Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
1. Результаты деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края за 2019 год.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - доклад) подготовлен во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2008 г. N 548 "О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края".
Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - Министерство) является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики в сфере развития курортов и туризма на территории Краснодарского края, уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по проведению на территории Краснодарского края эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края, а также Положением о Министерстве, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2015 г. N 1335 "О министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края".
Министерство в своей деятельности подконтрольно главе администрации (губернатору) Краснодарского края, а также заместителю главы администрации (губернатора) Краснодарского края, курирующему вопросы развития.
Основными задачами Министерства являются:
создание благоприятных условий для развития курортов и туризма, сохранения олимпийского наследия на территории Краснодарского края;
обеспечение регулирования в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов в Краснодарском крае;
обеспечение мер по реализации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия;
создание условий для инвестиционной привлекательности курортов и туризма на территории Краснодарского края;
разработка предложений по развитию туристского и санаторно-курортного комплекса, обеспечивающих потребности граждан в туризме, отдыхе и санаторно-курортном лечении;
обеспечение при реализации своих полномочий приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции в сфере санаторно-курортных и туристских услуг.
В сфере курортов, туризма и олимпийского наследия на территории Краснодарского края Министерство выполняет следующие функции:
участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных законов, законов Краснодарского края и иных нормативных правовых актов в сфере курортов, туризма и олимпийского наследия, обобщает практику применения действующего законодательства и вносит предложения по его совершенствованию, в пределах компетенции самостоятельно осуществляет правовое регулирование;
представляет на рассмотрение главе администрации (губернатору) Краснодарского края проекты правовых актов Краснодарского края в сфере курортов, туризма и олимпийского наследия, в пределах компетенции самостоятельно осуществляет приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации правовых актов Краснодарского края;
определяет основные задачи в сфере туризма и приоритетные направления развития туризма на территории Краснодарского края;
создает и обеспечивает благоприятные условия для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории Краснодарского края, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
участвует в работе межведомственных комиссий Краснодарского края в части развития на территории Краснодарского края санаторно-курортного и туристского комплекса, а также эффективного использования рекреационных ресурсов;
реализует меры по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Краснодарского края;
содействует в продвижении туристских продуктов Краснодарского края на внутреннем и мировом туристских рынках, включая организацию рекламно-информационного обеспечения продвижения краевого туристского продукта на внутреннем и внешних рынках;
реализует меры по поддержке приоритетных направлений развития туризма в Краснодарском крае;
реализует в пределах компетенции Министерства комплекс мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
организует и проводит мероприятия в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровнях, в том числе форумов, конференций, совещаний, семинаров, выставок, краевых ярмарок, смотров-конкурсов и других мероприятий по вопросам туристской деятельности, сохранения и использования объектов олимпийского наследия Краснодарского края;
участвует в информационном обеспечении туризма, создании на территории Краснодарского края туристских информационных центров и обеспечении их функционирования;
определяет порядок формирования и ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии Краснодарского края и реестра туристских ресурсов Краснодарского края, осуществляет его ведение;
проводит аттестацию экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, а также инструкторов-проводников на соответствие требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
содействует органам местного самоуправления в Краснодарском крае в решении вопросов, направленных на создание благоприятных условий для развития туризма, в пределах компетенции министерства;
заключает договоры на размещение объектов, определенных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
принимает участие в разработке и реализации документов стратегического планирования в сфере туризма в пределах своей компетенции;
определяет виды и перечень туристских маршрутов на территории Краснодарского края;
разрабатывает и утверждает список рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещает его на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
участвует в пределах своей компетенции в реализации региональной инвестиционной политики, в том числе формирует информацию об инвестиционных проектах в сфере развития курортов и туризма; участвует в пределах своей компетенции в привлечении инвестиций в развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, в обеспечении проработки инвестиционных проектов в сфере развития курортов и туризма в муниципальных образованиях Краснодарского края; обеспечивает мониторинг реализации инвестиционных проектов в рамках исполнения обязательств, принятых в заключенных с инвесторами протоколах о намерениях; обеспечивает мониторинг реализации одобренных инвестиционных проектов;
проводит анализ состояния туристской индустрии, туристских ресурсов и объектов олимпийского наследия;
участвует в пределах своей компетенции в создании и развитии туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;
осуществляет контроль за исполнением требований Закона Краснодарского края от 5 июля 2018 г. N 3818-КЗ "Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края" в части паспортизации маршрутов повышенной опасности.";
в пределах установленной компетенции взаимодействует с органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по вопросам сохранения и использования объектов олимпийского наследия;
утверждает порядок ведения реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов Краснодарского края, включая санаторно-курортные организации Краснодарского края, а также осуществляет ведение указанного реестра;
участвует совместно с заинтересованными организациями, ведомствами и органами местного самоуправления в разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение, в установлении их границ и режимов;
обеспечивает подготовку необходимой документации, организует проведение необходимых исследований, экспертиз и согласований с целью признания в установленном законодательством порядке территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
осуществляет в пределах своих полномочий функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций. Осуществляет полномочия по управлению акциями, долями Краснодарского края в уставных капиталах хозяйственных обществ в случаях, предусмотренных законодательством Краснодарского края;
в пределах установленной компетенции осуществляет контроль за использованием имущества, принадлежащего государственным унитарным предприятиям Краснодарского края, а также анализ эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края;
организует и проводит в пределах установленной компетенции аттестацию руководителей государственных унитарных предприятий Краснодарского края и государственных учреждений Краснодарского края;
обеспечивает защиту персональных данных в министерстве;
осуществляет полномочия в области защиты сведений, относящихся к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий;
осуществляет противодействие терроризму в пределах своих полномочий;
организует и обеспечивает воинский учет и бронирование на период мобилизации, военного положения и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в министерстве;
выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
осуществляет проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов министерства и правовых актов Краснодарского края по направлениям осуществляемой министерством деятельности;
в пределах установленной компетенции осуществляет функции участника государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Краснодарского края;
осуществляет другие полномочия в сфере развития курортов и туризма на территории Краснодарского края в соответствии с действующим законодательством;
устанавливает форму, порядок и сроки представления: органами местного самоуправления - сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода проведения на территории Краснодарского края эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма в Краснодарском крае (далее - эксперимент) и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;
операторами курортного сбора - отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора;
ведет реестр операторов курортного сбора;
осуществляет мониторинг хода эксперимента;
представляет в высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории Краснодарского края;
осуществляет иные полномочия, связанные с проведением эксперимента, в соответствии с действующим законодательством.
1.1. Результаты осуществления программной деятельности.
Министерством в 2019 году реализовывались мероприятия государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 г. N 1007.
Краткая характеристика государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" (далее - государственная программа).
Срок реализации программы: 2016 - 2024 годы (в 2019 году проведена работа по продлению срока реализации государственной программы до 2024 года (ранее программа была рассчитана до 2021 года).
Цель государственной программы:
создание условий для привлечения и увеличения туристского потока, а также потока отдыхающих на территории Краснодарского края.
Задачи государственной программы:
комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках;
обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма.
Государственная программа включает в себя две подпрограммы:
"Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" (далее - подпрограмма N 1) и "Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование".
Также в состав государственной программы входят основные мероприятия, включающие в себя:
финансовое обеспечение деятельности министерства и предоставление субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, созданному в целях создания благоприятных условий для развития туризма, повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (фактически субсидия предоставляется ГБУ КК "Курорты Краснодарского края").
Цели:
комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках;
обеспечение сохранения, развития и эффективного функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма.
Реализация поставленных целей в 2019 году осуществлялась путем решения следующих задач подпрограммы:
защита населения и территории муниципальных образований Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной, собственности;
создание туристских кластеров на территории Краснодарского края;
развитие сельского (аграрного) туризма;
развитие курортной инфраструктуры Краснодарского края;
продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края;
создание условий для сохранения, развития и круглогодичного функционирования объектов олимпийского наследия Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи.
Цель: комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.
Задача: Защита населения и территории муниципальных образований Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности.
Показатель: площадь расчищенной территории объекта туристского показа, находящегося в муниципальной собственности, в целях защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного характера.
С целью решения данной задачи в перечень мероприятий подпрограммы N 1 включено мероприятие "Предоставление субсидий из краевого бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа, находящихся в муниципальной собственности".
В рамках данного мероприятия в отчетном периоде субсидия из краевого бюджета в сумме 719,7 тыс. рублей предоставлена местному бюджету муниципального образования Апшеронский район: осуществлена расчистка левого скального склона Гуамского ущелья от нависающих камней, бревен и аварийных деревьев. Площадь расчищенной территории составила 170 тыс. кв. м.
Задача: Развитие сельского (аграрного) туризма.
Показатель: предоставление грантов в форме субсидий победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае".
Так одним из мероприятий подпрограммы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" является "Предоставление грантов в форме субсидий победителям, занявшим призовые места по итогам краевого конкурса "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае" (в рамках реализации регионального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности"). В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 апреля 2014 г. N 1021-П "О краевом конкурсе "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае" (далее - постановление о конкурсе) предоставление грантов в форме субсидий победителям конкурса осуществляется министерством после принятия постановления Законодательным Собранием Краснодарского края об итогах конкурса. Так, Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 апреля 2019 г. N 1092-П "Об итогах краевого конкурса "Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае" в 2018 году" определено 9 победителей конкурса в 3 номинациях. Размер грантов, предоставляемых в 2019 году, в соответствии с постановлением о конкурсе определен победителям конкурса за 1, 2 и 3 места соответственно в следующих размерах: 170,0 тыс. рублей, 130,0 тыс. рублей и 100,0 тыс. рублей. Таким образом, министерством в 2019 году выплачены гранты в форме субсидий, в общей сумме девяти победителям в трех номинациях в сумме - 1 200,0 тыс. рублей.
Задача: Развитие курортной инфраструктуры Краснодарского края;
Показатель: количество объектов курортной инфраструктуры, на которых осуществлены работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, обустройству и ремонту;
объем выполненных работ по созданию объектов туристской инфраструктуры.
В отчетном периоде началась реализация мероприятий по предоставлению субсидий из краевого бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха на территориях муниципальных образований, в которых введен курортный сбор (в части финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры).
Так, в апреле 2019 года проведен отбор муниципальных образований на предоставление данной субсидии. По результатам проведенного отбора утверждено постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2019 г. N 274 "О распределении субсидий из краевого бюджета в 2019 году местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха на территориях муниципальных образований, в которых введен курортный сбор (в части финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры)", согласно которому между муниципальными образованиями распределены следующие объемы финансирования:
город-курорт Сочи - 71 352,5 тыс. рублей;
город-курорт Геленджик - 4 671,6 тыс. рублей;
город Горячий Ключ - 420,3 тыс. рублей;
Джубгское городское поселение Туапсинского района 843,9 тыс. рублей;
Небугское сельское поселение Туапсинского района 1 190,6 тыс. рублей.
Соглашения о предоставлении субсидии между министерством и вышеуказанными муниципальными образованиями заключены 11 июня 2019 г.
Также в сентябре 2019 года проведен дополнительный отбор муниципальных образований Краснодарского края для предоставления в 2019 году вышеуказанной субсидии. В рамках данного дополнительного отбора была подана заявка от одного муниципального образования: город-курорт Геленджик на сумму 8 173,0 тыс. рублей в целях выполнения работ по изготовлению, приобретению, транспортировке, установке и монтажу малых архитектурных форм в г. Геленджике (топиарные фигуры, отдельно стоящие скульптурные и световые композиции, элементы праздничной иллюминации на центральных улицах города Геленджика, с. Кабардинка, с. Дивноморское, с. Архипо-Осиповка, с. Пшада). По результатам отбора утверждено постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2019 г. N 690 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2019 г. N 274 "О распределении субсидий из краевого бюджета в 2019 году местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха на территориях муниципальных образований, в которых введен курортный сбор (в части финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры)". Между министерством и муниципальным образованием город-курорт Геленджик 29 октября 2019 года заключено дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Геленджик от 11 июня 2019 г. N 7-С/19.
Таким образом, суммарный объем распределенной в 2019 году субсидии по данному направлению составил 86 651,9 тыс. рублей.
В отчетном периоде в рамках освоения субсидии выполнены следующие работы:
На территории муниципального образования город-курорт Сочи: организация работ по приобретению, установке, транспортировке и монтажу беседок (теневых навесов со скамьей) на набережных города Сочи;
организация работ по приобретению, транспортировке, установке и монтажу лавочек на набережных города Сочи;
организация работ по приобретению, транспортировке, установке и монтажу туалетных модулей на набережных города Сочи;
организация работ по приобретению, транспортировке, установке и монтажу фото-конструкций для фотографирования жителей и туристов города Сочи;
организация работ по приобретению, транспортировке, установке и монтажу урн на набережных города Сочи.
На территории муниципального образования город Горячий Ключ: организация работ по приобретению, транспортировке, установке и монтажу механических тренажеров в парковой зоне МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы";
благоустройство парковой зоны МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" посредством установки урн.
На территории Джубгского городского поселения Туапсинского района реализовано мероприятие по благоустройству парковой зоны (пгт. Джубга, ул. Советская): организация работ по приобретению, транспортировке, установке и монтажу детской игровой зоны, скамеек и урн.
На территории Небугского сельского поселения Туапсинского района выполнены работы по оборудованию детской игровой площадки (в с. Небуг) с резиновым покрытием; осуществлена организация работ по приобретению, транспортировке, установке и монтажу лавочек и урн, озеленению.
На территории муниципального образования город-курорт Геленджик осуществлено благоустройство общественной территории по ул. Садовой (сквер за старой автостанцией) г. Геленджика.
Кроме того, муниципальным образованием город-курорт Геленджик в сентябре 2019 года заключен муниципальный контракт в части реализации мероприятия "техническое обслуживание, ремонт светомузыкального фонтана, расположенного на набережной г. Геленджика, Лермонтовский бульвар". Согласно условиям муниципального контракта срок завершения работ до 25 декабря 2019 года. Вместе с тем к указанному сроку исполнителем контракта не выполнены условия муниципального контракта. В соответствии с письмом муниципального образования город-курорт Геленджик от 26 декабря 2019 года N 110-15-19302/19-31-01 подрядчиком, исполнявший муниципальный контракт, установлено оборудование, не соответствующее условию контракта. Таким образом, по данному мероприятию в отчетном периоде субсидия не освоена в размере 2 354,9 тыс. рублей, из них: 2 131,2 тыс. рублей - средства субсидии в рамках заключенного муниципального контракта, 223,7 тыс. рублей - экономия, сложившаяся по результатам определения поставщика, подрядчика, исполнителя.
В части работ по изготовлению, приобретению, транспортировке, установке и монтажу малых архитектурных форм в г. Геленджике (топиарные фигуры, отдельно стоящие скульптурные и световые композиции, элементы праздничной иллюминации на центральных улицах города Геленджика, с. Кабардинка, с. Дивноморское, с. Архипо-Осиповка, с. Пшада) муниципальным образованием город-курорт Геленджик мероприятия по освоению данных средств не проводились (письмо муниципального образования от 20 декабря 2019 г. N 110-15-18928/19-31-01).
Суммарное кассовое освоение субсидии составляет 75 376,4 тыс. рублей.
Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" бюджетные ассигнования Фонда курортной инфраструктуры, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году. Таким образом, неосвоенные в 2019 году средства, запланированные к предоставлению в рамках указанной субсидии, в том числе нераспределенный между муниципальными образованиями остаток средств, будут учтены в расходах на 2020 год.
Кроме того, в рамках государственной программы начата реализация мероприятия "Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по организации обустройства мест массового отдыха на курортах, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктом 1.6.1 перечня мероприятий подпрограммы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса".
Расходы по данному направлению были предусмотрены в краевом бюджете в марте 2019 года (Законом Краснодарского края N 3980-КЗ от 6 марта 2019 г. "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"). Соответствующее мероприятие включено в перечень мероприятий подпрограммы постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 мая 2019 года N 269 "О внесении изменений в некоторые правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края и признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края".
В соответствии с приказом министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 26 июня 2019 г. N 128 "Об утверждении порядка организации и проведении отбора муниципальных образований Краснодарского края на получение субсидий из краевого бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации обустройства мест массового отдыха на курортах, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктом 1.6.1 перечня мероприятий подпрограммы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" срок приема заявок от муниципальных образований Краснодарского края на получение субсидии с 2 по 10 июля 2019 г. В данный период времени не была подана ни одна заявка ни от одного муниципального образования Краснодарского края. В таком случае, в соответствии с вышеуказанным приказом, объявляется дополнительный отбор, согласно которому окончательный срок подачи заявок 25 июля 2019 г. В рамках объявленного дополнительного отбора была подана одна заявка от муниципального образования город-курорт Сочи на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Создание объекта благоустройства (фонтана) на муниципальной территории Бульвара Надежд на Олимпийской набережной в Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи". Рассмотрение заявки осуществлено 26 июля 2019 г.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2019 г. N 515 данная субсидия распределена городу Сочи в размере 86 607,6 тыс. рублей (в соответствии с объемами, отраженными в заявке администрации муниципального образования город-курорт Сочи).
Соглашение о предоставлении субсидии между министерством и администрацией города Сочи заключено 26 августа 2019 г. (далее - соглашение). Процедура определения поставщика (исполнителя, подрядчика) муниципальным образованием начата 24 сентября 2019 г. Дата заключения муниципального контракта 21 октября 2019 г.
Вместе с тем, учитывая период проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и видов работ по ПОС, департамент строительства администрации города Сочи письмом от 29 августа 2019 г. N 3191/04-01-12 обратился в адрес министерства с вопросом
о перераспределении средств в рамках выполнения мероприятия на 2020 год, тем самым предусмотрев на 2019 год объемы финансирования, необходимые для оплаты аванса на приобретение материалов, а также оплату общестроительных работ в сумме 32 712,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета. Остаток средств краевого бюджета в размере 53 895,6 тыс. рублей было предложено предусмотреть в краевом бюджете на 2020 год.
На основании данного обращения Министерством были направлены соответствующие предложения в министерство финансов Краснодарского края (письмо от 30 августа 2019 г. N 44-4632/19-01-13). Соответствующие изменения учтены в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 октября 2019 г. N 712 "О внесении изменений в некоторые правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края".
Согласно условиям заключенного муниципального контракта N 125 от 21 октября 2019 г. срок завершения работ: 180 календарных дней с момента заключения муниципального контракта.
В соответствии с условиями соглашения перечисление субсидии осуществляется в соответствии с заявкой, предоставленной администрацией города Сочи, по форме, установленной соглашением. Таким образом, с учетом заявки администрации города Сочи, представленной письмом от 30 октября 2019 г. N 4050/04-01-12, кассовый расход средств краевого бюджета по данному мероприятию по итогам 2019 года составил 25 970,3 тыс. рублей. По информации департамента строительства администрации города Сочи (письмо от 15 января 2020 г. N 59/04-01-12) неполное кассовое освоение средств в отчетном периоде обусловлено невыполнением строительно-монтажных работ по созданию фонтана в г. Сочи, в связи с отсутствием технического оборудования, которое закладывается в тело бетона, в устройство чаши фонтана, и длительными сроками его поставки исполнителем муниципального контракта. Реализация мероприятия продолжается в 2020 году.
Цель: продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках.
Задача: продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края.
Показатель: изготовление полиграфической продукции.
Разработан дизайн и обеспечена печать 300 путеводителей на английском языке.
Показатель: разработка, изготовление и установка рекламной продукции (макета и информационного панно, биллборда, рекламных поверхностей в городах Российской Федерации).
Обеспечено размещение и техническое обслуживание световой рекламно-информационной конструкции "Курорты Краснодарского края" в г. Краснодар.
Показатель: использование интернет-ресурса для продвижения санаторно-курортного и туристского потенциала Краснодарского края.
Создание и продвижение контента для размещения в сети Интернет в целях продвижения регионального туристского продукта Краснодарского края. Размещено 370 материалов на интернет-ресурсах (социальные сети Facebook, Instagram, VK, ОК), обеспечено более 1 млн. рекламных показов.
Показатель: изготовление сувенирной продукции.
Разработан дизайн и обеспечена печать 300 календарей на 2020 год.
Показатель: участие в выставочных мероприятиях.
Показатель: организация и участие в российских и международных форумах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях в области развития санаторно-курортного и туристского комплекса.
В рамках рекламной кампании, направленной на продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса, в отчетном периоде проведены следующие мероприятия:
принято участие в отраслевых выставочных мероприятиях:
1) 14-ой Международной туристической выставке "Интурмаркет - 2019" г. Москва;
2) Московской международной туристической выставке MITT, г. Москва;
3) 25-ой Международной форум-выставке по туризму "ОТДЫХ/LEISURE-2019", г. Москва;
4) Международной туристской выставке "Мир без границ" - г. Ростов-на-Дону;
5) Международной специализированной выставке "Туризм и спорт" г. Казань;
6) Международной туристской выставке "EXPOTRAVEL-2019", г. Екатеринбург;
проведена конференция по вопросам развития сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае;
проведена выставка-ярмарка сельского (аграрного) туризма "Агро-Тур" (участие в мероприятии приняли более 90 объектов сельского (аграрного) туризма из 40 муниципальных образований.);
принято участие в форуме "Saint Petersburg Travel Hub", а также в VI Международном туристическом форуме "SIFT";
осуществлено продвижение санаторно-курортного и туристского потенциала Краснодарского края путем наружной рекламы;
изготовлены информационные материалы о санаторно-курортном и туристском потенциале Краснодарского края (брошюры о туризме в Краснодарском крае и брошюры "Детский отдых на курортах Краснодарского края");
изготовлены сувенирные материалы.
Показатель: проведение конкурсов.
Организована торжественная церемония награждения победителей конкурса лидеров туристской индустрии "Курортный Олимп". В 2019 году победителями и призёрами конкурса стали 54 человека в 18 номинациях. Конкурс является региональным этапом Всероссийского конкурса "Лучший по профессии в индустрии туризма", организуемого Ростуризмом. Ежегодно в различных номинациях Всероссийского конкурса "Лучший по профессии в индустрии туризма" призовые места завоёвывают представители туристической отрасли Краснодарского края. В 2019 году, впервые за историю федерального конкурса, победителем престижной номинации "Лучший работник службы приема и размещения гостиницы" стала администратор гостиницы из Краснодарского края.
Показатель: участие в федеральных программах.
Отметим также, что одной из функций Министерства является участие в пределах своей компетенции в создании и развитии на территории Краснодарского края туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Так, с этой целью в адрес Федерального агентства по туризму (Ростуризм) направлено письмо главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 августа 2019 г. N 01-02-740/19 "О направлении заявок" о включении в мероприятия проекта подпрограммы "Туризм" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" мероприятий кластеров "Абрау-Утриш" (г. Новороссийск, г-к Анапа), "Веселовка - Голубицкая" (Темрюкский район) и "Изумрудный мир" (Туапсинский район).
В рамках создания кластеров предложена реализация 10 объектов обеспечивающей инфраструктуры (6 объектов водоотведения и 4 объекта благоустройства набережных) на общую сумму 3,7 млрд, рублей (2,8 млрд, рублей федеральный бюджет и 0,9 млрд, рублей краевой бюджет).
Для обеспечения условий софинансирования из внебюджетных источников краем заключены соглашения с 15 инвесторами по созданию на территории кластеров туристкой инфраструктуры на общую сумму более 9,0 млрд, рублей.
В 2019 году проведена соответствующая работа для выполнения условий по предоставлению субсидии: получены положительные заключения государственной экспертизы на строительство объектов, в региональной программе и краевом бюджете предусмотрены средства на обеспечение софинансирования (около 190 млн. рублей).
В государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов включены мероприятия по созданию объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках реализации ТРК "Абрау-Утриш":
"Берегоукрепление набережной им. Адмирала Серебрякова от ул. Снайпера Рубахо до яхт-клуба водноспортивного центра ПАО (публичное акционерное общество) "Новошип" и на участке выхода к морю ул. Черняховского в г. Новороссийске";
"Реконструкция систем водоотведения, канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод от с. Большие Хутора, с. Абрау-Дюрсо; ливневая канализация и очистные сооружения поверхностного стока от жилой застройки (земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0116044:2 и 23:47:0116022:457)".
В рамках распределенной субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках реализации ТРК "Абрау-Утриш" (далее - объекты обеспечивающей инфраструктуры), между администрацией Краснодарского края в лице министерства и Федеральным агентством по туризму заключено соглашение от 20 декабря 2019 г. N 174-09-2020-014 о предоставлении из федерального бюджета в 2020 - 2022 годах бюджету Краснодарского края субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры.
Также в рамках реализации ТРК "Абрау-Утриш" планируется создать семь объектов туристской инфраструктуры (пять гостиниц, ресторан и кафе).
Показатель: реализация эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Краснодарском крае по итогам 2019 года.
В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 27 ноября 2017 г. N 3690-КЗ "О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 3690-КЗ) территорией эксперимента в Краснодарском крае в 2019 году являлись территории следующих муниципальных образований:
1) город-курорт Анапа;
2) город-курорт Геленджик;
3) город-курорт Сочи;
4) город Горячий Ключ;
5) Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;
6) Джубгское городское поселение Туапсинского района;
7) Небугское сельское поселение Туапсинского района;
8) Шепсинское сельское поселение Туапсинского района.
В соответствии со статьей 6 Закона N 3690-КЗ размер курортного сбора, взимаемый на территории эксперимента с одного физического лица, достигшего 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов, в 2019 году составлял 10 рублей в сутки.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 3690-КЗ от уплаты курортного сбора на территории Краснодарского края дополнительно освобождены лица, имеющие место жительства на территории Краснодарского края.
В отчетном периоде получено 289 отказов физических лиц от уплаты курортного сбора. Сумма недополученных доходов бюджета Краснодарского края в результате отказов плательщиков курортного сбора от уплаты курортного сбора составила - 39,39 тыс. рублей.
По состоянию на 31 декабря 2019 г. в реестре операторов курортного сбора состояли 2 997 операторов.
В 2019 году ежедневно реестр операторов курортного сбора корректировался с учетом сведений, представляемых операторами курортного сбора.
Законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. N 3999-КЗ "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", был установлен на 2019 год объем доходов от уплаты курортного сбора в сумме 150 000 тыс. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. N 3939-КЗ"
Объем денежных средств, фактически поступивших в бюджет Краснодарского края от уплаты курортного сбора в 2019 году составил 225 296,0 тыс. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 3690-КЗ бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, с учетом объема средств, поступивших с территории конкретного муниципального образования.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Закон N 214-ФЗ) (бюджетные ассигнования Фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году) предусмотрена возможность освоения средств, собранных от уплаты курортного сбора в очередном финансовом году.
Муниципальными образованиями Краснодарского края, на территории которых реализуется эксперимент, на официальных сайтах проводятся опросы гостей и жителей Краснодарского края об объектах курортной инфраструктуры, финансирование работ по благоустройству которых планируется осуществить за счет денежных средств от уплаты курортного сбора.
По итогам проведенных опросов, в 2019 году муниципальными образованиями Краснодарского края осуществлены следующие виды работ:
в городе-курорте Сочи на набережных установлено 109 теневых навесов, 313 лавочек, 245 урн, 10 туалетных модулей, 4 фото-зоны;
в городе-курорте Геленджик благоустроена общественная территория по ул. Садовой (сквер за старой автостанцией);
в городе Горячий Ключ в парковой зоне МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" установлено 53 урны и 12 тренажеров;
в Джубгском городском поселении Туапсинского района при благоустройстве парковой зоны (ул. Советская) установлено 10 скамеек, 10 урн, 1 спортивный и 1 игровой комплексы;
в Небугском сельском поселении Туапсинского района установлена детская игровая площадка, 9 лавочек, 9 урн, проведено озеленение.
Оставшиеся средства курортного сбора, собранные в 2018 и 2019 году, будут осваиваться в 2020 году.
Всего расходы субъекта на реализацию эксперимента по развитию курортной инфраструктуры за 2019 год составили 17 451,162 тыс. рублей.
Статьей 14 Закона N 3690-КЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, указанные в статье 5 Закона N 3690-КЗ, наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований Закона N 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Закона N 3690-КЗ и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, связанных с проведением эксперимента (далее - региональный государственный контроль).
Согласно отчетам органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, результаты осуществления регионального государственного контроля следующие.
Составлено 2 911 протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в том числе: статья 9.1.1. - 182 шт.;
статья 9.1.2. - 18 шт.; статья 9.1.3. - 630 шт.; статья 9.1.4. - 10 шт.; статья 9.1.5. - 2071 шт.
Принято 2 888 решений административной комиссии муниципального образования в том числе: о назначении административного наказания: статья 9.1.1. - 153 шт.; статья 9.1.2. - 0 шт.; статья 9.1.3. - 129 шт.; статья 9.1.4. - 5 шт.; статья 9.1.5. - 705 шт.*;
о прекращении производства по делу об административном правонарушении - 447 шт.;
вынесено предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ - 1449 шт.;
на рассмотрении административной комиссии - 24 шт.
Сумма административных штрафов - 4 630,7 тыс. рублей в том числе: статья 9.1.1. - 78,7 тыс. рублей; статья 9.1.2. - 0,0 тыс. рублей; статья 9.1.3. - 622,0 тыс. рублей; статья 9.1.4. - 30,0 тыс. рублей; статья 9.1.5. - 3900,0 тыс. рублей.
*В т.ч. одно постановление административной комиссии муниципального образования г. Горячий Ключ, о назначении административного наказания вынесено по протоколу, составленному в 2018 году.
Сохранение и использование объектов олимпийского наследия.
Цель: Обеспечение сохранения, развития и эффективного
функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма.
Задача: Создание условий для сохранения, развития и круглогодичного функционирования объектов олимпийского наследия Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи.
Показатель: площадь территории и объектов в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи, требующая содержания в 2019 году (504 899,4 м2).
Показатель: число посетителей Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи.
В рамках решения вышеуказанной цели и задачи подпрограммой N 1 предусмотрена реализация мероприятия "Предоставление субсидии местному бюджету муниципального образования город-курорт Сочи на софинансирование расходных обязательств по созданию условий для массового отдыха на отдельных территориях и объектах, расположенных в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи".
В рамках освоения субсидии администрацией муниципального образования города Сочи организованы мероприятия по содержанию территории в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи. Содержание территории Олимпийского парка подразумевает работы по уходу за зелеными насаждениями и ландшафтом, работы по эксплуатации и уборке объектов и имущества, комплекс мероприятий по содержанию и ремонту сетей электроснабжения, уборка фонтана "Чаша Олимпийского огня", комплексное содержание и эксплуатация внутренних инженерных систем.
Число посетителей Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи в 2019 году превысило 3,8 млн. человек.
1.2. Результаты осуществления непрограммной деятельности.
Цель: формирование конкурентоспособного круглогодичного туристского предложения и доведение уровня санаторно-курортных и туристских услуг до уровня международных стандартов, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста санаторно-курортного и туристского комплекса края.
Показатель: количество про классифицированных средств размещения на территории Краснодарского края.
Задача 1.1. Повышение уровня сервиса на курортах Краснодарского края.
Показатель: количество классифицированных средств размещения по категориям 4 и 5 "звезд".
Показатель: количество классифицированных средств размещения по категориям 3 "звезды".
Показатель: доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения, про классифицированных на 4, 5 "звезд".
Показатель: доля от общего номерного фонда коллективных средств размещения, про классифицированных на 3 "звезды".
Министерством ведется мониторинг про классифицированных средств размещения Краснодарского края.
Проведение классификации гостиниц и иных средств размещения способствует повышению уровня сервиса на курортах Краснодарского края.
Основные цели системы классификации:
обеспечение качества туристских услуг, соответствующего требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с международными стандартами;
предоставление потребителям необходимой и достоверной информации, позволяющей сделать вывод, о соответствии объекта присвоенной категории;
повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии, направленных на увеличение туристского потока и рост доходов от въездного и внутреннего туризма;
укрепление доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки категории объектов туристской индустрии и качества туристских услуг.
В 2016 году классификацию средств размещения прошли 3 980 средств размещения;
в 2017 г. - 5 703 средства размещения;
в 2018 г. - 6 251 средство размещения;
в 2019 г. - 4 288 средств размещения.
В соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. N 16-ФЗ начиная с июля 2019 года вводится поэтапная обязательная классификация на территории всей Российской Федерации, а именно:
с 1 июля 2019 г. в отношении гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров;
с 1 января 2020 г. в отношении гостиниц с номерным фондом более 15 гостиничных номеров;
с 1 января 2021 г. в отношении всех гостиниц.
Справочно. По состоянию на апрель 2020 года по данным Министерства экономического развития Российской Федерации классификацию прошли 3 949 средств размещения.
В соответствии с плановыми показателями к концу 2021 года количество средств размещения, прошедших классификацию должно превысить 5 тысяч объектов.
Кроме того, к 2020 году выросло количество отелей мировых сетей и брендов. На сегодняшний день на территории Краснодарского края их более 30. К концу 2020 - началу 2021 годов планируется открытие еще 2 отелей, принадлежащих к одним из ведущих мировых отельных сетей.
Показатель: Развитие экскурсионной деятельности.
Задача: Оптимизация предложения туристских услуг.
В соответствии с реестром субъектов, объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края в 2019 году в крае функционировало более 650 туристских организаций, в том числе 127 туроператоров.
В Краснодарском крае в туристско-экскурсионных целях активно используется более 600 объектов туристского показа. Кроме того, в течение 2019 года в крае начали функционировать новые объекты туристского показа, среди них:
база отдыха "Поместье", Кореновский район;
частная винодельня "Домик на горе", Северский район;
спортивная агроферма "Альпинистский мед", Северский район; сыроварня в г. Сочи;
музей "История, быт и культура адыгов-шапсугов", г. Сочи;
пасека N 25, г. Сочи.
В течении 2019 года в рамках деятельности рабочей группы по проведению анализа состояния объектов туристского показа, туристских маршрутов и экскурсионных бюро, расположенных на территории Краснодарского края, межведомственной комиссии по развитию санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края проводился мониторинг объектов туристского показа, туристских маршрутов и экскурсионных бюро. Результаты мониторинга направлялись в уполномоченные органы для устранения замечаний.
Показатель: Развитие активных видов туризма.
В Краснодарском крае активно ведется работа по развитию внутреннего туризма путем развития таких видов туризма, как сельский (агротуризм), водный, в том числе яхтенный, круизный, эногастрономический, этнографический, а также активных видов туризма - пешего, горнолыжного, велотуризма.
Министерством на постоянной основе осуществляется систематизация туристских маршрутов, расположенных на территории Краснодарского края, формируется единая информационная база маршрутной сети региона, посредством ведения реестра туристско-экскурсионных маршрутов в реестре субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края.
На территории Краснодарского края в 2019 году функционировало 290 туристско-экскурсионных маршрутов.
В рамках развития сельского (аграрного) туризма министерство ежегодно проводит бизнес-конференцию "Школа Агротуризма". Ее цель: демонстрация лучших практик реализации проектов в сфере сельского (аграрного) туризма, обмен опытом, популяризация и вовлечение предпринимательского сообщества в сферу сельского (аграрного) туризма.
За 3 года проведения Школа Агротуризма стала главной образовательной и коммуникационной площадкой в профессиональной среде агротуристического бизнеса Краснодарского края. Ее участниками уже стали более 300 руководителей хозяйств, фермеров, рестораторов, молодых предпринимателей, реализующие либо планирующие реализацию проектов в сфере сельского (аграрного) туризма.
Всего в реестре субъектов, объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края содержатся сведения о более 100 объектах туристского показа сельской и этнографической направленности.
В 2018 году на территориях Краснодарского края, Республики Крым и Ростовской области начата реализация российского туристического проекта "Золотое кольцо Боспорского царства", направленного на продвижение санаторно-курортного и туристского потенциала указанных территорий, и создание межрегионального туристского маршрута, включающего посещение достопримечательностей, памятников архитектуры и истории, а также современных объектов туристского показа, тематически связанных с античной историей Черноморского побережья.
Проект направлен на продвижение санаторно-курортного и туристского потенциала указанных территорий, создание межрегионального туристского маршрута. Маршрут включает посещение достопримечательностей, памятников архитектуры и истории, а также современных объектов туристского показа, тематически связанных с античной историей Черноморского побережья.
В настоящее время в проект включены сведения о 11 городах и территориях юга России, а также 33 объекта культурно-исторического наследия (музейные комплексы, археологические площадки, современные объекты туристского показа античной тематики).
Во взаимодействии с туроператорскими компаниями созданы первые комплексные турпродукты и экскурсионные предложения по "Золотому кольцу Боспорского царства", а также разработана тематическая программа круизного тура на лайнере "Князь Владимир" (водный путь проекта).
Первый автобусный тур по маршруту "Золотое кольцо Боспорского царства" стартовал 24 марта 2019 г.
В 2019 году прошел Межрегиональный фестиваль "Золотое кольцо Боспорского царства" (далее - Межрегиональный фестиваль), который открыл летний курортный сезон в четырех регионах Юга России и парусная регата крейсерских яхт на кубок "Золотого кольца Боспорского царства" по маршруту: Геленджик - Анапа - Керчь - Ялта - Севастополь (25 мая 2019 г. - 1 июня 2019 г.).
В июне 2019 года, при поддержке Министерства, была организована тематическая фотовыставка проекта в международном аэропорту г. Москва.
Проект включен Федеральным агентством по туризму в перечень десяти приоритетных турмаршрутов, ориентированных на въездной туризм.
В 2019 году проект "Золотое кольцо Боспорского царства" стал обладателем премии "Хрустальный компас" в номинации "Признание общественности".
Кроме того, в рамках реализации российского туристического проекта "Золотое кольцо Боспорского царства" разработаны и реализуются туроператорами туры по "Винным дорогам Боспорского царства".
Показатель: развитие пляжных территорий.
Длина Азово - Черноморского побережья составляет около 1 200 км, при этом длина Азовской полосы составляет 650 км и Черноморской полосы 550 км. В 2019 году на учете состояло 508 пляжей, все они прошли освидетельствование. Протяженность благоустроенных пляжей Азово - Черноморского побережья в 2019 году увеличилась на 4% (то есть на 4,2 км).
На территории Краснодарского края в летнем курортном сезоне 2019 года к эксплуатации было допущено 454 пляжа.
Все допущенные к эксплуатации пляжи были оборудованы медицинскими пунктами, службой спасения на воде, наблюдательными вышками и элементами пляжного сервиса (различные по наполнению предоставляемых пляжных услуг), что подтверждается результатами проведенного Министерством анализа пляжных территорий в 2018 году.
В 2020 году анализ состояния пляжных территорий Краснодарского края будет продолжен.
В период летнего курортного сезона 2018 года Министерством на основании административного регламента предоставления государственной услуги "Заключение договора на размещение объектов, относящихся к компетенции министерства, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного приказом министерства от 17 апреля 2017 г. N 105, было заключено 27 договоров на размещение на земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, объектов пляжной инфраструктуры.
В рамках предоставления вышеуказанной государственной услуги протяженность пляжных территорий увеличилась на 6,2 км.
Показатель: мониторинг деятельности кемпингов.
На территории Краснодарского края в 2019 году осуществляли свою деятельность 81 кемпинг (Темрюкский район - 21, Славянский район - 2, г. Сочи - 5, Северский район - 1, г. Новороссийск - 2, г. Геленджик - 23, г. Анапа - 7, Туапсинский район - 20 на земельных участках общей площадью более 78 га. В основной массе кемпинги размещаются на землях населенных пунктов (45 кемпингов) и землях лесного фонда (32 кемпинга), а также на землях иных категорий - 1, сельскохозяйственного назначения - 3.
В целях обеспечения комплексного развития курортных территорий, улучшения санитарно-эпидемиологического состояния и упорядочения деятельности кемпингов и специализированных автостоянок приказом министерства от 21 ноября 2016 г. N 348 утверждены методические рекомендации по обустройству кемпингов и специализированных автостоянок на территории Краснодарского края, устанавливающие правила обустройства и эксплуатации кемпингов и специализированных автостоянок.
Показатель: реализация мероприятий, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2019 году ("Курортный проект - 2019").
Межведомственное взаимодействие Министерства и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
В 2019 году разработан межведомственный комплексный план мероприятий по проведению "Курортного проекта-2019" в Краснодарском крае, направленный на легализацию субъектов и объектов санаторно-курортного, гостиничного и туристского комплекса Краснодарского края и увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2019 году (далее - План мероприятий).
Направлениями Плана мероприятий являются: обмен реестрами объектов и субъектов курортно-туристского комплекса, организация и участие в выездных рабочих встречах с представителями курортного бизнеса, в том числе с собственниками малых средств размещения, информирование через печатные средства информации, радио- и теле - каналы о необходимости легализации деятельности в налоговых органах.
В целях недопущения нелегального гостиничного, экскурсионного бизнеса в курортной зоне Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края созданы межведомственные комиссии из числа представителей районных отделов и управлений МВД России по Краснодарскому краю, ФНС России по Краснодарскому краю, сотрудников администрации соответствующих муниципальных образований, наделенных полномочиями по осуществлению земельного контроля. Рабочими группами указанных межведомственных комиссий проводятся мероприятия по обследованию объектов, оказывающих услуги кратковременного проживания граждан (оказание гостиничных услуг) и экскурсионных услуг.
Показатель: участие в реализации региональной инвестиционной политики.
В целях развития санаторно-курортного и туристского потенциала Краснодарского края Министерством на постоянной основе ведётся работа по участию в международных отраслевых туристских выставках. Экспозиция туристских возможностей курортов Краснодарского края на выставках представлена консолидированными стендами с участием представителей санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.
Проводятся мероприятия по позиционированию инвестиционных предложений санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края с использованием СМИ, сети Интернет, а также путем презентации на публичных информационных и имиджевых мероприятиях, в том числе в рамках Российского инвестиционного форума "Сочи".
В рамках исполнения Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 августа 2015 г. N 377-р "О продвижении инвестиционного потенциала Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется информационное наполнение специализированного раздела об инвестиционном потенциале санаторно-курортной и туристской отрасли Краснодарского края на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://kurort.krasnodar.ru), а также проводится ежеквартальный анализ информационного наполнения отраслевого инвестиционного раздела.
По состоянию на 31 декабря 2019 г. в данном разделе представлены 27 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 25,8 млрд, рублей с целью поиска инвесторов либо соинвесторов. Все представленные инвестиционные проекты актуальны и соответствуют основным целям и приоритетным направлениям развития туризма в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 июля 2006 г. N 630 "Об упорядочении работы по подготовке и реализации соглашений и договоров в инвестиционной сфере" министерством осуществляется мониторинг реализации инвестиционных проектов в рамках исполнения обязательств, принятых в заключенных с инвесторами протоколах о намерениях, ведется подготовка ежеквартальной отчетности.
Примеры реализованных крупных инвестиционных проектов в 2019 году:
1) Инвестиционный проект "Капитальное строительство курортного отеля" на территории муниципального образования город-курорт Анапа, ст. Благовещенская (инвестор ООО "Отель менеджмент"), объем инвестиций - 200 млн. рублей.
2) Инвестиционный проект "Строительство курортного комплекса "Lavicon". II очередь", п. Небуг (инвестор ООО "Торговый Дом "Гермес"), объем инвестиций - 800 млн. рублей.
3) Инвестиционный проект "Строительство парка развлечений "Книга Джунглей" на территории муниципального образования город-курорт Анапа, ул. Пионерский проспект (ООО "Аттрапарк"), объем инвестиций - 1 500 млн. рублей.
На активной стадии реализации находятся 28 соглашений о намерениях в инвестиционной сфере на сумму 23,7 млрд, рублей.
В рамках реализации данных проектов будут созданы современные, благоустроенные отели, оказывающего услуги высокого качества. Также будут построены бассейны, спортивные площадки, благоустроенные зоны отдыха, рестораны и SPA-центры. Также запланировано строительство тематического семейного парка аттракционов.
По состоянию на 31 декабря 2019 г. статус одобренных получили 8 инвестиционных проектов санаторно-курортного комплекса.
По указанным проектам предоставлена государственная поддержка в форме освобождения от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта, и Законом Краснодарского края от 30 января 2008 г. N 1378-КЗ "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края" в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет у которых доля выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной данными организациями в результате реализации одобренного инвестиционного проекта, в доходе от реализации, определенном в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не менее 80 процентов, при условии выхода на проектную мощность и ведения раздельного учета доходов (расходов), возникающих в процессе реализации донного проекта, и доходов (расходов) от других видов деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Краснодарского края следует читать как "от 6 февраля 2008 г. N 1378-КЗ"
По итогам 2019 года заключено 1 соглашение о реализации масштабного инвестиционного проекта на территории Краснодарского края в санаторно-курортной отрасли - "Проектирование и строительство Санаторно-курортного комплекса с парковой зоной "Тихий мыс" на территории муниципального образования город-курорт Геленджик".
В рамках данного соглашения предусмотрено предоставление земельного участка, который находится в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабного инвестиционного проекта, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
На постоянной основе осуществляется работа по оказанию консультационной помощи заинтересованным субъектам предпринимательской деятельности по вопросам реализации инвестиционных проектов в сфере развития туристской индустрии на территории Краснодарского края, в том числе по вопросам предоставления государственной поддержки.
На постоянной основе Министерством осуществляется работа по оказанию консультационной помощи заинтересованным субъектам предпринимательской деятельности по вопросам реализации инвестиционных проектов в сфере развития туристской индустрии на территории Краснодарского края, в том числе по вопросам предоставления государственной поддержки.
Задача: Повышение среднемесячной заработной платы работников санаторно-курортного комплекса.
Показатель: начисленная среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работника.
Начисленная среднемесячная номинальная заработная плата работника в санаторно-курортной и туристской отрасли в 2019 году - 36,8 тыс. рублей, что на 6,8% выше, чем в 2018 году.
В 2019 году Министерство проводило работу в муниципальных образованиях края с отраслевыми предприятиями по обеспечению уровня заработной платы не ниже среднекраевого уровня, а также по недопущению задержек выплат заработной платы работникам.
На официальном сайте Министерства размещены телефоны "горячих линий" по вопросам невыплаты заработной платы и другим нарушениям трудового законодательства:
8 (861) 262 -70-49, 8 (861) 267-25-35;
в Государственной инспекции труда в Краснодарском крае - 8(861) 991-09-55;
в министерстве экономики Краснодарского края - 8 (861) 210-70-50;
в министерстве труда и социального развития Краснодарского края -
8 (861) 252-33-15.
Показатель: мониторинг товарных рынков, развитие конкурентной среды.
Из общего количества хозяйствующих субъектов и их представителей, участвующих в мониторинге, 845 имеют отношение к рынку санаторно-курортных и туристских услуг.
В определении географического рынка основного для ведения бизнеса предприниматели сообщили, что большинство занимается предпринимательской деятельностью на рынке Краснодарского края - 487, на локальном рынке (отдельном муниципальном образовании) - 202, часть товаров и услуг предприниматели оказывают на рынке Российской Федерации - 96, на рынке нескольких субъектов Российской Федерации - 52, на рынках стран СНГ - 6, на рынках дальнего зарубежья - 2.
В опросе преобладали малые организации с численностью сотрудников от 16 и до 100, таких было 58% (490), и 36% (304) микроорганизаций с численностью сотрудников до 15, крупных и средних организаций с численностью от 101 и до 250, и более 250 соответственно 6% (30+ 21).
Анализ результатов опросов и представленных данных субъектов предпринимательской деятельности, экспертов, представителей научного сообщества, потребителей товаров, работ и услуг, и общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей на данном товарном рынке показал следующее.
Наличие административных барьеров, препятствующих развитию товарного рынка.
По оценке изменения уровня административных барьеров, мы видим, что, продолжая тенденции 2018 года:
бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше - 53,7% (454);
уровень и количество административных барьеров не изменились - 23,4% (198);
административные барьеры были полностью устранены - 8,5% (72); административные барьеры отсутствуют, как и ранее - 3% (25).
По оценке респондентов, наиболее проблематичными областями, в которых они сталкивались с административными барьерами, являются:
регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 46,9% (396);
приобретение зданий, помещений - 2,1% (18);
технологическое присоединении к объектам электросетевого хозяйства - 7,2% (61);
сертификация и стандартизация продукции, работ и услуг - 7,8% (66) опрошенных.
Наличие положительной практики развития товарного рынка (с точки зрения содействия развитию конкуренции и внедрения Стандарта).
Большинство опрошенных представителей рынка санаторно-курортных и туристских услуг не могут сказать будут ли планировать мероприятия для расширения бизнеса в ближайшие 3 года - 49% (414), 10,3% нечего не планируют делать расширения бизнеса в ближайшие 3 года, а 29,2% (259) респондентов планирует выход на новые продуктовые и географические рынки.
Наиболее существенными препятствиями для расширения действующего бизнеса, по мнению предпринимателей, являются высокие начальные издержки (так высказалось 439 респондентов из 845, т.е. 52%), 156 респондентов поставили отметку в графе "нехватка финансовых средств". Еще одно препятствие - насыщенность рынков сбыта (61 опрошенных из 845).
Условия для появления новых участников (для начала нового бизнеса) на рынках Краснодарского края и на рынках соседних регионов были оценены следующим образом:
В Краснодарском крае новые участники могут действовать (в т.ч. бизнес можно начать) на равных условиях с уже присутствующими на этом рынке участниками, а в соседних регионах наблюдаются дискриминационные (неравные) условия входа на рынки для новых участников (начала нового бизнеса) - 152 опрошенных.
В соседних регионах новые участники могут действовать (в т.ч. бизнес можно начать) на равных условиях с уже присутствующими на этом рынке участниками, а в Краснодарском крае наблюдаются дискриминационные (неравные) условия входа на рынки для новых участников (начала нового бизнеса) - 24 опрошенных.
Как в Краснодарском крае, так и в соседних регионах наблюдаются дискриминационные (неравные) условия для появления новых участников рынка (начала нового бизнеса) - 19 опрошенных.
Как в Краснодарском крае, так и в соседних регионах созданы равные (одинаковые) условия для появления новых участников рынка и начала бизнеса (т.е. более выгодные условия для кого-либо местными органами власти не созданы) - 535 опрошенных.
Показатель: продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края.
В целях продвижения туристского продукта Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках за отчетный период вне мероприятий подпрограммы министерством обеспечено:
1) Участие в выставочных мероприятиях (дополнительно к программным мероприятиям:
Международной туристической выставке "Анапа - самое яркое солнце России", г-к. Анапа;
IV Фестиваль Русского географического общества "Открываем Россию заново! Вместе", Москва.
2) Взаимодействие со СМИ
На постоянной основе осуществляется освещение потенциала санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в электронных СМИ, на сайте министерства https://kurort.krasnodar.ru За 2019 год опубликовано:
Новостей - 411.
Все опубликованные на официальном сайте министерства новости продублированы в социальных сетях - ВКонтакте, Facebook и Instagram.
3) Продвижение на телеканалах и радио:
в региональных средствах массовой информации (Кубань 24, Первое радио Кубани) на правах социальной рекламы размещены аудио и видеоролики, информирующие туристов о возможных негативных последствиях при выборе средств размещения из числа "неорганизованного сектора".
На постоянной основе выходят в эфир тематические развлекательные программы "Больше, чем отдых" (Кубань 24).
4) Наполнение контентом портала Ростуризма www.russia.travel, (размещение информационных материалов 35).
5) Обеспечение работы в системе реагирования на публикации в соцсетях. Подготовлено 12 оперативных ответов на публикации в социальных сетях через систему "Инцидент".
6) Проведение маркетинговых программ.
В рамках продвижения разработана краевая маркетинговая программа "Южная здравница". Участниками программы стали 75 санаторно-курортных предприятий Краснодарского края, предоставляющие в период межсезонья комплексные оздоровительные и лечебные программы по различным категориям заболеваний, рассчитанные на 2, 3, 7, 14 или 21 день и предусматривающие скидки от 5 до 40%. Предприятия-участники расположены на территории 12 муниципальных образований Краснодарского края - города-курорта Анапа, Апшеронского района, города-курорта Геленджик, города Горячий ключ, Гулькевичского района, города Ейск, города Краснодар, Лабинского района, Славянского района, города-курорта Сочи, Туапсинского района, Каневского района.
В целом участники краевой маркетинговой программы "Южная здравница" предоставили более 500 программам оздоровления и лечения. Стоимость формировалась в зависимости от выбранной программы, категории номера и питания.
Показатель: наполнение календаря событий.
В 2019 году в календарь значимых туристских событий было включено 589 мероприятий с охватом от нескольких сотен до десятков тысяч человек. (Общее количество событийных мероприятий, размещенных в событийном календаре за 2018 год - 446.)
Информация о мероприятиях календаря туристических событий Краснодарского края размещается на официальном сайте министерства (https://min.kurortkuban.ru/ в разделе "Информация" - "Календарь событий"). Наполнение контента происходит на платформе ГБУ "Курорты Краснодарского края" (www.gbukkk.ru/kalendar/), а также на официальных ресурсах Ростуризма (Russia.Travel, Национальный календарь событий Events in Russia).
С начала года календарь событий на сайте ГБУ "Курорты Краснодарского края" (www.gbukkk.ru/kalendar/) посетило около 10,5 тыс. человек.
Показатель: оценка социально-экономической эффективности реализации программных и непрограммных мероприятий.
Число отдыхающих в Краснодарском крае.
Курорты Краснодарского края представляют крупнейший в России комплекс санаторно-курортных, гостиничных и туристских организаций. Климат региона позволяет предоставлять туристские услуги круглый год.
Сегодня курорты Краснодарского края являются многофункциональными. Широкие возможности для летнего отдыха, новые горнолыжные комплексы, динамично развивающийся лечебный профиль - все это уже сегодня позволяет уйти от фактора сезонности.
На территории Краснодарского края услуги средств размещения при максимальном развертывании номерного фонда оказывают 6 510 коллективных средств размещения на 498 тыс. мест разных форм собственности и порядка 6 тыс. приходятся на субъекты, оказывающих услуги по предоставлению меблированных комнат. Общая рекреационная емкость курортов порядка 550 тыс. мест.
В 2019 году турпоток на курорты Краснодарского края составил 17,3 миллионов человек (2018 год - 17,0 млн. человек), с приростом 1,8% к 2018 году.
Турпоток за период июнь-август 2019 года составил всего - 10 649,5 тыс. человек, в том числе в организованном секторе разместилось - 4 530,2 тыс. чел.
В июне, как правило, турпоток в организованном секторе ниже по сравнению с июлем или августом. Так, в июне турпоток в организованный сектор составил 1 169,2 тыс. чел, что на 25% и 34% ниже по отношению к июлю и августу соответственно.
Доля туристов, посетивших только средства размещения Черноморо-Азовского побережья, в общем турпотоке составила 91,5%, 93,8% и 95,4% в июне, июле и августе соответственно.
Среднемесячная заполняемость средств размещения в июне составила 80%, в июле 86% и в августе 89%.
В разрезе по типам средств размещения 1 5% отдыхающих из общего числа турпотока за летние месяцы приходится на санатории, 8% на пансионаты, 6% на долю, 18% на базы отдыха, 30% на гостиницы более 50 номеров, 24% на гостиницы менее 50 номеров.
Средняя загрузка коллективных средств размещения, расположенных на территории Краснодарского края, по итогам 2019 года составляет - 71,29%, в летний период - 85,34%.
Росту турпотока в 2019 году способствовала системная работа по повышению качества услуг на курортах края, а также теплая погода, продолжительный, по сравнению с прошлым годом, купальный сезон.
Из общего числа средств размещения, расположенных в границах Краснодарского края, услуги санаторно-курортного лечения и оздоровления оказывает порядка 200 организаций с общей коечной мощностью 98 тыс. мест, что составляет 20% от общей емкости курортов.
Загрузка санаториев и пансионатов с лечением в течение года является более высокой по сравнению с остальными типами коллективных средств размещения и составляет в летний сезон 93%, в зимний 72%. Преимущество в этом вопросе достигается благодаря развитой инфраструктуре комплексов, которая позволяет предлагать востребованный продукт туристам.
Положительная динамика и высокий спрос на такой вид отдыха подтверждается количеством граждан, получивших услуги санаторно-курортного лечения на территории Краснодарского края за последние три года. Темп роста за 3 года - ПО %. В 2017 г. получили услуги лечения - 1,27 млн. человек, в 2018 - 1,3 млн. человек, в 2019 - 1,4 млн. человек.
Краснодарский край занимает лидирующие позиции в сфере детского отдыха и оздоровления по количеству детских здравниц и численности детей, отдыхающих в них, в том числе детей из Дальнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Одной из приоритетных задач развития туристской индустрии является сохранение и развитие объектов инфраструктуры детского отдыха и оздоровления.
Ежегодно в Краснодарском крае получают услуги оздоровления и отдыха в санаторно-курортных организациях более 250 тысяч детей, в том числе около 200 тысяч детей из регионов России. В среднем за последние пять лет количество оздоровленных детей увеличилось на 8%.
На территории Краснодарского края деятельность в сфере отдыха и оздоровления детей в 2019 году осуществляли 150 стационарных круглогодичных и сезонных лагерей и санаториев с общей коечной емкостью более 60 тысяч мест или 12 тысяч номеров разных форм собственности и ведомственной подчиненности. В настоящее время инфраструктура таких организаций представлена следующим образом: 22 (15%) объекта находится в федеральной собственности, 7 объектов (4%) - в краевой собственности, 15 (10%) - в муниципальной собственности, 106 (71%) - в частной и иной собственности.
Из 150 детских стационарных лагерей, лишь 30 лагерей или 20% на 26 тысяч мест функционируют на круглогодичной основе, и основной поток детей, в которые направляется на отдых и оздоровление из Мурманской, Архангельской, Красноярской, Московской, Ленинградской, Липецкой, Псковской, Свердловской, Воронежской, Астраханской, Сахалинской Самарской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, республики Татарстан и Башкортостан и из иных субъектов Российской Федерации.
Доля детских стационарных оздоровительных лагерей и номерного фонда в общем количестве коллективных средств размещения и их рекреационной емкости, функционирующих на территории Краснодарского края, составляет 2,3% и 6,6% соответственно.
В 2019 году в стационарных лагерях и санаториях побывало более 262 тысячи детей, в том числе 174 тысячи детей или 66% из иных субъектов Российской Федерации, следовательно, более 66% коечной емкости или 40 тысяч мест детских стационарных лагерей заполняется не Кубанскими детьми. Средняя заполняемость организаций отдыха и оздоровления детей по итогам 2019 года составила 78%.
В среднем на развитие детского отдыха в Краснодарском крае выделяется порядка 2 млрд, рублей бюджетных средств. Объем налоговых поступлений от деятельности детских оздоровительных лагерей в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2019 году составил около 400 млн. рублей или 4,4% от общей суммы поступлений от санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края по итогам 2019 года.
Контроль за подготовкой и проведением детской летней оздоровительной кампании осуществляет Межведомственная комиссия Краснодарского края по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
По вопросам детского отдыха в министерстве труда и социального развития Краснодарского края работает горячая линия.
Показатель: объем услуг (доходов) санаторно-курортного и туристского комплекса, в том числе:
доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения (гостиниц, санаториев, домов отдыха, турбаз и другом);
доходы туристских фирм;
доходы индивидуальных средств размещения.
По оценочным данным, объем доходов санаторно-курортного и туристского комплекса в 2019 году достиг 139,1 млрд рублей.
Основную долю в объеме доходов санаторно-курортного и туристского комплекса в 2019 году традиционно составили доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения - 91,2 млрд рублей, выполнение плана - 103,1%.
Доходы туристских фирм по оценке в 2019 году достигли 1,6 млрд, рублей.
Показатель: объем инвестиций в основной капитал предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса.
Краснодарский край устойчиво занимает одно из ведущих мест в десятке наиболее привлекательных регионов Российской Федерации для отечественных и иностранных инвесторов, а также в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере привлечения инвестиций.
По оперативным данным статистики в 2019 году объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) должен составить 6,5 млрд рублей, прирост 4,8%.
Показатель: налоговые поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса в консолидированный бюджет Краснодарского края.
За 2019 год в консолидированный бюджет Краснодарского края от предприятий санаторно-курортного, гостиничного и туристского комплекса поступило 9,6 млрд рублей, выполнение плана - 110,7%.
Основные показатели реализации программы за 2019 год представлены в приложении к разделам I и II доклада.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.