Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.
при секретаре Шевелевой А.С.
с участием прокурора Биенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административным исковым заявлениям Летягина Г.М., Рассказова А.И., Иванищева И.И. к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 19 апреля 2019 г.), установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 31 мая 2017 г. N 61/27 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области (далее - ТКО).
В строке 1 таблицы приложения N 1 к приказу установлены нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,183 куб. м. в месяц, 2,190 куб. м. в год; 25,550 кг. в месяц, 306,6 кг. в год.
Приказом РЭК Омской области от 19 апреля 2019 г. N 40/22 в строку 1 таблицы приложения N 1 внесены изменения, нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,180 куб. м. в месяц, 2,160 куб. м. в год; 24,408 кг. в месяц, 292,896 кг. в год.
Приказом РЭК Омской области от 11 июля 2019 г. N 96/41 установлено, что вышеуказанные изменения вступили в силу 29 апреля 2019 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2019 г.
Летягин Г.М. обратился с административным исковым заявлением о признании недействующими положений строки 1 таблицы "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения" приложения N 1 к приказу РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" как в первоначальной редакции, так и в редакции приказа РЭК Омской области от 19 апреля 2019 г. N 40/22, указывая в обоснование, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям пунктов 15 - 22 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269, Инструкции по взаимодействию Региональной энергетической комиссии Омской области, организаций, осуществляющих вывоз твердых коммунальных отходов (включая крупногабаритный мусор), представителей собственников помещений многоквартирных домов (квартальных) и организаций, включенных в выборку для проведения замеров ТКО при организации и проведении первичных замеров массы и объема твердых коммунальных отходов в городе Омске, утвержденной 12 мая 2016 г. на заседании рабочей группы по определению и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Административный истец полагает, что принятый нормативный правовой акт нарушает его права как проживающего на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области собственника квартиры в жилом многоквартирном доме на предоставление коммунальных услуг.
Нормативы накопления ТКО для одного проживающего в благоустроенном многоквартирном жилом доме в г. Омске как в первоначально установленном размере - 0,183 куб. м. в месяц, 2,190 куб. м. в год; 25,550 кг. в месяц, 306,6 кг. в год; так и с учетом внесенных региональным регулятором изменений - 0,180 куб. м. в месяц, 2,160 куб. м. в год; 24,408 кг. в месяц, 292,896 кг. в год, существенно завышены, поскольку при проведении первичных замеров массы и объема ТКО не была исключена возможность использования контейнера, закрепленного за жилым многоквартирным домом, сторонними лицами, что привело к учету объема ТКО как дома, указанного в списке выборки, так и объемов ТКО близлежащих жилых домов, обслуживаемых той же контейнерной площадкой.
Также, по мнению Летягина Г.М., перечень мероприятий, направленных на обеспечение достоверности замеров объема и массы ТКО, при издании приказа РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 соблюден не полной мере: не был определен перечень объектов для проведения первичных замеров массы и объема твердых коммунальных отходов на территории г. Омска; не произведено информирование собственников жилья о сроках и порядке проведения замеров, в том числе не доведена информация о необходимости в течение недели пользоваться только закрепленным за домом контейнером и недопустимости использования указанного контейнера сторонними лицами; не осуществлялась обязательная фиксация полученных в результате замеров данных в ведомостях установленной формы с внесением информации, обеспечивающей идентификацию контейнера; замеры ТКО в отношении ряда многоквартирных домов в зимнем и весеннем сезонах отсутствуют, в качестве замеров в зимнем сезоне учтены замеры, произведенные в ноябре 2016 года; замеры ТКО осуществлялись не в течение семи дней без обязательного взвешивания (т.1 л.д.5-9, 189-192, 213-214; т.2 л.д.165-167, 185-187).
Рассказов А.И. обратился в Омский областной суд с ходатайством о вступлении в административное дело в качестве соистца, ссылаясь на то, что поддерживает требования Летягина Г.М. как в части предмета административного иска, так и его оснований (т.1 л.д.168-169). Определением Омского областного суда от 06 мая 2019 г. ходатайство Рассказова А.И. удовлетворено (т.1 л.д.209-210).
Иванищев И.И. обратился с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" как в первоначальной редакции, так и в редакции приказа РЭК Омской области от 19 апреля 2019 г. N 40/22, приводя доводы, аналогичные содержащимся в административном исковом заявлении Летягина Г.М. (т.3 л.д.3 - 7).
Определением Омского областного суда от 27 февраля 2020 г. административные дела по административным искам Летягина Г.М., Рассказова А.И., Иванищева И.И. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Омского областного суда от 25 мая 2020 г. производство по административному делу по административным искам Летягина Г.М., Рассказова А.И., Иванищева И.И. прекращено в части оспаривания строки 1 таблицы приложения N 1 приказа РЭК Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области", устанавливающей нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,183 куб. м. в месяц, 2,190 куб. м. в год; 25,550 кг. в месяц, 306,6 кг. в год.
В судебном заседании Летягин Г.М., его представитель Анашкин В.А., действующий на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, представитель Рассказова А.И. - Рассказов А.А., действующий на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, представитель Иванищева И.И. - Дьякова Ю.С., действующая на основании доверенности от <...> (т. 3 л.д. 63), заявленные требования поддержали.
Представители Региональной энергетической комиссии Омской области - Стельмашек Б.Н., действующий на основании доверенности от <...> (т. 3 л.д. 120), Новохова М.А., действующая на основании доверенности от <...> (т. 2 л.д.196), поддержав доводы письменных отзывов (т. 1 л.д. 32 - 35, т. 2 л.д. 26 - 28), возражали относительно административного иска, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в установленной форме, при соблюдении правил принятия, введения в действие и опубликования, отсутствие нарушений при расчете массы и объема твердых коммунальных отходов.
Представитель ООО "Магнит" - Колмакова Е.В., действующая на основании доверенности от <...> (т. 2 л.д. 160), выразила согласие с правовой позицией регионального регулятора.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., указавшую на наличие оснований для удовлетворения требований административных истцов, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Летягин Г.М. является собственником <...> в г. Омске (т. 1 л.д. 81); Рассказову А.И. на праве собственности принадлежит <...> в г. Омске (т. 1 л.д. 170); Иванищев И.И. является собственником благоустроенного жилого <...> в г. Омске (т. 3 л.д. 35, 44).
Административные истцы постоянно зарегистрированы и проживают по указанным адресам, Летягину Г.М., Рассказову А.И., Иванищеву И.И. начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку в соответствии с абзацем 1 пункта 148 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется в соответствии с формулой, составной частью которой является значение норматива накопления твердых коммунальных отходов, суд приходит к выводу о соблюдении Летягиным Г.М., Рассказовым А.И., Иванищевым И.И. положений части 1 статьи 208 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области, является РЭК Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 г. N 212-п).
В сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области РЭК Омской области устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов (подпункт 3 пункта 13.2 указанного Положения).
РЭК Омской области 31 мая 2017 г. принят приказ N 61/27, которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области. В строке 1 таблицы приложения N 1 к приказу установлены нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,183 куб. м. в месяц, 2,190 куб. м. в год; 25,550 кг. в месяц, 306,6 кг. в год (т.1 л.д.36-37).
Приказом РЭК Омской области от 19 апреля 2019 г. N 40/22 в строку 1 таблицы приложения N 1 внесены изменения, нормативы накопления ТКО для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,180 куб. м. в месяц, 2,160 куб. м. в год; 24,408 кг. в месяц, 292,896 кг. в год (т.1 л.д.155).
Приказом РЭК Омской области от 11 июля 2019 г. N 96/41 установлено, что вышеуказанные изменения вступили в силу 29 апреля 2019 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2019 г.
Тексты приказов в соответствии с положениями Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 31 мая 2017 г., номер опубликования 5501201705310008; 19 апреля 2019 г. номер опубликования 5501201904190014; 12 июля 2019 г. номер опубликования 5504201907120006.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, полномочным органом исполнительной власти Омской области.
Данный приказ является нормативным правовым актом, так как обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим приказом.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269.
Из пункта 4 Правил следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцировано в отношении территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом; при этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
В силу требований подпункта "в" пункта 7 Правил в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тысяч человек при проведении замеров отходов для определения нормативов выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа.
Суд отмечает, что по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, размещенным в открытых интернет-источниках, следует, что по состоянию на 01 января 2017 г. в городе Омске проживало 1 178 391 человек, для проведения замеров отходов необходимо было выбрать участки городского округа город Омск где проживало бы не менее 5 892 человек на каждом из участков (1 178 391 * 0,5%).
Как установлено судом, для замеров были избраны четыре участка городского округа город Омск, расположенные: в Ленинском административном округе г. Омска (дома NN 10, 12 по улице Труда; NN 1, 2, 6, 8, 9, 10 по улице С. Стальского; дом N 12 по улице Котельникова; дом N 9 по улице Марченко, дом N 27 по улице Харьковская; дом N 5 по улице 2-я Железнодорожная) - по данным паспортов объектов проживают 5 509 жителей; в Кировском административном округе (дома NN 28, 30 по улице Рокоссовского; дома NN 22, 22/2 по улице 3-я Любинская; дом N 7 "б" по улице Комкова; дом N 24 по улице Дианова; дом N 36 по улице 4-я Любинская) - по данным паспортов объектов проживают 4 176 жителей; в Центральном административном округе г. Омска (дом N 53 по улице 20-я Амурская) - по данным паспорта объекта проживают 170 жителей; в Советском административном округе г. Омска (дом N 14 по проспекту Королева; дома NN 25, 37 по проспекту Менделеева; дом N 7 СибНИИСхоз; дом N 6 "а" по улице В. Бархатовой; дома NN 22, 22/1, 22/2 по улице Заозерной; дома NN 8, 10, 12 по улице Энергетиков; дома NN 15, 15 "а", 17, 57, 58 по улице ХХ Партсъезда; дома NN 2, 5 по улице 1-я Поселковая; дом N 30 по улице Блюхера; дом N 12/2 по улице Химиков; дом N 42 по улице Бородина; дом N 3 по улице Лаптева; дом N 6 по проспекту Культуры; дом N 29 по проспекту Мира) - по данным паспортов объектов проживают 6 814 жителей.
Учитывая, что общее количество проживающих на отобранных для проведения замеров участках городского округа город Омск, расположенных в Центральном, Кировском, Ленинском административных округах составило менее 5 892 человек на каждом из участков, суд приходит к выводу о нарушении при проведении замеров требований подпункта "в" пункта 7 Правил по критерию "общая численность населения городского округа".
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Из материалов дела усматривается, что в качестве исходных данных для расчета норматива накопления ТКО в соответствии с пунктом 11 Правил, пунктами 11 - 15 Методических рекомендаций региональным регулятором применялись сведения, содержащиеся в паспортах объектов, составленных ЗАО "Сибирский коммунальник", ООО "Труд", ЗАО "УК "Левобережье", ООО "Управдом 1", ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство "СЕРВИС", осуществляющих управление вышеуказанными многоквартирными домами. При этом паспорта объектов не датированы, содержащаяся в паспортах информация не позволяет сделать однозначный вывод о том, учитывалось ли при составлении документа количество зарегистрированных либо количество фактически проживающих лиц. По запросу суда подготовившими паспорта управляющими компаниями соответствующие разъяснения не даны.
Исходя из буквального толкования пункта 5 Правил проведение проверки количества жильцов и составление паспорта объекта необходимо перед каждым сезонным замером, поскольку начало и окончание проведения процедуры замеров (семь дней подряд в течение каждого из сезонов) значительно растянуты во времени, а используемое при подсчетах количество жильцов, учтенное лишь на момент начала замера, неизбежно меняется к его окончанию.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение семи дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 11, 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разровнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер отходов должен осуществляться в течение каждого сезона: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.
Из представленных ведомостей усматривается, что замеры в отношении дома N 27 по улице Харьковская и дома N 5 по улице 2-я Железнодорожная проведены в ноябре 2016 года только в течение трех дней - 28, 30 ноября, 02 декабря 2016 г. Кроме того, при проведении замеров в доме N 5 по улице 2-я Железнодорожная взвешивание ТКО фактически не производилось, о чем в ведомости имеется соответствующая отметка представителя собственников жилых помещений.
В отношении дома N 24 по улице Дианова отсутствуют данные о замерах в весеннем сезоне; по замерам в зимнем сезоне не имеется данных в отношении дома N 9 по улице С. Стальского.
В ведомостях по многоквартирным домам NN 8, 10, 12 по улице Энергетиков; 15, 15 "а", 17, 57, 58 по улице ХХ Партсъезда; NN 2, 5 по улице 1-я Поселковая; NN 22, 22/1, 22/2 по улице Заозерная; N 27 по улице Харьковская; N 5 по улице 2-я Железнодорожная; N 3 по улице Лаптева; N 42 по улице Бородина; N 37 по проспекту Менделеева; N 53 по улице 20-я Амурская;N 6 "а" по улице В. Бархатовой; N 6 по проспекту Культуры; N 29 по проспекту Мира в качестве данных по зимнему сезону были учтены сведения по замерам, произведенным в ноябре 2016 года, что противоречит пункту 9 Методических указаний.
Из пояснений свидетеля Готфрид А.А., принимавшего участие в осуществлении замеров от ООО "Чистый город", замеры по адресам: улица Котельникова, дом N 12; улица С. Стальского дома NN 2, 9, 12; улица Труда, дома NN 10, 12 проводились в период с понедельника по воскресенье, при этом в объемах отходов, накопленных за понедельник, также были учтены отходы, накопленные по двум предшествующим дням (суббота и воскресенье). Суд полагает, что данное обстоятельство также привело к искажению замеров объема накопленных ТКО.
Также суд отмечает, что при проведении первичных замеров массы и объема ТКО по адресам: улица Блюхера, дом N 30; дома NN 8, 10, 12 по улице Энергетиков, дома NN 2, 5 по улице 1-я Поселковая не была исключена возможность использования контейнера, закрепленного за жилым многоквартирным домом, сторонними лицами, что со всей очевидностью привело к учету объема ТКО как указанного дома, так и объемов ТКО близлежащих жилых домов, обслуживаемых той же контейнерной площадкой.
Проанализировав указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела первичные ведомости производившихся замеров не соответствуют Правилам, Методическим рекомендациям, экономическая обоснованность оспариваемого значения норматива административным ответчиком не подтверждена, доказательства обоснованности установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,180 куб. м. в месяц, 2,160 куб. м. в год; 24,408 кг. в месяц, 292,896 кг. в год на одного проживающего РЭК Омской области не представлены.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое правовое регулирование вступило в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, требования Летягина Г.М., Рассказова А.И., Иванищева И.И. подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", учитывая, что оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта до вынесения настоящего судебного постановления применялись, суд приходит к выводу о том, что приказ РЭК Омской области N 61/27 в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,180 куб. м. в месяц, 2,160 куб. м. в год; 24,408 кг. в месяц, 292,896 кг. в год на одного проживающего подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Также суд полагает возможным возложить на РЭК Омской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться сведения, указанные в пунктах 4, 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 части 6 статьи 180 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111, статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что главой 21 КАС РФ, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов, вопрос о судебных расходах должен быть разрешен в соответствии с вышеприведенными правилами главой 10 КАС РФ.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным иском Летягиным Г.М., Рассказовым А.И., Иванищевым И.И. уплачена государственная пошлина в размере по 300 рублей, что подтверждается чеками-ордерами от 01 апреля 2019 г. (т.1 л.д.4), 24 апреля 2019 г. (т.1 л.д.188), (т.3 л.д.10). Указанные расходы административных истцов в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111, статьи 112 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
признать приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 19 апреля 2019 г. N 40/22) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в благоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,180 куб. м. в месяц, 2,160 куб. м. в год; 24,408 кг. в месяц, 292,896 кг. в год на одного проживающего недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу Летягина Г.М. судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу Рассказова А.И. судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу Иванищева И.И. судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.А. Харламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 25 мая 2020 г. N 3а-1(2020) "Об оспаривании в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 г. N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 19 апреля 2019 г.)"
Текст решения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 августа 2020 г. N 5503202008180001