Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзацев второго и пятого пункта 3.1 и абзаца второго пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, а также абзаца второго пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Р.Н. Садыковой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей нормативные правовые положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Р.А. Сахиевой, объяснения сторон - гражданки Р.Н. Садыковой, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - ведущего консультанта юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Р.Д. Асьмаевой, специалистов, привлеченных в судебное заседание по ходатайству представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника отдела аудита мер социальной поддержки Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Э.С. Пислегиной, первого заместителя директора Диспетчерского центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан И.Г. Чигвинцевой, руководителя продуктового направления по социальной защите и занятости Центра цифровой трансформации Республики Татарстан П.М. Павленко, при участии в судебном заседании переводчика - доцента кафедры общего языкознания и тюркологии Высшей школы национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета P.M. Болгаровой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Р.Н. Садыкова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацами вторым и пятым пункта 3.1 и абзацем вторым пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (далее также - Порядок), а также абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" (далее также - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 307).
Оспариваемый Порядок определяет условия предоставления пенсионерам Республики Татарстан путевок на санаторно-курортное лечение, приобретенных за счет средств бюджета Республики Татарстан (далее - путевки).
Абзац второй пункта 3.1 Порядка устанавливает, что территориальный орган социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее также - территориальный орган социальной защиты) в 3-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня поступления путевок (информации о поступлении путевок) по профилю санаторного лечения, согласно очередности информирует граждан о поступлении путевок по профилю санаторного лечения и необходимости обновления в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, документов, указанных в пункте 2.1 данного Порядка (в случае истечения срока их действия), по почте или по желанию гражданина одним из способов, указанных в заявлении (по телефону, либо СМС-сообщением, либо электронной почтой) (в редакции от 12 июня 2020 года).
Согласно абзацу пятому пункта 3.1 Порядка территориальный орган социальной защиты в 3-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня предоставления гражданином и получения территориальным органом обновленных документов и сведений принимает решение о выделении путевки или об отказе в ее выделении и уведомляет гражданина о принятом решении по почте или по желанию гражданина одним из способов, указанных в заявлении (по телефону, либо СМС-сообщением, либо электронной почтой).
В соответствии с абзацем вторым пункта 3.5 Порядка непредставление или представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.1 Порядка (в случае истечения срока их действия), является основанием для отказа в выделении гражданину путевки (в редакции от 26 сентября 2019 года).
Абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 307 в пункте 1.5 Порядка, определяющем продолжительность санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях, слова "18 дней" заменены словами "14 календарных дней".
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка Р.Н. Садыкова с сентября 2017 года является пенсионеркой. В том же году она обратилась в отдел социальной защиты Приволжского района города Казани с заявлением по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение на льготных условиях в соответствии с рассматриваемым Порядком, которую получила в 2019 году. Нарушение своих конституционных прав оспариваемыми положениями абзацев второго и пятого пункта 3.1 Порядка заявительница усматривает в том, что принцип очередности, предусмотренный в них, относится только к информированию граждан о поступлении путевок по профилю санаторного лечения, а также в необходимости обновления в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, документов, указанных в пункте 2.1 Порядка. Она полагает, что обжалуемые нормы в их взаимосвязи не распространяют принцип очередности на процедуру принятия решения о выделении путевки, не устанавливают способ такого информирования и только уведомляют гражданина о принятом решении о выделении путевки или об отказе в ее выделении как это предусмотрено в пункте 2.2.2 Порядка. При этом гражданка Р.Н. Садыкова подчеркивает, что в заявлении по форме согласно приложению N 2 к Порядку граждане выбирают способ их информирования только при постановке на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, а в случае же поступления путевок по профилю санаторного лечения и необходимости обновления соответствующих документов способ информирования граждан оставлен на произвольное усмотрение территориального органа социальной защиты. Тем самым, как она считает, оспариваемые нормы нарушают ее конституционные права, поскольку в них должным образом не урегулирован способ информирования граждан о поступлении путевок по профилю санаторного лечения и установлен короткий срок обновления документов, у которых истекает или уже истек период их действия.
Заявительница также указывает, что абзацем вторым пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 307 в пункте 1.5 Порядка продолжительность санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях с 18 дней сокращена до 14 календарных дней, что является ограничением конституционных прав граждан на социальное обеспечение.
На основании изложенного гражданка Р.Н. Садыкова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзацы второй и пятый пункта 3.1 и абзац второй пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, а также абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" не соответствующими статьям 2, 13, 24 (часть первая), 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 38 (часть первая) и 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Татарстан; Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в правовой системе Республики Татарстан, прямое действие и применяется на всей территории Республики Татарстан; законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
1.1. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2019 года N 877 были внесены изменения в Порядок обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, в том числе и в те его положения, которые оспариваются заявительницей. С учетом внесенных изменений форма заявления на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение на льготных условиях (Приложение N 2) была изложена в новой редакции, из которой следует, что при подаче заявления заявитель в обязательном порядке выражает согласие на получение информации, в том числе об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение на льготных условиях либо об отказе в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение на льготных условиях и указывает способы оповещения, которые гражданин вправе выбрать по своему усмотрению: в письменной форме по почтовому адресу; СМС-сообщением на телефон; в форме электронного документа по адресу электронной почты; через личный кабинет в государственной информационной системе Республики Татарстан "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан".
К началу рассмотрения дела в судебном заседании в обжалуемый абзац второй пункта 3.1 Порядка постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июня 2020 года N 485 внесены изменения, уточняющие способы информирования граждан о принятом решении о выделении или об отказе в выделении путевок по профилю санаторного лечения, согласно которому территориальный орган социальной защиты информирует граждан по почте или по желанию гражданина одним из способов, указанных в заявлении (по телефону, либо СМС-сообщением, либо электронной почтой).
Таким образом, поскольку в настоящее время данный Порядок действует в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июня 2020 года N 485, Конституционный суд Республики Татарстан приходит к выводу, что оспариваемое заявительницей правовое регулирование с учетом внесенных изменений предусматривает, что оповещение граждан происходит в обязательном порядке на всех этапах рассмотрения и принятия решения по вопросу о выделении путевки путем выбранного ими же самими способа информирования, указанного в заявлении.
В соответствии с частью второй статьи 46 во взаимосвязи со статьей 63 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство по данному делу прекращается, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Следовательно, с учетом внесенных изменений в обжалуемый Порядок производство по настоящему делу в части проверки конституционности взаимосвязанных положений абзацев второго и пятого пункта 3.1 Порядка, в той мере, в какой в них, по мнению заявительницы, не урегулирован способ информирования граждан о поступлении путевок, подлежит прекращению.
1.2. В соответствии с частью девятой статьи 3 и частью третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан; принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный суд Республики Татарстан при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
С учетом изложенного предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются:
- взаимосвязанные положения абзацев второго и пятого пункта 3.1 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (в редакции от 12 июня 2020 года N 485), в той мере, в какой они не определяют очередность предоставления путевок;
- абзац второй пункта 3.1 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, в той мере, в какой в нем для обновления документов, указанных в пункте 2.1 Порядка (в случае истечения срока их действия), установлен 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях;
- взаимосвязанные положения абзаца пятого пункта 3.1 и абзаца второго пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, служат основанием для принятия территориальным органом социальной защиты решения об отказе в выделении путевки в случае непредставления гражданином или представления им неполного пакета документов, указанных в пункте 2.1 Порядка (в случае истечения срока их действия);
- абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан", в той мере, в какой им продолжительность предоставляемой путевки уменьшена с 18 дней до 14 календарных дней.
2. Оспариваемые заявительницей правовые положения затрагивают сферы здравоохранения и социальной защиты. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1), по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76).
На основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть третья статьи 26.3-1).
В силу предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в этой сфере республиканский законодатель в Законе Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" предусмотрел меры социальной поддержки отдельным категориям населения в Республике Татарстан, а также конкретные объемы и формы их предоставления, указав при этом, что порядок его реализации устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан (статья 9).
Таким образом, утверждая оспариваемый Порядок, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
3. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан - Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 13 и часть первая статьи 54). Аналогичные по смыслу гарантии установлены Конституцией Российской Федерации (статьи 7 и 39 (часть 1)).
В целях совершенствования мер социальной поддержки в части оздоровления пенсионеров, проживающих на территории Республики Татарстан, предоставления им большей доступности к санаторно-курортному лечению на льготных условиях, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 утвержден рассматриваемый Порядок, который определяет условия предоставления пенсионерам Республики Татарстан путевок на санаторно-курортное лечение, приобретенных за счет средств бюджета Республики Татарстан.
3.1. Согласно пункту 2.1 Порядка гражданин, нуждающийся в санаторно-курортном лечении, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, обращается в территориальный орган социальной защиты по месту жительства гражданина с заявлением по форме, утвержденной Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с приложением следующих документов: справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме N 070/у; документов, подтверждающих доходы за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, учитываемые при исчислении величины среднемесячного дохода гражданина, в порядке, указанном в пункте 1.3 Порядка, за исключением сведений о доходах, имеющихся в Пенсионном фонде Российской Федерации; копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, дополнительно представляет справку о наличии такого заболевания.
Из рассматриваемых норм Порядка в их взаимосвязи с другими его положениями следует, что территориальный орган социальной защиты на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, получает необходимые для принятия решения о постановке гражданина на учет сведения и в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о постановке гражданина на учет на получение путевки или об отказе в ней и доводит соответствующее решение до гражданина способом, указанным в заявлении (пункты 2.2, 2.2.1, 2.2.2). При этом в силу пункта 2.2.4 Порядка территориальный орган социальной защиты формирует списки граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, по дате подачи заявления.
По своему правовому содержанию оспариваемые взаимосвязанные положения абзацев второго и пятого пункта 3.1 Порядка являются одним из элементов механизма предоставления гражданам путевки. Его начальный этап - подача документов и принятие на их основе решения о постановке (либо отказе в постановке) заявителя на соответствующий учет урегулирован в том числе Административным регламентом предоставления государственной услуги по постановке отдельных категорий пенсионеров Республики Татарстан на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение на льготных условиях, утвержденным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 16 июля 2015 года N 473. По смыслу пункта 3.3 вышеуказанного Административного регламента в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации заявления и приема документов специалист Управления (отдела) социальной защиты по месту жительства заявителя осуществляет прием и регистрацию заявления в журнале регистрации заявлений, вручает заявителю расписку с отметкой о дате приема заявления и документов, присвоенным входящим номером.
Что касается непосредственно самого учета граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и обратившихся в территориальные органы социальной защиты, то он осуществляется с помощью информационной системы "Социальный регистр населения Республики Татарстан", которая в целях совершенствования механизма организации, повышения уровня и качества адресной социальной помощи жителям Республики Татарстан в связи с переходом сферы социальной защиты Республики Татарстан на единую базу данных граждан, получающих меры социальной поддержки, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2014 года N 863 определена в качестве государственной информационной системы (далее также - Система). Положение о Системе утверждено совместным приказом Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 30 октября 2018 года N 8-05-п/219. В соответствии с правовым смыслом пунктов 1.4 и 1.6 данного Положения Система включает в себя подсистему "Санаторно-курортные путевки", представляет собой единую базу данных и предназначена для сбора, хранения, обработки и накопления информации о гражданах Республики Татарстан в едином информационном пространстве в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Республике Татарстан, в том числе о поставщиках социальных услуг и о получателях социальных услуг. Из системного анализа приведенных правовых актов, ответов Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, а также выступления представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, следует, что учет граждан осуществляется исходя из даты подачи гражданином заявления на обеспечение путевкой и начинается с введением заявления гражданина, отражения в подсистеме принятого по данному заявлению решения, в случае принятия положительного решения распределения путевки, выдачи квитанции на оплату собственного платежа и завершается вводом в подсистему реквизитов отрывного талона к путевке, свидетельствующем об использовании гражданином путевки на санаторно-курортное лечение.
Информацию о закреплении путевки за заявкой территориальный орган социальной защиты автоматически получает из Системы и информирует гражданина о поступлении путевки по профилю санаторного лечения и необходимости обновления в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, документов, указанных в пункте 2.1 Порядка (в случае истечения срока их действия).
Следовательно, из взаимосвязанных положений Системы, Порядка и Административного регламента вытекает, что принцип очередности (определенной последовательности) постановки на учет по обеспечению путевкой определяется датой подачи гражданином заявления и автоматически распространяется и на процедуру принятия решения о выделении путевки.
Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение от 3 апреля 2014 года N 686-О).
Таким образом, взаимосвязанные положения абзацев второго и пятого пункта 3.1 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (в редакции от 12 июня 2020 года N 485), сами по себе не могут рассматриваться как отменяющие, ограничивающие или иным образом нарушающие конституционные права граждан, включая и заявительницу, в указанном в жалобе аспекте.
3.2. Принятие решения о выделении путевки или об отказе в ее выделении в соответствии с оспариваемым абзацем пятым пункта 3.1 Порядка является следующим этапом в механизме выделения путевки. При этом на данной стадии от гражданина требуется обновление документов, представленных им в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, только в случае истечения сроков их действия.
Закрепленное в рассматриваемом Порядке регулирование о необходимости обновления в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях документов, срок действия которых истек или уже истекает, основано на положениях федерального законодательства. Так, справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме N 070/у (далее также - Справка), действительна в течение 12 месяцев и выдается в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению". Сама Справка формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании пункта 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". При этом, поскольку условие о сроке действия Справки указано непосредственно на ее бланке, граждане при подаче заявления на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение знают срок ее действия, в связи с чем имеют возможность заблаговременно актуализировать Справку до принятия решения о выделении путевки.
По своему правовому смыслу данная норма, исходя из принципа адресности предоставления мер социальной поддержки в Республике Татарстан, направлена как на исполнение гражданином обязанности подтверждения своего права на санаторно-курортное лечение при решении территориальным органом социальной защиты о выделении ему путевки, так и на выделение гражданину путевки именно в то санаторно-курортное учреждение, которое в полной мере будет соответствовать профилю имеющегося у него заболевания, что наиболее благоприятно влияет на поддержку здоровья пенсионеров Республики Татарстан.
Взаимосвязанные положения абзаца пятого пункта 3.1 и абзаца второго пункта 3.5 оспариваемого Порядка предполагают, что непредставление или представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.1 Порядка (в случае истечения срока их действия), является основанием для отказа в выделении гражданину путевки. Отсюда следует, что непредставление гражданином обновленных документов в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, может привести к отказу в предоставлении ему путевки.
Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что исходя из приведенных норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, сам по себе пропуск 5-дневного срока, предусмотренного Порядком для обновления документов, не должен служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину соответствующих мер социальной поддержки, поскольку принятию решения территориальным органом социальной защиты по данному вопросу должно предшествовать выявление причин непредставления гражданином обновленных документов. Установленный Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах своих дискреционных полномочий 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, является объективно достаточным для обновления документов, однако при наличии уважительных причин в задержке такого обновления территориальным органом социальной защиты не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Исходя из этого, Конституционный суд Республики Татарстан полагает, что правоприменителю следует избегать формального подхода при принятии решения об отказе в выделении гражданину путевки и не допускать возможности произвольного применения оспариваемой нормы. Тем самым само по себе принятие территориальным органом социальной защиты решения об отказе гражданину в выделении путевки в случае не обновления справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме N 070/у в связи с истечением срока ее действия не является основанием для снятия гражданина с учета на получение путевки.
Такой вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который отметил, что если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление (определение от 3 апреля 2014 года N 686-О).
Таким образом, абзац второй пункта 3.1 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (в редакции от 12 июня 2020 года N 485), а также взаимосвязанные положения абзаца пятого пункта 3.1 и абзаца второго пункта 3.5 указанного Порядка соответствуют Конституции Республики Татарстан, поскольку устанавливают объективно достаточный для обновления документов срок, и, с учетом выявленного в настоящем постановлении конституционно-правового смысла, не предполагают для территориального органа социальной защиты возможности безусловного отказа в выделении гражданину путевки и снятии его с учета в случае непредставления им в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, обновленных документов.
3.3. Абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" обжалуется заявительницей, поскольку им продолжительность предоставляемой путевки уменьшена с 18 дней до 14 календарных дней.
Ни на федеральном уровне, ни на законодательном уровне Республики Татарстан какой-либо конкретный срок продолжительности санаторно-курортного лечения не установлен. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" предусмотрен лишь возможный диапазон для определения продолжительности санаторно-курортного лечения, который составляет от 14 до 21 дня (пункт 20).
Поскольку выделение путевок на санаторно-курортное лечение пенсионерам Республики Татарстан является дополнительной мерой социальной поддержки, установление которой является правом, а не обязанностью Республики Татарстан, и финансируется полностью за счет средств бюджета Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, с учетом анализа ситуации в данной сфере, реальных возможностей бюджета Республики Татарстан, а также в целях обеспечения большего количества пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением определил продолжительность санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях - 14 календарных дней.
При этом утвержденное Кабинетом Министров Республики Татарстан правовое регулирование, касающееся срока продолжительности санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях Республики Татарстан как в ранее действовавшей редакции - 18 дней, так и в ныне действующей редакции - 14 календарных дней, согласуется с вышеуказанным положением приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 279н.
Это также отвечает правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно отмечал, что, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления (постановление от 10 ноября 2009 года N 17-П; определение от 9 ноября 2010 года N 1439-О-О и др.).
Следовательно, абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан", устанавливающий объем предоставления социальных льгот в виде продолжительности санаторно-курортного лечения пенсионеров Республики Татарстан в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, по своему содержанию и целевому назначению является одним из элементов механизма, направленного государством на обеспечение мер по реализации гражданами права на социальную защиту, и сам по себе не может рассматриваться как отменяющий, ограничивающий или иным образом нарушающий конституционные права граждан, в том числе и заявительницы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 46, статьей 63, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71, 73, 84, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать взаимосвязанные положения абзацев второго и пятого пункта 3.1 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (в редакции от 12 июня 2020 года N 485), соответствующими Конституции Республики Татарстан в той мере, в какой принцип очередности (определенной последовательности) постановки на учет по обеспечению путевкой определяется датой подачи гражданином заявления и автоматически распространяется и на процедуру принятия решения о выделении путевки.
2. Признать абзац второй пункта 3.1 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (в редакции от 12 июня 2020 года N 485), а также взаимосвязанные положения абзаца пятого пункта 3.1 и абзаца второго пункта 3.5 указанного Порядка, соответствующими Конституции Республики Татарстан, в той мере, в какой они устанавливают объективно достаточный для обновления документов срок, и, с учетом выявленного в настоящем постановлении конституционно-правового смысла, не предполагают для территориального органа социальной защиты возможности безусловного отказа в выделении гражданину путевки и снятии его с учета в случае непредставления им в 5-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, обновленных документов.
3. Признать абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" соответствующим Конституции Республики Татарстан в той мере, в какой им продолжительность предоставляемой путевки уменьшена с 18 дней до 14 календарных дней.
4. Прекратить производство по настоящему делу в части проверки конституционности взаимосвязанных положений абзацев второго и пятого пункта 3.1 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 (в редакции от 12 июня 2020 года N 485), в той части, в какой в них урегулирован способ информирования граждан о поступлении путевок.
5. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
6. Настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан", "Республика Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU). Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 14 июля 2020 г. N 92-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и пятого пункта 3.1 и абзаца второго пункта 3.5 Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97, а также абзаца второго пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 мая 2017 года N 307 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" в связи с жалобой гражданки Р.Н. Садыковой"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 16 июля 2020 г., в газете "Ватаным Татарстан" от 22 июля 2020 г. N 105, в газете "Республика Татарстан" от 24 июля 2020 г. N 105