Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Прокофьева В.В.,
судей Белеванцевой О.А. и Кориновской О.Л.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
при ведении протокола помощником судьи Панфиловой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-1055/2019
по административному исковому заявлению Поторочина Николая Викторовича к Администрации муниципального образования "Зареченское сельское поселение", Главе Администрации муниципального образования "Зареченское сельское поселение" Михаленко Владимиру Вячеславовичу о признании незаконными постановлений Главы муниципального образования "Зареченское сельское поселение"
по апелляционной жалобе административного истца
на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 29 ноября 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Администрации муниципального образования "Зареченское сельское поселение" Кугача А.В. и заключение прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Васильевой М.А., судебная коллегия установила:
Поторочин Н.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском о признании незаконными ряда постановлений Главы муниципального образования "Зареченское сельское поселение" по вопросам платы за жилое помещение и коммунальные услуги. После уточнения своих требований административный истец просил признать недействительными с момента принятия постановления данного должностного лица (органа местного самоуправления) от 27 декабря 2013 N 286 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" на 2014 год", от 30 декабря 2014 N 355 "О размерах платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" на 2015 год", от 31 декабря 2015 года N 368 "О размерах платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" на 2016 год", от 26 февраля 2016 года N 56 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" на 2016 год", от 30 декабря 2016 года N 527 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" на 2017 год", от 30 июня 2017 года N 177 "О размерах платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" с 1 июля 2017 года" и от 28 июня 2018 года N 180 "О внесении изменений в Постановление главы муниципального образования "Зареченское сельское поселение" от 30 июня 2017 года N 177 "О размерах платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" с 1 июля 2017 года" в части, касающейся жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская область, Камышловский район, деревня Ожгиха, улица Приозерная, д. 24 кв. N.
В обоснование исковых требований Поторочин Н.В. указал, что является нанимателем упомянутого выше жилого помещения, занимаемого им по договору социального найма. Управление многоквартирным домом, в котором оно расположено, осуществляет ООО "Обслуживающая районная компания". С данной управляющей организацией у него имеются разногласия относительно размера взимаемой платы за содержание жилого помещения, начисляемой на основании оспариваемых им муниципальных нормативных актов, в связи с чем образовалась задолженность, взысканная с него по вступившему в законную силу решению мирового судьи судебного участка N 3 Камышловского судебного района Свердловской области от 23 марта 2018 года. Между тем, по мнению административного истца, установление оспариваемыми нормативными актами платы за содержание жилого помещения для нанимателей в таком же размере, что и для собственников, в соответствии с принятыми ими решениями, неправомерно, поскольку наниматели не могут повлиять на их принятие либо оспорить их. Кроме того, оспариваемые постановления оформлены с нарушением требований государственного стандарта и типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, что также исключает возможность их применения для начисления платы ООО "Обслуживающая районная компания" за жилое помещение.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 29 ноября 2019 года в удовлетворении иска Поторочина Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе он просит об отмене указанного судебного акта, настаивая на своих прежних доводах и полагая, что они безосновательно не были приняты во внимание судом.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, в направленном в судебную коллегию письменном заявлении просил о рассмотрении своей апелляционной жалобы в его отсутствие.
Глава Администрации муниципального образования "Зареченское сельское поселение" Михаленко В.В., также извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился и о мнении по делу не сообщил.
Представитель Администрации муниципального образования "Зареченское сельское поселение" Кугач А.В. ходатайствовал о прекращении производства по делу в части требований административного истца об оспаривании нормативных актов, утративших силу и (или) прекративших действие, в остальной части выразил согласие с принятым судом решением об отказе в иске.
Прокурор Васильева М.А. в своем заключении по делу полагала обжалуемое судебное решение подлежащим отмене с частичным прекращением в отношении утративших силу и прекративших действие нормативных актов и удовлетворении требований административного истца о признании недействующим приложения N 2 к Постановлению от 30 июня 2017 года N 177 (в редакции от 28 июня 2018 года) в части установления платы за жилое помещение в отношении многоквартирного дома N 24 по улице Приозерной в деревне Ожгиха.
Изучив материалы дела, обсудив указанные доводы и проверив обжалуемое решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права, неправильным истолкованием и применением им норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, а также недоказанностью установленных обстоятельств.
Как видно из содержания обжалуемого судебного решения и подтверждается материалами дела, оспариваемые Поторочиным Н.В. постановления Главы муниципального образования "Зареченское сельское поселение" от 27 декабря 2013 N 286, от 30 декабря 2014 N 355, от 31 декабря 2015 года N 368, от 26 февраля 2016 года N 56 и от 30 декабря 2016 года N 527 на момент подачи административного искового заявления (17 июня 2019 года) утратили свою юридическую силу в связи с их отменой самим указанным должностным лицом (органом местного самоуправления) либо прекратили свое действие в связи с истечением периода, на который были приняты. Следовательно, с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 194, ч. 6 ст. 208, ч. 1 ст. 210, ч. 11 ст. 213, п. 1 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и разъяснений п.п.19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" оснований для их судебной проверки не имелось. Поэтому обжалуемое решение суда в указанной части в соответствии с правилами п. 4 ст. 309 КАС РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу.
В отношении Постановления от 30 июня 2017 года N 177, действующего в настоящее время в редакции Постановления от 28 июня 2018 года N 180, судебная коллегия исходит из того, что оно оспаривается административным истцом исключительно в части, касающейся установления платы за содержание его жилого помещения. Данное требование соотносится с содержанием столбца 8 приложения N 2 к указанному нормативному акту.
При этом судом первой инстанции были проверены полномочия принявшего данный нормативный акт должностного лица (органа местного самоуправления), соблюдение им установленной формы и порядка его принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования, и вступления в силу. Каких-либо существенных нарушений закона по перечисленным вопросам в ходе судебного разбирательства, в том числе при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не выявлено.
Вместе с тем, проверяя нормативное содержание оспариваемого муниципального правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, регулирующим спорное правоотношение и регламентирующим вопросы платы за жилое помещение, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о соответствии им оспариваемого Постановления от 30 июня 2017 года N 177.
Согласно положениям п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Ее размер для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в силу правил ч. 3 ст. 156 ЖК РФ на территории Свердловской области устанавливается органами местного самоуправления.
Такая плата должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Приведенные выше нормативные положения об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений. Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 522-О-О.
Таким образом, органы местного самоуправления при определении размера платы за содержание жилого помещения обязаны учитывать требования приведенных норм, обосновывая устанавливаемый размер указанной платы в зависимости от типа, технического оснащения и состояния многоквартирных домов, степени их физического износа и других критериев, то есть установленные размеры платы должны быть экономически обоснованными.
Обязанность доказывания этого обстоятельства по смыслу правил п. 3 ч. 8, ч. 9 ст. 213 КАС РФ возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а представляемые им доказательства должны позволить суду проверить их достоверность, и экономическую обоснованность установленных размеров платы.
В данном случае представитель Администрации муниципального образования "Зареченское сельское поселение" ссылался на то, что оспариваемое Поторочиным Н.В. Постановление от 30 июня 2017 года N 177 было принято с учетом размеров платы за содержание жилых помещений в многоквартирных домах, определенных решениями общих собраний собственников помещений в таких домах. Однако доказательств этому не представлено. Более того, в заседании суда апелляционной инстанции он признал, что такие доказательства в распоряжении административных ответчиков отсутствуют.
Имеющееся в материалах гражданского дела N 2-265/2018 (по иску ООО "Обслуживающая районная компания" к Поторочину Н.В. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг), представленного вместе с административным делом, решение общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме по адресу: деревня Ожгиха, улица Приозерная, 24, от 24 ноября 2015 года об утверждении тарифов по содержанию и текущему ремонту общего имущества данного многоквартирного дома, распространяется только на 2016 год, и им был установлен иной размер платы, отличающийся от указанного в оспариваемом Постановлении.
Какого-либо другого подтверждения экономической обоснованности установленных в столбце 8 приложения N 2 к Постановлению от 30 июня 2017 года N 177 размеров платы за содержание жилого помещения административными ответчиками также не представлено.
При таких обстоятельствах указанные размеры платы являются произвольными и непроверяемыми.
Поэтому, принимая во внимание правила ч. 2 ст. 215 КАС РФ, судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении заявленного Поторочиным Н.В. административного иска в полном объеме.
Поскольку указанный выше муниципальный нормативный акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу (п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 4 ст. 215, ч. 1 ст. 216 КАС РФ, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 29 ноября 2019 года отменить.
Прекратить производство по делу в части требований Поторочина Николая Викторовича о признании недействующими постановлений Главы муниципального образования "Зареченское сельское поселение" "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования Зареченское сельское поселение" от 27 декабря 2013 года N 286, от 30 декабря 2014 года N 355, от 31 декабря 2015 года N 368, от 26 февраля 2016 года N 56, от 30 декабря 2016 года N 527.
Принять по делу в остальной части новое решение - об удовлетворении административного иска.
Признать недействующим со дня вынесения данного апелляционного определения приложение N 2 к Постановлению Главы муниципального образования "Зареченское сельское поселение" от 30 июня 2017 года N 177 "О размерах платы за жилое помещение для населения на территории муниципального образования "Зареченское сельское поселение" с 1 июля 2017 года" (в редакции Постановления от 28 июня 2018 года N 180) в части, относящейся к многоквартирному дому N 24 по улице Приозерной в деревне Ожгиха (столбец 8).
Обязать Администрацию муниципального образования "Зареченское сельское поселение" опубликовать сообщение о принятии данного судебного акта в официальном источнике опубликования соответствующих муниципальных правовых актов в течении одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: |
Прокофьев В.В. |
Судьи: |
Белеванцева О.А. |
|
Кориновская О.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 2 июня 2020 г. N 33а-3222/2020 "Об отмене Решения Камышловского районного суда Свердловской области от 29.11.2019 и признании частично недействующим приложения N 2 к Постановлению Главы МО "Зареченское сельское поселение" от 30.06.2017 N 177"
Текст определения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)