Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области
от 17 июня 2020 г. N 128
"Об утверждении Положения об осуществлении Министерством строительного комплекса Московской области внутреннего финансового аудита"
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита":
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Министерством строительного комплекса Московской области внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения остается за министром строительного комплекса Московской области.
Министр строительного комплекса |
В.А. Локтев |
Утверждено
распоряжением Министерства
строительного комплекса
Московской области
от 17.06.2020 г. N 128
Положение
об осуществлении Министерством строительного комплекса Московской области внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определение, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", решением подведомственного Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Министерство) Государственного казенного учреждения Московской области "Управление контроля за строительством" (далее - подведомственное учреждение) о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита и определяет организацию и осуществление Министерством внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве является деятельностью по формированию и предоставлению министру строительного комплекса Московской области (далее - министр):
информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Министерства и подведомственного учреждения, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется субъектом аудита в целях:
оценки надежности внутреннего процесса Министерства, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующим бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
повышения качества финансового менеджмента.
4. Блок-схема Положения приведена в приложении 8 к настоящему Положению.
II. Организация внутреннего финансового аудита
5. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие данные процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - объекты аудита), выполняемые руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений Министерства и подведомственного учреждения.
6. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в Министерстве несет министр.
7. Уполномоченным должностным лицом Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, является советник министра строительного комплекса Московской области (далее - субъект аудита).
8. Деятельность субъекта аудита основывается на следующих принципах:
принцип законности, выражающийся в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита;
принцип функциональной независимости, означающий отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности;
принцип объективности, выражающийся в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений о результатах аудиторских мероприятий и годового отчета об осуществлении внутреннего финансового аудита;
принцип компетентности, выражающейся в применении субъектом аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит;
принцип профессионального скептицизма, подразумевающий критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направленный на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов;
принцип системности, заключающийся в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам;
принцип эффективности, означающий, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов;
принцип ответственности, означающий, что субъект аудита несет ответственность перед министром за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита;
принцип стандартизации, означающий, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также в соответствии с настоящим Положением.
9. Аудиторские мероприятия в Министерстве и в подведомственном учреждении проводятся субъектом аудита, который подчиняется непосредственно министру.
10. Субъект аудита при подготовке к проведению и при проведении аудиторских мероприятий имеет право:
получать от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства (далее - субъекты бюджетных процедур), а также от должностных лиц подведомственного учреждения необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и подведомственного учреждения и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Министерства и подведомственного учреждения к используемым субъектами бюджетных процедур (подведомственным учреждением) прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур (подведомственное учреждение);
консультировать субъектов бюджетных процедур (должностных лиц подведомственного учреждения) по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур (руководителем подведомственного учреждения) вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении о результатах аудиторского мероприятия;
подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур (подведомственному учреждению) о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) Министерства и (или) эксперта;
обсуждать с министром вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять министру предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Министерства и подведомственного учреждения, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
11. Субъект аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий обязан:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита;
планировать свою деятельность, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение министру план проведения аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
утверждать программы аудиторских мероприятий и проводить аудиторские мероприятия в соответствии с указанными программами;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
обеспечивать подготовку и представление министру заключений о результатах аудиторских мероприятий и годового отчета об осуществлении внутреннего финансового аудита;
обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;
своевременно сообщать министру о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
12. Руководитель субъекта бюджетных процедур (руководитель подведомственного учреждения) имеет право:
ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
13. Руководитель субъекта бюджетных процедур (руководитель подведомственного учреждения) обязан:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования субъекта аудита;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
осуществлять в присутствии субъекта аудита бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
III. Планирование внутреннего финансового аудита
14. Планирование внутреннего финансового аудита включает составление (ведение) и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий и составление и утверждение программы аудиторского мероприятия.
15. При планировании внутреннего финансового аудита учитываются:
бюджетные полномочия Министерства и осуществляемые Министерством и подведомственным учреждением бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
результаты оценки бюджетных рисков;
обеспеченность субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
предложения руководителя подведомственного учреждения в план аудиторского мероприятия;
требования министра.
16. При планировании внутреннего финансового аудита субъект аудита проводит предварительный анализ сведений о результатах:
мониторинга качества финансового менеджмента Министерства и подведомственного учреждения, включая результаты мониторинга качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля;
мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур и подведомственного учреждения мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
реализации предложений и рекомендаций субъекта аудита по результатам аудиторских мероприятий.
17. В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки формируется и ведется реестр бюджетных рисков Министерства (подведомственного учреждения), который содержит следующую информацию в отношении каждого идентифицированного бюджетного риска:
наименование бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (объект бюджетного риска);
описание бюджетного риска;
наименование владельца бюджетного риска;
оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
оценка вероятности бюджетного риска;
оценка степени влияния бюджетного риска;
описание последствий бюджетного риска;
описание причин бюджетного риска.
Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
При оценке вероятности бюджетного риска оценивается степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Министерства (подведомственного учреждения).
Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
отклонение от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
искажение бюджетной отчетности;
потенциальный ущерб публично правовому образованию;
отклонения от целевых значений государственных (муниципальных) программ;
санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Министерства.
Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки (вероятность или степень влияния) оценивается как высокий, либо в случае, если оба критерия его оценки (вероятность или степень влияния) оцениваются как средние.
Предварительная оценка бюджетных рисков Министерства осуществляется субъектами бюджетных процедур, являющимися владельцами бюджетных рисков.
Субъекты бюджетных процедур на основании запроса представляют субъекту аудита предложения, составленные по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению, по выявленным бюджетным рискам (с проведенной предварительной оценкой вероятности и степени влияния данных рисков) с целью их последующей оценки субъектом аудита и включением в реестр бюджетных рисков Министерства.
Реестр бюджетных рисков Министерства формируется и ведется субъектом аудита по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Актуализация реестра бюджетных рисков Министерства проводится субъектом аудита совместно с субъектами бюджетных процедур не реже одного раза в год.
Реестр бюджетных рисков подведомственного учреждения формируется данным учреждением по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению и предоставляется субъекту аудита по запросу.
Актуализация реестра бюджетных рисков подведомственного учреждения проводится подведомственным учреждением не реже одного раза в год.
18. Субъект аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год.
19. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляется субъектом аудита по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и утверждается приказом министра не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому, и размещается в течение 5 рабочих дней после утверждения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
20. Изменения в план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по предложениям субъекта аудита, а также по предложениям руководителя подведомственного учреждения, согласованных с субъектом аудита, и утверждаются приказом министра.
Информация о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год размещается в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
21. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения министра, принятого на основании предложений субъекта аудита, а также на основании предложений руководителя подведомственного учреждения, согласованных с субъектом аудита.
В решении министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия указывается тема, объекты и цели аудиторского мероприятия, а также сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия утверждается приказом министра и доводится субъектом аудита до субъектов бюджетных процедур, а также до руководителя подведомственного учреждения.
22. С целью планирования аудиторского мероприятия субъектом аудита составляется и утверждается программа аудиторского мероприятия.
23. Перед составлением программы аудиторского мероприятия субъект аудита проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечения выполнения) и выполнения бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия.
24. Программа аудиторского мероприятия составляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению и включает:
основание аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
срок проведения аудиторского мероприятия;
проверяемый период;
субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение);
цель аудиторского мероприятия;
перечень объектов аудиторского мероприятия, а также значимость (уровень) бюджетных рисков в отношении бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
применяемые методы внутреннего финансового аудита;
фамилия, имя, отчество и подпись субъекта аудита;
дату утверждения программы аудиторского мероприятия субъектом аудита.
25. Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
К методам внутреннего финансового аудита относятся: аналитические процедуры; инспектирование; перерасчет; запрос; подтверждение; наблюдение; мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
26. Изменения в программу аудиторского мероприятия вносятся и утверждаются субъектом аудита.
27. Субъект аудита направляет (вручает) не позднее чем за 7 рабочих дней до начала аудиторского мероприятия утвержденную программу аудиторского мероприятия для ознакомления субъектам бюджетных процедур (руководителю подведомственного учреждения).
В случае внесения изменений в программу аудиторского мероприятия субъект аудита обеспечивает ознакомление субъектов бюджетных процедур (руководителя подведомственного учреждения) с указанными изменениями в течение 3 рабочих дней после их внесения.
IV. Проведение аудиторского мероприятия и оформление его результатов
28. Аудиторское мероприятие проводится субъектом аудита в соответствии с утвержденной программой.
29. В случаях когда для исследования одного или нескольких вопросов, подлежащих изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, субъектом аудита к проведению аудиторского мероприятия может быть привлечен эксперт и (или) должностное лицо (работник) Министерства, не являющийся субъектом бюджетных процедур и не принимавший участия в выполнении аудируемой бюджетной процедуры как в текущем, так и в отчетном финансовом году.
Экспертом, привлекаемым к проведению аудиторского мероприятия, является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
В качестве эксперта может быть привлечено лицо:
не состоящее в период проведения аудиторского мероприятия и не состоящее в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с Министерством (подведомственным учреждением);
не являющееся в период проведения аудиторского мероприятия должностным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Привлекаемый к проведению аудиторского мероприятия эксперт и (или) должностное лицо (работник) Министерства должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев, свидетельствующих о наличии у него специальных знаний, умений, профессиональных навыков и опыта, в частности:
наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении аудиторского мероприятия, в том числе в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета, аудита, экономики, государственных (муниципальных) финансов, информационных технологий, юриспруденции и иных вопросов;
наличие образования и профессиональной подготовки, необходимых для изучения вопросов при проведении аудиторских мероприятий;
наличие сертификатов, лицензий и (или) других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие исследованию при проведении аудиторского мероприятия;
членство в профессиональных объединениях, саморегулируемых организациях в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении аудиторского мероприятия, а также соблюдение этим лицом стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.
Привлечение экспертов осуществляется посредством выполнения экспертом конкретного вида и определенного объема работ на основании заключенного с ним государственного (муниципального) контракта или иного гражданско-правового договора, а также для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных оценок в рамках проведения аудиторского мероприятия.
Результаты работы эксперта и (или) должностного лица (работника) Министерства, привлеченного к проведению аудиторского мероприятия, используются при подготовке субъектом аудита заключения о результатах аудиторского мероприятия, включаются в рабочую документацию аудиторского мероприятия, а также могут отражаться в заключении о результатах аудиторского мероприятия.
Результаты работы эксперта представляются в формах, установленных в соответствующем государственном (муниципальном) контракте или договоре, фиксируются в акте приемки работ (оказанных услуг) и подлежат рассмотрению субъектом аудита с точки зрения достоверности информации, на которой основывается оценка (заключение) эксперта, а также в отношении обоснованности содержащихся в нем выводов, предложений или рекомендаций.
Использование результатов работы эксперта и (или) должностного лица (работника) Министерства не освобождает субъекта аудита от ответственности за выводы по результатам проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении о результатах аудиторского мероприятия.
Эксперт и (или) должностное лицо (работник) Министерства привлекаются субъектом аудита для участия в аудиторских мероприятиях по согласованию с министром.
30. С целью получения необходимой информации в отношении объектов аудита субъект аудита может направить в электронной форме (вручить) субъекту бюджетных процедур, а также руководителю подведомственного учреждения мотивированный запрос.
Ответ на мотивированный запрос в письменной и (или) электронной форме с приложением копий необходимых документов составляется субъектом бюджетных процедур (подведомственным учреждением) и направляется субъекту аудита в срок, указанный в запросе, или в случае отсутствия такового, не позднее 3 рабочих дней после получения запроса субъектом бюджетных процедур (подведомственным учреждением).
31. Для изучения вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия субъект аудита осуществляют сбор и анализ аудиторских доказательств.
Аудиторские доказательства представляют собой документы и фактические данные, информацию, полученную при выполнении аудиторских процедур в отношении объектов аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия.
При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения о результатах аудиторского мероприятия.
32. Изучение бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению, документов, данных, информации может осуществляться сплошным способом путем отбора конкретных операций (действий), документов, данных, информации для изучения или с использованием аудиторской выработки.
33. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы внутреннего финансового аудита могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
34. Рабочие документы внутреннего финансового аудита (аудиторского мероприятия) должны включать:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудиторского мероприятия;
документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные при выполнении программы аудиторского мероприятия;
проект и окончательный вариант заключения о результатах аудиторского мероприятия;
замечания и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур, в том числе замечания и предложения по проекту заключения о результатах аудиторского мероприятия (при наличии);
предложения субъекта аудита по составлению плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, и план мероприятий (если такой план составляется);
результаты мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий (если такой мониторинг осуществлялся).
35. Каждый рабочий документ аудиторского мероприятия должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать:
аудиторское мероприятие, при выполнении которого составлен рабочий документ;
пункт программы аудиторского мероприятия, при выполнении которого составлен рабочий документ;
дату составления рабочего документа;
должность, фамилию, инициалы и подпись субъекта аудита, составившего рабочий документ.
Страницы рабочих документов, составленных на бумажных носителях, должны быть пронумерованы с указанием порядкового номера каждой страницы и общего количества страниц в рабочем документе.
36. Рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия. Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания субъектом аудита заключения о результатах аудиторского мероприятия.
37. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий исключается возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выполненных нарушений и (или) недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
38. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита в Министерстве имеют только министр и субъект аудита.
В случае привлечения эксперта и (или) должностного лица (работника) Министерства для участия в аудиторских мероприятиях указанные лица получают доступ только к тем рабочим документам внутреннего финансового аудита, которые были сформированы в ходе аудиторских мероприятий, для проведения которых указанный эксперт и (или) должностное лицо (работник) Министерства были привлечены.
Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном (муниципальном) финансовом контроле.
39. Срок проведения аудиторских мероприятий устанавливается в плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и отражается в программе аудиторского мероприятия.
40. Проведение аудиторского мероприятия может быть продлено (не более чем на 30 календарных дней) на основании письменного обращения субъекта аудита на имя министра в случае:
необходимости проведения анализа и проверки дополнительных документов;
получения в ходе проведения аудиторского мероприятия информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности субъекта бюджетных процедур (подведомственного учреждения) нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требующей дополнительного изучения;
наличия обстоятельств непреодолимой силы, признаваемых гражданским законодательством Российской Федерации, препятствующих проведению аудиторского мероприятия в установленные планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год сроки.
В случае согласования министром письменного обращения субъекта аудита о продлении сроков проведения аудиторского мероприятия субъектом аудита подготавливается и направляется в адрес субъекта бюджетных процедур (подведомственного учреждения) уведомление о продлении срока аудиторского мероприятия с приложением резолюции министра.
41. Аудиторское мероприятие может быть приостановлено на основании письменного обращения субъекта аудита на имя министра в случае:
организации и проведения экспертиз;
необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия;
непредставления (неполного представления) субъектом бюджетных процедур (подведомственным учреждением) документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия;
воспрепятствования субъектом бюджетных процедур (подведомственным учреждением) проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонения его от проведения аудиторского мероприятия;
временной нетрудоспособности субъекта аудита.
На период приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия ее проведение возобновляется.
В случае согласования министром письменного обращения субъекта аудита о приостановлении аудиторского мероприятия субъектом аудита подготавливается и направляется в адрес субъекта бюджетных процедур (подведомственного учреждения) уведомление о приостановлении аудиторского мероприятия (за исключением приостановления аудиторского мероприятия в случае временной нетрудоспособности субъекта). Уведомление о возобновлении аудиторского мероприятия подготавливается и направляется субъектом аудита в адрес субъекта бюджетных процедур (подведомственного учреждения) не позднее чем за 3 рабочих дня до даты фактического возобновления аудиторского мероприятия.
Уведомление о приостановлении аудиторского мероприятия в случае временной нетрудоспособности субъекта аудита подготавливается отделом государственной гражданской службы и кадров Управления правового и кадрового обеспечения Министерства и направляется субъекту бюджетных процедур (подведомственному учреждению) за подписью министра.
42. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением о результатах аудиторского мероприятия (далее - заключение) по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению.
В заключении отражаются результаты проведения аудиторского мероприятия, в том числе описываются выявленные нарушения и (или) недостатки, бюджетные риски, а также отражаются выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Заключение составляется в одном экземпляре, подписывается субъектом аудита в срок, установленный в программе аудиторского мероприятия, и приобщается к рабочим документам аудиторского мероприятия.
Субъект аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия вправе ознакомить субъекта бюджетных процедур (руководителя подведомственного учреждения) с проектом заключения.
Указанный проект заключения передается субъектом аудита руководителю субъекта бюджетных процедур (руководителю подведомственного учреждения) нарочно и подлежит рассмотрению субъектом бюджетных процедур (руководителем подведомственного учреждения) до даты окончания аудиторского мероприятия.
По окончании аудиторского мероприятия субъект аудита направляет (вручает) руководителю субъекта бюджетных процедур (руководителю подведомственного учреждения) копию заключения.
Субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение) вправе представить письменное возражение по фактам, изложенным в заключении в течение 3 рабочих дней после получения заключения.
Субъект аудита в течение 5 рабочих дней со дня получения письменного возражения по заключению рассматривает обоснованность этих возражений и направляет (вручает) результаты рассмотрения указанных возражений субъекту бюджетных процедур (подведомственному учреждению).
Письменное возражение по заключению, а также результаты рассмотрения указанных возражений приобщаются к рабочим документам аудиторского мероприятия.
Заключение представляется субъектом аудита на рассмотрение министру в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения аудиторского мероприятия.
По результатам рассмотрения заключения министром принимается решение о направлении субъекту бюджетных процедур (подведомственному учреждению) предложений и рекомендаций и сроке их реализации. Указанные предложения и рекомендации направляются (вручаются) субъектом аудита руководителю субъекта бюджетных процедур (руководителю подведомственного учреждения).
43. Руководителем субъекта бюджетных процедур (руководителем подведомственного учреждения) в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения предложений и рекомендаций, утверждается план мероприятий по устранению нарушений и (или) недостатков по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению.
44. Руководитель субъекта бюджетных процедур (руководитель подведомственного учреждения) обеспечивает выполнение внесенных субъектом аудита предложений и рекомендаций и в установленный министром срок представляет субъекту аудита информацию об устранении нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия, по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению с приложением копий подтверждающих документов.
45. Контроль за своевременным и полным выполнением субъектами бюджетных процедур (подведомственным учреждением) предложений и рекомендаций по результатам проведенных аудиторских мероприятий осуществляется субъектом аудита.
46. Субъектом аудита проводится мониторинг информации о выполнении субъектом бюджетных процедур (подведомственным учреждением) плана мероприятий по устранению нарушений и (или) недостатков, включая анализ причин невыполнения мероприятий плана и оценку действий субъекта бюджетных процедур (подведомственного учреждения) по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков. Субъект аудита представляет информацию о результатах указанного мониторинга министру.
V. Составление и представление годового отчета о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
47. Субъект аудита обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - отчет).
48. Отчет включает в себя сведения о результатах внутреннего финансового аудита в табличной форме и пояснительную записку, составляемые по форме согласно приложению 7 к настоящему Положению.
49. Отчет должен содержать информацию, полученную в результате аудиторских мероприятий, в том числе сведения о характере и видах выявленных нарушений и (или) недостатков, предложениях и рекомендациях, направленных субъектам бюджетных процедур (подведомственному учреждению), принятых субъектами бюджетных процедур (подведомственным учреждением) мерах, а также об основных выводах субъекта аудита, сформированных по результатам проведения аудиторских мероприятий.
50. Отчет составляется и подписывается субъектом аудита и представляется на рассмотрение министру в срок не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
VI. Передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в подведомственных Министерству учреждениях
51. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется служебным письмом, которое подготавливается и направляется в адрес Министерства руководителем подведомственного учреждения и визируется (подписывается) министром.
52. Датой передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита от подведомственного учреждения Министерству является дата визирования (подписания) министром служебного письма руководителя подведомственного учреждения о передаче указанных полномочий.
53. Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита передаются от подведомственного учреждения Министерству бессрочно.
54. Отмена (изменение) решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется приказом министра.
55. Подведомственное учреждение уведомляется об отмене (изменении) решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита служебным письмом министра с приложениями копии приказа министра.
56. После принятия решения о передаче Министерству полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в подведомственном учреждении, ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в подведомственном учреждении несет министр.
Приложение 1
к Положению об осуществлении
Министерством строительного
комплекса Московской области
внутреннего финансового аудита,
утвержденному распоряжением
Министерства строительного
комплекса Московской области
от 17.06.2020 N 128
форма
РЕЕСТР
бюджетных рисков Министерства строительного комплекса
Московской области (подведомственного учреждения)
N |
Наименование бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (объект бюджетного риска) |
Описание бюджетного риска |
Наименование владельца бюджетного риска |
Оценка значимости (уровня) бюджетного риска |
Оценка вероятности бюджетного риска |
Оценка степени влияния бюджетного риска |
Описание последствий бюджетного риска |
Описание причин бюджетного риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению об осуществлении
Министерством строительного
комплекса Московской области
внутреннего финансового аудита,
утвержденному распоряжением
Министерства строительного
комплекса Московской области
от 17.06.2020 N 128
форма
Утвержден
приказом Министерства
строительного комплекса
Московской области
от _____________ N _____
ПЛАН
проведения аудиторских мероприятий на _____ год
N |
Наименование (тема) аудиторского мероприятия |
Субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение) |
Проверяемый период |
Срок проведения аудиторского мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Положению об осуществлении
Министерством строительного
комплекса Московской области
внутреннего финансового аудита,
утвержденному распоряжением
Министерства строительного
комплекса Московской области
от 17.06.2020 N 128
форма
Утверждена
Руководителем субъекта
аудита Министерства
от "__" __________ 20__ г.
ПРОГРАММА
аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________
(наименование аудиторского мероприятия)
1. Объект аудиторского мероприятия: _____________________________________
2. Субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение): ____________
3. Основание аудиторского мероприятия: __________________________________
4. Цель аудиторского мероприятия: _______________________________________
5. Срок проведения аудиторского мероприятия: ____________________________
6. Проверяемый период: __________________________________________________
7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского
мероприятия: ____________________________________________________________
Субъект аудита Министерства _________________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"__" _______________ года
Приложение 4
к Положению об осуществлении
Министерством строительного
комплекса Московской области
внутреннего финансового аудита,
утвержденному распоряжением
Министерства строительного
комплекса Московской области
от 17.06.2020 N 128
форма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________
(полное наименование аудиторского мероприятия)
1. Основание аудиторского мероприятия: __________________________________
_________________________________________________________________________
(номер пункта плана аудиторских мероприятий, основание
для проведения внепланового аудиторского мероприятия)
2. Объект аудиторского мероприятия: _____________________________________
3. Субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение): ____________
4. Проверяемый период: __________________________________________________
5. Срок проведения аудиторского мероприятия: ____________________________
6. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторского мероприятия:
6.1. ____________________________________________________________________
6.2. ____________________________________________________________________
7. По результатам аудиторского мероприятия установлено следующее:
_________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторского
мероприятия нарушениях и (или) недостатках, об условиях
и о причинах таких нарушений, а также о выявленных бюджетных рисках)
8. Выводы:
8.1. ____________________________________________________________________
8.2. ____________________________________________________________________
9. Предложения и рекомендации:
9.1. ____________________________________________________________________
9.2. ____________________________________________________________________
Субъект аудита Министерства _________________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"__" _______________ года
Приложение 5
к Положению об осуществлении
Министерством строительного
комплекса Московской области
внутреннего финансового аудита,
утвержденному распоряжением
Министерства строительного
комплекса Московской области
от 17.06.2020 N 128
форма
ПЛАН
мероприятий по устранению нарушений и (или) недостатков, выявленных
в ходе
___________________________________________________________________
(наименование аудиторского мероприятия)
проведенного с "__" ___________ 20__ г. по "__" ___________ 20__ г.
N |
Краткое содержание нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению и рекомендации) |
Причины возникновения нарушений |
Предложения и рекомендации, внесенные в заключение о результатах аудиторского мероприятия |
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта
бюджетных процедур
(подведомственного учреждения) _________________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"__" _______________ года
Приложение 6
к Положению об осуществлении
Министерством строительного
комплекса Московской области
внутреннего финансового аудита,
утвержденному распоряжением
Министерства строительного
комплекса Московской области
от 17.06.2020 N 128
форма
ИНФОРМАЦИЯ
об устранении нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе
___________________________________________________________________
(наименование аудиторского мероприятия)
проведенного с "__" ___________ 20__ г. по "__" ___________ 20__ г.
N |
Краткое содержание нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению и рекомендации) |
Причины возникновения нарушений |
Предложения и рекомендации, внесенные в заключение о результатах аудиторского мероприятия |
Принятые меры по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта
бюджетных процедур
(подведомственного учреждения) _________________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"__" _______________ года
Приложение 7
к Положению об осуществлении
Министерством строительного
комплекса Московской области
внутреннего финансового аудита,
утвержденному распоряжением
Министерства строительного
комплекса Московской области
от 17.06.2020 N 128
форма
ОТЧЕТ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 20__ год
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита, а также о
выявленных в ходе аудиторских мероприятий нарушениях и (или) недостатках
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
2 |
Штатная численность лиц, уполномоченных на проведение внутреннего финансового аудита, человек |
|
Из них: |
|
фактическая численность |
|
Количество аудиторских мероприятий, предусмотренных в плане проведения аудиторских мероприятий на отчетный год, единиц |
|
Количество проведенных аудиторских мероприятий, единиц |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских мероприятий, единиц |
|
Количество нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий, единиц |
|
Из них: |
|
нецелевое использование бюджетных средств |
|
неэффективное использование бюджетных средств |
|
иные нарушения при использовании бюджетных средств (кроме нецелевого и неэффективного использования) |
|
несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета Московской области (субсидий, инвестиций) |
|
нарушения процедур исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством |
|
нарушения в сфере закупок |
|
нарушения в сфере исполнения контрактов |
|
нарушения в сфере формирования, предоставления исходных данных и исполнения государственных заданий подведомственных учреждений |
|
нарушения правил ведения бюджетного учета |
|
нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
|
нарушения порядка администрирования доходов бюджета |
|
нарушения и (или) недостатки, допущенные при осуществлении внутреннего финансового контроля |
|
прочие нарушения и (или) недостатки |
|
Количество направленных по результатам аудиторских мероприятий предложений и рекомендаций, единиц |
|
Количество исполненных предложений и рекомендаций, единиц |
|
2. Пояснительная записка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Субъект аудита Министерства _________________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"__" _______________ года
Приложение 8
к Положению
Блок-схема
к Положению об осуществлении Министерством строительного комплекса Московской области внутреннего финансового аудита
/------------------------\ /------------------\
|Утвержденный План |---------------------------|Поручение министра|
|аудиторского мероприятия| | \------------------/
\------------------------/ |
/-----------------------------------\
/--------|Назначение аудиторского мероприятия|-------\
| \-----------------------------------/ |
/--------------------\ /-----------------------\
|Плановое аудиторское| |Внеплановое аудиторское|
|мероприятие | |мероприятие |
\--------------------/ \-----------------------/
Утверждение приказа министра на проведение аудиторского мероприятия, приложением к которому является программа аудиторского мероприятия |
/----------------------------------------------------\
|Проведение субъектом аудита аудиторского мероприятия|
\----------------------------------------------------/
Оформление результатов аудиторского мероприятия (составление заключения) |
/---------------------\ /----------------------------------------\
|Подписание заключения|-------|Вручение руководителю субъекта бюджетных|
\---------------------/ |процедур копии заключения |
| \----------------------------------------/
|
| /----------------------------------------\
| |Представление возражений по заключению |
| \----------------------------------------/
/---------------------------\ /----------------------------------------\
|Подготовка субъектом аудита|-|Результаты рассмотрения возражений |
|предложений по реализации | \----------------------------------------/
|материалов аудиторского |
|мероприятия |
\---------------------------/
/---------------\ /------------------------\ /------------------------\
|Доклад министру| |Решение министра по | |Выполнение руководителем|
|о результатах |-|результатам аудиторского|-|субъекта бюджетных |
|аудиторского | |аудиторского мероприятия| |процедур решения |
|мероприятия | |(план мероприятий | |министра (предложений |
\---------------/ |по устранению нарушений)| |и рекомендаций), |
\------------------------/ |предоставление |
|информации по устранению|
|нарушений |
\------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 17 июня 2020 г. N 128 "Об утверждении Положения об осуществлении Министерством строительного комплекса Московской области внутреннего финансового аудита"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства строительного комплекса Московской области (http://msk.mosreg.ru) 7 июля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 25 октября 2022 г. N 132