Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
администрации
Владимирской области
от 7 июля 2020 г. N 523-р
Основные направления
налоговой политики Владимирской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные направления налоговой политики Владимирской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Законом области от 24 ноября 2000 г. N 82-ОЗ "О бюджетном процессе во Владимирской области".
Результатом реализации налоговой политики должно стать повышение налогового потенциала области за счет роста экономических показателей в части увеличения валового регионального продукта, создания новых высококвалифицированных рабочих мест с высоким уровнем заработной платы.
В случае изменений параметров налоговой системы Российской Федерации основные направления налоговой политики Владимирской области могут быть скорректированы в 2021 году при определении налоговой политики на 2022 и последующие годы.
I. Основные результаты реализации налоговой политики в 2019 году
В 2019 году налоговая политика области способствовала продолжению работы по увеличению налогового потенциала области за счет повышения инвестиционной активности, создания условий справедливой конкурентной среды, сокращения теневого сектора, совершенствования и оптимизации системы налогового администрирования, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы, сохранения всех предоставляемых областным законодательством эффективных налоговых льгот.
В 2019 году обеспечена позитивная динамика основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона (таблица 1).
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития Владимирской области за 2019 год
Показатели |
2018 год |
2019 год |
% роста (снижения) |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
442892,8 |
465382,6 |
105,1 |
Индекс физического объема ВРП, % |
101,5 |
100,8 |
X |
Прибыль прибыльных организаций (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
79223,4 |
81441,6 |
102,8 |
Фонд заработной платы работников (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
152024,8 |
159917,3 |
105,2 |
Индекс потребительских цен, % |
105,2 |
102,2 |
X |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
74310,8 |
90084,5 |
113,1 <*> |
________________
<*> Процент к предыдущему году в сопоставимых ценах.
Положительная динамика отмечается по всем показателям, от которых зависит налоговый потенциал области.
Объем валового регионального продукта области (далее - ВРП) составил 465382,6 млн. рублей. Темп роста объема ВРП составил 100,8% к предыдущему отчетному периоду в сопоставимых ценах.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре прошлого года к декабрю предыдущего года составил 102,2%.
Объем прибыли организаций достиг в 2019 году уровня 81441,6 млн. рублей (102,8% к уровню 2018 года), фонд заработной платы работников - 159917,3 млн. рублей (105,2% к уровню 2018 года).
На развитие экономики в 2019 году было направлено 90084,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал. Прирост объема инвестиций к уровню 2018 года составил 21,2%. Этому способствовала проводимая в области инвестиционная политика. Инвесторам оказывается значительная государственная поддержка. Ставка по налогу на прибыль для инвесторов снижена до 13,5%, для участников региональных инвестиционных проектов - до 10%, для специальных инвестиционных контрактов - до 5%, резидентов территории опережающего социально-экономического развития и резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа - до 0%. Основная задача - создать квалифицированные рабочие места с достойным уровнем заработной платы.
В 2019 году продолжена реализация крупных инвестиционных проектов:
- строительство 2-й очереди дата-центра ООО "Яндекс ДЦ Владимир";
- производственного комплекса по выпуску холоднокатаного металла китайской компанией "Объединенная компания "РусТехнологии Муром" в Муромском районе;
- животноводческого комплекса КРС ООО "Тарбаево";
- 2 очередь строительства производства по выпуску электрической продукции на территории промышленной зоны "Александрова слобода" турецкой компанией "ЕАЕ";
- модернизация существующего производства немецкой компанией "Бау Текс" в г. Гусь-Хрустальный;
- строительство комбината по производству оцинкованной стали китайской компанией "Объединенная компания "РусТехнологии Муром" в Муромском районе;
- комплексное развитие производства авиационных агрегатов в Першинском филиале ОАО НПО "Наука";
- развитие и расширение производственных мощностей кондитерской фабрики ЗАО "Ферреро Руссия";
- организация производства электротехнической продукции ООО "МОСЭЛЕКТРОЩИТ";
- организация производства торфяных субстратов ООО "Апекс Агро";
- производство электросварных труб различного сортамента мощностью 170000 тонн в год ООО "НТС-Лидер";
- строительство дополнительного цеха для расширения производства биологических препаратов АО "Генериум";
- строительство производства сухих компонентов из овощей и фруктов для пищевой промышленности ООО "Пищевые компоненты";
- в строительство завода по производству сборных полимержелезобетонных резервуаров ООО "Завод "БЕТАЛ";
- модернизация текстильного производства ООО "Юрьев-Польская ткацко-отделочная фабрика "Авангард".
В рамках Соглашения с НО "Фонд развития моногородов" продолжена работа по реализации инвестиционных проектов на территории моногорода Камешково и одноименного парка:
- строительство производственного корпуса цеха N 2 "НПО "ВОЯЖ";
- модернизация производства напольных ПВХ покрытий "Ютекс Ру";
- строительство нового птицеводческого комплекса и создание на его базе эффективного производства мяса индейки высокого качества в объеме 11,4 тыс. тонн в год "Власта" (Группа компаний "Владимирский стандарт");
- разработка и организация производства тракторов на колесном шасси на территории парка "КаМЗ".
В 2019 году государственную поддержку при реализации одобренных инвестиционных проектов получили 13 организаций области. Уточненная сумма государственной поддержки в результате предоставления налоговых льгот составила 295,7 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль - 97,8 млн. рублей, по налогу на имущество - 197,9 млн. рублей. Организациями-инвесторами уплачено налогов в 2019 году в федеральный бюджет 825,4 млн. рублей, в консолидированный бюджет области - 818,4 млн. рублей, во внебюджетные фонды - 416 млн. рублей, экспортных и импортных пошлин - 58,5 млн. рублей.
В целом в развитие экономики области в 2019 году вложено 8071,7 млн. рублей - это налоговые льготы, преференции и вычеты, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации являются налоговыми расходами бюджета региона.
Особое внимание в области уделяется поддержке представителям малого и среднего бизнеса.
В прошедшем году на поддержку малого и среднего бизнеса направлено 797,5 млн. рублей. Всего за 2019 год получили поддержку 6300 субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате реализации мероприятий поддержки было создано 1150 новых рабочих мест, открыто 74 новых предприятия.
На реализацию регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" в рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" в 2019 году направлено 24073,8 тыс. рублей. Указанные средства направлены на предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда Владимирской области". Заключены соглашения с 18 предприятиями-участниками проекта о реализации мероприятий по повышению производительности труда, проведено обучение 108 сотрудников инструментам повышения производительности труда на предприятиях-участниках.
Одним из направлений работы по росту доходного потенциала области является реализация мер по повышению эффективности налогового администрирования.
В области принимаются меры по легализации "теневой" заработной платы. Распоряжением администрации области от 28 июля 2016 г. N 378-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению роста собираемости налога на доходы физических лиц на территории области. В целях ее реализации за 2019 год проведена индивидуальная работа с 927 работодателями, имеющими задолженность по налогу на доходы физических лиц. Дополнительно поступило в областной бюджет налога в сумме 64,9 млн. рублей. Заслушано на комиссиях 2830 тысяч работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего показателя по виду экономической деятельности. Сумма дополнительно поступившего налога на доходы физических лиц от легализации "теневой" заработной платы составила 106,5 млн. рублей, что в 1,1 раза больше уровня 2018 года.
В 2019 году продолжена работа по реализации мероприятий, предусмотренных актуализированными "дорожными картами", разработанными межведомственной рабочей группой по повышению собираемости местных налогов.
В 2019 году органами местного самоуправления уточнены сведения в отношении 10,2 тысячи объектов недвижимости и 41,1 тысячи земельных участков, из которых по 17,9 тысячи объектов отсутствуют правообладатели. Регистрация прав в отношении указанных объектов недвижимости осуществлялась в 2019 году. Сумма дополнительно исчисленного земельного налога составила 2,4 млн. рублей, налога на имущество физических лиц - 1,4 млн. рублей.
В муниципальных образованиях проводилась работа по выявлению объектов недвижимости, не поставленных на кадастровый и налоговый учеты, направлялись письма о необходимости регистрации, продлевались сроки разрешений на строительство и реконструкцию. В 2019 году органами местного самоуправления проведено 2204 подворовых обходов. В результате выявлено 2153 объекта, не поставленных на кадастровый и налоговый учеты, из которых в отношении 802 объектов недвижимости зарегистрированы права собственности. В результате проведенных контрольных мероприятий на территориях муниципальных образований налоговыми органами дополнительно начислено земельного налога в сумме 1,4 млн. рублей.
В 2019 году организована работа по выезду 507 "мобильных офисов". В результате работы "мобильных офисов" физическими лицами осуществлена уплата имущественных налогов на сумму 737,5 тыс. рублей. В рамках работы "мобильных офисов" оказаны консультации 182 физическим лицам по вопросам льготирования, исчисления имущественных налогов.
В результате реализации налоговой политики объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области составил в 2019 году 60125,1 млн. рублей (106,2% к 2018 году), из них в областной бюджет поступило 46732,1 млн. рублей (107%) (таблица 2).
Таблица 2
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области за 2019 год
млн. рублей | |||||
Показатели |
Исполнено за 2018 год |
Уточненный план на 2019 год |
Исполнено за 2019 год |
% исполнения факта 2019 года |
|
к уточненному плану на 2019 год |
к 2018 году |
||||
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
56595,6 |
58442,1 |
60125,1 |
102,9 |
106,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
53929,3 |
55639,2 |
57293,9 |
103,0 |
106,2 |
из них: |
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль, доход |
36378,6 |
36930,0 |
38268 |
103,6 |
105,2 |
Акцизы по подакцизным товарам |
4438,3 |
5077,0 |
5471,0 |
107,8 |
123,3 |
Налоги на совокупный доход |
4219,3 |
4492,4 |
4748,7 |
105,7 |
112,5 |
Налоги на имущество |
8334,3 |
8599,0 |
8257,6 |
96,0 |
99,1 |
Неналоговые доходы |
2666,3 |
2802,9 |
2831,2 |
101,0 |
106,2 |
Лидерами по объему уплаченных на территории области налогов являются 10 организаций региона: ООО "Мон'дэлис Русь", ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева", АО "Генериум", ЗАО "Ферреро Руссия", ООО "Торговый дом "Аскона", ОАО "Ковровский электромеханический завод", ООО "Аскона-Век", ООО "Верофарм". На долю всех вышеуказанных организаций приходится 22,1% мобилизованных на территории области доходов.
В 2019 году обеспечено выполнение условий соглашения по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов области, заключенного между администрацией области и Министерством финансов Российской Федерации. План мероприятий по оздоровлению государственных финансов области, направленный на повышение налогового потенциала, выполнен, в том числе за счет увеличения налогооблагаемой базы, улучшения администрирования платежей, поддержки инвесторов и субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения собираемости налогов. Бюджетный эффект от реализации указанного плана в виде прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области составил 3530 млн. рублей.
II. Основные проблемы реализации налоговой политики в 2020 году
Для бюджетной системы области в 2020 году имеются риски, обусловленные сложившейся экономической ситуацией в России в связи с распространением COVID-19 и принятием мер по устранению последствий коронавирусной инфекции.
В 2020 году ожидается значительное уменьшение объема налоговых и неналоговых доходов в связи со снижением показателей прогноза социально-экономического развития области на 2020 год и на 2021 - 2023 годы, утвержденных распоряжениями администрации области от 12 сентября 2019 г. N 754-р "О прогнозе социально-экономического развития Владимирской области на 2020 - 2024 годы".
Уточненные прогнозные данные на 2020 год снижены по отношению к утвержденным распоряжениями администрации области показателям: по объему валового регионального продукта - на 2,3%, прибыли прибыльных организаций - на 5,5%; инвестиций - на 1,7%, фонда оплаты труда работников - на 3,4%. Снижение показателей в 2020 году повлияет на основные параметры прогноза социально-экономического развития области, прогнозируемые на последующие периоды.
Ухудшение финансового положения организаций области подтверждается результатами мониторинга экономической и социальной ситуации в области. У отдельных предприятий области, обратившихся в региональный ситуационный центр, созданный при Управлении Федеральной налоговой службы по Владимирской области, отмечаются:
- снижение доходов от реализации продукции в связи с приостановлением обязательств по контрактам с поставщиками комплектующих изделий из Европы и Китая;
- перебои в поставке импортных комплектующих для производства продукции;
- снижение спроса на рынке из-за перераспределения денежных потоков населения в пользу продовольственных товаров;
- отказы контрагентов, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, от значительной части заказов на продукцию собственного производства, в том числе забронированных ранее, а также отказы партнеров - заказчиков на изготовление продукции из давальческого сырья.
Кроме того, на снижение налоговых доходов окажут влияние принимаемые меры по изменению сроков уплаты платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусматривается для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших, в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, продление на шесть месяцев срока уплаты налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога за 2019 год. Перенесен на шесть месяцев срок уплаты по всем налоговым платежам, за исключением налога на добавленную стоимость, за 1 квартал 2020 года и на четыре месяца - за полугодие (2 квартал) 2020 года. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года перенесены на 30 октября 2020 года, за второй квартал 2020 года - на 30 декабря 2020 года.
Для поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции, предусматриваются на региональном уровне на 2020 год:
- налоговые льготы по налогу на имущество для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые снижают размер арендных платежей или предоставляют отсрочку по платежам наиболее пострадавшим предпринимателям;
- снижение ставок налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, до 2% - для предпринимателей, у которых налогооблагаемой базой являются доходы, до 5% - для предпринимателей, у которых налогооблагаемой базой являются доходы, уменьшенные на величину расходов;
- снижение на 50% размера годового дохода для исчисления налога по патентной системе налогообложения;
- освобождение от уплаты транспортного налога.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" принят Указ Губернатора области от 27 марта 2020 г. N 54 "Об установлении понижающего коэффициента и отсрочки по договорам аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства на период действия режима повышенной готовности", которым на период введения режима повышенной готовности (на период временного приостановления деятельности) субъектам малого и среднего предпринимательства установлен понижающий коэффициент 0,5 к размеру арендной платы за пользование государственным имуществом области (за исключением земельных участков). Также субъектам малого и среднего предпринимательства на срок, равный двукратному сроку режима повышенной готовности, установлена отсрочка арендной платы по договорам аренды государственного имущества области (за исключением земельных участков).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, не будут применяться налоговые санкции за налоговые правонарушения, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" приостановлены меры взыскания налоговыми органами задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, до 30 апреля 2020 года (включительно) в отношении всех налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" введен на 6 месяцев мораторий на возбуждение дел индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в сложных экономических условиях принят Закон области от 9 июня 2020 г. N 48-ОЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Владимирской области и установлении в 2020 году особенностей применения на территории Владимирской области патентной системы налогообложения, упрощенной системы налогообложения, уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций в целях предоставления поддержки отраслям экономики во Владимирской области, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции", предусматривающий:
- налоговые льготы по налогу на имущество организаций для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые снижают размер арендных платежей или предоставляют отсрочку по платежам наиболее пострадавшим предпринимателям;
- снижение ставок налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, до 2% для предпринимателей, у которых налогооблагаемой базой являются доходы, до 5% - для предпринимателей, у которых налогооблагаемой базой являются доходы, уменьшенные на величину расходов;
- снижение на 50% размера годового дохода для исчисления индивидуальными предпринимателями налога по патентной системе налогообложения;
- снижение на 50% суммы транспортного налога организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозкам.
Сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета области составит в 2020 году 556 млн. рублей, в том числе областного бюджета - 484 млн. рублей.
III. Основные направления налоговой политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
В 2021 - 2023 годах будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики, предусмотренных в предыдущие годы.
Налоговая политика Владимирской области в 2021 году и на плановый период до 2023 года ориентирована на мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития доходного потенциала.
Основными направлениями налоговой политики Владимирской области в среднесрочной перспективе являются:
1) совершенствование налогового законодательства области с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации;
2) реализация механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики области;
3) обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов;
4) оказание содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
5) усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
6) повышение эффективности управления государственным имуществом Владимирской области.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета области за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
- роста инвестиционной и инновационной активности путем оказания государственной поддержки инвесторам в целях создания благоприятных условий для расширения ими производства, создания новых рабочих мест с высоким уровнем заработной платы;
- совершенствования применения специальных налоговых режимов для развития малого и среднего предпринимательства;
- выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
- расширения налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
- совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет области;
- проведения оценки социальной и бюджетной эффективности установленных на региональном и местном уровне налоговых расходов;
- совершенствования управления областной и муниципальной собственностью.
Координация работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет области будет осуществляться в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в областной и местные бюджеты и легализации объектов налогообложения.
При формировании основных направлений налоговой политики области учтены изменения в налоговое и бюджетное законодательство, вносимые и планируемые к принятию на региональном уровне.
В целях усиления доходной части бюджетов муниципальных образований Законом области от 10 октября 2005 г. N 139-ОЗ "О межбюджетных отношениях во Владимирской области" переданы из областного бюджета в местные бюджеты дополнительные отчисления от налоговых и неналоговых доходов в 2021 году в сумме 1141206 тыс. рублей (в том числе: транспортный налог с физических лиц - 689076 тыс. рублей, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 400693 тыс. рублей, платежи за негативное воздействие на окружающую среду - 51437 тыс. рублей), в 2022 году - 1175841 тыс. рублей (в том числе: транспортный налог с физических лиц - 701579 тыс. рублей, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 420767 тыс. рублей, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 53495 тыс. рублей), в 2023 году - 1230545 тыс. рублей (в том числе: транспортный налог с физических лиц - 714207 тыс. рублей, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 462844 тыс. рублей, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 53494 тыс. рублей).
На областном уровне сохраняются налоговые льготы:
- для инвесторов - по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в виде установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории инвестиционного проекта и объема инвестиций (Закон области от 12 ноября 2015 г. N 157-ОЗ "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для организаций, являющихся получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности" и Закон области от 12 ноября 2003 года N 110-ОЗ "О налоге на имущество организаций");
- для участников региональных инвестиционных проектов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной ставки налога на прибыль в размере 10% (Закон области от 10 мая 2017 г. N 39-ОЗ "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов");
- для участников специальных инвестиционных контрактов - по налогу на прибыль организаций в виде установления пониженной налоговой ставки в размере 5% (Закон области от 10 мая 2017 г. N 39-ОЗ "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов");
- для резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - по налогу на прибыль организаций в виде 0% в течение пяти налоговых периодов, 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов и по налогу на имущество организаций - полного освобождения в течение 10 лет (Закон области от 12 ноября 2003 года N 110-ОЗ "О налоге на имущество организаций" и Закон области от 4 мая 2018 г. N 48-ОЗ "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Владимирской области");
- для резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа - по налогу на прибыль организаций в виде 0% - в течение семи налоговых периодов, 5% - в период с восьмого по двенадцатый налоговый период включительно, 13,5% - по истечении двенадцати налоговых периодов, а также по транспортному налогу - полного освобождения от уплаты транспортного налога в отношении грузовых автомобилей, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу в течение в течение десяти налоговых периодов (Закон области от 28 ноября 2019 г. N 102-ОЗ "Об установлении для организаций - резидентов особых экономических зон, созданных на территории Владимирской области, пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций" и Закон области от 27 ноября 2002 г. N 119-ОЗ "О транспортном налоге").
В целях социальной поддержки граждан предоставлены льготы по транспортному налогу с физических лиц (Закон области от 27 ноября 2002 г. N 119-ОЗ "О транспортном налоге"):
- родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), имеющим детей-инвалидов;
- мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет;
- военнослужащим войск национальной гвардии;
- ветеранам боевых действий.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации формируется перечень налоговых расходов Владимирской области в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" и постановлением администрации области от 6 сентября 2019 г. N 629 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Владимирской области и оценки налоговых расходов Владимирской области".
Оценка налоговых расходов Владимирской области осуществляется ежегодно в порядке, утвержденном постановлением администрации области от 6 сентября 2019 г. N 629 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Владимирской области и оценки налоговых расходов Владимирской области" с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Результаты указанной оценки учитываются при формировании основных направлений налоговой политики, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Владимирской области. Оценка осуществляется кураторами соответствующих налоговых расходов, определенных распоряжением администрации области от 14 февраля 2020 г. N 101-р "О назначении кураторов налоговых расходов" (таблица 3).
Таблица 3
Органы исполнительной власти Владимирской области - кураторы налоговых расходов Владимирской области
N п/п |
Органы исполнительной власти Владимирской области - кураторы налоговых расходов Владимирской области |
Наименование налогов, по которым предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные нормативными правовыми актами Владимирской области |
Категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Департамент экономического развития Владимирской области |
Налог на прибыль организаций |
- организации, реализующие инвестиционные проекты; - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития; - участники специальных инвестиционных контрактов; - участники региональных инвестиционных проектов |
Налог на имущество организаций |
- организации, реализующие инвестиционные проекты; - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития |
||
2. |
Департамент развития предпринимательства Владимирской области |
Упрощенная система налогообложения |
- индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению; - организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют дифференцированные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения |
3. |
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области |
Налог на имущество организаций |
- организации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения; - организации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью |
Транспортный налог |
- налогоплательщики в отношении транспортных средств, оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива; - сельскохозяйственные товаропроизводители (в отношении грузовых автомобилей, автобусов); |
||
- пенсионеры и инвалиды всех категорий, а также мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт), мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя не более 50 л. с. (36,78 кВт); - пенсионеры и инвалиды всех категорий, а также мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя не более 75 л. с. (55,16 кВт), зарегистрированных до 01.01.2003; - один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Владимирской области от 2 октября 2007 года N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" в отношении легкового автомобиля с мощностью двигателя не более 250 л. с. (183,9 кВт) или автобуса с мощностью двигателя не более 200 л. с. (147,1 кВт); - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним граждане из подразделений особого риска на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - участники Великой Отечественной войны на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученные при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, на одно транспортное средство с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида, проживающий совместно с ребенком-инвалидом, на один легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 150 л. с. (110,33 кВт); - ветераны боевых действий на один легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 110 л. с. (80,91 кВт); - организации, являющиеся резидентами особых экономических зон промышленно-производственного типа, созданных на территории Владимирской области | |||
4. |
Департамент цифрового развития Владимирской области |
Налог на имущество организаций |
- отделения почтовой связи, находящиеся в сельской местности |
В целях оценки налоговых расходов кураторы налоговых расходов формируют перечень показателей для проведения оценки налоговых расходов, осуществляют оценку эффективности налоговых расходов на основании утвержденной ими методики и направляют результаты оценки для обобщения в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области в срок до 25 мая.
Оценка эффективности налоговых расходов включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов;
б) оценку результативности налоговых расходов.
Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
соответствие налоговых расходов целям государственных программ, структурным элементам государственных программ и (или) целям социально-экономического развития Владимирской области, не относящимся к государственным программам Владимирской области;
востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономического развития, не относящихся к государственным программам Владимирской области, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Владимирской области.
По результатам оценки налоговых расходов куратором формулируется вывод о степени их эффективности и целесообразности их сохранения в дальнейшей перспективе.
По результатам оценки налоговых расходов за 2017 год, проведенной в 2019 году, отменена неэффективная налоговая льгота по налогу на прибыль организаций, установленная учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.
По итогам проведенной в 2020 году оценки налоговых расходов за 2018 год признаны неэффективными налоговые расходы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Бюджетная эффективность по налогу составила 302 млн. рублей. Указанная налоговая льгота будет отменена с 1 января 2021 года.
С 1 июля 2020 года на территории Владимирской области введен налог на профессиональный доход. Принятый Закон области от 29 мая 2020 г. N 37-ОЗ "О введении в действие на территории Владимирской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" направлен на предоставление наиболее широкому кругу граждан возможности вести предпринимательскую деятельность в наиболее комфортных условиях, выбрав для этого такую систему налогообложения как специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Востребованность данного режима налогообложения объясняется тем, что он предоставляет "самозанятым" гражданам право легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме (онлайн-регистрация, не требующая личного присутствия; отсутствие отчетности; ведение деятельности без контрольно-кассовой техники; размер налоговой ставки - 4 процента - для физических лиц или 6 процентов - для индивидуальных предпринимателей вместо уплаты налога на доходы физических лиц по ставке 13 процентов). Введение в действие налога на территории области не имеет своей целью получение дополнительных доходов.
В настоящее время в связи с высоким распространением новой коронавирусной инфекции введение указанного специального налогового режима позволит самозанятым воспользоваться всеми мерами государственной поддержки, которая сейчас доступна для малого и среднего бизнеса, а также будет способствовать сокращению роста безработных граждан.
В соответствии со статьями 56, 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступления доходов от налога на профессиональный доход подлежат зачислению по нормативу 63% в областной бюджет, по нормативу 37% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2021 года предполагается установление особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
- жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Для административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений под офисы, а также торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания предусматриваются ограничения по площади. Предлагается перевести на исчисление налога от кадастровой стоимости только объекты, имеющие общую площадь свыше 1000 квадратных метров.
Предусматривается переходный период по установлению налоговых ставок налога на имущество организаций в следующих размерах: в 2021 году - 1,5 процента, в 2022 году - 1,5 процента. Начиная с 2023 года налоговая ставка устанавливается в размере 2 процентов.
В целях стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов с 1 января 2021 года предлагается ввести инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций для:
- организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты;
- организаций-участников национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости";
- организаций, являющихся стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве или концессионных соглашений.
Введенная для этих категорий налогоплательщиков преференция будет способствовать успешной реализации в области национального проекта, а также государственно-частного и муниципально-частного партнерства за счет направления высвободившихся средств на развитие организаций.
Объем налоговых расходов областного бюджета составит в 2021 году 8435 млн. рублей, в 2022 году увеличиться до 8824 млн. рублей, в 2023 году - до 9233 млн. рублей.
IV. Основные параметры налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области и областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основой для расчета налоговых и неналоговых доходов являются основные показатели прогноза социально-экономического развития области на 2021 - 2023 годы.
Показатели прогноза социально-экономического развития области на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годы утверждены распоряжениями администрации области от 12 сентября 2019 г. N 754-р и от 3 октября 2019 г. N 829-р.
Для расчета исходных данных для составления прогноза областного бюджета на 2021 - 2023 годы использовались уточненные показатели прогноза социально-экономического развития области, представленные комитетом экономического развития администрации области (письмо от 14 мая 2020 года N АБХ - 405) (таблица 4).
Таблица 4
Показатели социально-экономического развития Владимирской области на 2021 - 2023 годы
Показатели |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
507987,3 |
538307,9 |
569917,4 |
Индекс физического объема ВРП, % |
101,1 |
101,6 |
101,8 |
Прибыль прибыльных организаций (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
82934,8 |
86252,2 |
89874,8 |
Фонд заработной платы работников (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
167293,5 |
173916,4 |
181240,6 |
Индекс потребительских цен, % |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
81355,8 |
84206,0 |
87240,4 |
Представленные комитетом экономического развития администрации области уточненные прогнозные данные на 2021 год снижены по отношению к утвержденным распоряжением администрации области показателям: по объему ВРП - на 2,2%; прибыли прибыльных организаций - на 5,5%; инвестиций - на 2,1%, фонда заработной платы работников - на 6,7%, на 2022 год эти показатели снижены на 1,6%, 5,5%, 2,4%, и 9,1% соответственно, на 2023 год эти показатели снижены на 1,1%, 5,5%, 2,6%, и 10,7% соответственно.
С учетом уточнения индекс физического объема ВРП прогнозируется на 2021 год - 101,1%, на 2022 год - 101,6%, на 2023 год - 101,8%, его объем составит в 2021 году 507987,3 млн. рублей и увеличится к 2023 году до 569917,4 млн. рублей.
Объем прибыли прибыльных организаций прогнозируется на 2021 год в сумме 82934,8 млн. рублей (103,7% к 2020 году), на 2022 год - 86252,2 млн. рублей (104% к 2021 году), на 2023 год - 89874,8 млн. рублей (104,2% к 2022 году).
Прогнозируемое снижение темпов роста фонда заработной платы в 2021 году с 6,6% до 3% к 2020 году повлияло на его объем, который составит в 2021 году 167293,5 млн. рублей и к 2023 году увеличиться до 181240,6 млн. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал составит в 2021 году 81355,8 млн. рублей (103,4% к 2020 году), в 2022 году - 84206 млн. рублей (103,5% к 2021 году), в 2023 году - 87240,4 млн. рублей (103,6% к 2022 году).
Индекс потребительских цен прогнозируется на 2021 - 2023 годы ежегодно в размере 104%.
Снижение показателей социально-экономического развития области повлияло на объем налоговых и неналоговых доходов, прогнозируемый на 2021 - 2023 годы (таблица 5).
Таблица 5
Прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2021 - 2023 годы
Показатели |
Ожидаемое исполнение 2020 год |
Утвержденный законом области план на 2021 год |
Уточненный прогноз на 2021 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного законом плана |
Утвержденный законом области план на 2022 год |
Уточненный прогноз на 2022 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного законом плана |
2023 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета с учетом доходов дорожного фонда, млн. руб. |
42962,7 |
48493,8 |
43955,1 |
- 4538,7 |
51886,2 |
47195,5 |
- 4690,7 |
49358,4 |
Доходы дорожного фонда, млн. руб. |
5265,4 |
5650,9 |
5560,9 |
- 90,0 |
6796,4 |
6715,0 |
- 81,4 |
6945,9 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета без учета доходов дорожного фонда, млн. руб. |
37697,3 |
42842,9 |
38394,2 |
- 4448,7 |
45089,8 |
40480,5 |
- 4609,3 |
42412,5 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2021 - 2023 годы сформированы главными администраторами доходов в соответствии с общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации".
Поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом доходов дорожного фонда в 2021 году составят 43955,1 млн. рублей (102,3% к оценке 2020 года). Без учета доходов дорожного фонда поступления налоговых и неналоговых доходов составят в 2021 году 38394,2 млн. рублей, или 101,8% к уровню 2020 года.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов на 2021 год сократился на 4538,7 млн. рублей по сравнению с параметрами, утвержденными Законом области от 25 декабря 2019 г. N 136-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
На 2022 год прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов составит 47195,5 млн. рублей (107,4% к 2021 году), на 2023 год - 49358,4 млн. рублей (104,6% к 2022 году).
Налоговые и неналоговые доходы дорожного фонда области в 2021 году составят 5560,9 млн. рублей, или 105,6% к уровню 2020 года, в 2022 году - 6715 млн. рублей (120,8%), в 2023 году - 6945,9 млн. рублей (103,4% к 2022 году).
Параметры налоговых и неналоговых доходов областного бюджета могут быть изменены в случае уточнения показателей социально-экономического развития области и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области оценочно составят в 2021 году 56626,5 млн. рублей (106,2% к 2020 году), в 2022 году - 60492,3 млн. рублей (106,8% к 2021 году), в 2023 году - 63267,3 млн. рублей (104,6% к 2022 году).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.