Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Волоколамского городского округа
от 23.06.2020 N 401
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрацией Волоколамского городского округа
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрацией Волоколамского городского округа (далее - Порядок) определяет процедуру проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Волоколамского городского округа в целях выявления в них коррупциогенных факторов.
1.2. В целях исполнения настоящего порядка используются следующие основные понятия:
а) нормативный правовой акт (далее - нормативный акт) - это правовой акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеющий общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, и распространяющийся на неограниченный круг лиц;
б) проект нормативного правового акта (далее - проект нормативного акта) - документ, разработанный с целью последующего принятия администрацией Волоколамского городского округа, содержащий нормы, направленные на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, и распространяющийся на неограниченный круг лиц;
в) коррупциогенные факторы - положения нормативных актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1.3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
- определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявших первоначальный нормативный правовой акт;
- принятие нормативного акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;
- установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
- нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
1.4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
1.5. Субъектом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов и проектов нормативных актов администрации Волоколамского городского округа является отдел юридической службы администрации Волоколамского городского округа.
1.6. Объектом антикоррупционной экспертизы являются постановления и распоряжения администрации городского округа, имеющие признаки нормативности в соответствии с пп. "а" и "б" пункта 1.2 настоящего Порядка.
1.7. Цель антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов - выявление коррупциогенных факторов для их последующего устранения.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов
2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов осуществляется в форме анализа норм проекта нормативного акта на наличие коррупциогенных факторов.
2.2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов проводится в соответствии с методикой проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
2.3. Антикоррупционная экспертиза проводится отделом юридической службы одновременно с осуществлением правовой экспертизы проектов нормативных актов.
2.4. Проекты нормативных актов передаются в отдел юридической службы с приложением всех документов, в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены, за исключением нормативных правовых актов федерального уровня и Московской области.
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов без приложения указанных документов не проводится, а проекты нормативных актов возвращаются разработчику.
Разработчик проекта нормативных актов в рамках проведения антикоррупционной экспертизы и в сроки не более 5 дней обязан принять меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно внести проект нормативного акта на антикоррупционную экспертизу.
2.5. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов проводится отделом юридической службы в течение 10 (десяти) дней.
2.6. При проведении антикоррупционной экспертизы специалисты отдела юридической службы могут привлекать разработчиков проекта нормативного акта для получения разъяснений, связанных с ее проведением.
2.7. По результатам антикоррупционной экспертизы и в случае выявления в проектах коррупциогенных факторов отдел юридической службы готовит заключение по форме согласно форме N 1 к настоящему Порядку. В заключении отражаются выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проектов коррупциогенные факторы и предлагаются способы их устранения.
2.8. Заключение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного акта направляется главе Волоколамского городского округа для принятия мер по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
2.9. Устранение выявленных в проекте нормативного акта коррупциогенных факторов в соответствии с заключением экспертизы проводится разработчиками проекта нормативного акта по поручению главы Волоколамского городского округа и предложениям отдела юридической службы.
2.10. Заключение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов подлежит обязательному рассмотрению исполнителем в 10-дневный срок.
3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных актов осуществляется специалистами отдела юридической службы по поручению главы Волоколамского городского округа или лица, исполняющего полномочия главы администрации Волоколамского городского округа, органов прокуратуры и иных контролирующих органов.
3.2. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных актов проводится в течение 10 дней.
3.3. Не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных актов администрации Волоколамского городского округа в отношении отмененных или признанных утратившими силу, а также в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в такие акты не были внесены изменения.
3.4. В случае выявления в нормативных актах администрации Волоколамского городского округа коррупциогенных факторов специалистами отдела юридической службы готовится заключение по форме согласно форме N 1 к настоящему Порядку.
3.5. Заключение антикоррупционной экспертизы действующего нормативного акта администрации направляется главе Волоколамского городского округа для принятия мер по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
3.6. Устранение выявленных в нормативном акте коррупциогенных факторов в соответствии с заключением экспертизы проводится разработчиками проекта нормативного акта по предложениям отдела юридической службы.
3.7. Заключение антикоррупционной экспертизы действующего нормативного акта подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок.
4. Содержание заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов (проектов нормативных актов)
4.1. В заключении отражаются все выявленные положения проекта нормативного акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы), содержащих данные положения, и соответствующих коррупциогенных факторов.
4.2. В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте нормативного акта выявленных коррупциогенных факторов, а также предложения о способах устранения данных факторов.
4.3. Заключение подписывается начальником отдела юридической службы, или консультантом отдела юридической службы, или специалистом отдела юридической службы, проводившим антикоррупционную экспертизу нормативного акта.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных актов
5.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой.
5.2. В отношении проектов нормативных актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
5.3. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, организационно-контрольное управление администрации Волоколамского городского округа организует работу по опубликованию указанного проекта нормативного акта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного акта с указанием дат начала и окончания приема заключений.
5.4. Проекты нормативных актов размещаются на официальном сайте администрации Волоколамского городского округа не менее 7 календарных дней.
Для проведения независимой экспертизы административных регламентов этот срок составляет 30 календарных дней.
5.5. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме согласно форме N 1 к настоящему Порядку.
5.6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в 30 календарных дней со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в проекте нормативного акта коррупциогенным фактором.
6. Порядок представления в Волоколамскую городскую прокуратуру нормативных актов и проектов нормативных актов для проведения антикоррупционной экспертизы
6.1. Уполномоченным структурным подразделением администрации Волоколамского городского округа по представлению в Волоколамскую городскую прокуратуру (далее - прокуратура) проектов нормативных правовых актов администрации Волоколамского городского округа является отдел юридической службы администрации Волоколамского городского округа.
6.2. Проект нормативного акта вместе с положительным заключением отдела юридической службы на соответствие его требованиям действующего законодательства передается в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.
6.3. Отдел юридической службы:
- направляет нарочным проекты нормативных актов в прокуратуру с сопроводительным письмом;
- осуществляет контроль над соблюдением сроков направления проектов нормативных актов, ведет учет направленных в прокуратуру проектов нормативных актов, ведет учет поступивших из прокуратуры требований прокурора об отмене или внесении изменений в проект нормативных актов;
- направляет принятые нормативные акты в прокуратуру в течение 15 рабочих дней со дня их подписания главой Волоколамского городского округа.
7. Заключительные положения
7.1. Заключения, составленные по результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной специалистами отдела юридической службы, и экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность, хранятся у разработчиков нормативных актов (проектов нормативных актов) в течение срока действия нормативного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.