Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В. Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.З. Галимзяновой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.З. Галимзянова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 14 мая 2014 года N 37-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее также - Закон Республики Татарстан).
Оспариваемым положением Закона Республики Татарстан Кабинету Министров Республики Татарстан предписывалось принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Закона Республики Татарстан, в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что в многоквартирном доме, в котором проживает заявительница, с января по август 2016 года был проведен капитальный ремонт, в ходе которого была осуществлена только замена стояков канализации, холодного водопровода и отопления. По ее мнению, работы в рамках капитального ремонта были выполнены ненадлежащего качества и не в том объеме, который необходим для их многоквартирного дома. Она указывает, что капитальный ремонт в их доме проводился в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению общего собрания собственников помещений, при этом проект по проведению капитального ремонта должен был быть утвержден собственниками их дома, однако с ними перечень соответствующих работ согласован не был. Это стало возможным, как она считает, по причине дефекта правового регулирования вопросов организации и проведения капитального ремонта в Республике Татарстан.
Гражданка Г.З. Галимзянова отмечает, что частью 1 статьи 1 обжалуемого Закона Республики Татарстан к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан было отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом согласно оспариваемой части 2 статьи 2 данного Закона Республики Татарстан Кабинету Министров Республики Татарстан было поручено принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию названного Закона, в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Однако Кабинет Министров Республики Татарстан исполнил указанное предписание только через 3 года, приняв постановление от 30 сентября 2017 года N 739 "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме".
По мнению заявительницы, если бы порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме был утвержден вовремя, либо в обжалуемом Законе Республики Татарстан содержались бы положения, позволяющие регулировать этот вопрос в переходный период, то и капитальный ремонт в ее доме был бы в том объеме, который необходим для приведения его в надлежащее состояние.
На основании изложенного, гражданка Г.З. Галимзянова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать часть 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 14 мая 2014 года N 37-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" не соответствующей статьям 2, 3 (часть первая), 17 (часть вторая), 18 (часть первая), 19 (часть первая), 28 (часть первая) и 51 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167).
В целях реализации данных положений федерального законодательства Законом Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" предусмотрено, что капитальный ремонт во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, проводится в соответствии с Региональной программой капитального ремонта, которая включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Татарстан, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пункты 3 и 4 части 4 статьи 10).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года N 1146 была утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан (далее также - Региональная программа), которой были определены сроки проведения капитального ремонта в конкретных многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в том числе в многоквартирном доме заявительницы (в 2016 году) с указанием видов работ в рамках капитального ремонта. В дальнейшем постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 марта 2016 года N 152 был утвержден краткосрочный план реализации данной Региональной программы в 2016 году, в соответствии с которой в 2016 году в доме гражданки Г.З. Галимзяновой были выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Из чего следует, что необходимость проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Татарстан, включая перечень таких домов, сроки проведения в них капитального ремонта, а также перечень необходимых работ по капитальному ремонту, в том числе в многоквартирном доме заявительницы, были законодательно закреплены еще до принятия обжалуемого Закона Республики Татарстан, предписывающего Кабинету Министров Республики Татарстан принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Закона Республики Татарстан, включая порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, поскольку для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает гражданка Г.З. Галимзянова, имелось полное и достаточное правовое регулирование, ее доводы о том, что не своевременное принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме прямо или косвенно отразилось на проведении капитального ремонта в ее доме, являются несостоятельными. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2017 года N 739, исходя из его содержания, применяется в целях принятия Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан решений о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в случае рассмотрения вопроса о включении, невключении или исключении из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту (пункт 1.2). Многоквартирный дом заявительницы уже был включен в Региональную программу в 2013 году.
Таким образом, оспариваемое положение Закона Республики Татарстан само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе гражданки Г.З. Галимзяновой, и тем самым не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан. В связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы не является допустимой.
Из содержания жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка Г.З. Галимзянова, формально обжалуя конституционность части 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 14 мая 2014 года N 37-ЗРТ, фактически выражает несогласие непосредственно с качеством и объемом работ, выполненных в рамках капитального ремонта ее многоквартирного дома. Между тем разрешение данного вопроса, а также вопроса об обеспечении контроля за соблюдением Кабинетом Министров Республики Татарстан требований оспариваемого Закона Республики Татарстан не входит в полномочия Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.З. Галимзяновой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 14 мая 2014 года N 37-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.З. Галимзяновой и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 23 июня 2020 г. N 13-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.З. Галимзяновой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 14 мая 2014 года N 37-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 15 июля 2020 г.