Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Перечень
изъятий из национального режима:
I. Инвестиции предприятий, контролируемых иностранными лицами
- Общие исключения:
1. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законодательством только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Филиал иностранного юридического лица может создаваться только в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация.
3. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Гражданским Кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., а также Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
- Осуществление сделок, влекущих приобретение контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства:
1. Иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения подлежат предварительному согласованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Осуществление иными иностранными инвесторами сделок, влекущих приобретение ими контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
4. Иностранные инвесторы или группа лиц обязаны представлять в уполномоченный орган информацию о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. В случае, если установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, осуществлено в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании его акционеров (участников) вследствие приобретения таким хозяйственным обществом, перехода к нему или выкупа им собственных акций (долей, составляющих его уставный капитал), распределения принадлежащих такому хозяйственному обществу долей среди его участников, конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции и по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, иностранный инвестор или группа лиц обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над таким хозяйственным обществом.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
- Режим допуска к сведениям, составляющим государственную тайну:
Допуск иностранных граждан к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.
- Закрытые административно-территориальные образования:
1. На территории закрытого административно-территориального образования не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций.
2. К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются только граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.
3. Создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
В соответствии со Статьей 1 указанного Федерального закона закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (преобразовании), реорганизации закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации.
- Операции с землей:
1. Иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
2. Иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;
3. Иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность только за плату.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, а также Федеральным Законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с Земельным кодексом перечень земельных участков, находящихся на приграничных территориях, устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации).
- Деятельность по экспорту газа:
Исключительное право на экспорт газа предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ "Об экспорте газа".
- Сектор финансовых услуг:
1. Совокупный размер участия иностранного капитала в совокупном банковском капитале Российской Федерации является предметом квотирования. Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, при достижении установленной квоты. Банк России также имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации;
2. Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.
3. Российское законодательство не предусматривает возможности создания филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации.
4. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями, дочерних кредитных организаций иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации.
5. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.
6. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.
7. Банк России имеет право устанавливать в порядке, установленном федеральным законом, дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Положением Банка России от 23 апреля 1997 года N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями".
- Сектор страховых услуг:
1. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации обязательное, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций;
2. В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25 процентов, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов;
3. Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ;
4. Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, вправе осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, при условии, если иностранный инвестор не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации;
5. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения органа страхового надзора. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации;
6. Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны основного местопребывания на участие в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения;
7. Российское законодательство не предусматривает возможности создания филиалов иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
- Сектор адвокатских услуг:
Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, должны регистрироваться в специальном реестре. Без такой регистрации осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
- Участие в капитале собственников систем газоснабжения:
При купле-продаже акций собственников региональных систем газоснабжения и собственников газораспределительных систем, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственников указанных акций, доля иностранных граждан или иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего количества обыкновенных акций собственников указанных систем.
Суммарная доля обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
- Деятельность по добыче алмазов
1. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и организациям, созданным без участия (прямого или косвенного) иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов на территории Российской Федерации.
2. Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими специальные разрешения (лицензии), а аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов".
- Нотариальная деятельность:
Иностранные лица не могут назначаться на должность нотариуса и заниматься нотариальной деятельностью в Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I.
- Деятельность частных детективов и частных охранников:
Иностранные лица не могут быть частными детективами и частными охранниками в Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
- Деятельность лоцманов:
Морскими лоцманами могут быть только граждане Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ.
- Плавание под флагом Российской Федерации:
1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:
- граждан Российской Федерации;
- юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
- муниципальных образований.
2. На основании решения федерального органа исполнительной власти право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) в случае, если:
- фрахтователь судна по бербоут-чартеру является гражданином Российской Федерации; юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации; Российской Федерацией; субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
- собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
- залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства собственника судна, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
- законодательство государства собственника судна не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
- право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ.
- Деятельность по перевозке и буксировке в сообщении между морскими портами Российской Федерации:
1. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
2. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2000 г. N 404 "О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в российском международном реестре судов".
- Осуществлением международных автомобильных перевозок:
1. Запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию РФ, между пунктами, расположенными на территории РФ.
2. Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями, выдаваемыми, если иное не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 89 "Об утверждении правил выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам".
- Осуществление деятельности на континентальном шельфе:
1. В интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики РФ на основании представления заинтересованных федеральных органов исполнительной власти могут вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков, а также проведение конкурсов (аукционов) с участием только российских физических или юридических лиц.
2. Иностранные пользователи участков шельфа должны осуществлять региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов только в присутствии должностных лиц органов охраны континентального шельфа и под их контролем; обеспечивать бесплатный проезд этих лиц к месту проведения работ и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на их содержание, размещение и полное обеспечение наравне с собственным командным (руководящим) составом.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
- Осуществление промысла на морском шельфе:
Иностранные суда, ведущие промысел в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов, обязаны:
- представлять федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
- ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при проведении промысла;
- осуществлять промысел только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем; обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту проведения промысла и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом;
- представлять федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
- Создание искусственных сооружений на континентальном шельфе:
1. Иностранные заявители направляют запросы на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе по дипломатическим каналам.
2. Помимо общих требований к заявителям, иностранные заявители, обязаны обеспечивать присутствие на искусственных островах, установках и сооружениях представителей Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, выдавших разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений, включая размещение и полное обеспечение наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать доступ указанным представителям во все помещения, на все объекты искусственных островов, установок и сооружений. Иностранные заявители, получившие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, могут начинать работы по их созданию и эксплуатации только в присутствии и под контролем указанных представителей.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
- Проведение морских научных исследований:
Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы, за исключением тех, которые касаются сведений, имеющих непосредственное отношение к изучению, поиску, разведке и разработке неживых ресурсов или изучению, разведке и промыслу водных биоресурсов. Такие сведения могут быть опубликованы лишь с согласия Правительства Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
- Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе:
Иностранные государства, их физические и юридические лица могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
- Осуществление промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации:
1. Иностранные суда, ведущие промысел водных биоресурсов в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов или заходящие в исключительную экономическую зону для приемки выловленных (добытых) водных биоресурсов с других судов, также обязаны:
- представлять в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла водных биоресурсов или для приемки выловленных (добытых) водных биоресурсов с других судов и о выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
- ежедневно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности о местонахождении судна при промысле водных биоресурсов или при приемке выловленных (добытых) водных биоресурсов с других судов;
- осуществлять промысел водных биоресурсов в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и под контролем указанного лица;
- обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла водных биоресурсов и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом;
- представлять в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла водных биоресурсов.
2. Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в исследованиях водных биоресурсов, проводимых иностранными заявителями.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
- Кадастровая деятельность:
Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Такой аттестат выдается только лицу, имеющему гражданство Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
- Пользование животным миром:
Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации:
- ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории;
- собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".
- Сектор авиации:
1. Участие иностранного капитала в авиационной организации, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается при условии, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем двадцать пять процентов уставного капитала авиационной организации, или по решению Президента Российской Федерации. Руководителем и входящими в органы управления такой организации лицами могут быть только граждане Российской Федерации, если иное не определено решением Президента Российской Федерации;
2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает 49 процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа;
3. При осуществлении в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) выполнении авиационных работ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить соответствующие лицензии.
4. Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации.
5. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права:
- принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями уполномоченного органа в области гражданской авиации;
- принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области авиационной техники".
Согласно Кодексу под авиационным предприятием понимается юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
- Средства массовой информации:
1. Гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации, не может быть учредителем (соучредителем) средства массовой информации;
2. Иностранное юридическое лицо, а также российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм;
3. Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а также российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации;
4. Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, не допускается.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
- Деятельность таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных брокеров, владельцев таможенных складов и владельцев свободных складов.
Таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, таможенными брокерами, владельцами таможенных складов и владельцами свободных складов могут быть лишь российские юридические лица.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г.
- Соглашения о разделе продукции:
1. Условиями аукциона на заключение Соглашения о разделе продукции должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.
2. Соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:
- предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;
- привлечению работников - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций;
- приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 процентов общей стоимости приобретенных (в том числе по договорам аренды, лизинга и по иным основаниям) в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией. При этом оборудование, технические средства и материалы считаются российского происхождения при условии, что они изготовлены российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации на территории Российской Федерации из узлов, деталей, конструкций и комплектующих, не менее чем на 50 процентов в стоимостном выражении произведенных на территории Российской Федерации российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации.
3. Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70 процентов технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения. Данное положение не распространяется на использование объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
При этом Федеральный закон предусматривает, что указанные ограничения, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации, в случае присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами Всемирной торговой организации и соглашением о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
- Деятельность по проведению лотерей:
Организатором и оператором лотереи, наряду с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, могут быть созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие место нахождения в Российской Федерации юридические лица.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".
- Деятельность в отношении участков недр:
1. Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в конкурсах или аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.
2. Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Законом РСФСР от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
- Деятельность по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов:
Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Законом РСФСР от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
- Деятельность в области использования ядерной энергии:
Ядерные материалы и ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
Обращение с ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, собственности иностранных государств, российских юридических лиц, иностранных юридических лиц, и эксплуатацию ядерных установок и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, собственности российских юридических лиц, осуществляют российские организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
- Деятельность некоммерческих неправительственных организаций:
Иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть отказано во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве, если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации или создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации.
Иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть отказано во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве, если ранее внесенные в реестр филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из реестра в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
По этим же основаниям может быть также отказано в государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.
В состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:
иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих неправительственных организациях".
II. Меры государственной поддержки
1. Государственные гарантии для реализации инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития Российской Федерации могут предоставляться только российским инвесторам.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470.
2. Бюджетные средства (бюджетные кредиты) для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива выделяются только тем предприятиям и организациям лесной промышленности, которые не являются предприятиями с иностранными инвестициями.
Комментарий:
Данное ограничение предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. N 552 "Об утверждении Положения о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе предприятиям и организациям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива и Положения о финансировании на возвратной и платной основе расходов предприятий и организаций легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения".
III. Налоговые обязательства
Ограничений нет.
IV. Государственные закупки
1. Национальный режим применяется к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.
2. В случае, если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, не установлен национальный режим, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
3. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
4. Приобретение товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства не допускается, за исключением случаев, когда производство соответствующих товаров, выполнение работ, оказание услуг в Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Комментарий:
Данные ограничения предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 N 369 "Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства".
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
<< Приложение 2. Перечень текущих невидимых операций |
||
Содержание Начальный меморандум о позиции Российской Федерации в отношении актов организации экономического сотрудничества и развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.