оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке, на основании ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление N 3014-НПА принято на основании других НПА, а частности N 2896-НПА от 02.11.2015 "Об утверждении Положения о порядке размещения НТО на территории УГО", согласно которому договор на размещение НТО продлению и пролонгации не подлежит, в связи с чем, для осуществления деятельности в данном месте хозяйствующему субъекту необходимо заключить договор на новый срок; право на размещение НТО и осуществление деятельности в соответствии с N 2896-НПА прекращается со сроком действия договора, данное постановление не оспорено и действует, следовательно, хозяйствующий субъект осуществляющий торговую деятельность в месте размещения НТО ранее, должен получить право на включение в Схему принимая участия в аукционе; не применение в части постановления 3014-НПА к истцам не восстановит их права, т.к. право на осуществление деятельности и законность размещения в схеме прекращается другим постановлением N 2896-НПА, более того на законодательном уровне нет императивной нормы на продление в обязательном порядке договора на размещение НТО в схеме НТО, а, следовательно, в любо случае, истцам необходимо будет получить право на включение в Схему НТО по результату аукциона.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С 1 марта 2015 года главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплены положения, касающиеся размещения НТО на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ основанием для такого размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, является схема размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения НТО и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В целях реализации Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 17.04.2018 N 171-па утвержден Порядок отбора претендентов на право включения в схему размещения НТО на территории муниципальных образований Приморского края, в соответствии с которым по результатам закрытого аукциона (далее - аукцион) либо без такового осуществляется отбор претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема размещения НТО).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения НТО, утв. приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114.
Порядок проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа, Порядок и сроки включения претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа, утверждены постановлением администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 N 3014-НПА.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы на основании договоров N 78/85/2016 от 27.04.2017, N 134/146/2016 от 27.07.2017, N 136/147/2016 от 16.10.2017, N 63/171/2018 от 13.04.2018, N 103/156/2018 от 08.05.2018, N 104/157/2018 от 08.05.2018 и N 196/265/2017 от 10.05.2018 (л.д. 68 - 74; 99 - 105; 111 - 117; 121 - 127; 128 - 134; 135 - 141; 142 - 148; 155 - 161; 167 - 173) обладали правом на размещение на территории Уссурийского городского округа НТО. Срок действия данных договоров истек.
Постановлениями администрации Уссурийского городского округа от 22.04.2019 N 881 и N 1415 от 21.06.2019 (л.д. 240 - 246 и 247 - 258) были внесены изменения в Постановление администрации Уссурийского городского округа от 27 марта 2015 года N 852 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа" (л.д. 192 - 212), которыми все принадлежащие административным истцам НТО исключены из Схемы размещения НТО.
Данные постановления были изданы на основании ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Приказа Департамента лицензирования и торговли Приморского края издан Приказ от 15 декабря 2015 года N 114 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения НТО", Постановления администрации Уссурийского городского округа от 02.11.2016 N 2896-НПА "Об утверждении Положения о порядке размещения НТО на территории Уссурийского городского округа", постановления администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 N 3014-НПА "Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа".
Таким образом, административным истцам как хозяйствующим субъектам, НТО которых были включены в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа до принятия в силу постановления администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 N 3014-НПА, были предложены общие условия для участия в аукционе для включения их НТО в Схему, поскольку срок действия ранее заключенных договоров истек.
Истечение срока договора аренды земельного участка, либо расторжение такого договора не препятствуют дальнейшему использованию этого земельного участка для размещения НТО по правилам, предусмотренным главой V.6 ЗК РФ при наличии законных оснований. При этом в силу пунктов 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ в исследуемой ситуации оснований для заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов не предусматривается.
Доводы административных истцов об отсутствии оснований для проведения аукциона с целью отбора претендентов и определения победителя на право включения в Схему размещения НТО, а также о том, что окончание срока действия договора не является основанием для исключения их НТО из Схемы размещения и об автоматическом продлении срока договора, со ссылками на ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ, на п. 2.10 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края от 17.04.2018 N 171-па и на п. 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения НТО, утв. приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114, судом во внимание не принимается, поскольку ранее размещенные НТО включаются в Схему размещения НТО при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, целью утверждения Схемы размещения НТО является, в том числе соблюдение прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Приморском крае и с учетом требований градостроительного, земельного, экологического законодательства, законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности.
В соответствии с действующим законодательством, регулирующим размещения НТО на территории муниципального образования, орган местного самоуправления осуществляет выбор мест (адресов), включаемых в Схему размещения НТО, из всех возможных (допустимых) вариантов, а хозяйствующие субъекты не наделены безусловным правом требовать включения в Схему конкретных мест (адресов) НТО, в том числе уже действующих на момент утверждения схемы.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемое постановление принято администрацией УГО в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной законом процедурой, с соблюдением баланса интересов всех участников исследованных правоотношений в обеспечение развития указанной в региональных нормативных актах территории и не нарушают законных прав и интересов административных истцов, в связи с чем, их требование удовлетворению не подлежит.
По изложенному и руководствуясь статьями 175 - 189, 227, 228 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Ш.Е.С., Т.Е.В., Л.В.Г., Ч.Л.Г., Д.И.В. и ООО "ХХХХ" к Администрации Уссурийского городского округа о признании постановления администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 N 3014-НПА "Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа" недействующим и несоответствующим части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 2.10 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения НТО на территории муниципальных образований Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края N 171-па от 17.04.2018, п. 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения НТО, утв. приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114, в отношении хозяйствующих субъектов и НТО, включенных в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа до принятия данного нормативного акта, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Текст настоящего решения приводится без подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 г. по делу N 2-5139/2019
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 г. по делу N 33а-2132 решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административных истцов ИП Шоевой Е.С., Ткач Е.В., Луниной В.Г., Чан-сы-чан Л.Г., Долидовой И.В., ООО "Никольск-3" - без удовлетворения