Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Трутневой В.Ю.,
членов Комиссии:
начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Селезнева А.А.,
заместителя начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Дубовкиной Е.С.,
консультанта отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Абдылдаева А.Б. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": Капралова Н.В. (доверенность от 27.12.2018 N 969-ДП),
ООО "СТ-Авто": Рыженковой М.В. (доверенность от 26.05.2020 б/н),
рассмотрев посредством видео-конференцсвязи жалобу АО "СТ-Авто" от 20.05.2020 N 390 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1652/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора на поставку путеремонтных летучек (извещение N 32009051290), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила жалоба АО "СТ-Авто" (далее - Заявитель) от 20.05.2020 N 390 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1652/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора на поставку путеремонтных летучек (извещение N 32009051290) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено указанным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.03.2020;
2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1 - 142 708 000, 80 рублей; по лоту N 2 - 37 311 261 рубль;
3. Дата окончания подачи заявок - 27.04.2020;
4. Дата подведения итогов Аукционов - 19.05.2020.
5. На участие в Аукционе по лоту N 1 подано 5 заявок, из них 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации, по лоту N 2 подано 8 заявок, из них 5 заявок признаны соответствующими требованиям Документации.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно отказано в допуске заявкам Заявителя ввиду несоответствия представленным банковским гарантиям на обеспечение заявок для целей участия в Аукционе по лоту N 1 и лоту N 2 форме банковской гарантии, указанной в Документации.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Часть 6 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 указанного Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Согласно протоколу от 15.05.20 N 1652/ОАЭ-ЦДЗС/20/1 заявки Заявителя лоту N 1 и лоту N 2 признаны несоответствующими по следующим основаниям:
"Отказано в допуске по Лоту N 1 участнику N 2 - на основании пункта 3.13.15 аукционной документации в связи с несоответствием требованиям подпункта 6 пункта 3.13.11 аукционной документации и пункта 4 формы банковской гарантии аукционной документации (в банковской гарантии не указано основное обязательство, исполнение по котором обеспечивается банковской гарантией);
Отказано в допуске по Лоту N участнику N 3 - на основании пункта 3.13.15 аукционной документации в связи с несоответствием требованиям подпункта 6 пункта 3.13.11 аукционной документации и пункта 4 формы банковской гарантии аукционной документации (в банковской гарантии не указано основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается банковской гарантией)".
Согласно пункту 3.13.15 Документации, обеспечение аукционной заявки может быть представлено в форме внесения денежных средств или в форме банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником аукциона. Предоставление обеспечения иным способом не допускается.
Аналогичное требование указано в пункте 260 Положения о закупке.
В пункте 3.13.7 Документации установлено, что при выборе способа обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник должен предоставить банковскую гарантию, выданную одним из банков, размер собственных средств (капитала) которого ("Базель III") по форме 123 на последнюю отчетную дату и в течение предыдущих шести месяцев составляет не менее двадцати миллиардов рублей в соответствии с информацией, размещенной Центральным банком Российской Федерации на сайте www.cbr.ru, или одним из банков, согласно перечню, приведенному на сайте ОАО "РЖД" в разделе "Тендеры" (подраздел "Нормативные документы"). Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям аукционной документации, изложенным в пункте 3.13 аукционной документации. Рекомендуемая форма банковской гарантии представлена в приложении N 3.1 аукционной документации.
В пункте 3.13.11 Документации перечислены требования, предъявляемые к банковской гарантии участников закупки.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что заявки Заявителя не соответствовали требованиям пункта 4 формы банковской гарантии Документации.
В пункте 4 приложении N 3.1 Документации "Рекомендуемая форма банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки" установлено следующее:
"Основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается банковской гарантией:
- в случае если БЕНЕФИЦИАРОМ будет принято решение о заключении договора с ПРИНЦИПАЛОМ в порядке, предусмотренном документацией конкурентной закупки, ПРИНЦИПАЛ обязуется представить БЕНЕФИЦИАРУ подписанный со своей стороны договор, иные документы, если требование их предоставления предусмотрено условиями аукционной документации в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора от БЕНЕФИЦИАРА;
- ПРИНЦИПАЛ обязуется не совершать действий, направленных на отзыв или изменение своей аукционной заявки после окончания срока подачи заявок".
Согласно банковской гарантии N 1635880 от 24.04.2020 и банковской гарантии N 1635591 от 24.04.2020, выданных ПАО "Совкомбанк" (г. Кострома) и представленных в заявках Заявителя, основные обязательства изложены следующим образом:
"в случае если ПРИНЦИПАЛ будет признан победителем (либо представит предпоследнее предложение, при условии, что победитель уклонился от подписания договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене, либо будет признан единственным участником, допущенным к участию в аукционе, при условии, что будет принято решение о заключении договора с таким участником), представить БЕНЕФИЦИАРУ подписанный со своей стороны договор, иные документы, если требование их предоставления предусмотрено условиями конкурсной документации по Закупке в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора от БЕНЕФИЦИАРА;
обязательство ПРИНЦИПАЛА не совершать действий, направленных на отзыв своей заявки после окончания срока подачи заявок, изменение или отзыв ПРИНЦИПАЛОМ поданной заявки на участие в Закупке, если такой отзыв (изменение) проведены после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке".
Кроме того, форма банковской гарантии, установленная в приложении N 3.1 Документации является рекомендуемой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что банковские гарантии, находящиеся в составе заявок Заявителя по двум лотам Аукциона, содержат основные обязательства, исполнение по которым обеспечивается банковскими гарантиями, не противоречат требованиям законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг и Документации.
На основании изложенного, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя для целей участия в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу АО "СТ-Авто" (ИНН: 2263020184, ОГРН: 1020400765660) исх. N 390 от 19.05.2020 на действия заказчика ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1652/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договоров поставки путеремонтных летучек (извещение N 32009051290) обоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 26.05.2020 N 223ФЗ-390/20.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.05.2020 N 223ФЗ-390/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России |
В.Ю. Трутнева |
Члены Комиссии ФАС России: |
А.А. Селезнев |
|
Е.С. Дубовкина |
|
А.Б. Абдылдаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2020 г. N 223ФЗ-390/20 "По результатам рассмотрения жалобы АО "СТ-Авто" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был