Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Анализ исполнения доходной части бюджета
14. Формирование доходной базы бюджета должно основываться на принципе достоверности бюджета (статья 37 Бюджетного кодекса РФ), который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов бюджета, в связи с чем, анализ исполнения доходной базы бюджета должен осуществляться по следующим направлениям:
- анализ исполнения прогноза социально-экономического развития Большеуковского муниципального района в проверяемом периоде;
- анализ исполнения доходов бюджета;
- постановка бухгалтерского учета доходов и обеспечение достоверности отчетных данных об исполнении доходной части бюджета.
15. Основные вопросы, позволяющие оценить доходный потенциал Большеуковского муниципального района:
15.1. Оценка состояния муниципальной экономики проводится на основании данных органов государственной статистики, с учетом отраслевой структуры по основным экономическим показателям предыдущего и рассматриваемого периода.
Сравнение итоговых сумм всех собранных на территории Большеуковского муниципального района налоговых и неналоговых доходов за предыдущий и рассматриваемый период покажет, как изменился (уменьшился или увеличился) налоговый потенциал территории в целом.
15.2. Оценка поступлений в доходную часть бюджета по основным доходным источникам (налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).
При проведении анализа используются данные отчета об исполнении бюджета по доходам, которые систематизируется в виде таблицы N 1, где отражается уровень исполнения доходной части бюджета в разрезе доходных источников и их структура за анализируемый и предшествующий период.
Анализ исполнения бюджета за финансовый год по доходам
Наименование доходов |
Предшествующий финансовый год. факт. тыс. руб. |
Анализируемый финансовый год, план, тыс. руб. |
Анализируемый финансовый год, исполнение, тыс. руб. |
Исполнено в % к факту предшествующего финансового года |
Исполнено в % к плану анализируемого финансового года |
Структура, в % |
|
Предшествующий финансовый год |
Анализируемый финансовый год |
На основании данных таблицы оценивается:
- полнота выполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета, их динамика и структура. Указываются причины отклонений;
- полнота выполнения неналоговых платежей, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе отражения в бюджете доходов, полученных бюджетными учреждениями от внебюджетной деятельности;
- структура собственных доходов бюджета, сложившаяся в проверяемом периоде и по сравнению с предыдущим периодом, причины ее изменений.
При проверке неналоговых доходов необходимо оценить уровень (процент) использования ресурсной базы неналоговых доходов (прежде всего объектов недвижимости, земли, обоснованность арендных ставок, коммерческой деятельности предприятий и учреждений).
К неналоговым доходам бюджета, согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ, относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- иные неналоговые доходы.
15.3. Оценка объема и структуры выпадающих доходов.
Необходимо ознакомится с перечнем организаций, которым были предоставлены льготы или изменены сроки уплаты налоговых и неналоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет, при этом оценивается обоснованность и законность предоставленных налоговых льгот (наличие соответствующих Решений), их объем и целесообразность. Для этого используются полученные сведения о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и других обязательных платежей в части, зачисляемой в доходную часть бюджета, а также информация о предоставлении льгот по арендной плате за землю и о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом.
15.4. Определение объема поступивших межбюджетных трансфертов в бюджет Большеуковского муниципального района.
На основании отчетных данных по доходным источникам и расходным обязательствам бюджета, устанавливается объем поступлений и направления межбюджетных трансфертов в том числе: субсидий, субвенций и средств, предоставляемых бюджету из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
15.5. Оценка сведений об объеме муниципального долга бюджета.
На основании отчета об исполнении бюджета проверяются виды долговых обязательств, Большеуковского муниципального района их соответствие статье 100 Бюджетного кодекса РФ, в том числе по:
- ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
- бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредитам, полученным Большеуковским муниципальным районом от кредитных организаций;
- гарантиям Большеуковского муниципального района (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах.
Указывается предельный объем муниципального долга, проверяется его соответствие требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса РФ. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Проверяется выполнение обязательств по возврату и обслуживанию долговых обязательств на момент проверки. Устанавливаются причины невыполнения обязательств по своевременному погашению и обслуживанию кредитов.
Анализируется рост (сокращение) муниципального долга и указываются причины.
15.6. Предоставление бюджетных кредитов.
Устанавливается порядок, условия предоставления использования и возврата бюджетных кредитов, срок их возврата (статьи 93.2 и 93.3 Бюджетного кодекса РФ), наличие заключенных договоров по их предоставлению. Устанавливается, погашен ли бюджетный кредит, предоставленный из областного бюджета муниципальному образованию. В случае непогашения бюджетного кредита в установленные сроки указывается остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, а также причины несвоевременного исполнения договорных обязательств.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
15.5. Определение объема поступивших межбюджетных трансфертов в бюджет Большеуковского муниципального района.
На основании отчетных данных по доходным источникам и расходным обязательствам бюджета, устанавливается объем поступлений и направления межбюджетных трансфертов в том числе: субсидий, субвенций и средств, предоставляемых бюджету из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
15.6. Оценка сведений об объеме муниципального долга бюджета.
На основании отчета об исполнении бюджета проверяются виды долговых обязательств Большеуковского муниципального района, их соответствие статье 100 Бюджетного кодекса РФ, в том числе по:
- ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
- бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредитам, полученным Большеуковским муниципальным районом от кредитных организаций;
- гарантиям Большеуковского муниципального района (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах.
Указывается предельный объем муниципального долга, проверяется его соответствие требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса РФ. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Проверяется выполнение обязательств по возврату и обслуживанию долговых обязательств на момент проверки. Устанавливаются причины невыполнения обязательств по своевременному погашению и обслуживанию кредитов.
Анализируется рост (сокращение) муниципального долга и указываются причины.
15.7. Предоставление бюджетных кредитов.
Устанавливается порядок, условия предоставления использования и возврата бюджетных кредитов, срок их возврата (статьи 93.2 и 93.3 Бюджетного кодекса РФ), наличие заключенных договоров по их предоставлению. Устанавливается, погашен ли бюджетный кредит, предоставленный из областного бюджета муниципальному образованию. В случае непогашения бюджетного кредита в установленные сроки указывается остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, а также причины несвоевременного исполнения договорных обязательств.
15.7. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
Устанавливаются источники финансирования дефицита бюджета (статья 96 Бюджетного кодекса РФ), а также соответствие размера дефицита бюджета установленным ограничениям (пункт 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ).
При этом необходимо отразить плановый и фактический размер дефицита бюджета. При необходимости указываются причины увеличения дефицита бюджета.
Размер дефицита бюджета должен утверждаться Решением Совета Большеуковского муниципального района о бюджете на соответствующий финансовый год, и его предельные значения должны соответствовать пункту 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ (дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).
Указывается сумма остатков средств на едином бюджетном счете и бюджетных счетах учреждений, их учет в источниках финансирования дефицита бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.