Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Минобрнауки Адыгеи
от 18.06.2020 N 798
Концепция
региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Адыгея на 2020 - 2024 годы
I. Общие положения
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся является стратегической задачей развития Российской Федерации на период до 2024 года (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204).
Разработанный Министерством просвещения Российской Федерации и утвержденный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года Паспорт Национального проекта "Образование" включает 10 проектов, в том числе и проект "Успех каждого ребенка".
Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи является приоритетным направлением развития системы образования.
II. Краткая характеристика состояния работы с одаренными детьми, талантливой молодежью
В Республике Адыгея работу по выявлению и поддержке одаренных детей с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех", с которым налажено плодотворное сотрудничество, организует и координирует государственная бюджетная организация дополнительного образования "Республиканская естественно-математическая школа" (далее - РЕМШ).
В рамках образовательной деятельности с одаренными школьниками РЕМШ во взаимодействии с органами управления образованием муниципальных районов и городских округов, а также с заинтересованными организациями ежегодно проводятся различные мероприятия международного, всероссийского, межрегионального и республиканского уровней:
- Международная олимпиада школьников "Кавказская математическая олимпиада" (по инициативе и с организационным участием РЕМШ: ОЦ "Сириус", Сочи, 2015; Майкоп, 2017-2020). В 2020 году в олимпиаде приняли участие 146 обучающихся 7 - 11 классов общеобразовательных организаций из 14 субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и учебных заведений 8 зарубежных стран: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Турции, Узбекистана, Южной Осетии. По итогам участия 10 юных математиков Адыгеи, воспитанников РЕМШ, удостоены золотых, серебряных и бронзовых медалей;
- всероссийская олимпиада школьников. В 2019-2020 учебном году в Республике Адыгея проведены I - III этапы ВсОШ по 21 учебному предмету, в которых приняли участие 16639 обучающихся (56,5% от общего количества обучающихся 5 - 11 классов школ республики). Наиболее отличившимся обучающихся вручено 277 дипломов победителя и призера III (регионального) этапа ВсОШ. Для участия в IV (заключительном) этапе по математике, информатике, астрономии приглашены 6 обучающихся, один из них удостоен диплома призера по математике;
- Южная математическая смена в Образовательном центре "Сириус" (с 2015 года при координационном участии РЕМШ);
- Всероссийская смена "Юный математик" и Южный математический турнир в ВДЦ "Орленок" (с 2005 года);
- межрегиональные летние профильные школы в Адыгее по математике (с 1995 года), по информатике (с 2006 года), экономике (с 2016 года) и биологии (с 2018 года);
- межрегиональный астрономический фестиваль (с 2016 года);
- межрегиональная командная игра на местности "Математический бегущий город" (с 2018 года в рамках проведения Международная олимпиада школьников "Кавказская математическая олимпиада");
- Международный математический Турнир городов;
- Международный математический конкурс-игра "Кенгуру";
- новогодняя Математическая Регата;
- олимпиада по математике для обучающихся начальной школы "Ступенька";
- олимпиада по экономике "Рост";
- олимпиады младших школьников по математике, физике и биологии;
- открытая олимпиада по химии;
- фестиваль "Математика для детей 6 - 9 лет";
- семейная математическая олимпиада для жителей и гостей Адыгеи;
- олимпиады по адыгейскому языку и адыгейской литературе и др. Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми и на уровне
муниципальных образований, где сложилась определенная система работы. Во всех образовательных организациях проводятся предметные недели, созданы научные общества, кружки и факультативы, проводятся мероприятия по отбору и поддержке талантливой молодежи, чествованию победителей и призеров олимпиад, соревнований и конкурсов.
В 2019 году в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка приказом Минобрнауки Адыгеи создано структурное подразделение РЕМШ - региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея" (далее - центр "Полярис-Адыгея").
За счет средств федеральной субсидии приобретено оборудование и на базе организаций-партнеров Адыгейского государственного университета и
Майкопского государственного технологического университета открыты лаборатории естественно-научного и информационно-технологического профилей центра "Полярис-Адыгея", в том числе: искусственного интеллекта и Big Data; компьютерного моделирования, виртуальной и дополненной реальности; биоинформатики; биохакинга; органической и неорганической химии; астрофизики и космических систем; физики будущего; робототехники и мехатроники; прототипирования; математики; формирования навыков безопасности жизнедеятельности; биотехнологий; когнитивных исследований, а также мастерская для художественной и проектной деятельности; центр дистанционного обучения; медиатека.
В 2019 - 2020 годах центром "Полярис-Адыгея" проведены летние, осенняя и зимняя профильные смены, "День науки", региональный трек Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы -2020" и другие интеллектуальные мероприятия, обеспечивающие развитие и реализацию способностей детей и молодежи. Проекты участников зимней проектной школы по направлению "Наука" центра "Полярис-Адыгея" вошли в число победителей и призеров заключительного этапа проекта "Большие вызовы - 2020".
Республика Адыгея известна своими успехами и достижениями в области спорта и искусства. Спортивные школы республики воспитали в разные годы чемпионов и призеров олимпийских игр и чемпионатов мира и Европы по дзюдо, самбо, пулевой стрельбе и велоспорту. Имеются весомые результаты в обучении детей живописи, игре на народных инструментах и декоративно-прикладному искусству.
Организации-партнеры центра "Полярис-Адыгея" в рамках распределенной модели, имеют обширную сеть филиалов по всей республике, позволяющую выявлять и поддерживать детей и молодежь, имеющих ярко выраженные способности и талант.
Взаимодействие центра "Полярис-Адыгея" с организациями-партнерами: Адыгейским государственным университетом, Майкопским государственным технологическим университетом, а также республиканскими учреждениями культуры и спорта, открыло новые возможности для развития способностей одаренных детей и талантливой молодежи по направлениям "Наука", "Спорт", "Культура".
Особое внимание в Республике Адыгея уделяется развитию духовных потребностей, ценностной ориентации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В ноябре 2019 года в финале V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс" Адыгею в 11 компетенциях представляли 11 школьников, студентов, молодых специалистов, 2 из которых удостоены золотой медали в номинациях "Обработка текста", "Художественный дизайн".
Школьники и студенты Республики Адыгея - активные участники чемпионата WorldSkillsRussia "Молодые профессионалы", одного из самых престижных состязаний среди профессионалов будущего. В феврале 2020 года в региональном чемпионате, прошедшем в г. Майкопе по 19 компетенциям, приняло участие 192 обучающихся. Победители представят Адыгею в финале VIII Национального чемпионата.
В Республике Адыгея имеется достаточный кадровый потенциал для работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Педагоги активно участвуют во всероссийских и межрегиональных образовательных программах, имеют опыт эффективной подготовки школьников к олимпиадам, конкурсам и турнирам самого высокого уровня. Так, например, за последние 5 лет подготовлено 13 призеров ВсОШ (математика - 4, информатика - 3, астрономия - 2, немецкий язык - 2, экономика - 1, обществознание - 1).
В 2018, 2019 годах в курсах повышения квалификации и обучающих семинарах по вопросам повышения качества подготовки и проведения этапов ВсОШ, организованных Минобрнауки Адыгеи, Адыгейским государственным университетом, РЕМШ и центром "Полярис-Адыгея" приняли участие 475 педагогов.
Ежегодно в целях создания условий для развития творческого потенциала и совершенствования педагогического мастерства учителей, повышения престижа профессии педагога в республике проводятся различные мероприятия: олимпиада по геометрии для учителей математики, олимпиада по математике для учителей начальных классов, творческий конкурс учителей математики общеобразовательных организаций и др.
С развитием дистанционных образовательных технологий у учащихся и педагогов Республики Адыгея появилась возможность организовать учебный процесс на качественно новом уровне, предусматривающем использование ресурсов ведущих российских и международных образовательных организаций. Внедрение онлайн-платформ и агрегаторов образовательных ресурсов позволяет обучающимся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, а также предоставляет возможности для участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
С целью увеличения числа молодых талантливых людей, попадающих в сферу внимания со стороны государства, в республике учреждены и ежегодно выплачиваются премии Республики Адыгея по поддержке талантливой молодежи (10 премий по 10,0 тыс. руб.) и стипендии наиболее отличившимся студентам и школьникам (88 стипендий на общую сумму 481,2 тыс. руб.).
Для поддержки способных детей и талантливой молодежи Минобрнауки Адыгеи проводит отбор и направление успешных обучающихся республики в федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения "Всероссийский детский центр "Орленок", "Всероссийский детский центр "Смена" и "Международный детский центр "Артек" для участия в различных тематических сменах по направлениям наука, спорт, культура.
Также применяются и другие формы поощрения и материальной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в сфере образования, спорта и культуры.
III. Основные цели и задачи
Основными целями региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Адыгея на 2020 - 2024 годы являются:
1. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у обучающихся с ОВЗ.
2. Разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи.
3. Содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
4. Осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия.
5. Разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодежи.
6. Осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
7. Осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи.
8. Осуществление государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов у детей и молодежи.
2. Осуществление поиска одаренных детей и талантливой молодежи посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований и создание на этой основе региональной электронной базы данных одаренных детей и талантливой молодежи.
3. Формирование системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.
4. Развитие форм поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи в республике.
5. Обеспечение учебного, научно-методического сопровождения педагогов и руководителей, осуществляющих работу с одаренными детьми и талантливой молодежью.
6. Осуществление опытно-экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности, связанной с образованием одаренных детей и талантливой молодежи.
7. Обеспечение ресурсной поддержки и стимулирования образовательных учреждений, педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.
IV. Направления деятельности
Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения:
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов детей и молодежи
1.1. Использование возможностей основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего (общего) образования, включающих в свой состав основные и дополнительные образовательные программы, программы воспитания детей в условиях внеурочной деятельности, для решения задач развития способностей всех обучающихся.
1.2. Обеспечение вариативности образовательных программ на разных уровнях общего образования как способа дифференциации и индивидуализации процесса обучения, формирования опыта построения, выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
1.3. Расширение возможностей дополнительного образования детей для реализации деятельностного компонента образовательных стандартов, обеспечение практики свободного выбора детьми видов деятельности, их творческой самореализации в образовательном пространстве.
1.4. Формирование опыта организации и презентации самостоятельной учебно-исследовательской и проектировочной деятельности обучающихся как механизма реализации индивидуальных достижений обучающихся.
1.5. Введение модели оценки и самооценки образовательных результатов на основе академических и творческих достижений обучающихся с использованием различных форм, в том числе "портфолио".
1.6. Формирование навыков позитивной коммуникации между всеми участниками образовательных отношений как основы психологически комфортной школьной образовательной среды.
1.7. Обеспечение полноценного досуга школьников в процессе внеурочной деятельности, в том числе в каникулярное время за счет расширения школьного образовательного пространства посредством использования возможностей внешней социокультурной среды.
1.8. Использование модели открытого образования в процессе реализации образовательных программ на основе обеспечения персонального доступа обучающихся к сети Интернет.
2. Осуществление поиска одаренных детей и талантливой молодежи посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований и создание на этой основе региональной электронной базы данных одаренных детей и талантливой молодежи
2.1. Упорядочение списка олимпиад, конкурсов, соревнований регионального уровня, обеспечение их преемственности на разных уровнях образовательных систем (школьном, муниципальном, региональном) в соответствии с перечнем мероприятий и сроками их проведения на всероссийском уровне.
2.2. Совершенствование форм и технологий проведения олимпиад, конкурсов, соревнований.
2.3. Отбор, целевая подготовка и обеспечение участия одаренных детей и талантливой молодежи во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях.
2.4. Осуществление мониторинга продвижения одаренных детей и талантливой молодежи по результатам их выступления на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
2.5. Учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы "социальных лифтов".
2.6. Разработка и пополнение региональной электронной базы данных одаренных детей и талантливой молодежи.
3. Формирование системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
3.1. Проектирование программ сопровождения, на их основе выстраивание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий одаренных детей и талантливой молодежи в региональной образовательной системе, в том числе с участием сетевых и социальных партнеров общеобразовательных учреждений:
3.1.1. Проектирование педагогических программ сопровождения развития одаренных детей в соответствии с разными видами детской одаренности на разных уровнях образования.
3.1.2. Разработка и реализация различных интегрированных образовательных программ, совместно реализуемых учреждениями общего и дополнительного образования, предполагающих реализацию индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей.
3.1.3. Разработка и реализация культурно-досуговых программ в условиях клубных форм работы.
3.1.4. Разработка тематических (профильных) каникулярных досуговых программ для обеспечения обучения, оздоровления и отдыха одаренных детей в соответствии с различными видами их одаренности.
3.1.5. Создание и реализация различных образовательных и социальных проектов, в том числе и интегрированных (информационных, социальных, творческих, исследовательских и др.).
3.1.6. Разработка краткосрочных тематических программ по обеспечению подготовки одаренных детей к участию в различных предметных олимпиадах, творческих конкурсах и соревнованиях, в том числе с участием социальных партнеров.
3.2. Формирование очно-заочных программ обучения одаренных детей с дистанционной поддержкой, используя потенциал РЕМШ, центра "Полярис-Адыгея" и др.
3.3. Формирование модели психологического сопровождения одаренных детей в соответствии с их запросами, включение модуля психологического консультирования в программы подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам и соревнованиям.
4. Развитие форм поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи в республике
4.1. Осуществление психолого-педагогической поддержки одаренных и талантливых детей в процессе реализации образовательных программ, реализуемых как на базе школ, так и в муниципальной и региональной сети образовательных учреждений.
4.2. Ресурсная поддержка реализации интегрированных сетевых программ, реализуемых на базе образовательных учреждений.
4.3. Стимулирование образовательных и личностных достижений одаренных и талантливых детей посредством выплаты стипендий, премий как за счет муниципальных, так и регионального бюджетов.
4.4. Индивидуальная поддержка одаренных обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации.
4.5. Продолжение традиции чествования одаренных и талантливых обучающихся по итогам их
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.