Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Стратегии
1. Анализ социально-экономической ситуации в северных и арктических территориях Красноярского края
1.1. Демография
Демографическая ситуация в северных и арктических территориях Красноярского края за последние годы остается стабильной. Численность населения в городах краевого подчинения увеличивается, но это компенсируется уменьшением в муниципальных районах. Валовая численность населения на этой территории продолжает снижаться медленными темпами (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика численности населения в северных и арктических территориях Красноярского края, чел.
Наибольшие темпы снижения численности населения отмечаются в Енисейском, Мотыгинском и Туруханском районах, где она уменьшилась более, чем на 10% за восемь лет. Из всех рассматриваемых административно-территориальных единиц (АТЕ) только в г.Норильске наблюдается увеличение численности населения за период с 2011 по 2018 гг.
Сравнение динамики численности населения в районах и городах, являющихся частью Арктической зоны Российской Федерации и остальных северных и арктических территорий Красноярского представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика численности населения в северных и арктических территориях Красноярского края, чел.
За выделенный отрезок времени не произошло значительных изменений численности населения, но в северных и арктических территориях Красноярского края ее снижение происходит ежегодно. В последние четыре года наблюдается тенденция к повышению численность населения в краевом секторе Арктической зоны Российской Федерации (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район и Туруханский район).
Несмотря на уменьшение численности населения, в северных и арктических территориях Красноярского края, как и в Красноярском крае, и в Сибирском федеральном округе, и в Российской Федерации есть тенденция к увеличению доли людей старше трудоспособного возраста (рисунок 3).
Рисунок 3 - Изменение доли людей старше трудоспособного возраста, %
Значения показателя в северных и арктических территориях Красноярского края остаются на существенно более низком уровне по сравнению с региональными, окружными и общероссийскими. Тем не менее, они растут с опережающими темпами не только в относительном отношении, но и в абсолютном. Рост наблюдается во всех без исключения административно-территориальных единицах.
Наименьшей доля людей старше трудоспособного возраста остается в г.Норильске (9,6%; данные за 2018 г.) и в территориях с особым статусом - Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах (15,4% и 17% соответственно). Однако в большинстве городов и муниципальных районов эти значения превышают 20%. Максимум наблюдается в Енисейском (27%) и Мотыгинском (24,8%) районах, а также в г.Лесосибирске (24,7%) и г.Енисейске (24%), что заметно выше региональных показателей.
По уровню коэффициента естественного прироста (разница между числом родившихся и умерших, на 1000 человек) (далее - КЕП) лидерами являются те же административно-территориальные единицы, у которых отмечалась наименьшая доля людей старше трудоспособного возраста (таблица 1).
Таблица 1. Коэффициент естественного прироста в северных и арктических территориях Красноярского края
АТЕ |
КЕП в среднем за 2012-2017, _ |
г.Норильск |
+9,0 |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
+5,9 |
Эвенкийский муниципальный район |
+4,7 |
Северо-Енисейский район |
+2,1 |
Кежемский район |
+1,2 |
г.Лесосибирск |
+0,5 |
Мотыгинский район |
+0,3 |
Енисейский район |
+0,2 |
г.Енисейск |
+0,2 |
Туруханский район |
-0,1 |
Богучанский район |
-0,8 |
Красноярский край |
+1,4 |
Сибирский федеральный округ |
+1,0 |
РФ |
0,0 |
Примечание: Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.
В большинстве административно-территориальных единицах наблюдается меньший естественный прирост по сравнению с региональными и окружными значениями, зато выше, чем в среднем по стране. В г.Норильске максимальная доля людей в репродуктивном возрасте, поэтому для него характерна относительно высокая рождаемость и низкая смертность. В тех городах и районах, где доля людей старше репродуктивного возраста выше, наблюдается более низкая рождаемость и высокая смертность.
В таблице 2 приведены данные о коэффициенте миграционного прироста (далее - КМП) (разница между числом прибывших и выбывших, на 1000 человек) в исследуемых административно-территориальных единицах.
Таблица 2. Коэффициент миграционного прироста в северных и арктических территориях Красноярского края
АТЕ |
КМП в среднем за 2011-2017, _ |
Северо-Енисейский район |
-1,3 |
г.Лесосибирск |
-4,6 |
г.Норильск |
-5,3 |
Богучанский район |
-6,3 |
г.Енисейск |
-7,0 |
Кежемский район |
-8,8 |
Эвенкийский муниципальный район |
-14,2 |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
-16,8 |
Туруханский район |
-21,3 |
Мотыгинский район |
-21,6 |
Енисейский район |
-24,2 |
Красноярский край |
+1,1 |
Сибирский федеральный округ |
-0,6 |
Примечание: Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.
Для всех северных и арктических территорий Красноярского края характерна механическая убыль населения в среднем за период 2011-2017 гг., значения ниже региональных и окружных. Максимальный отток населения зафиксирован в муниципальных районах, которые не относятся к Арктической зоне Российской Федерации (Мотыгинский и Енисейский районы). Меньше других теряют население города (г.Норильск, г.Лесосибирск, г.Енисейск), которые за счет дополнительных рабочих мест могут притягивать людей из муниципальных районов. При этом положительная тенденция (сокращение механической убыли населения) наблюдается только в г.Лесосибирске и г.Норильске. Значительная механическая убыль населения компенсирует сравнительно небольшой естественный прирост, поэтому для северных и арктических территорий Красноярского края характерна депопуляция, особенно в муниципальных районах. Их в основном покидают люди в трудоспособном возрасте, соответственно растет доля пожилых людей в структуре населения.
1.2. Жилой фонд
Для городов и муниципальных районов северных и арктических территорий Красноярского края характерно увеличение совокупной площади жилых помещений (рисунок 4).
Рисунок 4 - Изменение общей площади жилых помещений в северных и арктических территориях Красноярского края, тыс.м2.
Больше половины всего жилого фонда рассматриваемых административно-территориальных единиц приходится на города краевого подчинения (г.Норильск, г.Енисейск, г.Лесосибирск). В муниципальных районах почти не наблюдается роста площади жилого фонда.
Несмотря на увеличение обеспеченности населения жилыми помещениями в северных и арктических территориях Красноярского края, темпы роста отстают от краевых, окружных и государственных (рисунок 5).
Рисунок 5 - Динамика обеспеченности жильем в северных и арктических территориях Красноярского края, м2/чел.
Минимальные значения обеспеченности населения жилыми помещениями наблюдаются в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (19,5 м2/чел.; 2017) и Северо-Енисейском районе (20,6 м2/чел.), максимальные - в Туруханском (28 м2/чел.) и Мотыгинском (25,6 м2/чел.) районах, а также в г.Енисейск (29,1 м2/чел.).
В северных и арктических территориях Красноярского края наблюдается улучшение ключевых показателей развития жилого фонда, если рассматривать ее целиком. Тем не менее, рост объемов жилищного строительства существенно ниже в муниципальных районах по сравнению с городами, и увеличение обеспеченности жильем в них происходит, в том числе из-за миграционного оттока населения.
1.3. Образование
Красноярский край в целом является отстающим субъектом Российской Федерации касательно охвата детей дошкольный образованием. По этому показателю Красноярский край в 2017 году находился на 62 месте в Российской Федерации, а Сибирский федеральный округ - на 6. Однако северные и арктические территории Красноярского края характеризуются высокими значениями показателя за последние годы (рисунок 6).
Рисунок 6 - Динамика охвата детей возраста 1-6 лет дошкольным образованием, %.
При этом, заметная дифференциация значений данного показателя наблюдается внутри самих северных и арктических территориях Красноярского края. Минимальные значения характерны для Мотыгинского района (53,4% в 2017 г.), а максимальные - в Эвенкийском муниципальном районе (78,3%) и Туруханском районе (75,2%).
По динамике количества общеобразовательных организаций в северных и арктических территориях Красноярского края в последние годы наблюдается снижение (рисунок 7).
Рисунок 7 - Динамика количества общеобразовательных организаций в северных и арктических территориях Красноярского края, шт.
Такая картина наблюдается не во всех муниципальных образованиях: например, самый заметный спад - в г.Норильске и г.Лесосибирске, а в Туруханском и Богучанском районах количество увеличивается.
1.4. Отрасли специализации экономики
В арктических территориях Красноярского края экономика долго оставалась моноспециализированной, с акцентом на цветной металлургии. Главным экономическим субъектом в отрасли является ПАО "ГМК "Норильский Никель". Но с началом освоения Ванкорского нефтегазового месторождения произошло увеличение доли нефтегазовой отрасли в экономике.
Сдерживающим фактором экономического развития арктических территорий Красноярского края является высокая капиталоемкость освоения нефтегазовых и рудных месторождений, расположенных в сложных геологических и климатических условиях, в отдаленных территориях, где отсутствует необходимая инфраструктура.
Для северных территорий Красноярского края моноспециализация остается актуальной: лесозаготовка - в Енисейском и Богучанском районах и г.Лесосибирске, горнорудная промышленность - в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах. Единственным районом, где в последнее время поменялась специализация, является Кежемский: до начала электрогенерации на Богучанской гидроэлектростанции ключевой отраслью района была лесозаготовка и деревообработка. Отсутствует четкая отрасль специализации в Енисейске.
Сдерживающим фактором экономического развития северных и арктических территорий Красноярского края является низкий уровень развития транспортной инфраструктуры
Северные и арктические территории Красноярского края находятся на стадии активного промышленного и инфраструктурного развития. Муниципальные образования в основном специализируются на добывающей промышленности (рудные полезные ископаемые, нефть, газ, лес), но ее развития затруднено в силу слабого развития инфраструктуры.
1.5. Выводы
Ключевой характеристикой социально-экономической ситуации в северных и арктических территориях Красноярского края является медленное, но постоянное снижение численности их населения. На всей территории рост за последние восемь лет отмечается только в г.Норильске. В первую очередь, теряют население муниципальные районы, которые не относятся к Арктической зоне Российской Федерации. Относительно благополучная ситуация наблюдается в городах краевого подчинения и в муниципалитетах из Арктической зоны Российской Федерации.
Развитие добывающего сектора экономики, который осуществляется в основном вахтовым методом, в арктических территориях Красноярского края привело к увеличению численности временного населения. Для арктических территорий Красноярского края характерен более высокий уровень зарплат, чем в среднем по региону. В северных территориях Красноярского края, где вахтовый метод занятости используется реже, уровень зарплат, как правило, ниже среднекраевых значений.
Для анализируемых муниципальных образований характерны низкие значения коэффициента естественного прироста. В меньшей степени это относится к г.Норильск, г.Лесосибирск, г.Енисейск и Таймырскому Долгано-Ненецкому и Эвенкийскому муниципальных районов. Однако минимальный естественный прирост населения в административно-территориальных единицах нивелируется механическим оттоком населения (миграционной убылью), обуславливающем снижение численности населения.
Большинство людей, покидающих данную территорию, находятся в трудоспособном возрасте, соответственно в северных и арктических территориях Красноярского края постоянно увеличивается доля пожилых людей. Пока она ниже по сравнению с краем, федеральным округом и страной в целом, но эта доля растет опережающими темпами. Наличие работоспособного населения является ключевым фактором, необходимым для развития экономики.
Депопуляция обуславливает и повышенные значения показателей обеспеченности населения жильем и обеспеченности детей дошкольным образованием. Реального роста в сфере строительства и создании общеобразовательных организаций за последние годы не отмечается.
В социально-экономическом плане наиболее благоприятными муниципальными образованиями являются те, где не происходит отток населения (или он незначителен), т.е. города краевого подчинения. В отдельную категорию относятся национальные муниципальные районы, которые компенсируют убыль населения высоким естественным приростом. Остальные районы являются скорее депрессивными, для них в большей степени характерны проблемы, описанные выше.
2. Определение потенциального места северных и арктических территорий Красноярского края в социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации и России в целом (на период до 2030 г.)
Основным конкурентным преимуществом северных и арктических территорий Красноярского края является наличие стратегических ресурсов государственного масштаба - в первую очередь, углеводородов и руд цветных металлов. Крупные запасы полезных ископаемых обеспечивают приток инвестиций в муниципальные бюджеты.
Ключевые направления перспективного развития экономики северных и арктических территорий Красноярского края связаны с реализацией инвестиционных проектов нефтегазовых и металлургических компаний - развитие Ванкорского нефтегазового кластера, месторождений Эвенкийского муниципального района и, в перспективе, Восточно-Таймырского/Хатангского блока, а также осуществление проектов компаний ПАО "ГМК "Норильский Никель" и ООО "Русская платина" в Красноярском крае.
Еще одним перспективным направлением развития северных и арктических территорий Красноярского края должно стать освоение Западно-Таймырского бассейна коксующихся углей.
Специфика северных и арктических территорий Красноярского края предполагает развитие традиционных способов хозяйствования, распространенных среди КМНС - оленеводство, охота, рыболовство и переработка продукции этих отраслей. Особенности проживания и традиционной хозяйственной деятельности представителей КМНС, особенно ведущих кочевой образ жизни, требуют применения особых подходов к оказанию им государственных услуг и мер поддержки.
Среди малого бизнеса перспективным направлением является экстремальный туризм, могут быть организованы маршруты на плато Путорана, к месту падения Тунгусского метеорита, к географическому центру России.
В северных территориях Красноярского края ключевым направлением развития остается деревопереработка, включающая глубокую химическую и механическую переработку древесины, а также дальнейшая разработка золоторудных месторождений Северо-Енисейского и Мотыгинского районов. Наиболее актуальным направлением для малого бизнеса будет лесозаготовка и лесопереработка, переработка продукции пушного и рыбного промысла.
Для обеспечения экономического развития северных территорий Красноярского края необходимо создать инфраструктуру, которая позволит снизить транспортные ограничения и издержки. В частности, для арктических территорий Красноярского края ключевым вопросом остается дальнейшее развитие Северного морского пути и его связи с рекой Енисей. Это предполагает комплекс мероприятий по модернизации портов Диксона, Хатанги и Дудинки. Не менее важным аспектом остается реконструкция северных аэропортов и создание новых источников генерации энергии. В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, создание линии железнодорожного сообщения (Русское - Норильск) ориентировочно запланировано до 2030 года. Также будет налажено железнодорожное сообщение между Диксоном и вахтовыми поселками на угольных месторождениях Западно-Таймырского бассейна. "ВостокУголь" планирует создать два глубоководных морских терминала для отгрузки угля недалеко от Диксона.
Главной инфраструктурной задачей для северных территорий Красноярского края является развитие автодорожной сети, в частности строительство автомобильных трасс к месторождениям полезных ископаемых и увеличение количества переправ через реку Енисей. Не менее важно строительство участков Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.
В результате реализации отраслевых и инфраструктурных проектов в северных территориях Красноярского края планируется создание семи промышленных районов. В арктических территориях Красноярского края будет создано два таких района: первый - между Таймырским Долгано-Ненецким муниципальным районом и Туруханским районом на базе Северо-Западного центра нефтегазодобычи и транспортного коридора "Енисей-СМП"; второй будет базироваться на углеводородных месторождениях Восточного Таймыра и порте Хатанга.
Остальные пять промышленных районов будут расположены в северных территориях Красноярского края: на базе нефтегазовых месторождений Нижнего Приангарья в южной части Эвенкийского муниципального района; Богучано-Таежного - на базе развития энерго-металлургического и лесопромышленного комплексов; Мотыгинско-Раздолинского - на базе развития горнодобывающего комплекса, цветной металлургии и энергетики; Лесосибирского - на базе развития лесопромышленного комплекса и формирования транспортно-логистического узла; Северо-Енисейского - на базе развития золотодобывающей отрасли.
Повышение качества жизни населения северных и арктических территорий Красноярского края является одной из ключевых задач социально-экономического развития. В рамках региональной социальной политики предполагается разработка системы льгот, увеличение заработной платы в реальном секторе экономики, что приведет к уменьшению расслоения населения по уровню доходов. Материально-техническое развитие отраслей социальной сферы улучшит качество оказываемых услуг: использование интенсивных и нестационарных технологий будет особенно актуальным в условиях Крайнего Севера (суровый климат, большие расстояния, кочевые народы).
За счет модернизации производства, привлечения высококвалифицированных кадров и развития системы профессионального образования повысится производительность труда в регионе.
В результате социально-экономического развития северные территории Красноярского края к 2030 должны представлять собой совокупность промышленных районов, специализирующихся на отраслях добывающей и перерабатывающей промышленности. А создание необходимой транспортной инфраструктуры позволит уменьшить издержки для перевозки сырья к центрам сбыта или дальнейшей переработки. В перспективе северные территории Красноярского края останутся ключевой индустриальной зоной во всей Арктической зоне Российской Федерации. Важнейшим аспектом развития этой части региона останется улучшение качества обслуживания в отраслях социальной сферы. Красноярский край должен быть привлекательным для высококвалифицированных специалистов.
3. Анализ основных принципов политики Правительства Красноярского края по отношению к северным и арктическим территориям Красноярского края
3.1. Территориальный аспект
С образованием Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов соответственно, появился Закон Красноярского края, делегирующий государственные полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления в данных муниципальных районах. Эти полномочия включают в себя поддержку незащищенных слоев населения (например, выплаты ветеранам, помощь учащимся из семей с низким уровнем дохода и др.). Помимо этого, они отвечают за реализацию государственной политики по вопросам, связанным с сохранением и развитием национальной самобытности. Деньги на реализацию данных мероприятий выделяются из краевого бюджета.
Для исполнения государственных полномочий по предоставлению гарантий прав КМНС из бюджета края с 2009 года выделяются субвенции в бюджеты Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов и Туруханского районов.
Для граждан, проживающих в муниципальных районах края с особым статусом, на законодательном уровне существует система социальной поддержки. Закон устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера с экстремальными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими и медико-биологическими условиями, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. К мерам относится субсидирование переезда и выезда на отдых для малоимущих граждан, а также образования и медицинского обеспечения.
В эти законы регулярно вносятся изменения. В 2018 году было принято постановление Правительства Красноярского края, предусматривающее безвозмездное предоставление угля (включая доставку) всем гражданам Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (в том числе и КМНС).
По Закону Красноярского края для КМНС предоставляются особые правовые гарантии. Они включают беспрепятственное использование ресурсов на территориях ведения традиционного хозяйства (есть реестр), особый режим промышленного освоения на таких территориях, субсидии на образование, замену воинской службы на альтернативную и различные льготы.
Правительством Красноярского края был составлен перечень социально значимых мероприятий для КМНС. Он включает мероприятия в области культуры, национальных видов спорта и организации летнего отдыха детей из числа КМНС.
Для всех районов Крайнего Севера в Красноярском крае (и приравненных к ним местностей) был издан в 2010 году Закон Красноярского края, наделяющий органы местного самоуправления государственными полномочиями в отношении обеспечения малоимущих граждан средствами для переселения из районов Крайнего Севера. Также для всех жителей этих районов предполагаются надбавки к зарплате, система компенсаций, а для пенсионеров и инвалидов - выплаты для переселения в другие районы Красноярского края. Кроме того, предусмотрена оплата проезда для медицинских консультаций и на лечение в другие территории Красноярского края или субъекты Российской Федерации и обратно лицам, работающим в бюджетных организациях. С 2003 года на законодательном уровне регулируются торговые надбавки к ценам на товары первой необходимости, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
3.2. Отраслевой аспект
Отдельным направлением поддержки Правительства Красноярского края является северное оленеводство - традиционный вид деятельности КМНС. На законодательном уровне это было закреплено в 2012 году. Закон Красноярского края "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае" предполагает субсидирование страхования и ветеринарного обслуживания для лиц, занимающихся оленеводством. Также для оленьих пастбищ вводился режим территорий традиционного природопользования, ограничивающий их промышленное использование. В 2015 году было издано Постановление Правительства, утверждающее порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или на наращивание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям. Аналогичным Постановлением от 2017 года устанавливалось возмещение части затрат на оплату потребления электроэнергии, связанного с производством сельскохозяйственной продукции. Также на возмещение части затрат, связанных с реализацией мяса домашнего северного оленя, на возмещение части затрат, связанных с реализацией продукции объектов животного мира (мяса дикого северного оленя) и водных биологических ресурсов и продукции их переработки. А с 2018 года для представителей КМНС, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района и состоящим в трудовых отношениях с организациями, основным видом деятельности которых является традиционная хозяйственная деятельность (оленеводство), предусматривается предоставление ежемесячной выплаты. Кроме того, для северных оленеводов доступно льготное медицинское обслуживание и образование.
Организация пассажирских перевозок автомобильным, водным и воздушным транспортом в северных и арктических территориях Красноярского края, на которых проживают КМНС входит в компетенцию органов местного самоуправления, в связи с чем, механизм реализации данных мероприятий администрации муниципальных районов определяют самостоятельно. Ежегодно для обеспечения транспортной доступности северных и арктических территорий Красноярского края министерством транспорта Красноярского края согласовываются программы перевозки пассажиров по внутрирайонным маршрутам на территории муниципалитетов, на выполнение которой министерством финансов Красноярского края предусматриваются средства краевого бюджета в фонде финансовой поддержки муниципальных образований. Кроме того, министерством транспорта Красноярского края ежегодно утверждаются краевые программы перевозок внутренним водным, воздушным, автомобильным транспортом, позволяющие организовать связь краевого центра с северными и арктическими территориями Красноярского региона. В целях выполнения данных перевозок в бюджете Красноярского края предусматриваются субсидии в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п. Учитывая дефицит бюджетов муниципальных образований, Правительством Красноярского края ежегодно в рамках мероприятий подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" предоставляются субсидии органам местного самоуправления на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения. Распределение средств субсидий между поселениями относятся к компетенции деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований. Приказами министерства транспорта Красноярского края установлены предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Красноярского края, а также предельные максимальные тарифы на услуги по перевозке пассажиров речным транспортом в местном сообщении и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
3.3. Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края
Постановлением Правительства Красноярского края в 2014 г. было создано агентство по развитию северных территорий и поддержке коренным малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство). Агентство является органом исполнительной власти, который осуществляет контроль за выполнением органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки КМНС (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти Красноярского края). Агентство готовит проекты нормативно-правовых актов для Правительства Красноярского края по вопросам комплексного социально-экономического развития северных и арктических территорий Красноярского края.
Агентством было издано два приказа в 2016 г. и 2018 г. касательно оказания материальной поддержки для уплаты налога на доходы физических лиц, а также предоставления гарантии в сфере образования в виде дополнительной стипендии для КМНС, проживающим в Енисейском, Северо-Енисейском, Туруханском и Тюхтетском районах Красноярского края. До этого аналогичные льготы были только у КМНС из Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, на правах административно-территориальных единиц с особым статусом.
3.4. Выводы
Деятельность Правительства Красноярского края по отношению к северным и арктическим территориям Красноярского края в основном направлена на всестороннюю поддержку КМНС, занимающихся традиционной хозяйственной деятельности (оленеводством). Сравнительно меньше внимания уделяется остальному населению северных и арктических Красноярского края, а также предприятиям других отраслей.
Наибольшее количество нормативно-правовых актов было связано с территориями с особым статусом (Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы). Органам местного самоуправления в них раньше всех были делегированы государственные полномочия для проведения социальной политики на местах.
Важным шагом в модернизации политики Красноярского края по отношению к северным и арктическим территориям Красноярского края стало создание агентства. Оно специализированно занимается комплексным социально-экономическим развитием северных и арктических территорий Красноярского края. Также деятельность агентства позволяет сокращать разрывы в правовом отношении между отдельными районами Крайнего Севера. Например, КМНС, проживающие в Енисейском, Северо-Енисейском, Туруханском и Тюхтетском районах, до недавнего времени не пользовались тем же набором льгот, что и КМНС из территорий с особым статусом (Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы).
4. Развитие социальной сферы
4.1. Качество жизни
Для повышения уровня жизни населения северных и арктических территорий Красноярского края необходимо понимать сложность социально-антропологической системы севера и представления различных сообществ о социальной справедливости, качестве жизни, экономической эффективности, ценности коллективного и индивидуального блага. Эти представления находятся в постоянной временной динамике и изменяются в различные эпохи и периоды жизни людей на севере, а также различаются на протяжении жизни самих людей.
Данное понимание обосновывает необходимость постоянного мониторинга качества жизни северян по различным параметрам и группам зависимых переменных. Требуется создание специализированного Исследовательского центра по мониторингу качества жизни людей, живущих и работающих на в северных и арктических территориях Красноярского края, а также организованное научное проектирование актуализированных способов этот уровень жизни повышать.
Жители северных и арктических территорий Красноярского края должны быть здоровы, хорошо образованы, иметь любимую работу, жить по стандартам бытового комфорта, характерным для XXI века, быть уверенными в качестве государственного управления и местного самоуправления, планировать собственное будущее и будущее своих детей.
Необходимо выработать реальное представление о всех сообществах и всех северных поселениях Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, выделить в них существующие виды социальных и экономических коммуникаций, сделать прогноз о том, кто будет лидером и организатором реальных изменений в данном сообществе и/или поселении. Затем необходимо разработать программу экономических и культурных преобразований, исходя из реалий данного поселения и данного сообщества. При этом жизненно важно предусмотреть отказ от имитационных действий по созданию данных программ, наладить обратную связь с людьми, создать основы для проектной деятельности уже на уровне максимально широкого обсуждения предлагаемой Стратегии.
4.2. Образование в северных и арктических территориях Красноярского края
Система образования в северных и арктических территориях Красноярского края имеет свою территориально-пространственную специфику:
значительные расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры;
недостаточная доступность информационных, культурных, образовательных ресурсов, ограничение коммуникаций;
активная внутренняя миграция населения: уменьшение численности сельского и увеличение численности городского населения;
изменение структуры занятости; дефицит квалифицированных рабочих, перепроизводство специалистов по одной или небольшому количеству образовательных направлений;
постоянное обновление социально-экономических, управленческих, образовательных технологий, к которому сложно приспособиться образовательным учреждениям и организациям.
К сильным сторонам региональной образовательной системы в северных и арктических территориях Красноярского края относятся:
внедрение независимой оценки качества образования, институтов государственно-общественного управления, новых экономических механизмов;
введение профильного обучения, моделей лицейского, гимназического, специально-коррекционного образования;
наличие системы государственной поддержки сельских образовательных учреждений;
налаженная система работы с одаренными детьми;
обновление правовой и нормативной базы системы образования с учетом социально-экономических условий северных территорий;
реализация моделей кочевой школы, кочевого детского сада, летнего этностойбища.
Требуют особенного внимания следующие стороны образовательной системы:
недостаточное соответствие содержания образования и технологий обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально-экономического развития северных и арктических территорий Красноярского края;
низкий уровень обеспечения квалифицированными специалистами образовательных учреждений, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях;
недостаточное развитие сетевых и дистанционных форм образования; относительно низкая скорость работы Интернета;
недостаточно высокое качество методических и дидактических материалов для обучения детей КМНС их родным языкам, способам традиционного этнокультурного природопользования;
отсутствие разработанных технологических профилей среднего образования, соответствующего социально-экономическим и культурным потребностям северных и арктических территорий Красноярского края.
Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о наличии определенных проблем подготовки учащихся, по предметам: результаты выпускников ниже средних общероссийских показателей, динамика результатов по годам нестабильна, доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, выше, чем в среднем по Российской Федерации. Возможно, это обусловлено недостаточным уровнем качества образования в труднодоступных и отдаленных общеобразовательных учреждениях. Обеспечению равного доступа учащихся к качественному образованию должно способствовать создание целостной электронной образовательной среды, что станет одним из факторов преодоления социального неравенства.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одной из основных проблем является проблема организации системной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе необходимы эффективные механизмы, непрерывность, полноценное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей. Особого внимания требуют также вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников, их летнего отдыха, создания современных условий обучения и воспитания.
Северные и арктические территории Красноярского края - места компактного проживания КМНС, родные языки которых находятся в сложной ситуации, часть родных языков относится к исчезающим, энецкий язык до сих пор не имеет общепринятой в педагогическом процессе письменности.
Отмечается сокращение функций языков малочисленных народов, недостаточность формирования положительной мотивации изучения родных языков, недопонимание значения и роли языков для сохранения этносов, разнообразия и единства многонациональной культуры, укрепления межэтнического согласия в регионе. Ситуация с родными языками народов севера однозначно оценивается как кризисная и может служить индикатором общего социально-экономического неблагополучия КМНС. Среди данного населения наблюдается постепенная утрата родных языков. Функционирование данных языков сведено до минимума.
4.3. Система северного и арктического здравоохранения Красноярского края
Существует особая уязвимость населения северных и арктических территорий Красноярского края по отношению к факторам риска в сфере здоровья. Проблемы в системе здравоохранения в северных и арктических территориях Красноярского края связаны с доступностью мест компактного проживания КМНС к объектам здравоохранения. Вследствие значительной удаленности медицинских учреждений в северных и арктических поселках Красноярского края серьезной задачей становится своевременное повышение квалификации медицинских работников в силу больших затрат, необходимых для приезда в центры повышения квалификаций. Большой проблемой является вызов судебного медицинского эксперта, особенно для тех поселков, связь с которыми осуществляется либо вертолетным, либо речным транспортом.
Среди причин, повышающих вероятность неблагоприятных факторов в сфере здоровья для населения северных и арктических территорий Красноярского края, выделяются:
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих.
К дополнительным причинам, сдерживающим развитие отрасли здравоохранения в северных и арктических территориях Красноярского края, следует отнести:
несбалансированность кадрового и материально-технического обеспечения и коечного фонда различных уровней трехуровневой системы оказания медицинской помощи для отдельных нозологий;
несоответствие доступности и качества медицинской помощи сельским жителям труднодоступных населенных пунктов среднекраевому уровню;
неполное соответствие региональной системы подготовки кадров потребностям трехуровневой организации медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, профилактической и первичной медико-санитарной;
неразвитость и необеспеченность системы диспансеризации, а также медицинской реабилитации, особенно существенной на уровне первичного звена здравоохранения;
низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам;
низкая социальная привлекательность работы в медицинских организациях здравоохранения первичного звена.
К дополнительным неблагоприятным факторам, связанным с особенностями северных и арктических территорий Красноярского края и социально-культурной спецификой КМНС, относятся:
неразвитость комплексной системы профилактики заболеваемости;
отсутствие необходимого числа социальных учреждений здравоохранения: домов ребенка, домов престарелых, профилакториев;
высокая заболеваемость алкоголизмом и наркоманией;
наличие специфических заболеваний, связанных с экстремальными климатическими условиями;
низкая продолжительность жизни среди КМНС;
неблагоприятные показатели по параметрам младенческой и материнской смертности.
4.4. Повышение эффективности оказания государственных услуг
Основные принципы повышения эффективности оказания государственных услуг:
открытость деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В целях реализации указанных принципов государством выстроена инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Одним из основных условий качественного функционирования инфраструктуры, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, является наличие доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В свою очередь, это позволяет выявить слабые стороны существующего уровня оказания государственных услуг применительно к населению Крайнего Севера и КМНС:
обеспеченность сетью "Интернет" остается одной из самых острых проблем Крайнего Севера и мест компактного проживания коренного населения;
препятствием к повышению доступа к получению государственных услуг являются высокие тарифы на услуги доступа к сети "Интернет" в северных поселениях;
низкий показатель доли зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации граждан, который обусловлен как отсутствием качественного доступа к сети "Интернет" в северных и арктических территориях Красноярского края, так и низкой компьютерной грамотностью определенных слоев населения (пожилых людей, сельского населения, коренного населения и других социальных групп);
разрозненность мест получения данных услуг, в том числе, наличие нескольких порталов для входа на сайты, где государственные и муниципальные услуги можно получить.
Низкая доля обращений населения северных и арктических территорий Красноярского края и коренного населения за получением услуг на портале государственных услуг Российской Федерации "Госуслуги" свидетельствует об отсутствии востребованности электронных услуг среди населения ввиду их непопулярности, разрозненности сервисов предоставления услуг, высоких тарифов на услуги доступа к сети "Интернет" и наличия административных барьеров.
4.5. Укрепление занятости и повышение уровня доходов населения
Основной программой повышения занятости в Красноярском крае является "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2013 N 502-п. Для представителей КМНС этим документом предусмотрено строительство нового жилья, улучшение коммунального и бытового обслуживания, доступ к недорогому топливу, развитие транспортных коммуникаций и средств связи. Это помогает активизировать трудовую деятельность народов севера и увеличить количество предприятий по хранению и переработке продуктов традиционного хозяйства.
Традиционные промыслы КМНС останутся, но количество профессионально занятых в них людей сократится. Так, последние результаты социологических опросов среди эвенков показывают определенную численную стабильность доли тех, кто занят в традиционных отраслях в сравнении с 1997 годом. В 2017 году - это 31% среди мужчин и 5% среди женщин. Совсем иные показатели получены по традиционным занятиям вне основной работы, то есть на индивидуальном уровне (94,4% мужчин, 77,3% женщин). Иными словами, традиционные занятия переходят в постиндустриальный формат, в экономику традиционных этнических знаний, в этнографический туризм, в сферу некоммерческой традиционной деятельности, социально ориентированной некоммерческой активности, в новые формы предпринимательской деятельности.
Альтернативной формой занятости выступает предпринимательство. В данной сфере, согласно опросу эвенков, работают исключительно мужчины (2,4%). Развитие малого и среднего бизнеса способствовало тому, что по сравнению с концом XX века, доля безработных сократилась примерно в два раза. Доминирующей организационно-правовой формой развития бизнеса в северных и арктических территориях Красноярского края является индивидуальное предпринимательство (61,9%). Преобладающими причинами открытия бизнеса стали недостаточный уровень дохода (26,2%) и желание самореализации (26,2%). Результаты опроса представителей малого и среднего бизнеса в северных и арктических территориях Красноярского края, позволяют выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели и которые требуют своего решения в ближайшие годы с целью повышения уровня занятости и доходов населения.
Основные проблемы связаны с финансовой стороной развития предпринимательства, компетентностным (отсутствие знаний и опыта ведения предпринимательской деятельности) и кадровым (отсутствие квалифицированных кадров) барьерами.
Траекториям трудовой занятости КМНС присущи три основных качества. Во-первых, КМНС не свойственно накопительство, они не берут от природы больше, чем необходимо для обеспечения существования собственной семьи (экологичная экономика), а также всегда готовы поделиться последним (характеристика, фиксируемая с досоветских времен). Во-вторых, КМНС готовы продолжать практику централизованного сбора промысловой продукции в необходимых масштабах (наследие советского периода). В-третьих, индивидуальными предпринимателями чаще становятся женщины, которым необходимо содержать детей в условиях того, что мужчины теряют стабильный заработок (современность). Следовательно, можно предположить, что адекватной моделью трудовой занятости для современных КМНС был бы синтез этих трех характеристик; то есть объединение представителей КМНС по нескольку человек под руководством женщины-предпринимателя для работы в традиционной сфере с соблюдением принципа экологичной экономики.
4.6. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
Национальная безопасность Российской Федерации напрямую связана со спецификой местной системы жизнедеятельности населения. Для арктических территорий особое значение имеют продовольственная безопасность (степень самообеспечения) и энергетическая безопасность (прежде всего самообеспеченность источниками котельного и печного топлива).
Для северных и арктических территорий Красноярского края и мест компактного проживания КМНС характерны специфические угрозы безопасности, в том числе:
высокий уровень износа значительной части производственной инфраструктуры и высокая техногенная нагрузка на окружающую среду в местах промышленного освоения и прибрежных зонах северных морей;
наиболее характерными чрезвычайными ситуациями для северных регионов Российской Федерации являются аварии на объектах коммунальной энергетики, сетях тепло, газо- и водоснабжения, нефтепроводах;
в северных и арктических территориях Красноярского края в неудовлетворительном состоянии находится жилищный фонд, что также создает дополнительную угрозу безопасности населения;
особую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья жителей северных и арктических территорий Красноярского края за счет природно-климатических факторов: за последнее десятилетие среди населения Крайнего Севера наблюдается выраженный рост заболеваемости по всем основным классам болезней, прежде всего органов кровообращения, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных; на Север приходится максимум заболеваемости и смертности от острого инфаркта, из-за истощения озонового слоя увеличиваются дозы ультрафиолетовой радиации, что приводит к росту заболеваниями катарактой и повышению риска рака кожи;
наиболее опасными природными катастрофами являются землетрясения, которые несут за собой полное или частичное разрушение объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, гидротехнических сооружений, а также жилых зданий и социальной инфраструктуры;
настоящим бедствием для ряда северных и арктических территорий Красноярского края стали ежегодные лесные пожары, наносящие огромный ущерб экономике и экологии, жизни граждан;
серьезной угрозой для безопасности населения Севера становятся все более ярко выраженные природно-климатические изменения: наблюдаемое устойчивое превышение климатической нормы температур приводит к негативным экономическим, социальным и экологическим последствиям, отрицательно влияет на здоровье и жизнедеятельность населения, во многих северных и арктических территориях Красноярского края вследствие потепления наблюдаются дефицит осадков, низкие запасы снега, недостаточная толщина льда на водоемах, поздний ледостав и ранние сроки схода снежного покрова и вскрытия рек; учитывая, что в северных и арктических территориях Красноярского края зимники и ледовые переправы составляют значительную часть автомобильных дорог, факторы позднего замерзания и раннего вскрытия рек вносят значительные коррективы в хозяйственную деятельность на этих территориях;
повышение температуры воздуха и его загрязнение ведут к деградации растительности и лесов, что может обусловить разрушение водосборных бассейнов, а также увеличить восприимчивость к заражению лесов насекомыми и различными болезнями, что приведет к значительным потерям ценных пород леса;
в регулярном обновлении нуждается материальная база для постоянного и реального мониторинга происходящих процессов, прогнозирования и оценки степени риска чрезвычайных ситуаций, технологической модернизации подлежит отечественная группировка искусственных спутников для метеорологического и природно-ресурсного мониторинга.
5. Территориальное развитие КМНС, перспективы развития северных и арктических поселений Красноярского края (групп северных и арктических поселений Красноярского края)
Обширность северных и арктических территорий Красноярского края, разнообразие условий расселения и ведения на них хозяйственной деятельности обусловливают необходимость анализа дифференциации и оценки факторов их пространственного развития.
Главными направлениями (осями), по которым реализуется пространственная дифференциация территории, являются:
широтная зональность (градиент "Юг - Север"),
меридиональная западно-восточная асимметрия (градиент "Запад - Восток").
В таблице 3 приведены данные о территориальной структуре основных показателей в разрезе широтных зон для северных и арктических территорий Красноярского края и ее изменении за период 2007-2017 гг., с опорой на типы широтной зональности России.
Таблица 3 - Территориальная структура основных показателей в разрезе широтных зон для северных и арктических территорий Красноярского края в 2007 и 2017 гг.
Показатели |
Годы |
Северные территории Красноярского края, всего, % |
в том числе |
Доля северных территорий в показателях Красноярского края, % |
||
Арктическая зона |
Дальний (Крайний) Север |
Ближний Север |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Численность постоянного населения |
2007 г. |
100,0 |
53,2 |
5,5 |
41,3 |
17,3 |
2017 г. |
100,0 |
51,9 |
6,0 |
42,1 |
15,3 |
|
Площадь территории |
2007 г. |
100,0 |
51,7 |
38,2 |
10,1 |
89,6 |
2017 г. | ||||||
Оценка стоимости продукции минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов в текущих мировых ценах |
2007 г. |
100,0 |
91,2 |
7,7 |
1,1 |
н.д. |
2017 г. |
100,0 |
71,8 |
19,5 |
8,7 |
н.д. |
Арктическая широтная зона занимает большую часть северных и арктических территорий Красноярского края - 51,7%, здесь проживает 51,9% населения Красноярского края. Для этой зоны характерна транспортная и экономическая привязка к транспортному коридору "Енисей - Северный морской путь" и к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Ведущей чертой территориальной организации хозяйства является локализация производства в относительно немногих пунктах наибольшей концентрации природных ресурсов, источников сырья лучшего качества или особо благоприятного экономико-географического положения.
Ведущими промышленными комплексами территорий Красноярского края, входящих в Арктическую зону Российской Федерации являются Ванкорский нефтегазовый кластер (оценка стоимости производимой продукции в мировых ценах на основе данных 2017 года составляет около 10 млрд долл. в год) и Норильский горно-металлургический комбинат (оценка стоимости производимой продукции - 4,7 млрд долл. в год).
Подавляющая часть территорий Красноярского края, входящих в Арктическую зону Российской Федерации лишена наземных круглогодичных видов сообщений и представляет собой периферийные территории с экстремальными природно-климатическими условиями, преимущественно экстенсивными видами хозяйства, редкой сетью поселений и огромными незаселенными ареалами. Если исключить расположенную в Арктике Норильско-Дудинскую агломерацию (занимающую площадь 4,5 тыс.кв.км с численностью населения 201,7 тыс.чел.), то плотность населения на остальной территории Красноярского края, входящей в Арктическую зону Российской Федерации, составит менее 0,025 чел./кв.км.
Важной отличительной особенностью зоны Дальнего (Крайнего) Севера Красноярского края является ее расположение относительно транспортных путей. Несмотря на свое "центральное положение", Северо-Енисейский район и Эвенкийский муниципальный район находятся в стороне от транспортных коридоров, как общероссийского значения, так и регионального (краевого) значения.
Ведущая отрасль производства - золотодобыча (оценка стоимости производимой продукции в мировых ценах на основе данных 2017 года составляет около 3,7 млрд долл. в год). Зона золотодобычи территориально концентрируется вдоль золоторудного пояса Енисейского кряжа, по оси автодороги Брянка-Северо-Енисейский и состоит из инфраструктурно обустроенных карьеров, действующих промышленных комплексов и зон освоения.
Неблагоприятные природно-климатические условия зоны и ее сложная транспортная доступность обусловливают использование здесь преимущественно вахтовых форм организации труда (численность вахтового населения достигает до 30% от численности постоянного населения региона), а также отсутствие крупных населенных пунктов с постоянным населением.
Зона Ближнего Севера Красноярского края является наиболее динамично развивающейся - в последние несколько лет введены в действие Богучанский энергопромышленный комплекс в составе Богучанской гидроэлектростанции и первой очереди Богучанского алюминиевого завода (Богучанский и Кежемский районы), развивался Новоангарский горно-обогатительный комбинат, осваивалось Киргитейское магнезитовое месторождение (Мотыгинский район). По нашим оценкам, стоимость произведенной здесь продукции минерально-сырьевого комплекса за период 2008-2017 гг. выросла в 7 раз - со 128,9 млн долл. в 2007 году до 900 млн долл. в 2017 году.
Конкурентными преимуществами зоны являются: наличие значительного ресурсно-сырьевого потенциала федерального уровня значимости, включая руды черных, цветных и благородных металлов, лесосырьевые ресурсы. В результате реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангрья" получила развитие дорожная и энергетическая инфраструктура, что является значимым конкурентным преимуществом для дальнейшего развития региона. Тем не менее, в ряде территорий сохраняются инфраструктурные ограничения, сдерживающие реализацию инвестиционных проектов и темпы индустриального развития зоны.
Зона характеризуется наиболее благоприятными среди северных и арктических территорий Красноярского края природно-климатическими условиями, относительно выгодным экономико-географическим положением (близость к центрам экономической активности центральных и южных районов Красноярского края и Сибири), наличием всесезонных (круглогодичных) транспортных выходов на транссибирскую магистраль в восточной и западной частях макрорайона.
Меридиональная асимметрия выражает общую тенденцию уменьшения интенсивности освоенности и заселенности в восточном направлении, что исторически связано с постепенным ослаблением "волн" колонизации, исходящих из европейской части страны.
Западная часть включает: в Арктической зоне: г.Норильск, Туруханский район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район без сельского поселения Хатанга; в зоне Крайнего Севера - Северо-Енисейский район и сельские поселения Эвенкийского муниципального района к западу от 96 меридиана (п.Тутончаны, п.Полигус, п.Кузьмовка, п.Бурный, п.Суломай), в зоне Ближнего Севера - Мотыгинский и Енисейский районы, г.Лесосибирск и г.Енисейск; восточная часть включает: в Арктической зоне - сельское поселение Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района; в зоне Крайнего Севера - сельские поселения Эвенкийского муниципального района восточнее 96 меридиана, в зоне Ближнего Севера - Богучанский и Кежемский районы.
Для северных и арктических территорий Красноярского края меридиональная асимметрия обусловлена как общими обстоятельствами (на Западе северные территории Красноярского края граничат с более развитыми в экономическом отношении регионами страны, чем на востоке), так и дополнительными причинами - отсутствием на севере водных и сухопутных транспортных путей в меридиональном направлении.
Наиболее ярко асимметрия "Запад-Восток" выражена в Арктической зоне, в меньшей степени - в районах Ближнего и Крайнего Севера (табл.4). При этом причины относительного выравнивания разные: в районах Крайнего Севера - это слабый уровень развития западных территорий, а в районах Ближнего Севера - это относительно высокий уровень развития восточных районов.
Таблица 4 - Характеристика меридиональной асимметрии "запад-восток" северных и арктических территорий Красноярского края
|
Северные территории Красноярского края |
в том числе |
|
западная часть |
восточная часть |
||
Численность постоянного населения на 1 января 2018 года, тыс.чел. |
439,3 |
354,4 |
84,9 |
в том числе |
|
|
|
Арктическая зона |
228,0 |
223,4 |
4,6 |
Крайний Север |
26,2 |
12,1 |
14,1 |
Ближний Север |
185,1 |
118,9 |
66,2 |
Плотность населения, чел./кв.км |
0,21 |
0,34 |
0,08 |
в том числе |
|
|
|
Арктическая зона |
0,21 |
0,33 |
0,01 |
Крайний Север |
0,03 |
0,05 |
0,02 |
Ближний Север |
0,86 |
0,95 |
0,75 |
Асимметрия "Запад-Восток", связанная с худшей транспортной доступностью восточных районов по сравнению с западными, приводит к соответствующему удорожанию продукции и повышению, затрат, связанных с хозяйственной деятельностью и жизнеобеспечением. Это означает необходимость учета данного фактора при планировании перспектив развития и предполагает разработку мер, направленных на смягчение асимметрии. Наиболее целесообразными при этом является развитие транспортных путей и связей в меридиональных направлениях.
По режимам хозяйственного использования северные и арктические территории Красноярского края могут быть разделены на следующие основные зоны:
зоны интенсивного освоения с максимально допустимым преобразованием окружающей природной среды: зоны транспортных, инженерно-инфраструктурных сооружений, промышленные узлы, урбанизированные центры;
зоны экстенсивного освоения и локального преобразования окружающей природной среды: зоны расселения сельского типа, в том числе места компактного проживания КМНС;
зоны ограниченного освоения и максимального сохранения природной среды: зоны рекреационного назначения, особо охраняемые природные территории, защитные лесные зоны и пр.
5.1. Зоны интенсивного освоения и "точки роста" северных и арктических территорий Красноярского края
Зоны интенсивного освоения занимают 0,8-1,0% северных и арктических территорий Красноярского края и концентрируются локально (преимущественно на территории Северо-Енисейского, Эвенкийского районов), а также в промышленных узлах и районах: Мессояхском, Ванкорском (включая г.Игарка), Кодинском, Богучано-Таежинском, Мотыгинско-Раздолинском, Новоангарском, Норильско-Дудинском и Лесосибирском (в комплексе с Енисейском).
В зонах интенсивного промышленного развития сконцентрирована основная часть постоянного населения (77,6%), энергетической генерации (97,9% установленной электрической и 79,4% тепловой энергии), транспортных перевозок (99%).
Очень высокой является техногенная нагрузка на природу. Так, г.Норильск ежегодно включается в Приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения воздуха из-за значительных объемов выбросов диоксида серы. Добыча россыпного золота приводит к разнообразным негативным последствиям на обширных участках речной сети: уничтожению биотической части биоценозов, геоморфологической трансформации русел, днищ и склонов речных долин. Нефтегазовая промышленность создает угрозы и риски разлива нефти и отчуждения оленьих пастбищ, создает затруднения для миграционных передвижений животных и птиц, ухудшает условия ведения традиционной сельскохозяйственной и промысловой деятельности местного населения.
В перспективе ожидается формирование новых зон интенсивного освоения и использования территорий: Диксонского, Пайяхского (Усть-Енисейского), Хатангского, Туруханского, Куюмбинского, Байкитского, Ванаварского промышленных узлов, локальных очагов вдоль основных транспортных и расселенческих коридоров по оси Енисей - Ангара, железнодорожных и автодорожных участков и др.
Для выделенных центров интенсивного хозяйственного освоения территории характерна следующая функциональная специализация:
Диксонский - добыча угля;
Хатангский - добыча нефти;
Пайяхский (Усть-Енисейский) - добыча нефти и природного газа;
Мессояхский - добыча природного газа;
Норильско-Дудинский - горнодобывающая и металлургическая промышленность, мультимодальный транспортный комплекс, отрасли городской экономики, функции базового центра по освоению арктических территорий Красноярского края;
Ванкорский - добыча нефти и природного газа;
Туруханский (гидроэнергетика, черная и цветная металлургия);
Куюмбинский, Байкитский, Ванаварский - добыча нефти и природного газа;
Северо-Енисейский - золотодобыча;
Лесосибирский (в комплексе с Енисейском) - глубокая лесопереработка и лесохимия, мультимодальный транспортно-логистический комплекс, индустрия туризма и рекреации, функции базового центра по освоению территорий Ближнего Севера Красноярского края;
Новоангарский - цветная металлургия, гидроэнергетика;
Мотыгинско-Раздолинский - гидроэнергетика, производство горно-химического сырья, черная металлургия, золотодобыча, производство строительных материалов;
Богучано-Таежинский - цветная металлургия, лесной кластер (деревообработка, лесохимия), транспортно-логистический комплекс, газохимия и газопереработка;
Кодинский - гидроэнергетика, деревообработка.
С учетом высоких уровней техногенной нагрузки на природу и масштабных затрат на функционирование промышленных узлов, зонирование их территорий должно обеспечивать рациональное использование территориальных ресурсов, с учетом возможности формирования в перспективе единых транспортно-инженерных коммуникационных связей, а также базироваться на применении наилучших доступных технологий, проведении экологических и этнологических экспертиз.
В отношении обеспечения района кадрами требуется подход, позволяющий обеспечить рациональное сочетание систем расселения на базе поселений с постоянным населением и использованием вахтовых поселков. Допустимым и целесообразным является некоторое сокращение постоянного населения и замещение его вахтовым (с учетом существующих ограничений), однако это должно рассматриваться с учетом всех аспектов и факторов региональной (и этнической) социально-экономической эффективности.
Уже созданные населенные пункты с постоянным населением и элементы базовой инфраструктуры общего пользования должны рассматриваться как результат ранее произведенных немалых государственных инвестиций и, соответственно, как реальный актив и инструмент участия государства в хозяйственном освоении северных и арктических территорий Красноярского края.
Населенные пункты с постоянным населением зачастую являются единственным элементом государственного присутствия, государственными "форпостами" на обширных северных и арктических территориях Красноярского края, там, где только предстоит промышленное освоение.
В свою очередь, ведомственную инфраструктуру промышленных корпораций, ведущих свою деятельность в малоосвоенных северных и арктических территориях Красноярского края, можно и нужно интегрировать, и использовать (на взаимовыгодной основе) с учетом задач комплексного развития территорий и проживающего на них постоянного населения.
5.2. Описание перспектив развития северных и арктических поселков Красноярского края (групп поселений) и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края (зоны экстенсивного освоения и локального преобразования окружающей природной среды)
Зоны экстенсивного освоения и локального преобразования окружающей природной среды являются абсолютно преобладающим типом территорий в балансе северных и арктических районов Красноярского края. К нему относится около 93-93,5% общей площади территории.
По данным на 01.01.2018 года в северных и арктических территориях Красноярского края насчитывалось 217 сельских населенных пунктов, в которых проживало 116,6 тысячи человек (26,6% от общей численности постоянного населения северных территорий). Основная часть сельского населения (почти 2/3) сосредоточена в районах Ближнего Севера; на Арктическую зону и на зону Крайнего Севера приходится соответственно 18,5% и 16,7% всех сельских жителей северных и арктических территорий Красноярского края (табл.5).
Таблица 5 - Сравнительные характеристики сельских населенных пунктов северных и арктических территорий Красноярского края, по данным на 01.01.2018 г.
|
Северные территории - всего |
в том числе |
||
Арктическая зона |
Дальний (Крайний) Север |
Ближний Север |
||
Число сельских населенных пунктов, ед. |
217 |
58 |
33 |
126 |
Численность постоянного населения, проживающего в сельских населенных пунктах, тыс. чел. |
116,6 |
21,6 |
19,4 |
75,6 |
Доля сельского населения в общей численности населения, % |
26,6 |
9,5 |
74,1 |
40,8 |
Средняя численность жителей, проживающих в одном сельском населенном пункте, чел. |
538 |
373 |
589 |
600 |
Число безлюдных сельских населенных пунктов, % к общему числу |
7,4 |
12,1 |
6,1 |
5,6 |
Средний размер сельских населенных пунктов растет по мере снижения уровня природной дискомфортности (589-600 человек в районах Крайнего и Ближнего Севера по сравнению с 373 жителями в Арктической зоне), доля безлюдных населенных пунктов при этом, наоборот, снижается (с 12,1% в Арктической зоне до 5,6-6,1% в районах Крайнего и Ближнего Севера).
Несмотря на свою периферийную роль, зоны экстенсивного освоения и локального преобразования окружающей природной среды являются базовыми (фундаментальными) элементами системы пространственного развития северных и арктических территорий Красноярского края, выполняющими множество разнообразных и необходимых функций (рис.8).
Сельские северные и арктические территории Красноярского края обладают значительным ресурсным потенциалом, способным обеспечить в долговременной перспективе их устойчивое социально-экономическое развитие, эффективную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
Северные и арктические территории Красноярского края обладают значительной кормовой базой для развития домашнего северного оленеводства. Оленьи пастбища (124,3 млн га) способны прокормить 560 тыс. оленей. Стадо домашнего северного оленя выросло за период 2001-2017 гг. в 2,5 раза и насчитывает на начало 2018 г. 115 тыс. голов, что составляет около 6% общероссийского и 5% мирового поголовья одомашненных северных оленей.
Рисунок 8 - Функции зон экстенсивного освоения северных и арктических территорий Красноярского края
Рисунок 9 - Перспективные направления развития сельских северных и арктических территорий Красноярского края
Таймырская популяция дикого северного оленя является крупнейшей в мире и составляет большую часть всего поголовья диких северных оленей на Евразийском континенте. По данным учета Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крайнего Севера Российской академии сельскохозяйственных наук и международного центра по оленеводству, численность поголовья достигала на рубеже XX века 1 миллион особей. В настоящее время расчетные оценки дают несколько меньшую цифру - 700-800 тысяч голов. Это позволяет отстреливать без нарушения воспроизводства стада до 50-60 тысяч особей в год (2500-3000 тонн убойного веса).
Рыбопромысловое значение имеют практически все поверхностные водные объекты, пригодные для обитания рыб и других гидробионтов - реки бассейнов Енисея, Хатанги, Пясины, озера Таймыр, Хантайского водохранилища. Основное промысловое значение имеют сиговые - муксун, омуль, ряпушка, корюшка, нельма, на долю которых приходится около 80-90% общих ресурсов. Доля ценных пород - осетровых, лососевых - относительно невелика - 3-5%.
Лесные ресурсы северной таежной зоны Красноярского края (прежде всего, в районах Ближнего Севера) по запасам и по качественным характеристикам относятся к лучшим в России и справедливо рассматриваются как основа формирования здесь конкурентоспособного лесопромышленного комплекса. В перспективе целесообразным является улучшение доступа лесопользователей к лесным ресурсам, расширение видов пользования лесом и рост потребления недревесных полезностей леса.
Северные и арктические территории Красноярского края обладают богатыми возможностями для развития разнообразных видов культурно-познавательного, экологического, активного или научного туризма.
На основе имеющихся потенциальных возможностей в перспективе в северной зоне Красноярского края могут получить развитие разнообразные виды эффективной экономической деятельности (рис.6).
В настоящее время экономическое состояние данных видов деятельности, прежде всего в периферийных (удаленных) сельских районах, является крайне неустойчивым, нетоварным (натуральным) и низкоэффективным.
Удаленность сельских населенных пунктов от развитых экономических центров и их транспортная недоступность накладывают серьезные ограничения на масштабы и возможности развития соответствующих видов деятельности, даже при достижении ими максимально высокого уровня экономической эффективности (табл.6).
Таблица 6 - Оценка потенциально эффективных масштабов развития производства и занятости в них местного населения
Производственные комплексы |
Основные виды продукции и единицы измерения их объемов |
Объемы производства |
Численность занятого населения, чел. |
Численность населения с учетом занятости во вспомогательных и обслуживающих секторах, а также нетрудоспособного населения, чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мясопродуктовый |
мясо, тонн |
5000 |
1760 |
8820 |
Рыбопродуктовы |
рыба, тонн |
1000 |
590 |
2940 |
Лесохозяйственный |
древесина, тыс.куб.м |
15000 |
7500 |
37500 |
недревесные продукты леса, тонн |
3000 |
600 |
3000 |
|
Туристический |
въездной тур. поток, тыс.чел. |
50 |
370 |
1840 |
Всего |
|
|
10820 |
54100 |
Таким образом, первая категория (группа) - перспективные сельские населенные пункты - сможет включить в себя около 45% населения зоны экстенсивного освоения северных и арктических территорий Красноярского края. Соответственно, устойчивые сельские населенные пункты - около 50%, а малоперспективные - около 5%.
Данные показатели являются ориентировочными, они должны быть конкретизированы (в разрезе районов и сельских поселений) на основе проведения комплексных междисциплинарных исследований и полного учета факторов экономического и социального развития региона.
5.3. Формирование и развитие зон ограниченного освоения и максимального сохранения природной среды
К зонам ограниченного освоения и максимального сохранения природной среды относятся: зоны рекреационного назначения, ООПТ, защитные лесные зоны. Ведущую роль среди них играют ООПТ, являющиеся самостоятельным эколого-экономическим объектом управления в системе устойчивого развития и рационального природопользования.
По состоянию на 1 января 2018 года в северных и арктических территориях Красноярского края насчитывается 32 ООПТ, в том числе: 8 ООПТ федерального значения, 20 ООПТ краевого значения, 4 местного значения, на общей площади 12 275 тыс. га, что составляет 5,8% от общей площади северных и арктических территорий Красноярского края (табл.7).
Таблица 7 - Доля ООПТ в общей площади территории, по данным на конец 2017 года
|
Площадь территории, тыс.га |
Площади ООПТ - всего, тыс.га |
в том числе |
Доля ООПТ в площади территории, % |
|
федеральных |
краевых и местных |
||||
Северные территории Красноярского края, всего |
212005,7 |
12275,0 |
11111,2 |
1163,8 |
5,8 |
в том числе |
|
|
|
|
|
Арктическая зона |
109562,9 |
10223,6 |
9695,7 |
527,9 |
9,3 |
Крайний Север |
81043,9 |
1428,4 |
1415,5 |
12,9 |
1,8 |
Ближний Север |
21398,9 |
623,0 |
0,0 |
623,0 |
2,9 |
Доля северных территорий в показателях Красноярского края, % |
89,6 |
84,2 |
95,9 |
38,9 |
х |
Справочно: |
|
|
|
|
|
Красноярский край |
236679,7 |
14583,2 |
11588,0 |
2995,2 |
6,2 |
Самые большие общие площади ООПТ занимают в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе - 8901,7 тыс.га (10,1% от площади района), Эвенкийском муниципальном районе - 1428,4 тыс.га (1,9%), Туруханском районе - 1321,9 тыс.га (6,3%). В Северо-Енисейском и Кежемском районах ООПТ отсутствуют.
В целях развития системы ООПТ в северных и арктических территориях Красноярского края предусматривается создание новых ООПТ регионального значения (государственные природные заказники Вороговские острова, Озеро Маковское, Канготовские протоки в Туруханском районе; Сымский в Енисейском районе и др.), уточнение категорий, проектируемых ООПТ и их площади.
Поэтапное расширение сети ООПТ краевого значения позволит создать устойчивую систему природных резерватов (экологический каркас региона), компенсирующую существующие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.
В настоящее время в Красноярском крае формируются предпосылки для развития территорий традиционного природопользования (далее - ТТП).
С учетом особенностей правового режима ТТП (в соответствии с ФЗ от 7.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и Земельным кодексом РФ) должны относиться к ООПТ федерального, регионального и местного значений. Однако практика создания ТПП, а также намечаемые законодательные решения в этой области не обеспечивают выполнения этого требования.
По мнению региональных ассоциаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, действующих на территории Сибирского Федерального округа, правоприменительная практика организации ТПП ведет к ухудшению правового положения коренных малочисленных народов и нарушению их конституционных прав на традиционное природопользование и защиту исконной среды обитания:
создаваемые "территории традиционного природопользования" лишаются статуса "особо охраняемой территории";
на ТТП КМНС разрешается осуществлять добычу и использование объектов животного и растительного мира и других природных ресурсов только традиционными способами и только в целях удовлетворения личных потребностей;
не закрепляется право КМНС осуществлять деятельность по добыче и использованию объектов животного и растительного мира и других природных ресурсов в целях реализации и получения прибыли;
не предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов заключать соглашения об осуществлении деятельности на ТТП;
не предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов возмещать убытки, причиненные в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью этих субъектов на ТТП.
Многие природные блага, которыми пользуются КМНС, не всегда имеют рыночную стоимость, так как не реализуются на рынке, а потребляются местными жителями для удовлетворения собственных нужд (например, некоторые ягоды, рыба, дикоросы и др.). Для комплексного учета природных благ при оценке ресурсной продуктивности территории необходима разработка дифференцированных региональных экономических нормативов оценки природного капитала, которые могут использоваться при оценке причиненного вреда.
Требует совершенствования механизм распределения средств, поступающих в рамках компенсации причиненного вреда КМНС. Оправданным (справедливым) представляется подход, согласно которому компенсации за причиненный ущерб и выгоды от промышленного проекта, реализуемого на ТТП, должны получать все их жители, которые непосредственно не связаны с реализацией проекта, но чьи интересы могут быть затронуты: это касается и родовых общин, и работников бюджетной сферы, и пенсионеров и т.д. Такие выплаты могут производиться, как в рамках соглашений между заинтересованными сторонами, так и в рамках формирования фондов социально-экономического развития данных территорий.
Необходима экономическая и юридическая научная проработка данных вопросов.
Таблица 8 - Сравнительная оценка конкурентоспособности туристических предложений в регионах Арктический зоны Российской Федерации (на примере Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района)
Критерий |
Ненецкий АО |
Республика Коми |
Таймырский район Красноярского края |
Ямало-Ненецкий АО |
Якутия |
Чукотский АО |
Мурманская область |
Туристический поток, тыс.чел. |
2,2 |
230 |
нет данных |
140 |
15 |
1,3 |
332 |
Число мест в коллективных средствах размещения |
341 |
7487 |
нет данных |
2662 |
4988 |
529 |
10772 |
Государственная поддержка отрасли, млн руб. |
1,3 (2015) |
48 |
нет данных |
7 (на 2018) |
110 |
7,2 |
158,8 |
Бренд региона |
Североевропейская кладовая России (не туристический) |
ЭкоРеспублика |
Ведется разработка брента Арктического туристического клатсера |
Полюс холода |
Русская Лапландия |
||
Количество офиц. разработанных маршрутов |
24 |
44 |
нет данных |
35 |
10 |
6 |
49 |
Местные туристические компании, центры и их веб-сайты |
Центр Арктического туризма |
Туристский информационный центр Приезжай в Коми (VisitKomi) Тур. центр "Счастливая жизнь" и др. |
Туроператор "Саянское Кольцо" (г.Красноярск) |
Туристско-информационный центр "Ямалтур" |
VisitYakutia Сатал-Тур Ленатурфлот |
|
|
Порядок цен на недельные туры, чел. |
40-120 тыс.руб. (Охота-сплав по реке Белая) |
8-40 тыс.чел. (трекинг-охота) |
77-120000 тыс.руб. (экспедиция на плато Путорана - охота на гуся) |
25-39 тыс.руб. (Тур в стойбище "Земля Надежды"- в гостях у оленеводов народа - ненцы) |
82-131,5 тыс.руб. (Фестиваль полюс холода - сафари на оленьих упряжках) |
|
|
Порядок цен на перелет (туда-обратно) из: А) Москвы Б) Санкт-Петербурга |
В Нарьян-Мар А)15450-17450 руб. Б) 14442-34000 |
В Сыктывкар А) 5670-8390 руб. Б) 6600-9406 руб. |
В Норильск А) 28900-40708 руб. Б) 28946-40006 |
В Ноябрьск А)13450-20250 руб. Б) 16950-28120 руб. |
В Якутск А) 21493-35948 руб. Б) 24820-36446 руб. В Мирный А) 26649-30170 руб. Б) 25630-36091 руб. |
В Анадырь А) 47450-53470 руб. Б) от 50000 (нет прямых рейсов) |
В Мурманск А) 4470-10150 руб. Б) 7950-11225 руб. |
Межрегиональные туристические маршруты по территории |
Серебряное ожерелье |
Серебряное ожерелье |
Восточное кольцо России |
Восточное кольцо России |
Серебряное ожерелье |
||
Уникальные объекты, маршруты и опции |
Термоминеральные источники Пым-Ва-Шор
Пустозерск |
Плато Маньпупунер |
Плато Путорана (ЮНЕСКО) |
Пересечение Полярного круга с получением сертификата Мамонтенок Люба |
Ленские столбы (ЮНЕСКО) |
О. Врангеля (ЮНЕСКО) |
Круиз на Северный полюс (11 ночей, от 1 млн руб. на человека) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.