Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 938508-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 938508-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 апреля 2020 года.
Статья 36 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" предусматривает взимание консульскими должностными лицами консульских сборов, а также сборов в счет возмещения фактических расходов (далее - сборов) за совершение консульских действий. При этом ставки сборов рассчитываются, исходя из ставки консульского сбора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 889, и корректирующего коэффициента, установленного для государства пребывания на основании единой методики расчета ставок сборов в счет возмещения фактических расходов, утвержденной приказом Министерством иностранных дел Российской Федерации от 17 декабря 2018 г. N 24320.
Вместе с тем условия возврата сборов лицам, обратившихся за совершением консульских действий (заявителям), статьей 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" не предусмотрены.
В целях совершенствования законодательства в данной области Правительством Российской Федерации подготовлен законопроект, в соответствии с которым предлагается дополнить статью 36 новыми частями 8-16, предусматривающими порядок возврата заявителям излишне либо ошибочно уплаченных сборов.
Законопроектом, в частности, предусматривается, что уплата сборов осуществляется до подачи документов на совершение консульского действия (ч. 8 ст. 1 законопроекта); полный возврат сборов осуществляется в случае отказа заявителя от консульского действия, а также отказа консульским должностным лицом в совершении нотариального действия или отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за ее пределами (ч. 10 ст. 1 законопроекта); в случае уплаты сборов в более крупном размере, чем это предусмотрено действующими ставками, они подлежат частичному возврату (ч. 9 ст. 1 законопроекта). В то же время не подлежат возврату суммы сборов, уплаченные за государственную регистрацию актов гражданского состояния (заключение, расторжение брака, перемена имени), а также за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, если впоследствии эти действия не были произведены (ч. 16 ст. 1 законопроекта).
В соответствии с законопроектом заявление о возврате уплаченной суммы сборов может быть подано плательщиком сборов главе российского дипломатического представительства или консульского учреждения по месту совершения консульского действия в течение трех лет со дня уплаты указанных сборов (чч. 11, 14 ст. 1 законопроекта). При этом возврат уплаченной суммы сборов производится российским дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (ч. 15 ст. 1 законопроекта).
По мнению Комитета по международным делам, законопроект направлен на обеспечение эффективной защиты прав и интересов заявителей, обращающихся за совершением консульских действий в российские дипломатические представительства или консульские учреждения.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту его принятие и реализация не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" потребует внесения изменений в приказ МИД России от 15 декабря 2017 г. N 24325 "Об осуществлении МИД России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета..." (срок разработки - в течение трех месяцев с момента принятия упомянутого Федерального закона).
Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Рекомендации, отраженные в заключении Правового управления на указанный законопроект, по мнению Комитета, могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 938508-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.