Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ФАС России
от 27.04.2020 N 433/20
Паспорт
ключевого показателя государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства А.3 "Причиненный ущерб в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа, на валовый внутренний продукт Российской Федерации"
Наименование органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорную деятельность, ответственного за разработку и внедрение системы оценки результативности и эффективности - Управление государственной службы ФАС России
| ||||||||||
I. Общая информация по показателю
| ||||||||||
Номер (индекс) показателя |
Наименование цели |
Наименование задач |
Наименование показателя |
Базовое значение |
Международное сопоставление показателя |
|||||
А.3 |
Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а также минимизация причиненного вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в подконтрольной сфере |
Предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции |
Причиненный ущерб в результате злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции, выявленных и пресеченных в результате действий антимонопольного органа, на валовый внутренний продукт Российской Федерации |
0,43% |
Проанализировав практику стран Европейского Союза, ряда стран - членов ОЭСР, США и др., можно сделать вывод об отсутствии единого подхода к оценке результативности деятельности антимонопольных органов. При разработке формулы расчета показателя группы А государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ФАС России совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и рядом экспертов были проанализированы и взяты за основу международные подходы к оценке деятельности антимонопольных ведомств. Однако проводить сопоставление показателей не представляется возможным |
|||||
Формула расчета показателя
| ||||||||||
Расшифровка (данных) переменных |
Источники (данных) переменных, в том числе информационные системы (реквизиты статистических форм, номера строк, наименования и реквизиты информационных систем) |
|||||||||
0,1 |
Поправочный коэффициент, отражающий снижение цены в результате вмешательства антимонопольного органа |
Поправочный коэффициент, используемый в Методологии ОЭСР, для оценки эффективности вмешательства антимонопольного органа. В ходе совместного обсуждения с экспертным сообществом, представителями Минэкономразвития России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации порядка расчета показателя было одобрено решение ФАС России об использовании единого поправочного коэффициента - 0,1 |
||||||||
Q |
Объем выручки хозяйствующего субъекта, в действиях (бездействии) которого установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо объем закупки (начальная максимальная цена, для нарушений, связанных со сговором на торгах или порядком их проведения), млн руб. |
Приказом ФАС России от 22.06.2018 N 848/18 "О внесении изменений в приказ ФАС России от 31.05.2017 N 724/17 "О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы" утверждена Форма N 20 "Объем выручки хозяйствующего субъекта, в действиях (бездействии) которого установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства". В графе 4 "Объем выручки нарушителя на том рынке, где выявлено нарушение, или объем закупки (при выявлении сговоров на торгах) (млн руб.)" Формы N 20 указывается объем выручки по каждому хозяйствующему субъекту. Для расчета показателя Q используется сумма всех значений графы 4 Формы |
||||||||
t |
Временной интервал существования нарушения |
Материалы дел о нарушении антимонопольного законодательства, дел о привлечении к административной ответственности. Период совершения нарушения антимонопольного законодательства, установленный при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства |
||||||||
X |
Величина валового внутреннего продукта Российской Федерации за отчетный период, характеризующего стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта), млн. руб. |
Сведения о валовом внутреннем продукте Российской Федерации за отчетный период в денежном выражении публикуются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ |
||||||||
II. Методика расчета переменных, используемых для расчета показателя
| ||||||||||
Наименование документа, содержащего методику расчета переменных, используемых для расчета показателя |
Поправочный коэффициент 0,1 - используется в Методологии ОЭСР (Guide for helping competition authorities assess the expected impact of their activities, April 2014, OECD). Q - Методические рекомендации по заполнению Формы N 20 ведомственной периодической отчетности ФАС России установлены в Приложении N 2 к приказу ФАС России от 31.05.2017 N 724/17 "О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы" (в ред. приказа ФАС России от 05.11.2019 N 1465/19). t - Объем выручки хозяйствующего субъекта, в действиях (бездействии) которого установлено нарушение антимонопольного законодательства, определяется при процедуре рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и/или рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности. Фиксация объема выручки соответствует периоду внесения сведений по Форме N 20 по итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (по любым статьям Закона "О защите конкуренции") и принятия по нему решения о наличии нарушения за весь период совершения нарушения антимонопольного законодательства. X - Сведения о валовом внутреннем продукте Российской Федерации за отчетный период в денежном выражении публикуются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru/wps/wem/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ |
|||||||||
III. Состояние показателя
| ||||||||||
Описание основных обстоятельств, характеризующих базовое значение показателя
| ||||||||||
Базовое значение показателя |
Базовое значение показателя А.3 впервые рассчитано в 2018 году по результатам пилотного сбора сведений но показателю за 2017 год - 0,43% в отношении к ВВП. Значение показателя зависит от объема выручки хозяйствующего субъекта-нарушителя (Q) на том товарном рынке, на котором совершено нарушение, с учетом географических границ такого рынка за весь период совершения нарушения антимонопольного законодательства |
|||||||||
Описание стратегической цели показателя
| ||||||||||
Наименование цели и ее описание |
Предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков |
|||||||||
Цели контрольно-надзорной деятельности ФАС России соответствуют целям, установленным в статье 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также целям, установленным в межведомственной программе мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 1314-р) | ||||||||||
Целевые значения показателя по годам
| ||||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||||||
0,43% |
0,74% (фактическое значение) |
1,14% (фактическое значение) |
- |
- |
||||||
Описание задач по достижению целевых значений показателя
| ||||||||||
Предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, картелей (в том числе сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции. Перечень мероприятий, реализация которых окажет положительное влияние на минимизацию причиненного вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям: 1. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства. 2. Выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний. 3. Выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. 4. Направление предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. 5. Привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. 6. Подготовка и публикация разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства. 7. Пересмотр решений и (или) предписаний территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. 8. Создание системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. 9. Публичные обсуждения правоприменительной практики антимонопольного органа. 10. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля. | ||||||||||
Описание рисков недостижения целевых значений показателя
| ||||||||||
Реализация хозяйствующими субъектами действий, результатом которых являются ограничение, устранение, недопущение конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, соглашения и согласованные действия, картели (в том числе сговоры на торгах), акты недобросовестной конкуренции. Недостижение целевого значения показателя А.3 возможно ввиду изменений законодательства Российской Федерации, которые могут существенно повлиять на Правоприменительную практику ФАС России. Важно учитывать, что выводы о динамике данного показателя представляются неоднозначными: в соответствии с пунктом 1.1.2 "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности" раздела 2 "Меры государственной политики по достижению национальных целей развития" Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных 29 сентября 2018 г. N 8028п-П13), пунктом 1 поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N ДГ-П15-665, приоритетным мероприятием реформирования контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти является снижение административной нагрузки на подконтрольные хозяйствующие субъекты, дальнейшее развитие мер предупредительного контроля. Аналогичное мнение высказывают эксперты Общественно-делового совета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (письмо ОДС от 13.04.2018 исх. N 53). ФАС России на постоянной основе ведет профилактическую работу с подконтрольными хозяйствующими субъектами. Объем выручки (Q), используемый для расчета показателя А.3, зависит от выручки нарушителя на том товарном рынке, на котором совершено нарушение, с учетом географических границ такого рынка за весь период совершения нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, недостижение целевого значения показателя А.3 не означает неэффективность деятельности ФАС России | ||||||||||
IV. Методика сбора и управления данными
| ||||||||||
Методы сбора и управления статистическими и иными данными, необходимыми для расчета показателя, включая механизмы и сроки их совершенствования/опубликования
| ||||||||||
Наименование необходимых данных для расчета переменных (первичный учет) |
ФАС России осуществляет расчет следующих переменных: - Q - объем выручки хозяйствующего субъекта, в действиях (бездействии) которого установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо объем закупки (начальная максимальная цена, для нарушений, связанных со сговором на торгах или порядком их проведения). Первичными учетными данными являются: - решения о наличии нарушения, принятые ФАС России и ее территориальными органами (далее - антимонопольный орган) и порядке Главы 9 Закона о защите конкуренции; - сообщение о размере выручки хозяйствующего субъекта, представленного на запрос антимонопольного органа, направленного в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции, либо сведения, представленные в рамках рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности |
|||||||||
Источники исходных данных |
Исходные данные: - решения о наличии нарушения, принятые антимонопольным органом в порядке Главы 9 Закона о защите конкуренции: - сообщение о размере выручки хозяйствующего субъекта, представленное на запрос антимонопольного органа, направленного в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции, либо сведения, представленные в рамках рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности. Источником указанных исходных данных являются дела о нарушении антимонопольного законодательства и/или о привлечении к административной ответственности, поскольку в процессе рассмотрения дела антимонопольный орган (его должностные лица) при осуществлении государственного контроля уполномочены запрашивать у хозяйствующего субъекта документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимую для рассмотрения дела и принятия решения в соответствии с возложенными на него полномочиями. Далее полученные сведения приобщаются к делу и хранятся в нем |
|||||||||
Характеристики, отражающие специфику сбора данных |
Сведения об объеме выручки хозяйствующего субъекта-нарушителя собираются всеми территориальными органами и уполномоченными структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России. Указанные сведения собираются исключительно в рамках географических границ рынка, на котором совершено нарушение антимонопольного законодательства. Объем выручки хозяйствующего субъекта и временной интервал существования нарушения устанавливаются в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и/или о привлечении к административной ответственности |
|||||||||
Ограничения данных |
Существует следующие риски ограничения данных: - отсутствие целесообразности запроса у хозяйствующих субъектов сведений об объеме выручки вне рамок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку объем выручки преимущественно необходим для расчета размера административного штрафа и не учитывается при реализации антимонопольным органом превентивных мер контроля (предостережения, предупреждения и др.); - непредставление сведений об объеме выручки хозяйствующим субъектом-нарушителем по запросу антимонопольного органа; - представление недостоверных сведений об объеме выручки хозяйствующим субъектом-нарушителем, а также представление по истечении сроков запроса; - нарушение сроков публикации официальных сведений об объеме валового внутреннего продукта Российской Федерации |
|||||||||
Процедуры обеспечения качества данных |
Качество данных обеспечивается механизмами проверки и контроля отчетности, утвержденными: - приказом ФАС России от 31.05.2017 N 724/17 "О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы"; - приказом ФАС России от 07.10.2019 N 1312/19 "О системе оценки результативности деятельности территориальных органов ФАС России"; - приказом ФАС России от 15.11.2017 N 1510/17 "О системе оценки результативности деятельности структурных подразделений центрального аппарата ФАС России"; - приказом ФАС России от 04.08.2011 N 569 "Об утверждении положения о порядке подготовки и проведения проверок деятельности территориальных органов ФАС России"; иными внутренними контрольными мероприятиями ФАС России |
|||||||||
Надзор за данными |
В ФАС России осуществляется комплекс мер надзора за данными: - осуществление делопроизводства в антимонопольных органах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - функционирование IT-инфраструктуры антимонопольных органов обеспечивает ФБУ "ИТЦ ФАС России" в рамках государственного задания, осуществляя поддержку ФГИС ЕИАС, в частности, модулей сбора, обработки, учета и хранения данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - плановые и внеплановые проверки соответствия результатов деятельности данным ведомственной периодической отчетности |
|||||||||
Сроки представления окончательных результатов |
Ведомственная периодическая отчетность формируется за I полугодие - к 10 августа отчетного года, за год - к 10 февраля года, следующего за отчетным. Окончательный расчет показателя А.3 за отчетный период (год) может быть возможен по результатам сбора и обработки всех переменных, используемых для расчета показателя |
|||||||||
Механизм внешнего аудита данных |
Не проводится |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2020 г. N 433/20 "Об утверждении Паспорта ключевого показателя... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.