Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Порядку организации
и проведения всероссийских
проверочных работ
в Ставропольском крае
на 2020 год, утвержденному
приказом министерства
образования Ставропольского края
от 25 февраля 2020 года N 229-пр
Рекомендации
по повышению объективности оценки образовательных результатов
Общие положения
Целью настоящих рекомендаций является недопущение необъективных результатов образовательной деятельности, а также повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.
Повышение объективности оценки образовательных результатов может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.
Описание мер, направленных на повышение объективности оценки образовательных результатов
Основные подходы
Для повышения объективности оценки образовательных результатов рекомендуется организовать комплексные мероприятия по трем направлениям:
1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях (далее - ОО).
2. Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО.
3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Наиболее эффективным является комплексное сочетание всех трех подходов и создание на их основе действенной системы, при которой все участники образовательных отношений заинтересованы в объективной оценке образовательных результатов, и одновременно принимаются всесторонние меры для обеспечения объективности результатов при проведении всех мероприятий по оценке качества образования.
Ниже представлено более детальное описание каждого направления.
Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в ОО
Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.
1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам:
использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов;
применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;
привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах;
устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.
2. Организация на муниципальном уровне контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством:
привлечения независимых, общественных наблюдателей;
выезда в пункты проведения представителей муниципальных органов управления образованием;
организации видеонаблюдения и т.п.
Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, что необходимо соблюдать следующие требования:
в качестве наблюдателей не могут выступать родители учащихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;
учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ;
проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.
Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО
Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры осуществляется аналитическими методами и является достаточно трудоемким процессом. Поскольку контрольная выборка ОО должна быть достаточно большой (не менее 150 ОО), ее формирование возможно только в случае проведения массовых оценочных процедур, например, ВПР или региональных оценочных процедур с участием большинства ОО региона. На муниципальном и школьном уровнях уместно пользоваться результатами федеральной или региональной выборки.
Профилактическая работа с выявленными ОО включает управленческие действия руководителя муниципального органа управления образованием, направленные на:
повышение объективности оценки образовательных результатов;
обеспечение повышения квалификации руководителей и педагогов ОО;
совершенствование методической работы;
реализацию адресных программ помощи школам;
развитие механизма назначения руководителей ОО;
распространение позитивных школьных практик.
Система профилактических мер для объективной оценки качества образования включает:
адресную работу со школами с необъективными результатами;
устранение "давления" на школы с низкими результатами;
разъяснительную работу с ОО, руководителями ОО;
поддержку "объективных" ОО;
продвижение программ помощи школам с низкими результатами.
Отдельно организуется работа по необъективному проведению и необъективному оцениванию. Общие принципы современной системы оценивания включают следующие позиции:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
оценивание является критериальным, а основными критериями оценивания являются планируемые результаты;
отметка является средством оценивания результатов деятельности, а не личных качеств обучающегося;
обучающиеся должны быть участниками процесса оценивания и приобретать навыки самооценки и взаимооценки:
в оценочной деятельности реализуется заложенный в федеральном государственном образовательном стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
В федеральных информационных системах аккумулируется информация о результатах учебных достижений обучающихся, участвующих в оценочных процедурах федерального уровня. Таким образом, формируется банк образовательных достижений обучающихся. Важно не допустить несоответствия информации на федеральном уровне реальным результатам образовательной деятельности.
В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в ОО рекомендуется:
осуществить перепроверку результатов;
в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс мер в отношении данной ОО и конкретных экспертов-предметников.
Повышению квалификации руководителей и педагогов ОО предшествует работа по выявлению их профессиональных "дефицитов", результатом которой является реализация мер, направленных на устранение выявленных проблем. Работа по устранению профессиональных "дефицитов" методической службой организуется адресно, а повышение квалификации планируется с учетом выявленных проблем. Основанием для построения траектории повышения квалификации может быть рейтинг затруднений руководителя и учителя.
Профилактическая работа с ОО с необъективными результатами оценочной процедуры предполагает перестройку методической работы муниципалитета и школы, организованную в неразрывном единстве и объединенную общностью целей.
Реализация адресных программ помощи школам, допустившим признаки необъективности и не имеющим ресурсов для самостоятельного качественного изменения, предполагает сочетание управленческих действий и методического сопровождения.
Фактор необъективности в проведении оценочных процедур в ОО является одним из показателей работы руководителя ОО. Актуализируется вопрос объективного назначения директоров школ, оценки их деятельности.
Распространение позитивных школьных практик, с одной стороны, является мощным методическим ресурсом для других ОО, с другой - способствует формированию имиджа ОО и выступает как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Позитивный имидж ОО способствует решению ряда задач:
устраняет конкуренцию среди ОО одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
получает доступ ОО к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
обеспечивает привлекательность для педагогов, так как ОО предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
создает эффект приобретения ОО определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов
Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов рекомендуется применять следующие меры:
реализовывать в приоритетном порядке программы помощи ОО с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса и т.п.; во всех перечисленных случаях применять меры административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;
использовать для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками (в независимых оценочных процедурах, соответствующих рекомендациям приложения) только по желанию педагога;
способствовать повышению заинтересованности ОО в использовании объективных результатов региональных и федеральных оценочных процедур;
проводить разъяснительную работу с руководителями ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации перечисленных выше мер.
Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Элементами такой системы в ОО являются, в том числе:
положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся;
система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает руководство ОО;
принятые в ОО прозрачные критерии внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;
непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование;
проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.
Основные мероприятия по предупреждению признаков необъективности образовательных результатов
1. Включение в план ведомственного контроля вопросов использования общеобразовательными организациями результатов оценочных процедур, соответствия внешнего и внутреннего оценивания образовательных результатов обучающихся, а также вопросы качества преподавания учебных дисциплин.
2. Обеспечение контроля за исполнением планов мероприятий по обеспечению объективности оценочных процедур.
3. Организация обсуждения вопросов обеспечения объективности процедур оценки качества общего образования на совещаниях руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных организаций, муниципальных/городских методических объединений.
4. Проведение мониторингов по обеспечению объективности выдачи выпускникам общеобразовательных организаций медалей "За особые успехи в учении".
5. Организация разъяснительной работы с педагогической общественностью о недопустимости искажения при оценивании результатов образовательной деятельности обучающихся.
6. Совершенствование методической работы. Оказание методической помощи общеобразовательным организациям с необъективными и низкими результатами обучения.
7. Организация контроля за своевременным прохождением курсов повышения квалификации руководящими и педагогическими работниками общеобразовательных организаций.
8. Реализация адресных программ помощи общеобразовательным организациям.
9. Развитие механизма назначения руководителей общеобразовательных организаций.
10. Распространение позитивных школьных практик.
11. Формирование позитивного отношения у обучающихся и их родителей к оценочным процедурам и их результатам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.