Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
Рекомендации по разработке общего расписания (в разрезе остановочных пунктов) по маршрутной сети и определению потребности в необходимом виде и количестве транспортных средств на каждом маршруте
Согласование расписаний движения транспортных средств и времени работы объектов транспортной инфраструктуры может проводиться в следующих формах за счет согласования:
1) расписания движения на маршрутах пассажирского транспорта общего пользования с моментами прибытия и убытия рейсов магистральных видов пассажирского транспорта - железнодорожных поездов, судов и воздушных судов, автобусов пригородного и междугородного сообщения;
2) времени работы (начало и окончание движения) пассажирского транспорта общего пользования и объектов транспортной инфраструктуры и крупных мест массового пассажирообразования (пассажиропоглощения), расположенных вблизи остановочных пунктов соответствующих маршрутов - торговых центров, культурно-зрелищных объектов, рекреационных зон, крупных предприятий (500 работников и более) и других;
3) расписаний движения на остановочных пунктах двух и более маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования;
4) расписаний движения на маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении и в междугородном сообщении.
Согласование расписаний движения на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования с расписанием движения поездов на линиях метрополитена неэффективно ввиду малых интервалов движения поездов. Для других скоростных видов транспорта согласование может оказаться целесообразным только при интервалах движения подвижного состава скоростного транспорта более 15-20 мин. Это связано с тем, что обычно пассажиры при интервалах движения менее 15-20 мин нечувствительны к изменениям в расписании движения, а при интервалах движения, превышающих указанный предел, постоянные пассажиры привыкают к ритму движения на маршруте и стремятся прибыть на посадку к моменту прибытия пассажирского транспортного средства на остановочный пункт в соответствии с расписанием движения.
Согласование расписаний движения городского пассажирского транспорта общего пользования с работой других видов пассажирского транспорта общего пользования (железнодорожный транспорт, гражданская авиация, водный транспорт) и с работой автобусов на пригородных и междугородных маршрутах, как и согласование расписаний движения городского пассажирского транспорта общего пользования с работой объектов транспортной инфраструктуры и крупных пунктов массового пассажирообразования и пассажиропоглощения, выполняется на основании учета данных о времени начала и окончания работы указанных видов транспорта и объектов.
Согласование времени начала и окончания движения на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования и времени работы объектов транспортной инфраструктуры с учетом пассажиропотоков, связанных с местами массового пассажирообразования (пассажиропоглощения) должно осуществляться по сервисному принципу: первичным является наличие спроса на перевозки, а вторичным - реакция автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта на этот спрос. Организация перевозок автобусами и городским электрическим транспортом должна следовать за объективными потребностями пассажиров.
Согласование расписания движения на двух и более маршрутах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования целесообразно производить при условиях:
согласование расписаний движения затрагивает более 5 - 10% пассажиров согласуемых маршрутов;
наличия на маршрутах достаточно протяженного совместного участка трассы (таблица 4.1).
Первое условие является основным и означает, что соответствующее количество пассажиров должны следовать в пределах совместного участка маршрутной сети (то есть эти пассажиры должны садиться в транспортные средства и выходить из их на остановочных пунктах, расположенных в пределах рассматриваемого совместного участка маршрутной сети).
Таблица 4.1. Рекомендуемая минимальная протяженность совмещенных участков
Интервал движения, мин |
Протяженность совмещенного участка, м |
6...10 |
800...1000 |
10...20 |
1000...1500 |
20...30 |
1500...2000 |
Целью увязки расписаний движения является повышение равномерности движения автобусов, на маршрутах которых имеются совмещенные участки (участки, по которым проходят два и более маршрута).
Целесообразно увязывать расписания при интервалах движения шесть и более минут - при меньших интервалах движения выигрыш пассажиров от согласования расписаний ничтожен. При этом, при малых интервалах движения автобусов согласование расписаний движения приводит к снижению задержек автобусов на остановочных пунктах маршрутов за счет уменьшения взаимных помех при подъезде к этим остановочным пунктам.
Увязка расписаний движения может быть осуществлена при наличии следующих условий:
1) интервалы движения на маршрутах, проходящих по совмещенному участку, должны быть равны или кратны меньшему из интервалов движения:
или ,
(4.1)
где:
, , , - интервалы движения, мин.;
n - индекс, указывающий на условный порядковый номер маршрута, проходящего по сопрягаемому участку маршрутной сети;
К - коэффициент кратности - целое положительное число;
2) разность времени оборотного рейса на маршрутах должна быть равна или кратна меньшему из интервалов движения на рассматриваемых маршрутах, то есть:
,
(4.2)
где:
, - продолжительность рейса на первом и на втором из согласуемых маршрутов (для третьего и последующих маршрутов методика расчетов не изменяется), мин;
и - продолжительность отстоя автобусов после выполнения очередного рейса на первом и втором маршрутах (номера маршрутов условны), мин.
Если необходимые условия не соблюдаются, то можно добиться их выполнения, изменяя продолжительность отстоя автобусов. Такое изменение возможно в ограниченных пределах, исходя из соображений эффективного использования автобусов и сохранения качества обслуживания пассажиров.
Продолжительность отстоя на рассматриваемом маршруте (для примера выбран первый маршрут) определяется по следующей зависимости:
,
(4.3)
где:
и - число автобусов, работающих на каждом из рассматриваемых маршрутов по расписанию движения, ед.;
и - интервал движения на каждом из рассматриваемых маршрутов, мин;
- продолжительность рейса на рассматриваемом маршруте номер 1, мин.
Согласование расписаний движения на пригородных и междугородных маршрутах проводится с целью исключить разовое отправление или прибытие нескольких автобусов в пределах небольшого по продолжительности отрезка времени. Поскольку на пригородных и междугородных автобусных маршрутах интервалы движения значительно превышают интервалы в городском сообщении, работа по согласованию расписаний предусматривает некоторый (разумный) сдвиг рейсов на различных маршрутах.
При этом учитывают ограничения, накладываемые пассажиропотоками, необходимостью обеспечения стыковки рейсов для пересадки пассажиров в пути следования, пропускной способностью автовокзалов и автостанций, включая пропускную способность перронов отправления и прибытия автобусов, а также рядом других технологических соображений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.