Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства образования и науки области
от 17 августа 2011 г. N 1206
Положение
о дистанционном образовании детей-инвалидов в Амурской области
1. Общие положения
1.1. Проект дистанционного образования детей-инвалидов (далее - проект) осуществляется в Амурской области в рамках мероприятий "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24.12.2008.
1.2. Основными нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование детей-инвалидов (далее - дистанционное образование детей-инвалидов), являются:
постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2009 N 525 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1112 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";
программа реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы, одобренная на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24.12.2008;
приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2009 N 40 "Об утверждении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2009 году";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.2009 N 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2009 N 525";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2011 N 1363 "Об утверждении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году";
постановление Правительства области от 15.11.2008 N 278 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы";
совместное письмо Министерства просвещения РСФСР от 08.071980 N 281-м и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2009 N 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации".
1.3. Проект дистанционного образования детей-инвалидов инициирован на федеральном уровне и предполагается к реализации в Амурской области в 2009 - 2012 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на основе паритетного софинансирования.
1.4. Участниками проекта дистанционного образования детей-инвалидов, которым передаются программно-технические средства для оснащения рабочих мест в соответствии с настоящим Положением, являются дети-инвалиды, обучающиеся на дому (далее - дети-инвалиды), и общеобразовательные учреждения, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды.
2. Принципы организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому
2.1. Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов являются:
добровольность участия детей-инвалидов в проекте;
обеспечение конституционных прав граждан детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;
обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;
адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов;
создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте.
3. Организационная схема управления проектом
3.1. Для управления проектом в Амурской области создается следующая организационная схема:
министерство образования и науки области координирует процесс реализации проекта на территории области;
государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Амурский областной институт развития образования" (далее - Региональный оператор проекта) назначается министерством образования и науки области региональным оператором проекта и наделяется функциями по организации и обеспечению дистанционного образования детей-инвалидов в Амурской области;
Региональный оператор проекта создает Центр дистанционного образования детей-инвалидов (далее - ЦДО);
в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, приказами руководителей назначаются лица, ответственные за реализацию проекта в 2009 - 2012 годах;
в общеобразовательных учреждениях, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды, приказами директоров назначаются лица, ответственные за реализацию проекта в период обучения детей-инвалидов.
3.2. Взаимодействие министерства образования и науки Амурской области, Регионального оператора проекта и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляется в соответствии с настоящим Положением в соответствии соглашениями о взаимодействии по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов в Амурской области.
4. Функции министерства образования и науки области по реализации проекта
Министерство образования и науки области:
осуществляет разработку необходимых правовых актов;
осуществляет финансовое обеспечение проекта в рамках своей компетенции;
планирует ход реализации проекта в Амурской области, а также этапы его проведения для детей-инвалидов различных возрастных групп;
взаимодействует с федеральными органами государственной власти и исполнительными органами государственной власти области по вопросам реализации проекта;
назначает ответственное лицо (ответственных лиц) из числа государственных гражданских служащих по реализации проекта;
назначает регионального оператора проекта;
дает поручения региональному оператору проекта по реализации отдельных мероприятий проекта;
осуществляет мониторинг реализации проекта и общее руководство им;
осуществляет планирование хода реализации проекта, учет доходов областного бюджета и расходование субсидий из федерального бюджета, предоставляемых на реализацию проекта;
осуществляет контроль за расходованием средств, направляемых на реализацию проекта.
5. Функции регионального оператора проекта
Региональный оператор проекта:
организует дистанционное образование детей-инвалидов в области и координацию реализации проекта в муниципальных образованиях области;
обеспечивает консультативную поддержку участникам образовательного процесса (педагогам-предметникам, осуществляющим обучение детей-инвалидов на дому, детям-инвалидам, родителям детей-инвалидов (лицам, их заменяющим));
разрабатывает методические рекомендации по реализации проекта;
организует работу ЦДО по реализации проекта;
осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, родителями (лицами их заменяющими) детей-инвалидов, общеобразовательными учреждениями, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды, педагогами-предметниками, организующими обучение детей-инвалидов на дому, сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
осуществляет в соответствии с законодательством закупки товаров, работ и услуг, необходимых для реализации проекта;
организует доступ всех участников проекта к учебно-методическим комплексам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе путем заключения ежегодно до начала учебного года договоров со сторонними организациями;
осуществляет учебную, учебно-методическую, научно-методическую и организационно-методическую деятельность по реализации проекта;
проводит не реже одного раза в квартал коллективные образовательные мероприятия для детей-инвалидов, участвующих в проекте, и родителей (лиц их заменяющих) детей-инвалидов;
обеспечивает эксплуатацию приобретенных для реализации проекта и/или переданных министерством образования и науки области программно-технических средств для оснащения рабочих мест участникам проекта, техническое обслуживание рабочих мест;
организует проверку состояния и сохранности программно-технических средств для оснащения рабочих мест, переданных в ходе реализации проекта детям-инвалидам, участвующим в проекте, и педагогам-предметникам, осуществляющим образовательный процесс, демонтаж программно-технических средств для оснащения рабочих мест, переданных в ходе реализации проекта педагогам-предметникам, осуществляющим образовательный процесс, в целях переустановки по месту их работы в общеобразовательных учреждениях, а также изъятие программно-технических средств для оснащения рабочих мест в случае их использования не по назначению;
формирует сводный список детей-инвалидов, участвующих в проекте, и педагогов-предметников, осуществляющих образовательный процесс, в рамках проекта;
обеспечивает обучение и повышение квалификации педагогов-предметников, осуществляющих образовательный процесс, и обучение родителей (лиц их заменяющих) детей-инвалидов за счет средств областного бюджета, в том числе основам компьютерной грамотности по адаптированным программам базовой ИКТ-компетентности и правилам пользования комплектами программно-технических средств для оснащения их рабочих мест;
организует и проводит семинары, совещания, конференции по вопросам реализации проекта;
обеспечивает распространение эффективных практик в области применения дистанционных технологий в образовании детей-инвалидов;
обеспечивает передачу в безвозмездное пользование общеобразовательным учреждениям и иным участникам проекта комплектов программно-технических средств для оснащения рабочих мест, приобретенных в ходе реализации проекта;
обеспечивает установку программы контент-фильтрации доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания, на компьютеры участников проекта - детей-инвалидов и педагогов-предметников;
представляет ежемесячно отчет в министерство образования и науки области об осуществленных мероприятиях в рамках реализации проекта по форме, утвержденной министерством образования и науки области;
обеспечивает выполнение иных обязательств, установленных правовыми актами министерства образования и науки области.
6. Функции органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
организуют работу общеобразовательных учреждений, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды, по реализации проекта;
осуществляют контроль за ходом учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, контроль за обеспечением охраны здоровья детей-инвалидов в ходе реализации проекта;
осуществляют взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта, Региональным оператором проекта, министерством образования и науки области, сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
определяют совместно с Региональным оператором проекта общеобразовательные учреждения, на базе которых устанавливаются комплекты программно-технических средств для оснащения рабочих мест, приобретенные в ходе реализации проекта;
составляют по согласованию с Региональным оператором проекта списки детей-инвалидов, участвующих в проекте, и педагогов-предметников, осуществляющих образовательный процесс, в рамках проекта и направляют Региональному оператору проекта для формирования сводного списка;
осуществляют совместно с Региональным оператором проекта переустановку комплектов программно-технических средств для оснащения рабочих мест, переданных в ходе реализации проекта педагогам-предметникам, осуществляющим образовательный процесс, по месту их работы в общеобразовательных учреждениях;
обеспечивают учет детей-инвалидов, которым не противопоказано дистанционное обучение, предложения по расширения участия детей-инвалидов в проекте;
обеспечивают незамедлительное информирование Регионального оператора проекта о выходе ребенка-инвалида из проекта, о смене адреса проживания и контактной информации, о перерыве в обучении в связи с выездом на лечение, об известных фактах технической неисправности оборудования, а также о включении в проект новых участников - детей-инвалидов;
обеспечивают представление ежемесячно отчета Региональному оператору проекта об осуществленных мероприятиях в рамках реализации проекта по форме, утвержденной министерством образования и науки области.
7. Функции общеобразовательных учреждений, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды
Общеобразовательные учреждения, в списках обучающихся которых находятся дети-инвалиды:
осуществляют взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта, Региональным оператором проекта, министерством образования и науки области, сторонними организациями по вопросам реализации проекта;
обеспечивают подбор и расстановку педагогов-предметников, осуществляющих образовательный процесс, их тарификацию;
обеспечивают выбор детьми-инвалидами и их родителями индивидуальной образовательной траектории, предполагающей уточнение индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных Законом Амурской области от 28.11.2006 N 246-ОЗ "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области";
организуют доступ педагогам-предметникам, осуществляющим образовательный процесс, и детям-инвалидам, участвующим в проекте, к сети Интернет за счет средств областного бюджета, направляемых в составе межбюджетных трансфертов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем заключения с Интернет-провайдерами соответствующих договоров;
организуют работу педагогов-предметников, осуществляющих образовательных процесс, в рамках зафиксированных в приложении к лицензии уровней общеобразовательных программ с использованием элементов дистанционных технологий;
обеспечивают проведение текущей и промежуточной аттестации детей-инвалидов, участвующих в проекте, педагогами-предметниками, осуществляющими учебный процесс, с учетом мнения и рекомендаций Регионального оператора проекта;
обеспечивают учет педагогами-предметниками индивидуальных достижений детей-инвалидов, фиксируемых компьютерной системой, и контроль отражения индивидуальных достижений в соответствующих школьных документах (классный журнал, табель успеваемости, личное дело и др.);
обеспечивают комплекс мер по защите персональных данных о детях-инвалидах и педагогах-предметниках, формирующихся в ходе подготовки и реализации проекта;
обеспечивают составление календарных учебных графиков по дистанционному обучению детей-инвалидов, участвующих в проекте, и утверждение индивидуальных учебных планов в рамках реализации проекта;
обеспечивают представление ежемесячно отчета в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, об осуществленных мероприятиях в рамках реализации проекта по форме, утвержденной министерством образования и науки области.
8. Модель дистанционного образования, реализуемая в Амурской области
8.1. Предоставление детям-инвалидам общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации общеобразовательным учреждением на основании имеющихся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации ("традиционное" обучение).
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому утвержден Законом Амурской области от 28.11.2006 N 246-ОЗ "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области".
8.2. Дополнительно к "традиционному" обучению в рамках мероприятий "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24.12.2008, детям-инвалидам предоставляется возможность осваивать выбранные общеобразовательные курсы с использованием элементов дистанционного образования на основе специально разработанных образовательного контента (ресурса) и компьютерной системы дистанционного образования.
8.3. В реализации проекта на добровольной основе могут принимать участие обучающиеся из числа детей-инвалидов, которым дистанционное образование не противопоказано по состоянию здоровья.
Списки детей-инвалидов для участия в проекте уточняются ежегодно и составляются на основании заявлений родителей (лиц их замещающих).
8.4. Детям-инвалидам из числа участников проекта в безвозмездное пользование предоставляются:
программно-технические средства для оснащения рабочих мест;
доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы дистанционного образования с правами ученика;
иные необходимые для организации дистанционного образования методические ресурсы.
8.5. Обучение детей-инвалидов осуществляется штатными педагогами-предметниками общеобразовательного учреждения, в списках которого находятся дети-инвалиды.
Обучение осуществляется на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей детей-инвалидов и пожеланий родителей (лиц их замещающих).
8.6. Использование в учебном процессе специализированного образовательного ресурса (контента) обучающимся и педагогом-предметником направлено на улучшение восприятия учебного материала путем расширения дидактических возможностей "традиционных" образовательных технологий и социализации за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности и не ограничивают право педагога-предметника на свободу выбора и использования иных методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной общеобразовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
8.7. Педагогам-предметникам, организующим образовательный процесс, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы дистанционного образования с правами педагога-предметника.
Педагог-предметник использует образовательный ресурс (контент) в качестве дополнительного инструмента образовательной деятельности ребенка.
В связи с тем, что при правильной организации дистанционного образования на качественном образовательном ресурсе (контенте) образовательные результаты детей-инвалидов и степень их социализации повышаются, включение элементов дистанционных технологий в учебный процесс педагогом-предметником необходимо рассматривать не как дополнительную нагрузку, а как обязанность педагога применять современные средства обучения для повышения качества образования.
8.8. Педагог-предметник, организующий образовательный процесс, осуществляет управление образовательным ресурсом (контентом), дистанционное консультирование, проведение коллективных образовательных мероприятий (коллективное обсуждение отдельных учебных тем, форумы, чаты, конференции, обсуждения и др.).
Календарно-поурочное планирование педагога-предметника составляется с учетом возможностей специализированного образовательного ресурса (контента).
8.9. Итоговая аттестация обучающегося из числа детей-инвалидов осуществляется на общих основаниях в соответствии с установленным порядком про ведения итоговой аттестации.
8.10. В случае возникновения конфликтных ситуаций с родителями педагог-предметник немедленно информирует непосредственное руководство для выяснения обстоятельств конфликта. Обо всех конфликтных ситуациях, связанных с реализацией проекта осуществляется доклад в министерство образования и науки области.
Отказ родителей от участия в проекте в середине учебного года оформляется письменно с последующим информированием министерства образования и науки области.
8.11. Для управления специализированными образовательными ресурсами (контентом), оказания индивидуальных и коллективных консультаций (как предметных, так и психолого-педагогических) участникам образовательного процесса, учета индивидуальных достижений детей-инвалидов, осуществляемого компьютерной системой, на базе Регионального оператора проекта организуется работа ЦДО.
9. Финансирование проекта
9.1. Проект реализуется в области за счет:
ежегодных субсидий из федерального бюджета областному бюджету на организацию дистанционного образования детей-инвалидов;
средств областного бюджета на софинансирование дистанционного образования детей-инвалидов.
9.2. Основными направлениями расходования средств бюджета проекта являются:
субсидии из федерального бюджета на оснащение ЦДО комплектами оборудования;
субсидии из федерального бюджета на оснащение рабочих мест детей-инвалидов комплектами оборудования;
субсидии из федерального бюджета и областного бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению информационно-методической поддержки развития дистанционного образования детей-инвалидов;
средства из областного бюджета на обеспечение доступа детей-инвалидов к ресурсам Интернет в течение учебного года.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 17 августа 2011 г. N 1206 "О мерах по совершенствованию организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.