Решение Самарского областного суда от 22 июня 2020 г. N 3а-802/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-802/2020 по административному исковому заявлению Г.Я.Б. к Думе городского округа Самара о признании недействующим в части нормативного правового акта, с участием прокурора - Р.О.В., представителя административного истца - П.М.А., представителя административного ответчика Думы городского округа Самары - П.А.Ю., установил:
Г.Я.Б. обратился в Самарский областной суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором просит признать недействующим Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований административный истец указал, что Г.Я.Б. является собственником нежилого сооружения ( <данные изъяты>) с кадастровым номером N. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, категория - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под <данные изъяты>. Постановлением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Г.Я.Б. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, так как согласно выписке из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Самары (далее - ИСОГД) испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий. Наличие красной линии, проходящей через земельный участок, подтверждено и выпиской из ИСОГД. Факт расположения земельного участка в границах красных линий препятствует реализации истцом права на выкуп указанного земельного участка. Красные линии установлены оспариваемым нормативным правовым актом. Полагает, что красные линии должны утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории и не могут обозначаться на документах генерального плана, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 23, подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30.
В судебном заседании представитель административного истца П.М.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Относительно заявленных требований административным ответчиком - Думой городского округа Самара представлены письменные возражения, в которых ответчик ссылается на то, что красные линии, определяющие границы улиц и дорог, предусмотрены как действующим Генеральным планом, так и ранее разработанной и утверждённой градостроительной документацией - Генеральным планом г. Куйбышева, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226, которым была утверждена Схема планировочных ограничений г. Куйбышева и установлены красные линии на территории города в соответствии с ранее действующим законодательством, до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации и до настоящего времени не изменялись. Согласно п. 4.2.8 Приложения "Положение о территориальном планировании, карты и схемы" к Решению Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, при разработке Генерального плана городского округа Самара использовалась ранее разработанная градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1987 года, а также "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года. Таким образом, на момент принятия оспариваемого Генерального плана имелась действующая, с учетом статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", градостроительная документация, содержащая красные линии территории города Самары, включая улицу <адрес>. Следовательно, красные линии на земельном участке с кадастровым номером N не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Решением Думы N 181 красные линии застройки были перенесены на Схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" из Схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генплана, утвержденного решением Думы от 20.03.2008 г. N 539, при этом расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы принятия, порядка опубликования и утверждения, что подтверждено решением Ленинского районного суда г. Самары от 05.05.2012 г., вступившего в законную силу 19.07.2012 г., прав и законных интересов административного истца не нарушает. Отмена красных линий в отношении спорного участка не повлечет за собой правовые последствия, которые позволили бы оформить истцу указанный земельный участок в собственность, поскольку на участке отсутствует объект недвижимости, вид разрешенного использования указан неверно.
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы городского округа Самары П.А.Ю. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в соответствии с позицией, изложенной в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц Департамента градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Департаментом градостроительства городского округа Самара представлены письменные возражения, в которых просит в удовлетворении иска отказать. Указывает, что на спорном земельном участке красные линии обозначают границы фактически существующей улицы. Полагает, что оспариваемый нормативный акт является законным и не нарушает права административного истца.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самара (далее - Генплан).
Нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года.
Изменения, внесённые в Генплан Решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части удаления красных линий застройки со Схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на Схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в издании "Самарская Газета" N 29 (4806), 18.02.2012 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, с соблюдением процедуры и формы принятия, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы городского округа Самара регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом, из статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Установлено, что с 14.06.2005 г. Г.Я.Б. является собственником нежилого сооружения с кадастровым номером N, состоящее из операторской N кв. м, трех резервуаров по 25 куб. м. технологического трубопровода, <данные изъяты> 64,5 мп., гильзы Д-100 64,5 мп, ливневой канализации из асбестоцементных труб 3,0 мп, поглощающего ливневого колодца ПЛК-1, дождеприемника ДП-1, электроснабжения, металлических кронштейнов для светильников 6 шт., арматуры уличного освещения с люминисцентными лампами 6 шт., кабелей: Б) марки ВВГ 3*4+1*2,5 напряжением 04, 46,5 м, В) марки ВВЕЭ 4*1 напряжением 0,4 120 м., общей площадью N кв. м..
Г.Я.Б. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, категория - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - <данные изъяты>, площадью N кв. м., что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Г.Я.Б. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, так как согласно выписке из ЕГРН в границах земельного участка отсутствуют объекты недвижимости, согласно выписке из ИСОГД испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, согласно выписке из ЕГРН земельный участок имеет разрешенное использование " <данные изъяты>" в то время как в качестве цели, для которой испрашивается земельный участок, в заявлении указано " <данные изъяты>".
Как следует из ответа Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах красных линий ( <адрес>).
Согласно сведениям ИСОГД от 28.02.2020 г. земельный участок расположен в границах красных линий.
Как следует из письменных пояснений Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N частично относится к территории общего пользования, поскольку расположен в границах красных линий <адрес> N "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры".
В соответствии с решением Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181 красные линии исключены из Схемы N 1 и нанесены на Схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генплана.
Представленная в материалы дела Схема N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" в числе условных обозначений содержит "красные линии застройки".
Суд полагает, что расположение в красных линиях земельного участка, на который не распространяется градостроительный регламент, нарушает права административного истца, препятствует в реализации его права на приобретение участка в собственность, поскольку на спорном земельном участке располагается сооружение ( <данные изъяты>), принадлежащее Г.Я.Б. на праве собственности с 2005 года, земельный участок был предоставлен для использования под <данные изъяты>.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом суд учитывает, что для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером N предоставлен в аренду Г.Я.Б. с видом разрешенного использования под <данные изъяты>, поставлен на государственный кадастровый учет 13.01.2004 г., то есть до утверждения Генерального плана г. Самара решением Самарской городской Думы от 20.03.2008 г. N 539, от 07.02.2012 г. N 181.
Доказательств, подтверждающих, что часть арендуемого административным истцом земельного участка, ограниченная красной линией, или весь участок, является фактически существующей улицей либо дорогой, суду не представлено.
Принимая во внимание, что статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий (ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая в данном случае отсутствует, суд приходит к выводу, что требования Г.Я.Б. о признании недействующим в оспариваемой части утвержденного решением Самарской городской Думы от 20 марта 2008 года N 539 Генерального плана городского округа Самара в редакции решения Думы от 7 февраля 2012 года N 181, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Предоставление спорного участка в аренду физическому лицу для использования под <данные изъяты> свидетельствует о том, что частью территории общего пользования он не являлся.
Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, то в силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не может содержать положений ему противоречащих. В связи с этим не могут быть признаны обоснованными ссылки административного ответчика на ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 191, содержание которой не предполагает отражение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей Градостроительному Кодексу Российской Федерации, которым в свою очередь установлено, что проект красных линий утверждается только отдельными документами в составе документации по планировке территорий.
Утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены, в связи с чем отображение красных линий в картографическом материале Генерального плана г.о. Самара противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Ссылки Думы городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 05.05.2012 года несостоятельны, поскольку вопрос о правомерности установления красных линий на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г. Самары, утвержденного решением Самарской городской Думы от 7 февраля 2012 года N 181, предметом разбирательства не являлся. Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта в данном случае не оспаривается.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд полагает, что нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил::
Административные исковые требования Г.Я.Б. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская Газета" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 июня 2020 г. N 3а-802/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании