Письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. N 02-07-05/54811
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел запрос, и сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не относится к приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса в обращении сводится к особенностям ведения бухгалтерского учета, Департамент обращает внимание, что подобные вопросы о порядке применения отдельных норм законодательства, распространяющихся на организации в части ведения бюджетного учета, следует направлять в виде запроса организации, оформленного надлежащим образом (на бланке организации), с подписью уполномоченного лица).
Вместе с этим сообщаем, что порядок ведения организациями государственного сектора бухгалтерского учета регулируется федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), иными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н).
В соответствии с пунктом 167 Инструкции N 191н, суммы дебиторской и кредиторской задолженности по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены подлежат раскрытию в отчетности в составе просроченной кредиторской, дебиторской задолженности.
Пунктом 11 СГС "Доходы" предусмотрено, что сомнительной задолженностью является дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок - просроченная дебиторская задолженность, которая не соответствует критериям признания актива.
Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н (далее - СГС "Доходы") положения СГС "Доходы" применяются одновременно с применением положений СГС "Концептуальные основы".
При рассмотрении соответствия дебиторской задолженности по доходам критериям определения актива следует руководствоваться положениями СГС "Концептуальные основы".
Согласно СГС "Концептуальные основы" и Инструкции N 157н, к финансовым активам относится дебиторская задолженность, в отношении которой субъектом учета осуществляются, в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), полномочия администратора доходов бюджета, в том числе контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и от которой ожидается поступление экономических выгод - поступления доходов в бюджет.
Согласно пункту 48 СГС "Концептуальные основы" прекращение признания (выбытие с балансового учета) объекта бухгалтерского учета - дебиторской задолженности перед бюджетом осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных в пункте 47 СГС "Концептуальные основы" условий, в том числе при выявлении несоответствия объекта бухгалтерского учета - дебиторской задолженности по доходам бюджета, ранее признанного в составе актива (дохода) критериям (определению) актива (дохода).
Таким образом, в случае, когда у администратора доходов бюджета (субъекта учета) отсутствует уверенность по поступлению в обозримом будущем (не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность) денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) дебиторской задолженности, в отношении такой задолженности не соблюдаются требования о соответствии задолженности критериям признания актива и соответственно такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов - признается сомнительной.
Обращаем внимание, что прекращение признания (выбытия) с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала.
При этом, пунктами 1 и 2 статьи 47.2 БК РФ определен закрытый перечень случаев, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию.
В случае если в отношении задолженности по доходам, в том числе учтенной на забалансовых счетах, принято, с учетом положений статьи 47.2 БК РФ и общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393, решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам - суммы отраженной на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность").
Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Тексты вышеназванных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также методических материалов, с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора".
Интернет-адрес сайта - http://www.minfin.ru.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Когда у администратора доходов бюджета (субъекта учета) отсутствует уверенность по поступлению в обозримом будущем (не менее 3 лет с года, в котором составляется отчетность) денег или их эквивалентов в погашение (исполнение) дебиторской задолженности, она признается сомнительной.
Если в отношении задолженности по доходам, в том числе учтенной на забалансовых счетах, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, она списывается с учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам - суммы отраженной на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность").
Письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. N 02-07-05/54811
Текст письма опубликован не был