Решение Калининградского областного суда от 1 июня 2020 г. N 3а-85/2020
Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи Ш.Д.В. при секретаре Г.Т.С., с участием прокурора Б.А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску В.А.Н. об оспаривании нормативных актов Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части, установил:
В.А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданного 21 апреля 1999 года Горкомземом г. Калининграда, является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 674 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения коллективного садоводства. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, общей площадью 70 кв. м., также принадлежащий административному истцу на праве собственности. В соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, а также Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, земельный участок относится к зоне с особыми условиями использования территории Н-2 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса", что в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" относится к зоне строгого режима. Согласно п. 3.2.1.2 указанного СанПина в указанной зоне не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий. Зона Н-2 канала "Питьевой" в районе ул. М. г. К. охватывает значительную часть территории с жилой застройкой. Как следует из выписки из ЕГРН, в отношении земельного участка КН N не установлено каких-либо ограничений. Зона с особыми условиями использования территории Н-2 обозначена в оспариваемых нормативных актах с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласованы и органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе канала "Питьевой". Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны в особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-2 с включением в нее земельного участка N нарушает права административного истца. Просит признать недействующими Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления границы зоны Н-2 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса" в пределах земельного участка кадастровым номером N общей площадью 674 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец В.А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Его представитель У.С.А., будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика городского Совета депутатов г. Калининграда Я.Ю.А. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Как следует из ее пояснений и письменных возражений, материалы по обоснованию генерального плана, к которым относится Карта ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории, не является утверждаемой частью Генерального плана, в связи с чем не может быть оспорена в порядке, установленном главой 21 КАС РФ. В 2020 году в Генеральный план, утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года внесены масштабные изменения, в связи с чем надлежащим ответчиком является Правительство Калининградской области, а не Совет депутатов г. Калининграда.
Заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, администрация ГО "Город Калининград", Агентство по архитектуре, градостроению, и перспективному развитию Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Правительство Калининградской области, ГП КО "В.", будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, об отложении дела не ходатайствовали.
Согласно письменному отзыву администрации ГО "Город Калининград", последняя возражает относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований. В обоснование указывает на то, что в силу ч. 8 ст. 26 Федерального закона N 342-ФЗ от 3 августа 2018 года до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года, в том числе, решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения. Таким решением является СанПин 2.1.4.1110-02. Оспариваемые границы зоны Н-2 установлены в соответствии с минимальными размерами, предусмотренными данными СанПин.
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области в соответствии с отзывом полагает необходимым в удовлетворении требований В.А.Н. отказать. В настоящее время проект санитарной зоны охраны источников водоснабжения г. Калининграда не разработан, заключение центра санитарно-эпидемиологического надзора не выдавалось. За нарушение требований санитарного законодательства ГП КО "В." неоднократно привлекалось к административной ответственности. Между тем, в силу п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Из отзыва Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области следует, что зоны санитарной охраны на земельном участке КН N не установлены.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 1 от 9 января 2019 года.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Установлено, что В.А.Н. в соответствии со свидетельством о праве собственности на землю, выданным 21 апреля 1999 года Горкомземом г. Калининграда на основании постановлений Мэра г. Калининграда от 12.11.1998 г. N 3711, от 05.02.1999 N 330, является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 674 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения коллективного садоводства. На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, общей площадью 70 кв. м., также принадлежащий административному истцу на праве собственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, свидетельством о праве собственности.
Земельный участок КН N на карте ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории, относящейся к материалам по обоснованию Генерального плана городского округа "Город Калининград", и карте границ зоны с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", отражен в границах I пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, что подтверждается фрагментами Карты ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории и Карты границ зоны с особыми условиями использования территории, соответственно.
Вопреки позиции представителя Совета депутатов г. Калининграда, изменения в материалы по обоснованию Генерального плана городского округа "Город Калининград" Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года не вносились, в связи с чем необходимость в привлечении Правительства Калининградской области в качестве соответчика по настоящему делу отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Таким образом, материалы по обоснованию генерального плана в виде карт, в том числе отражающие зоны с особыми условиями использования территорий, являются неотъемлемой частью генерального плана.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 4 ГрК РФ в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также водное законодательство.
Частью 2 статьи 43 Водного Кодекса РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. В силу п. 3 этой же статьи использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В п. 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (в редакции, действующей с 3 августа 2018 года). Согласно прежней редакции закона, действовавшей на момент утверждения оспариваемых нормативных актов, границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, как ныне действующая, так и предыдущая редакция Закона N 52-ФЗ относят установление границ ЗСО к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.
В соответствии с п.п. 1.4 и 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации санитарной зоны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.п. 1.6 и 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02).
Таким образом, вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства.
В картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображение границ I пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам, что подтверждается, в частности, позицией Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, отраженной в отзыве. Нормативный правовой акт органа исполнительной власти Калининградской области, устанавливающий в городском округе "Город Калининград" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.
Поскольку Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к зоне с особыми условиями использования территории Н-2, в данной части они подлежат отмене
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление В.А.Н. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории границы зоны с особыми условиями использования территории Н-2 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса" в границах земельного участка с кадастровым номером N;
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования территории Н-2 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения I пояса" в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2020 года.
Судья |
Д.В.Ш. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 1 июня 2020 г. N 3а-85/2020
Текст решения опубликован не был