Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
приказом Министерства
экономического развития
Алтайского края
от 30 января 2020 г. N 14
Методические рекомендации
по разработке документов стратегического планирования муниципальных образований Алтайского края
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке документов стратегического планирования муниципальных образований Алтайского края (далее - "Методические рекомендации") подготовлены Министерством экономического развития Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и законом Алтайского края от 3 апреля 2015 года N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае".
1.2. Целью подготовки Методических рекомендаций является обеспечение формирования:
единого подхода к разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Алтайского края, а также планов мероприятий по их реализации, прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований на долгосрочный и среднесрочный периоды;
взаимосвязанной системы стратегического планирования регионального и муниципального уровней, установления сбалансированных подходов к формированию и реализации в муниципальных образованиях Алтайского края основных направлений социально-экономического развития региона.
1.3. Методические рекомендации определяют принципы разработки, структуру, требования к основным разделам стратегии социально-экономического развития муниципального образования, плана мероприятий по ее реализации, прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный и среднесрочный периоды.
1.4. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:
стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее также - "Стратегия") - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;
план мероприятий по реализации Стратегии - документ стратегического планирования, основанный на положениях Стратегии и направленный на ее реализацию;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования в среднесрочный или долгосрочный периоды;
муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;
цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
сценарии - различные варианты развития муниципального образования, которые зависят от сочетания внешних факторов, воздействующих на муниципальное образование, и реакции внутренних факторов на указанные воздействия;
приоритетные направления развития муниципального образования - направления деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации Стратегии, включая обеспечение финансовыми ресурсами, и совместных действий органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления;
задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых направлена на достижение целей социально-экономического развития;
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение задач Стратегии;
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи.
Иные понятия, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации и Алтайского края.
2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
2.1. Принципы разработки Стратегии
2.1.1. Стратегия разрабатывается муниципальными районами и городскими округами Алтайского края с учетом приоритетов, целей, задач и приоритетных направлений развития Алтайского края, определенных в стратегии социально-экономического развития Алтайского края и иных документах стратегического планирования регионального уровня.
2.1.2. Для разработки Стратегии устанавливаются единые временные горизонты стратегического планирования - 2035 год, а также единые этапы ее реализации.
2.1.3. При разработке Стратегии учитываются:
результаты реализации стратегических документов муниципального образования, действующих в предшествующем ее разработке периоде;
данные государственной и муниципальной статистики в качестве базового источника статистических данных;
мероприятия, планируемые к реализации на территории муниципального образования в рамках государственных программ Алтайского края, а также краевой адресной инвестиционной программы;
планы инвестиционного развития хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.
2.2. Требования к структуре и содержанию Стратегии
2.2.1. Структура Стратегии содержит следующие основные разделы:
Вводная часть.
I. Оценка социально-экономического развития муниципального образования и текущего уровня конкурентоспособности.
II. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, основные направления и перспективы развития муниципального образования, ожидаемые результаты реализации Стратегии.
III. Сценарии социально-экономического развития муниципального образования, сроки и этапы реализации Стратегии.
IV. Приоритеты территориального развития муниципального образования.
V. Механизмы реализации Стратегии и организации управления Стратегией.
VI. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Приложения.
2.2.2. Содержание разделов Стратегии:
Вводная часть.
В данной части излагаются нормативно-правовые основания разработки Стратегии, содержится краткое изложение целей и задач документа.
Раздел I. Оценка социально-экономического развития муниципального образования и текущего уровня конкурентоспособности.
В данном разделе приводится анализ социально-экономического положения муниципального образования, являющегося исходным пунктом разработки Стратегии, в результате которого:
определяется достигнутый уровень социально-экономического развития муниципального образования, место муниципального образования в экономике Алтайского края;
формируется SWOT-анализ - оценка важнейших внешних и внутренних факторов, ключевых проблем, потенциала и предпосылок развития экономики и социальной сферы муниципального образования в долгосрочной перспективе.
Раздел II. Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, основные направления и перспективы развития муниципального образования, ожидаемые результаты реализации Стратегии.
Определение главной стратегической цели, целей и задач долгосрочного развития муниципального образования осуществляется на основании результатов проведенного SWOT-анализа.
В разделе представлены приоритетные направления экономического и социального развития муниципального образования в соответствии с целями и задачами Стратегии, подробное описание действий (мероприятий), необходимых для их достижения.
Также в данном разделе рекомендуется приводить ожидаемые результаты достижения целей, выбора приоритетов и решения задач.
Раздел III. Сценарии социально-экономического развития муниципального образования, сроки и этапы реализации Стратегии.
Сценарии долгосрочного развития муниципального образования представляют собой описание картины будущего, отражающей все факторы и взаимосвязи предполагаемых событий. Дается описание трех сценариев социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе (базового, консервативного и целевого), основанных на степени влияния внутренних и внешних факторов (условий) на развитие экономики и социальной сферы муниципального образования, а также обосновывается выбор основного сценария.
Обозначаются сроки и этапы реализации Стратегии исходя из необходимости согласования временных горизонтов стратегического планирования для муниципальных образований, входящих в состав Алтайского края.
Раздел IV. Приоритеты территориального развития муниципального образования.
В данном разделе определяются приоритеты территориального развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, в том числе потенциал развития населенных пунктов муниципального образования, предусматриваются меры, направленные на развитие каждого населенного пункта для достижения общих целей Стратегии, сокращение различий в социально-экономическом развитии, уровне жизни, объеме и качестве предоставляемых государственных и муниципальных услуг, повышение экономической и транспортной взаимосвязанности территорий.
Раздел V. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, механизмы и инструменты ее реализации.
Содержание данного раздела включает в себя описание источников и способов финансирования Стратегии, расходы на реализацию муниципальных программ и инвестиционных проектов. Оценка бюджетных источников производится исходя из прогноза доходной части местного бюджета, оценка внебюджетных средств осуществляется с учетом предполагаемых к реализации инвестиционных проектов.
Раздел VI. Механизмы реализации Стратегии и организации управления Стратегией.
Раздел содержит предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы реализации Стратегии и разработке документов программно-целевого характера, обеспечивающих реализацию Стратегии; меры по формированию институциональной среды; предложения по разработке эффективных инструментов государственно-частного и социального партнерства. В части управления Стратегией в разделе должен быть указан орган местного самоуправления, отвечающий за реализацию Стратегии в целом и обеспечивающий создание и функционирование системы мониторинга и контроля ее реализации.
Приложения.
В состав приложений к Стратегии включаются: табличные материалы, содержащие основные показатели социально-экономического развития муниципального образования; картографические материалы; иные материалы.
2.2.3. Подробное описание содержания Стратегии представлено в макете стратегии социально-экономического развития муниципального образования до 2035 года (приложение 1 к Методическим рекомендациям).
2.3. Разработка и согласование Стратегии
2.3.1. Разработка Стратегии осуществляется в соответствии с порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, утвержденным нормативным правовым актом муниципального образования.
2.3.2. Согласование проекта Стратегии осуществляется в следующем порядке:
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края направляют проекты Стратегий, разработанные с учетом Методических рекомендаций и предложений соответствующих городских и сельских поселений, в электронном виде в Министерство экономического развития Алтайского края (далее - "Минэкономразвития") для согласования;
Минэкономразвития в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта Стратегии направляет его в органы исполнительной власти для рассмотрения, а также проводит экспертизу в части соответствия долгосрочных приоритетов, целей, задач и показателей (индикаторов) муниципального образования региональным приоритетам, целям и задачам;
органы исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта Стратегии рассматривают его на предмет согласованности с региональными документами стратегического планирования, в том числе в части реализации инфраструктурных и социальных проектов, финансируемых из краевого и федерального бюджетов, и направляют предложения по его доработке в Минэкономразвития;
Минэкономразвития по результатам рассмотрения проекта Стратегии органами исполнительной власти в течение 10 рабочих дней готовит заключение о соответствии (несоответствии) его региональным документам стратегического планирования с приложением предложений по доработке (при необходимости). Заключение носит рекомендательный характер;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края обеспечивают доработку проектов с учетом полученного заключения Минэкономразвития.
3. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Органы местного самоуправления могут разрабатывать план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (далее - "План мероприятий по реализации Стратегии"). План мероприятий по реализации Стратегии разрабатывается на период действия Стратегии - до 2035 года.
3.1. Требования к структуре Плана мероприятий по реализации Стратегии
3.1.1. План мероприятий по реализации Стратегии содержит:
этапы реализации Стратегии;
комплекс мероприятий: нормативно-правовые, организационные, экономические;
перечни планируемых к реализации инвестиционных проектов (таблица 1), муниципальных программ и государственных программ Алтайского края (таблица 2);
иные положения, определенные органами местного самоуправления.
Таблица 1
Перечень
планируемых к реализации инвестиционных проектов
N п/п |
Наименование проекта |
Срок реализации, годы |
Объем инвестиций, млн рублей |
Исполнитель/координатор проекта |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
Таблица 2
Перечень
муниципальных программ и государственных программ Алтайского края, действующих на территории муниципального образования
N п/п |
Наименование муниципальной программы |
Дата и номер утверждающего документа |
Ответственный исполнитель программы |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
n |
|
|
|
3.1.2. План мероприятий по реализации Стратегии рекомендуется формировать согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям.
3.1.3. В целях реализации принципа единства и целостности системы стратегического планирования рекомендуется осуществлять согласование проекта Плана мероприятий по реализации Стратегии аналогично пункту 2.3.2 Методических рекомендаций.
3.1.4. При принятии на уровне муниципального образования решения об отсутствии необходимости разработки Плана мероприятий по реализации Стратегии рекомендуется дополнить состав приложений проекта Стратегии перечнями планируемых к реализации инвестиционных проектов, муниципальных программ и государственных программ Алтайского края, действующих на территории муниципального образования (таблицы 1 и 2).
4. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный и среднесрочный периоды
4.1. Общие положения
4.1.1. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается на долгосрочный период (до 2035 года) и среднесрочный период (на три года, соответствующих бюджетному планированию).
4.1.2. Разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период (далее - "Долгосрочный прогноз") осуществляется в соответствии с пунктом 7 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Долгосрочный прогноз разрабатывается в целях формирования бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период, обоснования целевых показателей Стратегии, муниципальных программ.
4.1.3. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период (далее - "Среднесрочный прогноз") служит для обоснования параметров бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.
4.1.4. Долгосрочный и Среднесрочный прогнозы разрабатываются по вариантам, в основе которых лежат сценарии социально-экономического развития Российской Федерации и параметры социально-экономического развития Российской Федерации и Алтайского края.
4.1.5. Долгосрочный и Среднесрочный прогнозы включают:
1) табличные материалы со значениями прогнозируемых показателей, отражающих предполагаемое состояние муниципального образования по важнейшим направлениям развития экономики и социальной сферы. При определении значений прогнозируемых показателей должны учитываться мероприятия, предусмотренные муниципальными программами. Стоимостные показатели прогнозируемого периода рассчитываются с учетом изменения ценовых параметров: динамики индексов цен и индексов-дефляторов цен;
2) пояснительную записку, обосновывающую значения прогнозируемых показателей. Она должна содержать:
оценку достигнутого уровня социально-экономического развития муниципального образования;
оценку внешних и внутренних условий, факторов и ограничений социально-экономического развития муниципального образования;
основные направления и показатели социально-экономического развития муниципального образования.
4.1.6. При разработке Долгосрочного и Среднесрочного прогнозов целесообразно проводить оценку достигнутого уровня социально-экономического развития за последние 3-5 лет, используя соответствующие ретроспективные данные по основным прогнозируемым показателям.
4.1.7. Источниками ретроспективной информации по показателям прогнозов являются Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю и его органы в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления муниципальных образований, хозяйствующие субъекты.
4.2. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период
4.2.1. Среднесрочный прогноз разрабатывается на основе анализа основных тенденций развития экономики муниципального образования за отчетный период (предшествующие годы и отчетный период текущего года) и оценки основных показателей развития до конца текущего года, а также с учетом параметров предварительного прогноза социально-экономического развития Алтайского края, прогнозных индексов-дефляторов цен.
4.2.2. Среднесрочный прогноз разрабатывается в двух вариантах (консервативный и базовый), учитывающих вероятное воздействие внешних и внутренних факторов на развитие экономики:
консервативный вариант прогноза основывается на консервативных оценках темпов социально-экономического развития и существенном ухудшении внешнеэкономических и иных условий;
базовый вариант прогноза основывается на наиболее вероятных темпах социально-экономического развития в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.
В отдельных случаях может разрабатываться третий вариант Среднесрочного прогноза - целевой вариант прогноза, который ориентируется на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования за счет выхода экономики на траекторию устойчивого роста.
4.2.3. Среднесрочный прогноз разрабатывается по основным отраслям экономики и социальной сферы и включает следующие разделы:
1) население;
2) промышленное производство;
3) сельское хозяйство;
4) инвестиции и строительство;
5) торговля и услуги населению;
6) труд и занятость;
7) туризм;
8) бюджет.
4.2.4. Разработка Среднесрочного прогноза осуществляется с использованием программного продукта, разработанного Минэкономразвития. Форма Среднесрочного прогноза и рекомендуемый перечень показателей Среднесрочного прогноза ежегодно актуализируются в программном продукте.
Программный продукт ежегодно направляется в муниципальные образования в составе исходных материалов, необходимых для разработки Среднесрочного прогноза.
4.2.5. Стоимостные показатели, содержащиеся в разделах "Промышленное производство", "Сельское хозяйство", "Инвестиции и строительство", должны быть взаимоувязаны с показателями "Индекс физического объема" и "Индекс-дефлятор". Например, в разделе "Промышленное производство" показатель "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами" взаимоувязан с индексом производства и индексом-дефлятором по следующей формуле:
,
где:
- объем отгруженных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг) в момент t, млн рублей;
- объем отгруженных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг) в момент (t-1), млн рублей;
- индекс производства в момент t, % к (t-1);
- индекс-дефлятор в момент t, % к (t-1).
4.2.6. Разработанный Среднесрочный прогноз направляется в Минэкономразвития для согласования прогнозных показателей. Минэкономразвития в течение 10 рабочих дней осуществляет экспертизу Среднесрочного прогноза, готовит экспертное заключение.
4.3. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период
4.3.1. Долгосрочный прогноз разрабатывается на основе анализа основных тенденций развития экономики муниципального образования за отчетный период (предшествующие годы и отчетный период текущего года) и оценки основных показателей развития до конца текущего года с учетом параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Алтайского края, прогнозных индексов-дефляторов цен.
При разработке Долгосрочного прогноза учитываются показатели Среднесрочного прогноза.
4.3.2. Долгосрочный прогноз разрабатывается одновременно со Стратегией.
4.3.3. Долгосрочный прогноз формируется на вариативной основе, включая три обязательных варианта: консервативный, базовый и целевой.
4.3.4. Долгосрочный прогноз включает в себя показатели и характеристики развития по отдельным видам экономической деятельности на долгосрочный период и показатели развития уровня жизни населения. Показатели долгосрочного прогноза являются основой для разработки показателей Стратегии.
В качестве основных показателей, используемых при разработке Долгосрочного прогноза на муниципальном уровне, рекомендованы следующие:
индекс промышленного производства по полному кругу организаций, %;
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %;
объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), млн рублей;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), %;
число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения, ед.;
удельный вес автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, %;
оборот розничной торговли на душу населения, рублей;
объем платных услуг на душу населения, рублей;
ввод в действие общей площади жилых домов в расчете на 1000 населения, кв. м;
общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя муниципального образования, кв. м;
среднегодовая численность постоянного населения, человек;
коэффициент естественного прироста (убыли) на 1000 человек населения;
среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по кругу крупных и средних организаций, рублей;
темп роста заработной платы работников по кругу крупных и средних организаций, %;
уровень зарегистрированной безработицы к трудоспособному возрасту на конец отчетного периода, %;
обеспеченность детей дошкольного возраста дошкольными образовательными учреждениями, количество мест на 1000 детей в возрасте 1-6 лет;
доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования, %.
4.3.5. Табличные материалы Долгосрочного прогноза формируются по форме, приведенной в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Варианты прогноза |
Отчет год (n-1) |
Оценка текущего года (n) |
Прогноз |
|||
год (n+1) |
год (n+2) |
............. |
2035 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
|
% |
I |
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|||
III |
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|||
III |
|
|
|
|
|
|
|||
|
....... |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3.6. Проект Долгосрочного прогноза направляется в Минэкономразвития в электронном виде для согласования, после чего может быть вынесен для утверждения в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.