Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Верхошижемского района
от 29.08.2019 N 429
Муниципальная программа
Верхошижемского района "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" на 2020 - 2022 годы
19 ноября 2020 г.
Паспорт изменен с 20 ноября 2020 г. - Постановление Администрации Верхошижемского муниципального района Кировской области от 19 ноября 2020 г. N 443
Паспорт
муниципальной программы Верхошижемского района "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" на 2020 - 2022 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
отдел экономики администрации Верхошижемского района |
Соисполнители муниципальной программы |
отсутствуют |
Программно-целевые инструменты муниципальной программы |
отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Верхошижемский муниципальный район Кировской области (далее - Верхошижемский район) |
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение условий равной доступности услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства; - повышение престижа, формирование положительного имиджа субъектов предпринимательской деятельности; - оказание имущественной и информационной поддержки субъектам малого бизнеса |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
- число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 чел. населения, единиц; - доля занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к численности занятых в экономике, %; - оборот субъектов малого предпринимательства, млн. рублей; - удельный вес налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет района, % |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2020 - 2022 годы. Муниципальная программа не предусматривает разбивку на этапы. |
Объемы ассигнований муниципальной программы |
Объем финансирования 9,5 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет -0,00 тыс. рублей областной бюджет -0,00 тыс. рублей бюджет района - 9,5 тыс. рублей внебюджетные источники - 0,00 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 чел. населения до 298 единиц; - увеличение доли занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к численности занятых в экономике до 36,3%; - увеличение оборота субъектов малого предпринимательства до 1343,4 млн. рублей; - увеличение удельного веса налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет района до 44,9% |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Малый и средний бизнес является важным сектором экономики района и составляет основной резерв повышения социально-экономического потенциала и уровня занятости населения. Особую роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, нерентабельные для крупного производства, способствует развитию потребительского рынка;
малое и среднее предпринимательство создает значительное количество рабочих мест;
предпринимательство содействует экономическому и социальному развитию небольших населенных пунктов;
развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В Верхошижемском районе действует 229 субъектов малого предпринимательства, у которых занято 1282 человека. Из них, 44 - малые предприятия, занято - 513 человек. Хозяйственную деятельность осуществляют 185 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, с численностью наёмных рабочих 584 человек.
Доля занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к численности занятых в экономике составляет 44,5%. Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек составляет 269,4 единиц.
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составила в 2018 году 11891 рубль; зарплата лиц, занятых трудом по найму у индивидуальных предпринимателей - 11218 рублей.
В районе один субъект среднего предпринимательства - это стабильно работающее сельскохозяйственное предприятие ЗАО "Агрофирама Среднеивкино", на котором трудится 235 человек.
Крестьянские (фермерские) хозяйства в качестве юридических лиц не зарегистрированы.
Наибольший удельный вес в малых предприятиях (в количественном значении) занимает розничная торговля - 45%, 23% занимает сельское хозяйство, 14% - обработка древесины.
В индивидуальной предпринимательской деятельности так же основной сферой является розничная торговля - 26%, транспортировка занимает 24%, сельское и лесное хозяйство - 12%, обработка древесины - 11%, прочие виды деятельности - 19%.
У субъектов малого и среднего предпринимательства функционирует 32 цеха по переработке древесины. Благодаря активному развитию этого бизнеса 84,5% заготовленной древесины перерабатывается на территории муниципалитета. О значительном улучшении торгового обслуживания населения района свидетельствует постоянный рост товарооборота, расширение торговых площадей. Предпринимателями оказываются транспортные, бытовые услуги, услуги автосервиса, тепло и водоснабжения.
Оборот субъектов малого предпринимательства оценивается в 1213,8 млн. рублей, что составляет 54% общего оборота предприятий и организаций района, оборот субъекта среднего предпринимательства - около 500 млн. рублей.
Успешное развитие предпринимательства невозможно без его поддержки со стороны органов власти различных уровней. Все направления развития и поддержки субъектов предпринимательства должны строиться на основе полномочий органов местного самоуправления, определённых действующим законодательством. В районе на постоянной основе проводится работа по созданию условий для поддержки деятельности предпринимательства:
- организация и проведение с бизнес-сообществом района семинаров, обучающих программ, встреч, видеоконференций;
- проведение аукционов для субъектов малого предпринимательства на право пользоваться муниципальным имуществом: сдается в аренду 1103 квадратных метров на сумму 270,1 тысяч рублей в год;
- оказание содействия в участии субъектов малого предпринимательства района в межрайонных и региональных ярмарках, выставках, конкурсах, фестивалях;
- содействие предпринимателям и гражданам, желающим открыть собственное дело, в направлении на обучающие курсы ("Начинающий предприниматель", курсы повышения квалификации);
- в целях информирования граждан о возможности открытия собственного дела (производства), в районе ежегодно проводится работа с выпускниками школ. Силами службы занятости проводятся "Дни выпускника", где старшеклассников знакомят с миром профессий, с учебными заведениями области, методом тестирования помогают определить способности и наклонности учащихся, выявляют у человека задатки предпринимательства.
Определяющую роль в решении проблем социально-экономического развития Верхошижемского района играют инвестиции. Привлечение инвестиций в экономику района является одной из наиболее важных задач, стоящих перед муниципальным образованием, решение которой возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики.
Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом развития предпринимательства, что обеспечивает создание рабочих мест, рост объёмов производства и финансовых средств, поступающих в бюджет муниципального образования в виде налоговых и неналоговых платежей.
Инвестиции в основной капитал субъектов малого предпринимательства за 2018 год составили 42,5 млн. рублей. Среднее предприятие инвестировало в основные средства и строительство жилья 167,3 млн. рублей. Таким образом, доля вложений субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 78% от всех инвестиций района. Основным источником инвестиций на протяжении последних лет являются собственные средства предприятий.
Фактором, существенно ограничивающим возможности участия органов местного самоуправления в программах поддержки предпринимательского сектора, является недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов бюджета муниципального образования.
Выходом из этой ситуации могло бы стать объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципального образования и бизнеса в рамках муниципально - частного партнерства.
Оценка деятельности малого и среднего предпринимательства в Верхошижемском районе позволяет определить следующие основные проблемы:
сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов, связанная с высокой стоимостью кредитных ресурсов, отсутствием у предпринимателей достаточного ликвидного обеспечения, неразвитостью инструментов самофинансирования бизнеса;
низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность части предпринимателей также негативно сказывается на развитии предпринимательства в целом;
низкий уровень деловой культуры и этики ведения бизнеса у большей части предпринимательского сообщества. Стремление в условиях экономического кризиса к сокращению издержек, в том числе за счет снижения размера заработной платы, перевода ее в "тень", приводящие к негативному отношению со стороны населения к предпринимательству;
недостаточный уровень конкурентоспособности продукции, производимой субъектами предпринимательской деятельности. Большинство предпринимателей продолжают "жить" сегодняшним днем вместо того, чтобы осуществлять серьезную технологическую модернизацию бизнеса, диверсификацию, внедрение новых стандартов производства и продвижения продукции на новые рынки;
отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности.
Формирование благоприятной среды для развития предпринимательского сектора на муниципальном уровне требует программного подхода, постоянного диалога между бизнесом и властью, благоприятного отношения общества к предпринимательской деятельности и координации действий всех заинтересованных сторон в развитии малого бизнеса.
2. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы.
Поддержка малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики муниципального образования Верхошижемский муниципальный район.
Принимая во внимание, что развитие предпринимательства непосредственно связано с решением приоритетных задач социально-экономического развития района, а также то, что субъекты предпринимательской деятельности функционируют во всех отраслях экономики, целесообразно стимулировать его развитие на основе программно-целевого метода.
Муниципальная программа обеспечивает реализацию мероприятий, позволяет скоординировать действия заинтересованных сторон, сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях решения проблем и согласовать необходимые мероприятия по целям, задачам, срокам и ресурсам.
К документам, формирующим правовую основу Программы, а также определяющим основные механизмы ее реализации, относятся:
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Закон Кировской области от 27.12.2007 N 219-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области";
Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 N 185/741 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие предпринимательства и внешних связей" на 2013 - 2021 годы".
2.2. Цели муниципальной программы.
Приоритеты муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства выражаются в основной цели муниципальной программы - создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Верхошижемский муниципальный район Кировской области.
2.3. Задачи муниципальной программы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение условий равной доступности услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышение престижа, формирование положительного имиджа субъектов предпринимательской деятельности;
оказание имущественной и информационной поддержки субъектам малого бизнеса;
2.4. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы.
Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы будут являться:
- число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 чел. населения;
- доля занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к численности занятых в экономике;
- оборот субъектов малого предпринимательства;
- удельный вес налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет района.
Данные целевые показатели являются расчетными.
Показатель "Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 чел. населения" рассчитывается по формуле:
, где:
- число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 населения (единиц);
- количество субъектов малого предпринимательства (единиц);
- среднегодовую численность населения района (человек).
Показатель "Доля занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к численности занятых в экономике" рассчитывается по формуле:
, где:
- доля занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к численности занятых в экономике (%);
- численность занятых в сфере малого предпринимательства (человек);
- среднегодовая численность работников, занятых в экономике (человек).
Показатель "Оборот субъектов малого предпринимательства" рассчитывается по формуле:
, где:
- оборот субъектов малого предпринимательства (млн. рублей);
- оборот малых и микро предприятий за отчетный период (млн. рублей);
- оборот индивидуальных предпринимателей за отчетный период (млн. рублей).
Показатель "Удельный вес налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет района" рассчитывается по формуле:
, где:
- удельный вес налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет района (%);
- поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет района за отчетный период (тыс. рублей);
- налоговые поступления от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет района за отчётный период (тыс. рублей).
Значения целевых показателей муниципальной программы по годам ее реализации представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Пункт 2.5 изменен с 20 ноября 2020 г. - Постановление Администрации Верхошижемского муниципального района Кировской области от 19 ноября 2020 г. N 443
2.5. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы.
В результате реализации муниципальной программы планируется достичь:
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 чел. населения до 298 единиц;
- увеличение доли занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к численности занятых в экономике до 36,3%;
- увеличение оборота субъектов малого предпринимательства до 1343,4 млн. рублей;
- увеличение удельного веса налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет района до 44,9%.
2.6. Сроки реализации муниципальной программы.
Реализация муниципальной программы рассчитана на 2020 - 2022 годы без подразделения на этапы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Достижение целей и решение задач муниципальной программы осуществляется путем скоординированного исполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
В рамках выполнения задачи "Обеспечение условий равной доступности услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства" планируется:
проведение семинаров, деловых встреч, "круглых столов" по проблемам малого и среднего предпринимательства;
участие в областных и межрегиональных семинарах, совещаниях, форумах, "круглых столах", конференциях, тренингах, лекциях, стажировках и других мероприятиях по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства;
организация деятельности Совета предпринимателей Верхошижемского района.
В рамках выполнения задачи "Повышение престижа, формирование положительного имиджа субъектов предпринимательской деятельности" планируются следующие мероприятия:
подготовка и публикация в районной газете "Верховья Шижмы", на официальном сайте Верхошижемского района информации по вопросам поддержки и развития предпринимательства;
оказание содействия предпринимателям для участия в районном и областном конкурсе "Предприниматель года";
оказание содействия субъектам малого предпринимательства района в участии в межрайонных и региональных ярмарках, выставках, конкурсах, фестивалях.
В рамках выполнения задачи "Оказание имущественной и информационной поддержки субъектам малого бизнеса" планируется следующее:
проведение аукционов между субъектами малого и среднего предпринимательства на право пользоваться муниципальным имуществом;
создание и ведение специализированных разделов для субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте района.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В настоящее время сформирована и утверждена нормативная правовая база, необходимая для реализации муниципальной программы. В дальнейшем разработка и утверждение дополнительных нормативных правовых актов будет обусловлена изменениями законодательства Российской Федерации, Кировской области и муниципальных правовых актов.
Субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечиваются равным доступом к получению муниципальной поддержки.
Предоставление муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации мероприятий Программы осуществляется при подтверждении ими своего
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.