Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 03.07.2020 N 287
Государственная программа
Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
20 ноября 2020 г., 12 февраля, 24 марта, 21 мая 2021 г.
Паспорт изменен с 21 мая 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 21 мая 2021 г. N 168
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
Ответственный исполнитель программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Участники программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; КАУ "Алтайлес"; КАУ "Боровлянский лесхоз"; органы местного самоуправления (по согласованию); лица, использующие леса (по согласованию); юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие охотничьи угодья (по согласованию) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (по согласованию); специализированная проектная организация (по согласованию); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) (по согласованию); операторы по обращению с ТКО (по согласованию) |
Подпрограммы программы |
подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края"; подпрограмма 2 "Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края"; подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края"; подпрограмма 4 "Развитие лесов Алтайского края"; подпрограмма 5 "Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края"; подпрограмма 6 "Сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира Алтайского края"; подпрограмма 7 "Развитие рыбохозяйственного комплекса Алтайского края" |
Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы |
"Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Алтайском крае"; "Чистая страна"; "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами"; "Сохранение лесов"; "Сохранение уникальных водных объектов" |
Программно-целевые инструменты программы |
отсутствуют |
Цели программы |
повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных экосистем, рациональное использование и охрана природных ресурсов |
Задачи программы |
улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов; обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Алтайского края; совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения; обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики Алтайского края от наводнений и иного негативного воздействия вод; обеспечение сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов; формирование условий для устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли края на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов |
Индикаторы и показатели программы |
доля площади ООПТ краевого значения, обеспеченная охраной; объем запасов общераспространенных полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс и учитываемых на нем; доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образованных отходов; лесистость территории Алтайского края; доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; рост численности охотничьих ресурсов; объем зарыбления водных объектов |
Сроки и этапы реализации программы |
с 2020 по 2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования программы |
общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" (далее - "Программа") составляет 9081496,7 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 3847611,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 313769,1 тыс. рублей; в 2021 году - 270811,7 тыс. рублей; в 2022 году - 320440,0 тыс. рублей; в 2023 году - 333979,3 тыс. рублей; в 2024 году - 2608611,5 тыс. рублей; из краевого бюджета - 911722,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 128840,8 тыс. рублей; в 2021 году - 128969,0 тыс. рублей; в 2022 году - 50738,2 тыс. рублей; в 2023 году - 48561,9 тыс. рублей; в 2024 году - 554612,7 тыс. рублей; из местных бюджетов - 40640,2 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 977,0 тыс. рублей; в 2021 году - 2121,8 тыс. рублей; в 2022 году - 155,6 тыс. рублей; в 2023 году - 41,0 тыс. рублей; в 2024 году - 37344,8 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 4281522,3 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 717723,1 тыс. рублей; в 2021 году - 1013630,0 тыс. рублей; в 2022 году - 836189,9 тыс. рублей; в 2023 году - 898972,4 тыс. рублей; в 2024 году - 815006,9 тыс. рублей. Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Финансирование мероприятий Программы из местных бюджетов осуществляется в пределах сумм, утвержденных решением органов местного самоуправления о бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год и на плановый период. |
Справочно: объем налоговых расходов Алтайского края в рамках реализации государственной программы (всего) |
отсутствует |
Ожидаемые результаты реализации программы |
к концу 2024 года ожидается: сохранение на уровне 76% доли площади ООПТ краевого значения, обеспеченной охраной; сохранение на уровне 100% объема запасов общераспространенных полезных, поставленных на государственный баланс и учитываемых на нем; увеличение до 45% доли обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образованных отходов; сохранение лесистости территории Алтайского края на уровне 22,9%; увеличение до 14,92% доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; увеличение до 106% численности охотничьих ресурсов; сохранение объема зарыбления водных объектов на уровне 1,25 млн. экз. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Одними из ключевых направлений развития Алтайского края являются повышение уровня и качества жизни населения, которые могут быть обеспечены при условии сохранения природных систем и улучшения состояния окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
1.1.1. Охрана окружающей среды на территории Алтайского края
Состояние окружающей среды в Алтайском крае характеризуется в целом как удовлетворительное, однако уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв на отдельных территориях превышает установленные нормативы. Экологическими проблемами по-прежнему остаются загрязнение поверхностных водных ресурсов и воздуха в результате деятельности промышленных предприятий и транспорта, постоянное увеличение количества отходов производства и потребления. Основная территория Алтайского края расположена в зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы, который характеризуется частой повторяемостью штилей и приземных инверсий, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.
Загрязнение атмосферного воздуха складывается из поступлений вредных веществ от стационарных и передвижных источников, наиболее значимыми и типичными представителями которых являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт.
Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в крае в 2018 году (включая автомобильный и железнодорожный транспорт) составил 443,3 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 0,4% больше, чем в 2015 г. В Российской Федерации также наблюдался незначительный рост объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Алтайский край с 2016 года прочно удерживает свою позицию в пятерке лидеров экорейтинга независимой экспертной комиссии Общественной организации "Зеленый патруль", которая формирует рейтинг экологического благополучия субъектов Российской Федерации.
Общая площадь региональных и федеральных ООПТ в Алтайском крае составляет 5,3% общей площади края. По России в целом ООПТ различных уровней и категорий занимают около 12% общей площади страны (13 тысяч ООПТ).
1.1.2. Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края
Основными, наиболее разрабатываемыми видами общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) на территории края являются: пески строительные, песчано-гравийная смесь, строительный камень, кирпичные суглинки. Для региона характерен устойчивый рост объемов добычи ОПИ.
Одной из проблем для Алтайского края в настоящее время является обеспечение организаций строительной индустрии региона полезными ископаемыми для производства качественных материалов. Для решения этой проблемы требуется выполнение работ с целью оценки ранее изученных, но не учтенных на государственном балансе участков, а также выявление новых участков, содержащих ОПИ.
В целях эффективного управления недропользованием необходимо составление и ведение государственного баланса запасов, кадастра месторождений и проявлений таких полезных ископаемых.
1.1.3. Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края
За период 2015-2018 годов объем образованных отходов в крае вырос в 3 раза (по России - в 1,4 раза) и составил 9,03 млн. т, утилизированных - в 7 раз (по России - около 2 раз), или 7,424 млн. т, обезвреженных - в 1,6 раза (по России - около 1,4 раза), или 0,041 млн. т, захороненных - в 1,5 раза (по России - около 7 раз), или 0,790 млн. т.
К основным проблемам в сфере обращения с отходами в крае относятся следующие: несоответствие значительного количества объектов размещения отходов требованиям природоохранного и санитарного законодательства; отсутствие стопроцентного охвата населения края централизованной системой сбора ТКО; низкая степень вовлечения ТКО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки твердых коммунальных отходов ввиду недостаточности специализированных мусороперерабатывающих предприятий.
В целях организации новой системы обращения с ТКО разработана территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории края (далее - "Территориальная схема"). Территориальная схема включает комплекс мероприятий по созданию объектов инфраструктуры по обращению с отходами, включая полигоны, мусоросортировочные и мусороперегрузочные комплексы, объекты утилизации ТКО. Планируется организовать производства по переработке ТКО; использовать механизм государственно-частного партнерства при создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в отношении переработки и утилизации (захоронения) ТКО на территории Алтайского края; развить автоматизированную систему управления сбором, транспортировкой, обработкой и утилизацией отходов с целью достижения максимального экономического эффекта в части обеспечения доступности для населения тарифов на коммунальные услуги в области обращения с отходами.
Внедрение раздельного сбора ТКО на территории края направлено на организацию до 2024 года проектов по раздельному сбору ТКО в местах их образования и накопления на территории ООПТ, муниципальных образованиях туристко-рекреационной направленности, а также в муниципальных образованиях Алтайского края с населением свыше 100 тыс. человек. Планируется создать "пилотные" пункты приема вторичного сырья на территории ООПТ, муниципальных образованиях Алтайского края с населением более 100 тысяч человек с последующим распространением положительной практики на остальную территорию Алтайского края.
1.1.4. Развитие лесов Алтайского края
Земли лесного фонда Российской Федерации на территории Алтайского края занимают 4438 тыс. га, что составляет 26,4% всех земель региона. Площадь лесов Алтайского края составляет 1,4% площади лесов Сибирского федерального округа.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные и эксплуатационные. Площадь защитных лесов составляет 72%, эксплуатационных - 28%. Изменение запасов лесных насаждений из года в год незначительно. Это свидетельствует о недостаточном использовании древесины, особенно малоценных пород березы и осины. Средняя лесистость по краю составляет 22,9%.
В настоящее время в аренду переданы лесные участки площадью 2581,5 тыс. га, в том числе для заготовки древесины - 68 лесных участков площадью 2242,2 тыс. га. Установленный объем заготовки древесины на арендуемых лесных участках составляет 2993,3 тыс. куб. м. Для осуществления рекреационной деятельности в аренду переданы 126 лесных участков площадью 257,9 га.
Для получения точной и объективной оценки эксплуатационных запасов лесных насаждений, ежегодного определения возможного объема заготовки древесины при планировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов необходимы данные лесоустройства. В настоящее время на площади более 2 млн. га мероприятия по лесоустройству не проводились более 10 лет. Необъективность оценки лесных ресурсов является одним из сдерживающих факторов развития лесного комплекса.
Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель. Фонд лесовосстановления лесов на землях лесного фонда Алтайского края на 01.01.2019 составляет 63,9 тыс. га, в том числе гари - 8,4 тыс. га, погибшие насаждения - 3,6 тыс. га, вырубки - 27,7 тыс. га, прогалины и пустыри - 24,2 тыс. га.
Охрана и защита лесов являются важнейшими направлениями, обеспечивающими устойчивое экологическое состояние лесов края и сохранение их ресурсного потенциала, осуществляемыми с учетом особенностей региона. В крае сформирована устойчивая система прогнозирования, предупреждения, обнаружения и ликвидации лесных пожаров. Важным элементом этой системы являются пожарно-химические комплексы, включающие в себя 161 пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, 2 пожарно-химических станции, 157 пожарных наблюдательных вышек, 57 из которых оборудованы современными системами видеонаблюдения.
Большое внимание уделяется своевременному и качественному проведению профилактических противопожарных мероприятий, противопожарному обустройству лесов.
В связи с благоприятными для развития вредных организмов погодными условиями с 2012 года наблюдается увеличение их очагов. В первую очередь это происходит за счет массового распространения нового инвазивного вида стволового вредителя - полиграфа уссурийского, способы и методы борьбы с которым до сих пор не разработаны. Также активизировались вредные организмы, ранее формировавшие очаги на территории края, что связано с цикличностью их развития.
В настоящее время за всеми очагами вредных организмов установлен постоянный надзор.
Главной причиной загрязнения лесных участков, прилегающих к землям поселений, является отсутствие вблизи населенных пунктов легальных полигонов ТКО. Отсутствие организации сбора и вывоза отходов вынуждает местное население выбрасывать мусор на стихийно образованные свалки, занимающие территорию как земель поселений, так и земель лесного фонда.
1.1.5. Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края
Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземными водами, которые служат источниками водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных целей, для нужд энергетики, орошения, а также являются водоприемниками сточных вод.
Улучшение экологического состояния водных объектов является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей Алтайского края.
Одной из основных проблем неудовлетворительного состояния водных объектов является их заиление. Наиболее всего процессам заиления подвержены малые реки. Процесс обмеления рек, ухудшения качества воды и всего речного ландшафта усиливается за счет загрязнения воды пестицидами и другими химическими веществами, вызывающими отмирание прибрежной и водной растительности и ухудшающими речную фауну.
Заиление малых рек особенно характерно для лесостепной и степной зон. Здесь это осложняется сельскохозяйственной специализацией районов. Процессу эвтрофикации, заиливанию русел и, как следствие, обмелению рек способствует распашка водосборов, нередко до прирусловой бровки, выпас и организация водопоя скота в прибрежной зоне. Решение данной проблемы возможно путем реализации мероприятий по экологической реабилитации водных объектов. Также в экологической реабилитации нуждаются водные объекты, интенсивно нагруженные, а также частично или полностью преобразованные. Они расположены в пределах городских территорий, в районах добычи полезных ископаемых и интенсивного сельскохозяйственного освоения.
Паводки и связанное с ними вредное воздействие вод наиболее характерно для р. Оби в черте г. Барнаула (п. Затон, п. Ильича) и на участке от г. Барнаула до с. Шелаболиха, р. Чумыш на территории сел Тальменка, Забродино, Новотроицк, р. Бии на территории г. Бийска, а также р. Чарыш и р. Катуни. Значительные последствия они имеют для наиболее заселенных прибрежных территорий. Русловые процессы, интенсивно проявляющиеся на реках края, наряду с наводнениями, представляют большую опасность для жизнедеятельности населения. Они являются потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций, особенно на р. Чумыш (Тальменский район), р. Бии (г. Бийск), р. Катуни (с. Верх-Катунское). Интенсификация русловых процессов и темпы планово-высотных деформаций русел этих рек служат причиной значительного размыва берегов.
В результате негативных русловых процессов в разные годы было смыто более трех десятков домов и участок старого Чуйского тракта. Сохраняется угроза разрушения сооружений аэропорта г. Бийска, зданий и земельных участков ряда садоводческих товариществ Бийского района.
На территории Алтайского края построено свыше 70 прудов и водохранилищ емкостью более 1 млн. куб. м, в том числе 4 водохранилища емкостью более 10 млн. куб. м, свыше 140 водохранилищ емкостью свыше 0,5 млн. куб. м., которые эксплуатируются более 35-40 лет, и многие из них требуют капитального ремонта. Их ненадлежащее состояние реально угрожает созданием чрезвычайных ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, а также обострением экологических проблем.
Данные проблемы требуют неотложного комплексного подхода в решении вопросов, связанных с своевременным предотвращением и минимизацией наносимого ущерба населению и объектам экономики Алтайского края от негативного воздействия поверхностных вод.
1.1.6. Сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира Алтайского края
В современных условиях вопросы охраны и устойчивого использования охотничьих и водных биологических ресурсов приобретают особое значение.
Общая площадь охотничьих угодий Алтайского края составляет 15,1 млн. га, в том числе переданная в долгосрочное пользование юридическим лицам - 11,7 млн. га. Общедоступные охотничьи угодья занимают площадь 3,4 млн. га и расположены на территории 23 районов края.
Наличие общедоступных охотничьих угодий, не закрепленных за охотпользователями и не входящих в состав ООПТ регионального значения, приводит к необходимости принятия комплекса мер по охране охотничьих ресурсов, проведению биотехнических мероприятий, регулированию численности объектов животного мира, не отнесенным к объектам охоты.
В настоящее время наиболее масштабно реализуются только природоохранные мероприятия, охватывающие практически всю площадь охотничьих угодий. Биотехнические мероприятия, направленные на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечение их воспроизводства, осуществляются только в закрепленных охотничьих угодьях и в государственных природных заказниках регионального значения.
В связи с этим в рамках Программы планируется осуществление биотехнических мероприятий, направленных на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечение их воспроизводства на территории охотничьих угодий.
Проведение мониторинговых мероприятий обеспечит непрерывность системы регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам.
Полученные данные позволят оперативно принимать управленческие решения, направленные на охрану и устойчивое использование указанных ресурсов.
1.1.7. Развитие рыбохозяйственного комплекса Алтайского края
Алтайский край обладает достаточным потенциалом для развития рыбохозяйственного комплекса, включающим широкий спектр направлений деятельности от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией.
Рыбохозяйственные мероприятия направлены на зарыбление водоемов в целях формирования ихтиофауны с преобладанием ценных в потребительском отношении видов водных биоресурсов. Результатом станет увеличение объемов добычи (вылова) водных биоресурсов в целях промышленного рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и любительского рыболовства, что значительно повысит доступность свежей рыбы и рыбной продукции для жителей края.
Основными пользователями водных биологических ресурсов на территории Алтайского края являются: ОАО "Каменский рыбозавод", ОАО "Бурлинский рыбхоз", ОАО "Рыбпром "Алтайский", ООО "Барром", ООО "Ареал", ООО "Корал", ООО "Магтал", ИП "Кошмак С.А.", ОАО "Биокапитал", ООО "Био-салина", ООО "Морская Звезда", рыбоперерабатывающее предприятие "Диаф".
Объемы возможной добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах Алтайского края в 2018 году составила 2808,5 т, из них: рыба - 1100 т, речной рак - 50,0 т, гаммарус - 125,0 т, циста артемии - 1486 т, другие водные биоресурсы - 47,5 т.
Для развития рыбохозяйственного комплекса края необходимо изучение второстепенных рыбохозяйственных водных объектов, определение путей формирования на них устойчивых промысловых популяций, предоставление водоемов в долгосрочное пользование и оказание государственной поддержки рыбохозяйственным предприятиям для скорейшего вовлечения водных объектов в хозяйственное использование с одновременным положительным влиянием на любительское рыболовство, развитие сопутствующей инфраструктуры и социально-экономического спектра районов добычи.
1.2. Прогноз развития сферы реализации Программы
Программа содержит мероприятия, направленные на решение приоритетных задач в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Алтайского края, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, актуализации баланса запасов и кадастра месторождений общераспространенных полезных ископаемых Алтайского края, защите территорий и населения Алтайского края от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, созданию условий для повышения эффективности использования природных ресурсов края.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации Программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации
Подраздел 2.1 изменен с 24 марта 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 24 марта 2021 г. N 89
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты региональной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды на период до 2024 года сформированы на основании следующих нормативных документов:
Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350;
государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318;
государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322;
стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 212-р;
стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р;
водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р;
основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р;
комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденная приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298;
закон Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС "Об охране окружающей среды в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 27.12.2008 N 137-ЗС "О недропользовании на территории Алтайского края";
закон Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае";
стратегия развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2025 года, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 02.07.2014 N 304;
постановление Администрации Алтайского края от 21.04.2008 N 149 "О Красной книге Алтайского края";
схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий на период до 2025 года, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 12.08.2013 N 418.
2.2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных экосистем, рациональное использование и охрана природных ресурсов.
Задачи, требующие решения для достижения поставленной цели:
улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов;
обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Алтайского края;
совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения;
обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики Алтайского края от наводнений и иного негативного воздействия вод;
обеспечение сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов;
формирование условий для устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли края на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов.
2.3. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы к концу 2024 года ожидается:
сохранение на уровне 76% доли площади ООПТ краевого значения, обеспеченной охраной;
сохранение на уровне 100% объема запасов общераспространенных полезных, поставленных на государственный баланс и учитываемых на нем;
увеличение до 45% доли обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образованных отходов I - IV классов опасности;
сохранение лесистости территории Алтайского края на уровне 22,9%;
увеличение до 14,92% доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;
увеличение до 106% численности охотничьих ресурсов;
сохранение объема зарыбления водных объектов на уровне 1,25 млн. экз.
Индикаторы программы и их значения по годам представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
2.4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2020 по 2024 год без деления на этапы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Программы
Мероприятия Программы, направленные на достижение цели и реализацию задач, сгруппированы в рамках семи подпрограмм:
1) подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края".
Выполнение мероприятий подпрограммы направлено на улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов.
Реализация задач подпрограммы позволит:
предотвратить возможный ущерб и риски, связанные с неблагоприятным воздействием на окружающую среду опасных веществ;
сохранить природные экосистемы, биологическое разнообразие;
обеспечить функционирование особо охраняемых природных территорий регионального значения;
развить систему экологического образования и формирование экологической культуры населения Алтайского края.
В рамках подпрограммы реализуется региональный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Алтайском крае";
2) подпрограмма 2 "Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края".
Для выполнения поставленных задач и обеспечения эффективного управления недропользованием подпрограммой определены мероприятия по составлению и ведению государственного баланса запасов, кадастра месторождений и проявлений таких полезных ископаемых;
3) подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края".
Для выполнения поставленных в рамках реализации подпрограммы задач проводятся мероприятия, ориентированные на развитие инфраструктуры в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края, вовлечение образующихся и накопленных отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, на вторичную переработку.
Мероприятия регионального проекта "Чистая страна" и регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" направлены на ликвидацию всех выявленных по состоянию на 01.01.2018 несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде в крае и формирование к 2024 году эффективной комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края;
4) подпрограмма 4 "Развитие лесов Алтайского края".
Для обеспечения устойчивого развития лесной отрасли Алтайского края в Программе предусмотрено выполнение мероприятий, направленных:
на повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров и их тушение;
на организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование;
на проведение лесовосстановительных мероприятий;
5) подпрограмма 5 "Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края".
Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса Алтайского края в рамках реализации подпрограммы предусмотрено выполнение мероприятий:
по восстановлению 5 водных объектов в 5 муниципальных образованиях Алтайского края в рамках регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (Алтайский край)";
по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на 194 водных объектах в 16 муниципальных образованиях Алтайского края, а также по обеспечению государственных органов Алтайского края специализированной гидрометеорологической информацией;
по защите от негативного воздействия вод населения и объектов экономики.
В рамках подпрограммы запланировано возведение (реконструкция) 12 сооружений инженерной защиты протяженностью более 63 км, проведение капитального ремонта 2 ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности протяженностью более 3,5 км, что позволит в значительной степени решить задачу защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
6) подпрограмма 6 "Сохранение, рациональное использование и прирост численности объектов животного мира Алтайского края".
Мероприятия в рамках подпрограммы направлены на выявление нарушений в сфере охотпользования, на проведение биотехнических мероприятий, а также на учет объектов животного мира и определение квот и норм добычи;
7) подпрограмма 7 "Развитие рыбохозяйственного комплекса Алтайского края".
Мероприятия подпрограммы направлены на достижение поддержания объема водных биоресурсов и их восстановление до уровней, при которых будет обеспечена максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.
Проведение на водоемах противозаморных мероприятий, улучшение условий и повышение эффективности естественного нереста на водных объектах, увеличение рыбохозяйственной продуктивности в местах нереста и нагула водных биологических ресурсов будет способствовать масштабному выращиванию молоди основных промысловых рыб в искусственно созданных условиях и на специализированных рыбопитомниках, выпуску жизнеспособной молоди на рыбопромысловых участках сверх нормативов, получаемых при естественном нересте водных биоресурсов.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 2 к настоящей Программе.
Раздел 4 изменен с 21 мая 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 21 мая 2021 г. N 168
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 9081496,7 тыс. рублей, из них:
из федерального бюджета - 3847611,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 313769,1 тыс. рублей;
в 2021 году - 270811,7 тыс. рублей;
в 2022 году - 320440,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 333979,3 тыс. рублей;
в 2024 году - 2608611,5 тыс. рублей;
из краевого бюджета - 911722,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 128840,8 тыс. рублей;
в 2021 году - 128969,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 50738,2 тыс. рублей;
в 2023 году - 48561,9 тыс. рублей;
в 2024 году - 554612,7 тыс. рублей;
из местных бюджетов - 40640,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 977,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 2121,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 155,6 тыс. рублей;
в 2023 году - 41,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 37344,8 тыс. рублей;
из внебюджетных источников - 4281522,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2020 году - 717723,1 тыс. рублей;
в 2021 году - 1013630,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 836189,9 тыс. рублей;
в 2023 году - 898972,4 тыс. рублей;
в 2024 году - 815006,9 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансирование мероприятий Программы из местных бюджетов осуществляется в пределах сумм, утвержденных решением органов местного самоуправления о бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты по направлениям Программы представлены в приложении 3 к Программе.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
При реализации настоящей Программы и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые ресурсы, в том числе на энергоносители, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий, неисполнению публичных нормативных обязательств и, как следствие, к неблагоприятным экологическим последствиям и росту социальной напряженности в обществе.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы является минимизация указанных рисков. Минимизация рисков в рамках Программы возможна на основе:
выявления факторов риска, оценки их значимости;
совершенствования нормативного правового регулирования в сфере деятельности;
принятия оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей Программы;
предоставления межбюджетных субсидий с учетом уровня бюджетной обеспеченности края;
регулярного мониторинга и оценки эффективности исполнения целевых показателей Программы;
межведомственного взаимодействия участников Программы.
6. Механизм реализации Программы
Ответственным исполнителем Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
В реализации мероприятий Программы по согласованию участвуют иные органы исполнительной власти Алтайского края, краевые государственные бюджетные учреждения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) и иные организации (по согласованию).
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на основании заключения соответствующих соглашений вправе перечислять юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Алтайского края, средства на проведение мероприятий в сфере экологического воспитания, образования и просвещения. Средства предоставляются в виде грантов Губернатора Алтайского края, присуждение которых осуществляется после проведения конкурсных процедур в соответствии с порядком, утвержденным указом Губернатора Алтайского края.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на основании заключения соответствующих соглашений предоставляет субсидии из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов в целях софинансирования расходных обязательств по реализации мероприятий, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, капитальный ремонт ГТС, строительство сооружений инженерной защиты от наводнений и берегоукрепления.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края ежегодно с учетом принятого решения конкурсной комиссии, на основании распоряжения Губернатора Алтайского края присуждает гражданам премии Губернатора Алтайского края: в области лесного хозяйства и лесной промышленности - имени Василия Степановича Вашкевича, в области охраны окружающей среды - имени Виктора Ивановича Верещагина.
Организацию выполнения мероприятий Программы и контроль за их реализацией осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края, включая в пределах компетенции координацию деятельности участников программных мероприятий.
Финансирование Программы производится в порядке, установленном для исполнения краевого бюджета.
Участники обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы и целевое расходование средств, выделенных на их реализацию;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы, за отчетный год;
методическое сопровождение программных мероприятий, непрерывный мониторинг и оценку эффективности реализации Программы;
разработку нормативных правовых документов, касающихся реализации мероприятий Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий год.
Участники мероприятий Программы представляют информацию о ходе ее реализации в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет сводный отчет о ходе выполнения Программы в Министерство экономического развития Алтайского края в установленном порядке.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.