Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
N 1373/р от 30.06.2020 г.
Порядок взаимодействия ОАО "РЖД" и страховой компании при реализации добровольного страхования грузов через АС ЭТРАН*(1)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) определяет последовательность взаимодействия страховой компании и ОАО "РЖД" с целью организации работы по добровольному транспортному страхованию грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, и ведения расчетов в рамках агентского договора с помощью АС ЭТРАН.
1.2. Термины и сокращения:
АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов.
Договор страхования - договор добровольного транспортного страхования грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, заключаемый между клиентом (страхователем) и страховой компанией (страховщиком).
Документы - комплект страховой документации, состоящий из Правил страхования, условий страхования и шаблона страхового полиса.
ЕЛС - единый лицевой счет клиента ОАО "РЖД".
Заготовка накладной - состояние документа "Накладная" в АС ЭТРАН от создания до подписания со стороны клиента.
ИС страховщика - информационная система страховщика, обеспечивающая расчет страховой премии и оформление полисов.
Клиент (страхователь) - пользователь услуг железнодорожного транспорта (грузоотправитель или плательщик по перевозочному документу).
Печатная форма полиса - страховой полис в формате .pdf с факсимиле печати и подписи страховщика, сформированный ИС страховщика.
Полис - страховой полис, документ, подтверждающий факт заключения между страхователем и страховщиком договора страхования.
Предъявление накладной - подписание с использованием электронной подписи заготовки накладной в АС ЭТРАН клиентом и ее направление на подписание в ОАО "РЖД" (автоматически).
Страховщик - страховая компания (структурные подразделения и филиалы страховой компании).
ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД".
"В пути" - статус, присваиваемый документу "накладная", когда документы на перевозку полностью оформлены, груз, подлежащий страхованию, погружен в вагон/контейнер, вагон/контейнер принят приемосдатчиком и готов к отправке.
"Раскредитован в системе" - статус, присваиваемый документу "Накладная" после проведения операции раскредитования.
1.3. Документом, подтверждающим факт заключения между страхователем и страховщиком договора транспортного страхования грузов, является полис.
1.4. Перечень информации для обмена между страховщиком и ЦФТО в рамках исполнения настоящего Порядка (между АС ЭТРАН и ИС страховщика) определен в Перечне передаваемой информации при реализации добровольного страхования грузов через АС ЭТРАН (приложение N 1 к настоящему Порядку).
1.5. Полис формируется техническими средствами ИС страховщика на основе указанных клиентом данных и не является бланком строгой отчетности.
1.6. Взаимодействие АС ЭТРАН и ИС страховщика, описанное в настоящем Порядке, является результатом организации взаимодействия ОАО "РЖД" и страховщика, направленного на реализацию полисов страховщика, с использованием АС ЭТРАН.
1.7. Оформленный полис, Правила страхования и/или иные документы, предоставленные страховщиком в ЦФТО для ознакомления клиентов, доступны клиенту в личном кабинете АС ЭТРАН.
1.8. Страховщик обеспечивает предоставление в ЦФТО Правил страхования и иных документов, необходимых для ознакомления клиентом при организации страхования грузов (далее - документы), для загрузки в АС ЭТРАН, а также уведомляет ЦФТО о вносимых изменениях и направляет изменения документов не позднее чем за 10 дней до даты их вступления в силу.
1.9. Оформление полисов доступно клиентам ОАО "РЖД", использующим электронный документооборот с ОАО "РЖД" и предъявляющим заготовку накладной на перевозку груза, подлежащего страхованию, в электронном виде через АС ЭТРАН.
1.10. Параметры перевозок грузов, по которым клиенту предлагается страхование, а также максимальное и минимальное значение страховой суммы, при которой страховщик обеспечивает страхование, определяется страховщиком. Страховщик обеспечивает письменное информирование ЦФТО об изменениях данных параметров (кодов груза ЕТСНГ, вид сообщения и др.) не позднее чем за 10 дней до вступления изменений в силу.
2. Порядок оформления полиса
2.1. После предъявления накладной и до приема груза к перевозке (перевода накладной в состояние "В пути"), в случае если накладная соответствует параметрам, определенным страховщиком, в том числе отвечает требованиям уникальности номера накладной и соответствует принципу "один вид груза - одна накладная - один полис" (с возможностью редактирования данных параметров по запросу со стороны страховщика), клиент имеет возможность оформить полис страховщика.
2.2. Информационное сообщение в АС ЭТРАН с информацией о возможности оформить полис, рассчитать страховую премию и ознакомиться с документами, доступно клиенту автоматически после предъявления накладной (при переходе накладной в состояние "Погружено"), а также при нажатии кнопки "Застраховать груз" в документе "Накладная".
2.3. Если клиент заинтересован предложением, он указывает в специальном поле информационного окна размер страховой суммы для расчета страховой премии.
2.4. В случае если размер страховой суммы соответствует установленным страховщиком лимитам (проверка производится на стороне АС ЭТРАН при вводе), клиенту становится доступна кнопка "Рассчитать" в информационном окне. После ее нажатия клиентом АС ЭТРАН передает в ИС страховщика*(2) параметры накладной и страховую сумму.
В случае если размер страховой суммы не соответствует установленным страховщиком лимитам, расчет страховой премии не доступен клиенту. Клиент имеет возможность изменить введенный размер страховой суммы.
2.5. В случае если параметры накладной не позволяют рассчитать страховую премию средствами онлайн-страхования, АС ЭТРАН не дает клиенту возможность рассчитать страховую премию по накладной. Оформление перевозочных документов происходит без учета страхования.
2.6. В случае если страховщиком выявляются несоответствия параметров накладной условиям взятия на страхование, ИС страховщика направляет в АС ЭТРАН интеграционное сообщение с указанием ошибки. АС ЭТРАН разрешает продолжить оформление перевозочных документов без учета страхования.
2.7. В случае если параметры накладной позволяют рассчитать страховую премию средствами онлайн-страхования, ИС страховщика на основании полученных данных осуществляет расчет страховой премии и передает ответ в АС ЭТРАН. АС ЭТРАН выдает данные на экран для ознакомления клиента.
2.8. Нормативный срок предоставления информации от ИС страховщика составляет 30 секунд с момента направления запроса.
2.9. В случае если в течение 30 секунд с момента передачи в ИС страховщика данных для расчета страховой премии в АС ЭТРАН не поступила информация, клиенту выдается информация о невозможности расчета страховой премии в настоящее время и осуществляется дальнейшее оформление перевозочного документа. Повторный расчет доступен клиенту до приема груза к перевозке.
2.10. При несогласии клиента с размером страховой премии он может изменить введенный размер страховой суммы (при этом АС ЭТРАН проводит проверку соответствия размера указанной страховой суммы установленным со стороны страховщика лимитам) и направить повторный запрос на расчет страховой премии.
2.11. После ознакомления клиента с документами и размером страховой премии ему предлагается оформить полис или отказаться от страхования. Оформление полиса без предшествующего ему расчета с использованием ИС страховщика невозможно на стороне АС ЭТРАН.
2.12. В случае согласия клиента на оформление полиса он подтверждает свое согласие на списание денежных средств в размере определенной страховщиком страховой премии с ЕЛС АС ЭТРАН и ознакомление с документами путем проставления отметок*(3) в информационном окне АС ЭТРАН (соглашается на страхование). После этого, в случае наличия денежных средств на ЕЛС, АС ЭТРАН направляет запрос в ИС страховщика на оформление полиса.
Стороны полиса подтверждают свое согласие с тем, что факт оплаты представителю страховщика страховой премии по заключаемому полису - с одной стороны, и подписание полиса страховщиком с использованием факсимильного отображения подписи уполномоченного представителя страховщика и печати страховщика - с другой стороны, является надлежащим подписанием полиса.
2.13. Если на ЕЛС недостаточно денежных средств для оплаты полиса, АС ЭТРАН выдает сообщение о недостаточности денежных средств и предложение пополнить ЕЛС, при этом запрос на оформление в ИС страховщика не направляется, но у клиента имеется возможность застраховать поданной заявке повторно после пополнения ЕЛС (до приема груза к перевозке).
2.14. Печатная форма полиса с факсимиле печати и подписи страховщика (в соответствии с Правилами страхования, утвержденными страховщиком и размещенными на официальном сайте страховщика и в АС ЭТРАН) формируется в ИС страховщика и автоматически передается в АС ЭТРАН в формате .pdf до момента оформления ОАО "РЖД" накладной (перевод в АС ЭТРАН документа в состояние "В пути").
2.15. Печатная форма полиса и действующие на момент заключения версии документов сохраняются в АС ЭТРАН*(4) и доступны клиенту для ознакомления и печати.
2.16. В случае если от ИС страховщика в АС ЭТРАН не поступил оформленный полис до момента оформления ОАО "РЖД" накладной (перевод в АС ЭТРАН документа в состояние "В пути"), заявка на страхование переводится АС ЭТРАН в состояние "Страхование не выполнено".
2.17. После согласия клиента на страхование сумма страховой премии в соответствии с суммой, указанной в полисе (переданной из ИС страховщика в АС ЭТРАН при расчете), резервируется на ЕЛС клиента до приема груза к перевозке (перевода в АС ЭТРАН перевозочного документа в состояние "В пути").
2.18. После оформления ОАО "РЖД" накладной (перевод в АС ЭТРАН документа в состояние "В пути"), при наличии переданного от ИС страховщика полиса, сумма страховой премии списывается с ЕЛС клиента.
2.19. С момента оформления полиса ИС страховщика и до момента перевода в АС ЭТРАН перевозочного документа в состояние "В пути" ИС страховщика запрашивает статус накладной в системе АС ЭТРАН. После получения ответа от АС ЭТРАН с информацией о переводе перевозочного документа в состояние "В пути", ИС страховщика фиксирует дату начала срока страхования и отражает информацию в учетной системе страховщика.
3. Срок действия договора и период страхования
3.1. Срок действия договора страхования начинается с даты оформления полиса и действует 90 дней.
Груз считается застрахованным в течение всей перевозки по указанному в электронной накладной маршруту.
3.2. Период страхования:
3.2.1. При перевозках грузов в вагонах:
Страховыми являются случаи, произошедшие в течение срока действия полиса с момента перевода документа в состояние "В пути" и до момента перевода документа в статус "Раскредитован в системе" в пункте назначения в соответствии с электронной транспортной накладной, но не позднее даты окончания полиса. По факту перевода документа в статус "Раскредитован в системе" АС ЭТРАН направляет в ИС страховщика информацию о смене статуса документа, ИС страховщика отражает соответствующую информацию в учетных системах страховщика.
3.2.2. При перевозках грузов в контейнерах:
Страховыми являются случаи, произошедшие в течение срока действия полиса страхования с момента принятия груза в контейнере перевозчиком (перевода документа в состояние "В пути") и до момента перевода документа в статус "Раскредитован в системе" на станции назначения, указанной в электронной транспортной накладной, включая погрузку груза на перевозочное средство и временное хранение в пункте отправления сроком не более 5 дней, но не позднее даты окончания полиса. По факту перевода документа в статус "Раскредитован в системе" АС ЭТРАН направляет в ИС страховщика информацию о смене статуса документа, ИС страховщика отражает соответствующую информацию в учетных системах страховщика.
4. Досрочное прекращение и признание полисов несостоявшимися
ЦФТО и страховщик договорились, что в условиях страхования/полисе и интерфейсе информационных систем будут учтены следующие положения:
4.1. Клиент вправе отказаться от полиса транспортного страхования грузов в любое время до приема груза к перевозке (перевода в АС ЭТРАН перевозочного документа в состояние "В пути" и списания денежных средств за страхование в ЕЛС).
4.1.1. При отказе клиента от грузоперевозки, оформленной с использованием системы АС ЭТРАН, до даты приема и времени груза к перевозке (перевода в АС ЭТРАН перевозочного документа в состояние "В пути"/списания денежных средств за страхование в ЕЛС) полис считается несостоявшимся, денежные средства, зарезервированные на ЕЛС клиента, разблокируются в полном объеме. АС ЭТРАН направляет в ИС страховщика информацию об отказе клиента от страхования.
Отказ от полиса транспортного страхования грузов до даты и времени приема груза к перевозке (перевода в АС ЭТРАН перевозочного документа в состояние "В пути"/списания денежных средств за страхование в ЕЛС), без отказа от перевозки должен быть осуществлен при использовании клиентом системы АС ЭТРАН самостоятельно. Самостоятельное расторжение полиса осуществляется клиентом через АС ЭТРАН путем выполнения операции "Отказаться от страхования". При этом денежные средства, зарезервированные на ЕЛС клиента, разблокируются в полном объеме, АС ЭТРАН направляет в ИС страховщика информацию об отказе клиента от страхования. У клиента сохраняется возможность оформить страховой полис в АС ЭТРАН до приема груза к перевозке (перевода документа в состояние "В пути").
4.2. В случае отказа клиента от полиса страхования после начала перевозки (перевода в АС ЭТРАН перевозочного документа в состояние "В пути") страхователю необходимо лично обратиться в офис страховщика с заявлением о расторжении полиса. В таком случае уплаченная страховая премия в соответствии со ст. 958 ГК РФ возврату не подлежит. АС ЭТРАН отправляет страхователю уведомление о необходимости обратиться лично в офис страховщика.
5. Порядок взаимодействия при изменении электронной накладной
5.1. При изменении параметров электронной накладной осуществляются следующие действия:
5.1.1. Если изменения параметров накладной произведено до приема груза к перевозке (перевода накладной в состояние "В пути" в АС ЭТРАН):
- клиенту в АС ЭТРАН отображается информация о расторжении полиса и возможности заключения нового полиса;
- АС ЭТРАН передает информацию в ИС страховщика об отказе от страхования;
- в соответствии с запросом от АС ЭТРАН об отказе от страхования полис расторгается страховщиком автоматически;
- денежная премия возвращается в полном объеме путем разблокировки денежных средств на ЕЛС клиента.
5.1.2. Изменение параметров накладной (после перевода накладной в состояние "В пути") не предусматривается за исключением случаев переадресовки или обнаружения технических и/или коммерческих неисправностей в пути следования.
5.2. В случае переадресовки в пути следования (без оформления нового перевозочного документа) АС ЭТРАН передает данную информацию для учета ИС страховщика. В таких случаях полис расторжению не подлежит. Получение информации от АС ЭТРАН в ИС страховщика считается достаточным условием для выполнения страхователем своих обязанностей согласно Правилам страхования грузов. При этом печатная форма полиса изменениям не подлежит.
5.3. В случае переадресовки на станции назначения (с оформлением нового перевозочного документа) АС ЭТРАН передает данную информацию для учета в ИС страховщика. В таких случаях полис расторжению не подлежит. Получение информации от АС ЭТРАН в ИС страховщика считается достаточным условием для выполнения страхователем своих обязанностей согласно правилам страхования грузов. При этом печатная форма полиса изменениям не подлежит, а в случае наступления страхового случая клиент предъявляет ИС страховщика обе накладные (указанную в полисе - до переадресовки груза и новую накладную, оформленную по факту переадресовки, с указанием в ней отметки с номером первоначальной накладной).
5.4. В случае обнаружения технических и/или коммерческих неисправностей в пути следования, требующих отцепки вагона/вагонов от групповой отправки с последующей досылкой по досылочной ведомости, АС ЭТРАН передает данную информацию для учета ИС страховщика, полис расторжению не подлежит. Получение информации от АС ЭТРАН в ИС страховщика считается достаточным условием для выполнения страхователем своих обязанностей согласно Правилам страхования грузов. При этом печатная форма полиса изменениям не подлежит.
5.5. В любых других случаях, за исключением случаев, указанных в пунктах 5.1-5.4., изменения параметров накладной полис подлежит расторжению, при этом:
- до перевода накладной в состояние "В пути" АС ЭТРАН передает информацию в ИС страховщика об отказе от страхования, полис расторгается страховщиком автоматически, денежная премия возвращается в полном объеме путем разблокировки денежных средств на ЕЛС клиента
- после перевода накладной в состояние "В пути" АС ЭТРАН информирует клиента о необходимости расторжения полиса путем обращения в офис страховщика, денежные средства клиенту не возвращаются.
Под параметрами накладной в данном случае понимать перечень показателей, представленных в пункте N 1 приложения N 1 к Порядку.
6. Запрос дубликатов полисов страхования
Страховой полис оформляется в ИС страховщика, направляется в АС ЭТРАН и сохраняется в электронном виде в формате .pdf с факсимиле представителя страховщика. При желании или при наступлении страхового случая клиент распечатывает полис и документы на принтере на обычной бумаге формата А4.
7. Порядок сверки и организации расчетов
Списание денежных средств с ЕЛС клиента в соответствии с суммой страховой премии, указанной в полисе (переданной от ИС страховщика в АС ЭТРАН при расчете страховой премии), происходит при переводе в АС ЭТРАН перевозочного документа в состояние "В пути".
Ежемесячно ОАО "РЖД" составляет отчет страхового агента и направляет его страховщику. В отчет включаются все оформленные полисы, по которым списание денежных средств с ЕЛС клиента было осуществлено в отчетном месяце.
Сроки и порядок расчетов определяется в агентском договоре между ОАО "РЖД" и страховщиком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.