Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части размера обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения контракта для иногородних субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 4 статьи 3" имеется в виду "пунктом 4 части 1 статьи 3"
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Установление в документации о закупке, извещении, проекте контракта места выполнения работы, поставки товара, оказания услуги не ограничивает участников закупок, осуществляющих деятельность на территории иных субъектов Российской Федерации, в возможности принять участие в закупке, предусматривающей необходимость выполнения работы, оказание услуги заказчику на территории определенного субъекта Российской Федерации для удовлетворения соответствующей потребности заказчика, в том числе возникшей и (или) подлежащей удовлетворению на определенной территории.
Кроме того, Законом N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок на основании его фактического или юридического местоположения, происхождения или регистрации.
Согласно части 1 статьи 44 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн рублей.
Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 6 статьи 44 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ и условия банковской гарантии (часть 3 статьи 44 Закона N 44-ФЗ).
Частью 16 статьи 44 Закона N 44-ФЗ установлено, что размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:
1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;
2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.
Отмечаем, что механизм предоставления обеспечения заявки участником закупки направлен, в том числе на отсеивание недобросовестных участников закупок, у которых отсутствует действительное намерение стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрен возврат участнику закупки средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
Так, в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона N 44-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона N 44-ФЗ в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из установленных частью 8 статьи 44 Закона N 44-ФЗ случаев.
Вместе с тем в случае уклонения или отказа победителя закупки заключить контракт возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется.
Данная мера реализуется в целях повышения эффективности осуществления закупок и направлена на защиту государственного (муниципального) заказчика от возможных недобросовестных действий со стороны участника закупки.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Установление заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта позволяет снизить риски возникновения убытков, связанных с ненадлежащим исполнением или неисполнением контракта, нарушением предусмотренных контрактом сроков, особенно по крупным инвестиционным контрактам, контрактам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, наступлением гарантийного случая, а также в случае банкротства поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обязанность предоставления обеспечения исполнения контракта, является мерой, направленной на защиту государственного или муниципального заказчика от возможных недобросовестных действий со стороны участника закупки, с которым заключается контракт, и реализуемой в целях повышения эффективности осуществления закупок.
Вместе с тем отмечаем, что с 1 июля 2019 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривающие возможность победителю закупки не предоставлять обеспечение исполнения контракта.
Так, согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Также отмечаем, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в том числе внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, в соответствии с которыми заказчикам предоставляется право до 31 декабря 2020 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, при закупках у СМП за исключением случаев, если предусмотрена выплата аванса (часть 64 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Закон N 44-ФЗ содержит комплекс мер, обеспечивающих баланс интересов как заказчиков, так и участников закупок, в том числе, СМП и при этом направленных на повышение эффективности закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности, прозрачности закупок, развитие конкуренции путем обеспечения равного доступа участников к закупкам, что, в свою очередь, способствует эффективному расходованию средств, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин ответил на вопросы об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта для иногородних субъектов МСП:
- 44-ФЗ не ограничивает участников, работающих на территории иных регионов, в возможности принять участие в закупке;
- требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением учреждений;
- с 1 июля 2019 г. победитель закупки может не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если представит информацию о выполнении 3 контрактов в течение 3 лет без штрафных санкций;
- заказчики до конца 2020 г. вправе не требовать обеспечение исполнения контракта у субъектов МСП, за исключением случаев, когда предусмотрен аванс.
Письмо Минфина России от 17 июня 2020 г. N 24-03-08/52224 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был