Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Территориальные приоритеты
71. Муниципальные образования Костромской области имеют разный туристский потенциал, различные условия с точки зрения наличия и состояния туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
В этой связи необходимо обозначить перечень муниципалитетов, приоритетных с точки зрения развития туризма, с выделением в каждом из них компонента туристской аттрактивности и обозначением туристской специализации.
Посещая какой-либо регион, турист в первую очередь оценивает уровень его развития по тому, насколько ухожены улицы и места отдыха, облагорожены общегородские территории. Поэтому уровень благоустройства как для привлечения инвесторов и туристов, так и для удовлетворенности уровнем жизни самих жителей имеет большое значение.
72. Оценить наличие и состояние туристского потенциала, туристской инфраструктуры, а также определить перспективы и направления развития отрасли в выделенных муниципалитетах позволит разработка муниципальных программ развития туризма.
73. Практика показывает, что наиболее успешные комплексные туристские проекты используют наряду с частным капиталом и государственную поддержку, полученную не только по специализированным каналам, но и по несвязанным напрямую с туризмом государственным программам Российской Федерации. Хозяйствующие субъекты туристского бизнеса в настоящий момент не имеют возможности получить исчерпывающую информацию о возможностях получения поддержки от государства по всем направлениям. Как правило, вся эта информация публикуется в разное время и на разных ресурсах. Осведомленности хозяйствующих субъектов об организационной структуре исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и их полномочиях по поддержке тех или иных направлений бизнеса, как правило, не хватает, чтобы эффективно отслеживать публикации о мерах поддержки. Необходимо реализовать практику систематического обобщения и актуализации мер поддержки по отраслевому признаку и публикации этой информации на туристическом портале Костромской области.
74. Выделение приоритетных видов туризма необходимо осуществлять для муниципальных образований Костромской области индивидуально, с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития, а также с учетом вклада в достижение целевых показателей.
Целесообразно предусмотреть меры поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в приоритетных видах туризма, которые приносят выгоду местному обществу (бюджету, населению), посредством снижения арендной платы за пользование муниципальным имуществом (помещений, объектов инфраструктуры), например, льготных ставок на аренду земли.
Культурно-познавательный туризм
75. Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха.
Основными задачами культурно-познавательного туризма на территории Костромской области являются:
1) максимальное вовлечение музейного потенциала в туристский оборот, а также повышение уровня музейного сервиса;
2) увеличение посещаемости культурно-познавательных маршрутов организованными группами детей по отношению к 2018 году на 25% к 2035 году;
3) увеличение посещаемости государственных и муниципальных музеев туристами по отношению к 2018 году на 25% к 2035 году.
76. Существующие проблемы:
1) необходимость проведения реставрации музейных предметов для обеспечения их экспонирования и введения в культурный оборот;
2) устаревшие программы посещения объектов показа культурно-познавательных маршрутов;
3) невостребованность ряда маршрутов по причине отдаленности объектов показа от областного центра;
4) недостаточная информационная поддержка и продвижение объектов культурно-познавательного туризма.
77. К числу мер, реализация которых поможет достичь поставленных задач, следует отнести следующие:
1) новая концепция интерактивных экспозиций в учреждениях культуры с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителей;
2) включение региона в национальные туристские маршруты;
3) активная маркетинговая деятельность учреждений культуры (исследование рынка, анализ реальной и целевой потребительской аудитории, определение политики продвижения услуг на туристском рынке);
4) развитие системы продажи электронных билетов для посещения объектов показа культурно-познавательного туризма, в том числе единых билетов для посещения нескольких объектов;
5) научно-методическое сопровождение проектов в области туризма со стороны научного сообщества;
6) внесение разнообразия в традиционные туристские маршруты, обновление культурно-познавательных туристских программ для стимулирования повторных визитов;
7) организация участия представителей туристского комплекса Костромской области (и/или представление рекламно-информационных материалов) на российских и международных выставках, конференциях и других конгрессных мероприятиях по вопросам развития культурно-познавательного туризма, проведение информационных и рекламных туров с целью ознакомления с туристским потенциалом муниципальных образований Костромской области.
Детский туризм
78. С учетом высокой социальной значимости, существенного влияния на развитие российского общества необходима выработка специальных мер по поддержке детского туризма. Характер детского туризма обусловлен реализацией 3 базовых функций - развития личности (обучение, воспитание), отдыха и оздоровления.
79. Важнейшим фактором для развития детского туризма является историко-культурный потенциал Костромской области. В регионе направление образовательного туризма реализуется в рамках Концепции краеведческого образования детей и молодежи Костромской области на 2015 - 2020 годы и охватывает все уровни образования. Сформирован реестр образовательных туристских маршрутов. Ежегодно, начиная с 2013 года, регион принимает участие в реализации Национальной программы детского культурно-познавательного туризма Минкультуры России.
80. К основным задачам развития детского туризма относятся:
1) развитие сотрудничества между образовательными организациями и музеями, центрами дополнительного образования, библиотеками;
2) увеличение доступности путешествий детей с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно от родителей;
3) стимулирование внутреннего детского туризма.
81. К основным проблемам можно отнести:
1) излишние нормативные и законодательные ограничения при организации детского туризма;
2) излишние ограничения на транспортное обслуживание поездок организованных групп детей;
3) недостаточный уровень развития инфраструктуры детского туризма, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
82. Для преодоления указанных проблем необходимо обеспечить:
1) развитие интеграции между различными организациями, связанными с детским туризмом, определение координатора межведомственного взаимодействия;
2) проработку мер по стимулированию внутреннего детского туризма;
3) регулярное проведение системообразующих массовых туристско-краеведческих мероприятий (слетов, соревнований, экспедиций, лагерей, конференций и др.) различного масштаба (от муниципального до федерального уровня), что обеспечит вовлечение большого количества детей без значительных затрат на транспортировку;
4) участие в федеральных программах.
Событийный туризм
83. Ежегодно событийный календарь региона насчитывает более 50 знаковых мероприятий, из которых порядка 10 являются событиями международного и всероссийского уровня. Сегментация интересов туристов находит свое отражение и в содержании праздников, в том числе проводимых впервые. Акцент в тематике смещается в сторону гастрономии, брендовой составляющей региона, максимального вовлечения гостей в процесс.
84. Однако за обилием предлагаемых мероприятий кроется ряд проблем, значительно снижающих их экономическую отдачу и посещаемость:
1) шаблонность составляющих события (торговая ярмарка, выступления творческих коллективов);
2) невозможность предсказания спроса на определенное событие, проходящее на территории региона;
3) недостаточное развитие системы качественного информирования туристов о планируемых мероприятиях, что приводит к позднему анонсированию и, как следствие, преобладанию в числе посетителей местных жителей, а не гостей Костромской области.
85. Основными задачами событийного туризма на территории Костромской области являются:
1) увеличение регионального туристского потока;
2) разработка и реализация знаковых, масштабных, экономически эффективных событий, способствующих узнаваемости региона, в том числе в "низкий сезон";
3) проведение массовых международных, федеральных и региональных событийных мероприятий.
86. Основными мерами по популяризации событийного туризма станут:
1) участие в конкурсах событийного туризма для продвижения туристского потенциала региона;
2) информационная поддержка национальных праздников и событийных мероприятий, проводимых на территории Костромской области;
3) детальная проработка регионального календаря событий с точки зрения его удобства для индивидуальных гостей и туристских фирм при формировании пакетных туров: события не должны пересекаться по датам и тематике и конкурировать, а должны дополнять друг друга;
4) смена формата действующих туристских событий;
5) распространение ежегодного календаря событий на различных выставках всероссийского и международного масштаба как устойчивого механизма популяризации событийных мероприятий, проходящих на территории региона.
Межрегиональный туристский маршрут "Золотое кольцо России"
87. Кострома является городом-участником туристского маршрута "Золотое кольцо России". В декабре 2017 года главами городов данного туристского маршрута было подписан учредительный договор Союза по развитию и взаимодействию городов Золотого кольца (далее - Союз). Создание Союза позволило объединить усилия в формировании единой туристической политики городов данного маршрута.
88. Мероприятия, ежегодно реализуемые Союзом, способствуют всестороннему развитию известного туристского бренда России, как на внутреннем, так и на международном туристских рынках. В их числе: проведение пресс-туров, стратегических сессий, конференций, выставочных и презентационных кампаний и др. Запущен официальный сайт Союза, где изложена информация о туристской инфраструктуре городов данного туристского маршрута. Повышению качества обслуживания туристов, безусловно, будет способствовать внедрение единых стандартов культуры гостеприимства на объектах маршрута. Внедрение данного проекта началось в 2018 году.
Ежегодно публикуется единый событийный календарь, который систематизирует и значительно облегчает гостям маршрута поиск интересных для себя мероприятий. Однако представление данного календаря в интерактивном формате с возможностью выбора событий по заданным параметрам, иллюстрацией качественным фотоконтентом будет гораздо более удобным и наглядным вариантом, чем с применением обычного текстового редактора.
89. Необходимо отметить, что большое внимание уделяется вопросам развития автотуризма и инфраструктуры придорожного сервиса в городах данного туристского маршрута. Так, в декабре 2019 года подписано соглашение о сотрудничестве между Союзом и Общенациональной ассоциацией Автомототуризма и запланирован ряд совместных мероприятий в данном направлении.
Промышленный туризм
90. В настоящее время все больше поводов у туристов появляется для посещения Костромской области. И если туры с культурно-познавательными, оздоровительными, событийными целями уже привычны для гостей и являются традиционными, то экскурсии на передовые действующие производства набирают все большие обороты. В настоящее время в регионе предоставляют услуги по организации туров более 10 предприятий в сфере производства ювелирной, льняной и пищевой продукции. Проведение таких экскурсий служит отличной рекламой для многих компаний, заинтересованных в продвижении своей продукции. Промышленный туризм является отличным инструментом профориентации школьников.
91. Ограничения, сдерживающие развитие промышленного туризма:
1) низкая заинтересованность производств в организации экскурсионных туров на предприятия (примеров экскурсий для массового туриста немного);
2) ограничения по количественному составу групп при проведении тура и датам проведения, что значительно увеличивает глубину бронирования.
92. К числу приоритетных задач в развитии промышленного туризма следует отнести:
1) расширение перечня объектов, доступных для проведения экскурсий и посещения туристами;
2) интеграцию промышленных предприятий в экскурсионные программы;
3) создание перечня промышленных объектов, организующих экскурсионные туры на предприятия;
4) информационную поддержку объектов промышленного туризма в рамках выставочной деятельности, проведения фам-трипов;
5) создание специальных демонстрационных залов на предприятиях, где показан весь путь производства товаров.
Круизный туризм
93. Круизный туризм считается одним из наиболее приоритетных секторов современного туристского бизнеса. Объем продаж этого туристского продукта имеет тенденцию роста на 20 - 25% в год, особенно на реке Волге.
94. Город Кострома на протяжении десятилетий остается популярным и востребованным пунктом для причалов круизных теплоходов. Увеличение спроса на речной туризм подтверждается и статистическими данными заходов туристических судов в город Кострому: наблюдается положительная динамика увеличения заходов теплоходов. Так, за период 2016 - 2018 годов этот показатель вырос на 25%. В 2018 году город Кострома приняла 394 теплохода, что на 78 теплоходов больше по сравнению с 2016 годом. Общий вклад туристов, прибывающих круизными теплоходами, в экскурсионный поток региона в 2018 году составил около 95 тыс. человек, что на 25% больше по сравнению с 2016 годом.
95. Основным сдерживающим фактором развития речного туризма в регионе является недостаточное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, ее значительный моральный и физический износ.
Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры, реконструкция зоны набережной реки Волги позволят создать удобную инфраструктуру для приема туристов, прибывающих теплоходами, комфортную зону общественного пространства, доступную среду для передвижения людей с ограниченными возможностями, качественную транспортную инфраструктуру для туристов.
Развитие круизного туризма в Костромской области можно обеспечить через реализацию масштабных проектов, предполагающих значительный объем финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета.
Так, в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" планируется реализация инвестиционного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера "Государыня Кострома", обладающего необходимой обеспечивающей инфраструктурой для приема круизных теплоходов и туристской инфраструктурой в городе Костроме и п. г. т. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, в том числе для организации "зеленой стоянки" для круизных судов в п. г. т. Красное-на-Волге.
Сельский туризм
96. В последние годы во многих регионах России наблюдается активное развитие сельского туризма как одного из направлений альтернативной занятости сельского населения и развития сельской территории. Сегодня в Костромской области туристы полноценно могут отдохнуть на базах отдыха, в гостевых домах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, предлагающих туристам деревенский образ жизни, знакомство с местной культурой и местными обычаями; живое, непосредственное общение с природой, конные и водные маршруты по живописным уголкам, различные интерактивные программы, сбор ягод и грибов, участие в различных деревенских праздниках, а также охоту и рыбалку.
97. В настоящее время сельский туризм развивается в 17 муниципальных образованиях Костромской области (Антроповском, Буйском, Галичском, Кадыйском, Кологривском, Костромском, Красносельском, Макарьевском, Островском, Парфеньевском, Пыщугском, Солигаличском, Судиславском, Сусанинском, Шарьинском муниципальных районах, муниципальном районе город Нерехта и Нерехтский район, муниципальном районе город Нея и Нейский район), на территории которых функционируют более 50 КСР: базы отдыха, охотничьи базы и дома рыбака, гостевые дома на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
98. Основными ограничениями, сдерживающими развитие сельского туризма на территории региона, являются: слабо развитая туристская инфраструктура на сельских территориях, низкий уровень транспортной доступности, недостаток квалифицированных кадров для организации сельского туризма.
Развитие сельского туризма в отдельных муниципальных образованиях Костромской области сдерживает большая удаленность от областного центра, от основных путей сообщения, в частности от железной дороги.
99. Возможные пути решения:
1) включение мероприятий по развитию сельского туризма в федеральные программы, предполагающие финансирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих или планирующих осуществлять деятельность в сфере сельского туризма;
2) разработка комплекса мер, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма (например, предоставление субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы объектов сельского туризма и т.д.);
3) реализация образовательных программ по подготовке квалифицированных кадров в сфере сельского туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.