Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства образования
и науки Республики Адыгея
от 1 июня 2020 г. N 722
Концепция
по созданию и функционированию Экостанции
Необходимость развития системы экологического образования и просвещения, подготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития страны неоднократно отмечается в выступлениях Президента Российской Федерации, учеными и бизнес-сообществами.
В соответствии с целевыми ориентирами федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - Федеральный проект "Успех каждого ребенка") к 2024 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами должен достичь 80%. Особый акцент в этом документе поставлен на повышении охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами естественно-научной направленности.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" приоритетными задачами организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы, должны выступить: обновление методов (технологий) и содержания образовательных программ дополнительного образования детей, повышение его вариативности, качества и доступности для разных категорий детей; обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития; участие в развитии дополнительного образования детей организаций реального сектора экономики.
В условиях реализации мероприятий по совершенствованию системы дополнительного образования детей организации, Экостанции, реализующие дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной направленности, должны выступить пилотными площадками для отработки образовательных моделей и технологий, а их направления деятельности быть адаптированы к современным вызовам и стремительно меняющейся действительности, ориентированы на современные образовательные потребности детей, общества и государства, достижение инновационных целей и, как результат, устойчивого экологического развития местности, региона и государства в целом.
Инициатива создания в субъектах Российской Федерации Экостанций была поддержана Министерством просвещения Российской Федерации и внесена в распоряжение от 3 февраля 2020 г. N Р-9 "О внесении изменений в методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. N Р-136".
В соответствии с данным распоряжением в субъектах Российской Федерации в образовательных организациях дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной направленности, должны быть открыты Экостанции, на базе которых будут созданы новые места дополнительного образования детей естественно-научной направленности.
Деятельность Экостанции как пилотной образовательной модели будет ориентирована на создание в регионе современных условий по формированию у детей и молодежи естественно-научной, а прежде всего экологической, грамотности, воспитание будущих научных кадров, обладающих академическими знаниями и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений отечественной фундаментальной и прикладной науки в области биологии, экологии, сельского хозяйства, лесного дела, природопользования и охраны окружающей среды.
В Республике Адыгея Экостанция будет создана как структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея" (далее - РЦ ДОД) в целях выполнения функций координатора по развитию экологического просвещения, в том числе ар развитию экологии, биологии и охраны окружающей среды.
РЦ ДОД имеет эффективный опыт реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности, а также является региональным ресурсным центром по развитию естественно-научной направленности в регионе.
Цель Экостанции - создание современной практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественно-научной грамотности, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области естественных наук.
Задачи Экостанции:
- создание современной инфраструктуры, а внутри нее - образовательной практико-ориентированной среды, обеспечивающей формирование у детей и молодежи любви и ответственного отношения к окружающей природе, Родине, семье;
- социализация и адаптация обучающихся разных социальных групп к жизни в мобильном обществе;
- формирование условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному научно-исследовательскому оборудованию и технологиям;
- профессиональная ориентация детей и молодежи на получение фундаментального естественно-научного образования, научные исследования;
- увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами естественно-научной направленности.
Функции Экостанции:
- разработка, апробация и распространение современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по естественно-научной направленности в тесной взаимосвязи с профессиональными образовательными и научными организациями, природоохранными учреждениями, ведущими производственными предприятиями и компаниями, негосударственным сектором, в том числе с использованием сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с инвалидностью, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности;
- организация дополнительного профессионального образования в целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров сферы дополнительного образования детей естественно-научной направленности по программам Экостанции;
- участие в разработке и реализации приоритетных инновационных экологических и эколого-просветительских проектов на региональном и федеральном уровнях, в том числе в проектах государственно-частного и социального партнерства;
- разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и новых форм обучения в сфере дополнительного образования детей естественно-научной направленности в субъекте Российской Федерации;
- обеспечение подготовки и ранней профессиональной ориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического и устойчивого экологического развития субъекта Российской Федерации;
- организация и проведение муниципальных и региональных мероприятий в сфере естественно-научной направленности;
- внедрение проектного управления в деятельность Экостанции;
- формирование и развитие института наставничества и волонтерства для сопровождения исследовательских и проектных инициатив обучающихся в естественно-научной сфере;
- формирование и распространение лучших образовательных практик в сфере дополнительного образования детей естественно-научной направленности в субъекте Российской Федерации.
Экостанция предполагает работу со следующими категориями населения:
- с детьми от 5 до 18 лет, в том числе с детьми с ОВЗ, детьми с инвалидностью и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- с родительским сообществом (вовлечение в разработку образовательных программ, просветительская работа);
- с руководителями, специалистами и педагогами сферы дополнительного образования детей естественно-научной направленности в рамках организации дополнительного профессионального образования;
- со студенческой молодежью, выступающей в статусе наставников (тьюторов) и/или образовательных волонтеров Экостанции;
- со специалистами (в статусе наставников) предприятий реального сектора экономики, научных организаций, бизнес-компаний.
Направления деятельности Экостанции
В результате анализа приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий были выявлены актуальные приоритетные задачи научных исследований и технологических разработок, определены значимые тренды развития и формирования быстрорастущих областей технологий в естественно-научной сфере и выбраны приоритетные для региона направления деятельности Экостанции:
- "Био" (фундаментальные тематические направления программ: ботаника, зоология, общая экология);
- "Проектирование" (тематические направления программ: экопросвещение и эковолонтерство, "зеленые стартапы", "зеленая энергетика", вторичная переработка бытовых отходов и т.д.).
Направление "Био" и реализуемые в рамках него дополнительные общеобразовательные программы ориентированы на освоение и изучение исследовательских методов, применяемых основными биологическими науками: ботаникой, зоологией, общей экологией.
Это самое обширное направление Экостанции, подразумевающее реализацию программ по всем отраслям фундаментальной биологии: систематике и географии низших и высших растений (геоботаника, биоморфология, микология), зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, зоогеографии, почвоведении, гидробиологии и др. Направление сфокусировано на работу с детьми, ориентированными на участие в научных и образовательных конкурсах, научно-практических конференциях, исследовательских и поисковых коллективных и индивидуальных проектах, предметных олимпиадах различного уровня.
Направление "Проектирование" предполагает создание на базе Экостанции детского проектного офиса, в рамках которого обучающиеся проходят обучение по дополнительным общеобразовательным программам, ориентированным на формирование экологической грамотности личности, формирование проектных компетенций в области разработки и реализации социально значимых экологических и эковолонтерских проектов, а также экономических проектов обучающихся - "зеленые стартапы".
Организация образовательного процесса Экостанции
Образовательная деятельность в Экостанции осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам естественно-научной направленности, разработанным на основе модульного принципа, в соответствии с направлениями деятельности Экостанции.
Основными видами организации образовательного процесса Экостанции рекомендуются учебно-исследовательская и проектная деятельности. Экостанция определяет перечень образовательных программ исходя из вариативного выбора для реализации не менее 2 направлений (модулей) Экостанции. Перечни направлений дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности являются открытыми и могут изменяться и (или) дополняться. Экостанцией обеспечивается разработка и утверждение образовательных программ в соответствии с выбранными направлениями.
Совершенствование дополнительных образовательных программ предлагается осуществлять посредством реализации следующих механизмов:
1. Обновление содержания дополнительных образовательных программ и методов обучения на основе программного подхода, включающего в себя методы целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления и содержания дополнительных образовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;
2. Создание условий для построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;
3. Конвергентный подход в разработке дополнительных образовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;
4. Модульный подход (разработка модульных программ, представляющих собой "конструктор", состоящий из самостоятельных целостных образовательных блоков, которые могут компоноваться в зависимости от цели деятельности, быть изучены автономно как отдельная образовательная программа с планируемыми результатами обучения и формами контроля);
5. Использование в реализации дополнительных образовательных программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями, навыками, при котором образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);
6. Ориентация дополнительных образовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным образовательным программам;
7. Вовлечение в разработку дополнительных образовательных программ представителей общественных объединений, работодателей, родительского сообщества;
8. Ориентация дополнительных образовательных программ на приоритетные направления социально-экономического развития субъекта на среднесрочные и долгосрочные периоды и др.
Обучающиеся, приступающие к освоению дополнительных общеобразовательных программ по направлениям деятельности Экостанции, должны обладать базовыми естественно-научными знаниями, полученными в результате освоения таких предметов, как окружающий мир, биология, география, химия, физика. Специальной подготовки детей перед началом обучения по данным программам не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.