Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В. Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение ходатайства гражданки Н.Е. Мешковой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Н.Е. Мешкова с ходатайством об официальном разъяснении определения Конституционного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2018 года N 19-О, которым заявительнице было отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года N 100-ЗРТ).
Конституционный суд Республики Татарстан в определении от 10 сентября 2018 года N 19-О пришел к выводу, что обжалуемое положение не содержит неопределенности в вопросе его соответствия Конституции Республики Татарстан.
В своем ходатайстве гражданка Н.Е. Мешкова указывает, что ей не понятно положение в данном определении Конституционного суда Республики Татарстан о том, что оспариваемая норма сама по себе не предусматривает ограничений в реализации права граждан, в том числе заявительницы, на получение жилого помещения по договору социального найма, установленного федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Она также обращает внимание на то, что и правоприменительные органы придают обжалуемой норме неверное истолкование, в связи с чем просит разъяснить определение Конституционного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2018 года N 19-О и ответить на следующий вопрос: можно ли отказывать инвалиду, страдающему заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на том основании, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий урегулирован статьей 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", которая предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а не жилого помещения на условиях социального найма.
2. В соответствии со статьей 77 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" официальное разъяснение решения Конституционного суда Республики Татарстан дается только самим Конституционным судом Республики Татарстан в своем заседании, в частности, по ходатайству лица, имеющего право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан. Как уже отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, по смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьей 68 указанного Закона Республики Татарстан официальное разъяснение не может быть простым воспроизведением решения суда и не должно выходить за пределы произведенной Конституционным судом Республики Татарстан проверки конституционности соответствующего нормативного правового акта (определения от 4 октября 2001 года N 5-О, от 14 декабря 2005 года N 11-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что ходатайство о даче официального разъяснения не может быть рассмотрено, если представленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения по существу или формулирования новых правовых позиций (определения от 20 апреля 2010 года N 593-О-Р, от 24 сентября 2013 года N 1270-О-Р, от 24 декабря 2013 года N 1928-О-Р).
Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы заявительницы, Конституционный суд Республики Татарстан в своем определении от 10 сентября 2018 года N 19-О указал, что предусмотренное оспариваемым Законом Республики Татарстан правовое регулирование является дополнительной гарантией обеспечения конституционного права граждан на жилище посредством предоставления им целевой субсидии, направлено на установление способа реализации отдельными категориями граждан их права на улучшение жилищных условий, а также на определение данных категорий граждан, в число которых наряду с другими включены инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, и финансируется в полном объеме за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Применительно к вопросу, поставленному гражданкой Н.Е. Мешковой в ходатайстве, Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что обжалуемое заявительницей положение не затрагивает вопросы предоставления жилого помещения по договору социального найма, порядок которого установлен федеральным законодательством. Исходя из чего Конституционный суд Республики Татарстан в своем определении от 10 сентября 2018 года N 19-О указал на то, что оспариваемая норма сама по себе не предусматривает ограничений в реализации права граждан, в том числе гражданки Н.Е. Мешковой, на получение жилого помещения по договору социального найма, установленного федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Тем самым содержание и смысл определения Конституционного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2018 года N 19-О выражены исчерпывающим образом, полностью основаны на нормах действующего законодательства и какая-либо правовая неопределенность по ним отсутствует. Вследствие этого указанное определение Конституционного суда Республики Татарстан не требует дополнительной детализации или уточнения.
Из ходатайства заявительницы следует, что ее обращение в Конституционный суд Республики Татарстан обусловлено, по сути, не отсутствием определенности или ясности в правовой позиции, сформулированной в обжалуемом определении от 10 сентября 2018 года N 19-О, а ее несогласием с интерпретацией оспариваемой нормы в правоприменительной практике. Между тем Конституционным судом Республики Татарстан при рассмотрении жалобы гражданки Н.Е. Мешковой не оценивались действия и решения правоприменительных органов, а также законность и обоснованность решений судов общей юрисдикции. Более того, в своем определении Конституционный суд Республики Татарстан отметил, что разрешение вопроса о законности и обоснованности судебных постановлений и решений должностных лиц правоприменительных органов по конкретному делу заявительницы не входит в полномочия Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, пунктом 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, частями первой, второй и шестой статьи 68, статьями 69, 72, 73 и 77 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства гражданки Н.Е. Мешковой об официальном разъяснении определения Конституционного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2018 года N 19-О, поскольку для разрешения поставленного заявительницей вопроса официальное разъяснение данного определения не требуется.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Н.Е. Мешковой и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 23 июня 2020 г. N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданки Н.Е. Мешковой об официальном разъяснении определения Конституционного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2018 года N 19-О"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 15 июля 2020 г.