Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июля 2020 г. N 643-р
5 октября 2020 г.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2021 г. N 547-Р настоящий документ признан утратившим силу
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы (далее - прогноз).
2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов исходить из основных показателей прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы, указанных в приложении N 1 к прогнозу.
3. Признать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2019 г. N 546-р.
Председатель Кабинета Министров |
О. Николаев |
Одобрен
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 21.07.2020 N 643-р
Прогноз
социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы
5 октября 2020 г.
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики.
Раздел 1 изменен. - Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2020 г. N 869-р
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики.
Достигнутый уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2019 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта в 2019 году, по оценке, - 101,1 процента в сопоставимых ценах (по России объем валового внутреннего продукта - 101,3 процента);
индекс промышленного производства - 104,7 процента (по России - 102,3 процента);
рост сельскохозяйственного производства - 105,1 процента (по России - 104,0 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 105,7 процента (по России - 101,7 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 83,7 процента (по России - 100,6 процента);
объем ввода жилья - 109,8 процента (по России - 106,2 процента);
потребительская инфляция - 2 процента (по России - 3 процента);
темп роста оборота розничной торговли - 104,7 процента (по России - 101,9 процента), объема платных услуг населению - 100,3 процента (по России - 100,5 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным данным, - 104,2 процента (по России - 101,0 процента);
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на конец 2019 года, - 4222 человека (на конец 2018 года - 4135 человек).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее благоприятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Консервативный вариант предусматривает менее благоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, затяжное восстановление экономики и замедление темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке республиканского бюджета Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов используется базовый вариант прогноза.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на среднесрочный период.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития экономики на среднесрочный период относятся:
снижение мировых цен на нефть, а также снижение ее потребления, обусловленное спадом экономик большинства стран;
развитие пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшей приостановление экономической деятельности;
снижение спроса на производимую предприятиями республики продукцию, приостановление действия ранее достигнутых договоренностей о поставке продукции;
снижение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций;
дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
Раздел 3 изменен. - Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2020 г. N 869-р
3. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики.
Обобщающим показателем социально-экономического развития региона является объем валового регионального продукта, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики. От того, насколько успешно в прогнозируемом периоде будут развиваться основные отрасли экономики, будет зависеть рост валового регионального продукта.
По оценке, в 2020 году валовой региональный продукт в реальном выражении составит 98,5 процента, в 2021 - 2023 годах - по консервативному варианту прогноза в пределах 100,3-101,2 процента, по базовому - 101,8-102,5 процента.
Индекс промышленного производства в 2020 году, по оценке, составит 99,5 процента. Прирост индекса промышленного производства, по прогнозу, в 2021 году составит 1 процент по консервативному варианту и 2 процента по базовому варианту, в 2022 году - соответственно 2 и 3 процента, в 2023 году - 2,1 и 3,2 процента.
Ряд предприятий республики, обладая значительным инновационным потенциалом, способны в прогнозируемом периоде разрабатывать, модернизировать и серийно производить новейшую продукцию, внедрять новые технологические идеи для высокотехнологичных секторов экономики как в Российской Федерации, так и в Чувашской Республике.
Всего в настоящее время промышленными предприятиями республики на разных этапах реализуется 65 инвестиционных проектов общим объемом инвестиций более 31,5 млрд. рублей, среди них создание производства тракторов малой и средней мощности (от 60 до 180 л.с.), в том числе через заключение специального инвестиционного контракта (ООО "МИГ "КТЗ"), строительство производства перекиси водорода мощностью 50 тыс. тонн в год на существующей площадке (ПАО "Химпром"), разработка отказоустойчивых мультиагентных автоматизированных систем управления технологическим процессом (АО "ЭЛАРА") и ряд других.
В целях улучшения инвестиционного климата в Чувашской Республике для реализации крупных инвестиционных проектов проводится работа по активизации следующих направлений поддержки инвестиционной деятельности:
защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов путем заключения специальных инвестиционных контрактов (снижены ставки налогов на прибыль организаций до 0 процентов и на имущество организаций до 0,1 процента. Принят Закон Чувашской Республики от 14 июля 2020 г. N 60 "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Закона Чувашской Республики "О промышленной политике в Чувашской Республике", направленный на дальнейшее стимулирование деятельности инвесторов, заключивших специальный инвестиционный контракт);
создание единого института развития промышленности на базе ПАО "Корпорация развития Чувашской Республики" и АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии, который будет предоставлять услуги по принципу "одного окна", осуществлять льготное заемное финансирование инвестиционных проектов по ставкам от 1 до 3 процентов, заниматься подбором земельных участков и развитием промышленной инфраструктуры;
формирование предложений по внесению изменений в формы оказания государственной поддержки на основе предложений промышленных предприятий в Чувашской Республике;
оказание содействия в расширении взаимодействия со стратегическими партнерами путем проведения встреч, совещаний и иных отраслевых мероприятий;
проведение организационных мероприятий по развитию кооперационных связей и организации взаимовыгодного сотрудничества хозяйствующих субъектов регионов Российской Федерации;
возобновление проведения специализированных выставок (например, "РЕЛАВ-Экспо"), презентаций, визитов, создание условий для активного участия в них промышленных предприятий республики.
Важным фактором экономического роста должна стать реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", что позволит вовлечь к 2024 году в выполнение мероприятий не менее 60 предприятий и обеспечить на них ежегодный прирост производительности труда не менее 5 процентов.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, по оценке, в 2020 году составит 43,6 млрд. рублей, или 101,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.
В прогнозируемом периоде предусмотрена реализация 291 инвестиционного проекта (из них 105 - по строительству (реконструкции), модернизации производственных объектов) на сумму 7,8 млрд. рублей с созданием 726 рабочих мест, среди них строительство коровника на 600 коров (ООО "ЧебоМилк"), строительство коровника на 600 голов (СХПК "Коминтерн"), строительство родильного отделения крупного рогатого скота на 400 голов (АО "Вурнарский мясокомбинат"), строительство элеваторного комплекса на 15000 тонн зерна (ООО Агрофирма "Пионер") и др.
Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса будут:
развитие импортозамещающих производств в сельском хозяйстве, включая овощеводство, плодоводство, садоводство и хмелеводство, на основе ресурсосберегающих земледельческих технологий и использования высокопродуктивного посевного материала;
возделывание новых культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня;
развитие науки и инновационной деятельности, модернизация материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса, развитие селекции и семеноводства;
строительство новых, реконструкция и модернизация действующих хранилищ зерна, картофеля, овощей и фруктов на основе инновационных технологий и современного оборудования, оснащение их технологическим и холодильным оборудованием;
строительство новых молочных ферм (от 200 голов) и ферм по выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота молочных пород (от 120 скотомест), модернизация действующих молочных ферм (от 100 голов);
создание эмбрионального центра (лаборатории) в животноводстве молочного направления;
создание комбикормовых предприятий и (или) цехов;
создание мощностей для подработки зерна перед закладкой на хранение;
техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства (приобретение техники и оборудования), техническое перевооружение в рамках приоритетных подотраслей АПК.
В 2021 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по консервативному варианту прогноза составит 45,9 млрд. рублей (101 процент в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года), по базовому варианту - 46,6 млрд. рублей (103 процента), в 2022 году - 48,1 млрд. рублей (101,2 процента) и 49,6 млрд. рублей (103,2 процента), в 2023 году - 50,2 млрд. рублей (101,3 процента) и 52,6 млрд. рублей (103,6 процента) соответственно.
По прогнозной оценке, с учетом экономической ситуации объем инвестиций в основной капитал в 2020 году составит 60,5 млрд. рублей, или 89 процентов к уровню 2019 года. Начиная с 2021 года прогнозируется увеличение темпов роста инвестиций: в 2021 году по консервативному варианту прогноза - 64,1 млрд. рублей, или 100,1 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года (по базовому варианту - 64,3 млрд. рублей, или 101 процент), в 2022 году - 68,5 млрд. рублей, или 101,2 процента (по базовому варианту - 68,8 млрд. рублей, или 102,1 процента), в 2023 году - 73,5 млрд. рублей, или 102 процента (по базовому варианту - 74,4 млрд. рублей, или 103 процента). Финансовым ресурсом восстановления инвестиционной активности послужит рост прибыли организаций.
Прогнозируемый рост инвестиций в 2021 - 2023 годах будет связан с реализацией проектов, которые внесут заметный вклад в развитие экономики, обеспечат весомый социальный эффект. В настоящее время продолжается реализация следующих инвестиционных проектов:
строительство комбината по производству керамических строительных материалов, ООО "Стройкерамика";
модернизация производства химических средств защиты растений, филиал АО Фирма "Август" "Вурнарский завод смесевых препаратов";
строительство современного хранилища картофеля и овощей с функцией их предпродажной подготовки мощностью 10 тыс. тонн, ООО "НПП";
организация производства силовых и специальных кабелей, АО "Марпосадкабель";
создание завода по производству гранулированного органического удобрения, ООО "Агрохолдинг "ЮРМА";
строительство тепличного комплекса "Новочебоксарский" площадью 22 га для выращивания овощной продукции защищенного грунта (2 очередь) на территории Чебоксарского района, д. Кодеркасы, ООО ТК "Новочебоксарский";
реконструкция и модернизация тепличного комплекса, АО "Агрофирма "Ольдеевская";
модернизация производства по розливу молока и молочных продуктов, ОАО "Ядринмолоко";
строительство комплекса придорожного сервиса на 585+860 км трассы М7 "Волга", ООО "Засурское";
модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей, АО "Завод "Электроприбор";
производство гранулированных коагулянтов мощностью 10 тыс. тонн в год, ООО "Аурат-СВ";
создание и освоение серийного производства модельного ряда гусеничных тракторов массой до 110 тонн, ООО "ПК "Промтрактор";
строительство завода объемно-блочного домостроения, ООО "Завод ОБД";
организация импортозамещающего высокотехнологичного производства обуви из полиуретана, АО "ЧПО им. В.И. Чапаева";
освоение производства инновационных электротехнических изделий со строительством новой производственной площадки, АО "НПО "Каскад";
модернизация и реконструкция Чебоксарского молочного завода, ООО "ЧГМЗ";
техническое перевооружение "Канашского элеватора" - филиала АО "Чувашхлебопродукт" и др.
В среднесрочной перспективе на качественное изменение ситуации в инвестиционной сфере окажет влияние предоставление АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии льготных займов в размере 1,0 млрд. рублей на реализацию инвестиционных проектов.
Объем работ, выполняемых по виду деятельности "строительство", в 2020 году составит, по оценке, 37,4 млрд. рублей, или 99 процентов к 2019 году, в 2021 году, по прогнозу, 100,9 процента к уровню 2020 года по консервативному варианту и 102,1 процента по базовому варианту, в 2022 году - 101,3 и 102,3 процента, в 2023 году - 101,5 и 102,1 процента соответственно.
В 2020 году предусматривается ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 601 тыс. кв. м общей площади жилья, или 91,6 процента к уровню 2019 года. В 2023 году общая площадь введенного жилья, по прогнозу, увеличится по консервативному варианту до 680 тыс. кв. м, по базовому - до 709 тыс. кв. метров.
На снижение объемов ввода жилья окажут влияние ограничения, связанные с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Кроме того, отмечается снижение заделов жилищного строительства многоквартирного жилья. По сравнению с началом 2019 года в 2020 году количество строящихся домов уменьшилось на 24 процента (со 103 до 78), площадь строящегося жилья - на 21 процент (с 1045 тыс. кв. м до 823 тыс. кв. м), число застройщиков - на 23 процента (с 57 до 44).
Индекс потребительских цен к концу 2020 года, по оценке, составит 103,6 процента. В 2021 году инфляция (декабрь к декабрю) прогнозируется по консервативному варианту на уровне 4,1 процента, по базовому варианту - 3,5 процента. В 2022 и 2023 годах в консервативном сценарии инфляция, по прогнозу, составит 4,5 процента, в базовом сценарии в 2022 году - 3,7 процента, в 2023 году - 3,8 процента. По базовому варианту прогноза сохранению инфляции в пределах целевого ориентира Центрального банка Российской Федерации (4 процента) будут способствовать умеренное повышение доходов населения, укрепление номинального курса рубля, рост предложения товаров и сбалансированность товарных рынков.
По итогам 2020 года оборот розничной торговли, по оценке, составит 161,9 млрд. рублей, или 94,5 процента к уровню 2019 года. По консервативному варианту прогноза объем розничного товарооборота составит в 2021 году 97,1 процента к предыдущему году, в 2022 году - 102,5 процента, в 2023 году - 102,7 процента. По базовому варианту прогноза рост объемов розничного товарооборота составит в 2021 году 103 процента к предыдущему году, в 2022 году - 103,2 процента, в 2023 году - 102,9 процента.
В апреле - июле 2020 года от ограничительных мер, связанных с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), существенно пострадали организации, оказывающие бытовые, туристские, медицинские платные услуги, гостиницы, специализированные коллективные средства размещения (в том числе санаторно-курортные организации), организации, предоставляющие услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, услуги в сфере образования, культуры и транспортные услуги. Это неизбежно отразится на показателях развития сферы платных услуг: их объем по итогам 2020 года, по оценке, составит 50,9 млрд. рублей, или 91,5 процента к уровню 2019 года.
По прогнозу, в 2021 году объем платных услуг населению в консервативном сценарии составит 97,3 процента к предыдущему году, в базовом - 102,5 процента, в 2022 году - 100,8 и 102,3 процента, в 2023 году - 100,9 и 102,5 процента соответственно.
Динамика среднемесячной заработной платы предопределила рост фонда оплаты труда, ожидаемый по итогам 2020 года и в среднесрочном периоде. Так, в 2020 году показатель, по оценке, составит 109,1 млрд. рублей, или 101,1 процента к уровню 2019 года. С учетом планируемых мер по повышению занятости и доходов населения в 2023 году фонд заработной платы по консервативному варианту прогнозируется на уровне 114,3 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2019 годом на 5,9 процента, по базовому варианту - на уровне 120,7 млрд. рублей, или 111,9% к уровню 2019 года. По оценке, в 2020 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 98,2 процента. По консервативному варианту в прогнозируемом периоде рост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 101-101,7 процента, по базовому варианту - 102,4-103,4 процента. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится с 17,4 процента в 2019 году до 16,0 процента по консервативному варианту и до 10,6 процента по базовому варианту в 2023 году.
В среднесрочной перспективе определяющими развитие рынка труда факторами будут являться нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста, а также высвобождение рабочей силы вследствие приостановки работы предприятий и мер по оптимизации издержек, что приведет к снижению численности рабочей силы.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, на конец 2020 года, по оценке, увеличится до 21,15 тыс. человек; уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за 2020 год оценивается на уровне 5,7 процента.
Комплекс мероприятий, направленных на восстановление занятости и доходов населения, а также ускорение роста экономики, позволит в среднесрочной перспективе стабилизировать уровень регистрируемой безработицы и добиться снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в консервативном варианте прогноза с 24,46 тыс. человек к концу 2021 года до 18,73 тыс. человек к концу 2023 года, в базовом варианте - с 18,27 тыс. человек до 12,65 тыс. человек соответственно. Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в консервативном варианте снизится с 5,6 процента в 2021 году до 4,9 процента в 2023 году, в базовом варианте - с 5,5 процента до 4,8 процента соответственно.
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения составит, по оценке, в 2020 году 19,1 процента. По прогнозу, в 2021 - 2023 годах данный показатель по консервативному варианту составит 18,4, 18,6 и 19,0 процента соответственно, по базовому варианту - 18,9, 19,1 и 19,5 процента соответственно. Ежегодный рост показателя прогнозируется за счет улучшения инвестиционного климата и проводимой государственной политики по установлению дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы приведены в приложении N 1 к настоящему прогнозу.
4. Основные параметры государственных программ Чувашской Республики.
В Чувашской Республике с 2012 года осуществлен переход на формирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на основе государственных программ Чувашской Республики (далее - госпрограммы), которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
В настоящее время удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 100 процентов. Проведена автоматизация процессов управления реализацией госпрограмм и оценки эффективности их реализации.
В Чувашской Республике реализуются 23 госпрограммы, в состав которых входят 93 подпрограммы (без учета подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики"). Всего в госпрограммах обеспечивается достижение 967 целевых показателей (индикаторов).
5. Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности.
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2021 - 2023 годы разработан Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики при участии заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных внебюджетных фондов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2012 г. N 344 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики".
При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов на 2021 - 2023 годы за основу принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы.
Общая численность трудовых ресурсов Чувашской Республики в 2020 году, по оценке, составит 647,4 тыс. человек, или 99,4 процента к уровню предыдущего года. В 2023 году прогнозируется снижение общей численности трудовых ресурсов до 638,0 тыс. человек, что составит 98 процентов от численности трудовых ресурсов в 2019 году.
Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата численность населения в Чувашской Республике в 2021 - 2023 годах будет ежегодно сокращаться и в 2023 году составит 1200,6 тыс. человек (на начало 2020 года - 1217,8 тыс. человек). Численность населения трудоспособного возраста к 2023 году уменьшится на 0,6 процента по сравнению с началом 2019 года и составит 668,8 тыс. человек.
Трудовые ресурсы распределяются на занятые и не занятые в экономике.
Общая численность населения, не занятого в экономике, в 2023 году, по прогнозу, сократится на 7,3 процента по отношению к 2019 году и составит 125,8 тыс. человек. В этой категории большую часть будут составлять безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости.
В среднесрочной перспективе продолжится снижение численности занятых в экономике. В 2023 году среднегодовая численность занятых в экономике прогнозируется на уровне 512,1 тыс. человек, что составит 99,4 процента от численности занятых в экономике в 2019 году.
Наиболее ресурсоемкими секторами в структуре занятости населения республики в разрезе видов экономической деятельности являются "обрабатывающие производства", где занято 20,2 процента от общего количества занятых в экономике, "оптовая и розничная торговля" - 16,6 процента, "строительство" - 10,8 процента, "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство" - 9,5 процента, "образование" - 8,2 процента.
В 2021 - 2023 годах структура занятости населения республики в разрезе видов экономической деятельности не претерпит значительных изменений.
Увеличение численности занятых в 2023 году по отношению к 2019 году прогнозируется в обрабатывающих производствах на 5,2 процента, в сфере транспортировки и хранения - на 6,8 процента, образования - на 8,9 процента и др. Сокращение занятых относительно 2019 года прогнозируется в сельском хозяйстве на 3,6 процента, финансовой и страховой деятельности - на 16,5 процента, деятельности профессиональной, научной и технической - на 19,0 процента, оптовой и розничной торговле - на 1,5 процента и др. При этом недостаток неквалифицированных работников (работники, выполняющие черновые работы и работы, связанные с тяжелым физическим трудом, в сельском хозяйстве, строительстве, в сфере транспортировки и хранения и др.) будет возмещаться в основном за счет привлечения иностранной рабочей силы, а недостаток квалифицированных трудовых ресурсов - за счет граждан предпенсионного возраста и граждан старше трудоспособного возраста.
Восполнению дефицита трудовых ресурсов будут способствовать мероприятия, направленные на привлечение специалистов из других регионов, в том числе долгосрочных мигрантов, иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности, а также привлечение на постоянное место жительства в Чувашскую Республику соотечественников. В республике реализуется подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Чувашской Республики "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2018 г. N 542.
Потребность в привлечении иностранных работников в 2023 году увеличится на 18 процентов по отношению к 2019 году и составит 1,8 тыс. человек.
В среднесрочной перспективе на динамику численности трудовых ресурсов положительное влияние окажут создание новых и модернизированных рабочих мест, поддержка малого и среднего предпринимательства, а также потребительская активность населения. В Чувашской Республике не ожидается скачкообразных и существенных изменений потребности в рабочей силе во всех сферах экономической деятельности республики, движение трудовых ресурсов будет связано с естественными процессами рыночной экономики.
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2021 - 2023 годы, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, приведен в приложении N 2 к настоящему прогнозу.
Приложение 1 изменено. - Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2020 г. N 869-р
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2021 - 2023 годы
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы
5 октября 2020 г.
Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики |
2019 год отчет |
2020 год оценка |
Прогноз* |
|||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
|||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
102,0 |
103,6 |
104,1 |
103,5 |
104,5 |
103,7 |
104,5 |
103,8 |
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
104,3 |
102,8 |
103,9 |
103,7 |
103,8 |
103,7 |
104,3 |
103,7 |
Валовой региональный продукт, |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
311887,4** |
308745,1 |
313542,9 |
323103,0 |
329009,3 |
342098,9 |
346275,7 |
363625,4 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
101,1 |
98,5 |
100,3 |
101,8 |
100,8 |
102,2 |
101,2 |
102,5 |
Индекс промышленного производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
104,7 |
99,5 |
101,0 |
102,0 |
102,0 |
103,0 |
102,1 |
103,2 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами организаций по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
|
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах, млн. рублей |
261441,0 |
248000,0 |
258000,0 |
266000,0 |
270750,0 |
285000,0 |
294500,0 |
310000,0 |
темп роста в действующих ценах, процентов к предыдущему году |
112,7 |
94,9 |
104,0 |
107,3 |
105,0 |
107,1 |
108,9 |
108,8 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
41242,1*** |
43600,0 |
45900,0 |
46600,0 |
48100,0 |
49600,0 |
50200,0 |
52600,0 |
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
105,1 |
101,3 |
101,0 |
103,0 |
101,2 |
103,2 |
101,3 |
103,6 |
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования, млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
63622,1*** |
60530,7 |
64105,5 |
64315,1 |
68507,8 |
68817,7 |
73511,6 |
74355,4 |
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
105,7 |
89,0 |
100,1 |
101,0 |
101,2 |
102,1 |
102,0 |
103,0 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
51597,8*** |
47730,7 |
51205,5 |
51315,1 |
54957,8 |
55137,7 |
58981,6 |
59555,4 |
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
102,1 |
86,2 |
101,4 |
102,2 |
101,6 |
102,5 |
102,0 |
103,0 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство", млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
35381,8*** |
37444,9 |
40048,8 |
40257,5 |
42922,5 |
43325,0 |
46049,6 |
46446,5 |
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
83,7 |
99,0 |
100,9 |
102,1 |
101,3 |
102,3 |
101,5 |
102,1 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
|
|
|
|
|
|
|
|
656,4 |
601,0 |
580,0 |
597,0 |
610,0 |
633,0 |
680,0 |
709,0 |
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
109,8 |
91,6 |
96,5 |
99,3 |
105,2 |
106,0 |
111,5 |
112,0 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
166357,7 |
161924,3 |
163360,4 |
173119,7 |
174142,2 |
185627,3 |
186176,6 |
198459,9 |
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
104,7 |
94,5 |
97,1 |
103,0 |
102,5 |
103,2 |
102,7 |
102,9 |
Платные услуги населению, млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
53813,7 |
50913,7 |
51421,5 |
54117,4 |
54061,7 |
57687,3 |
56839,3 |
61613,0 |
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
100,3 |
91,5 |
97,3 |
102,5 |
100,8 |
102,3 |
100,9 |
102,5 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
107941,8 |
109101,5 |
110402,0 |
113068,2 |
112111,0 |
116699,3 |
114299,4 |
120747,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
104,2**** |
98,2 |
101,0 |
102,4 |
101,6 |
103,4 |
101,7 |
103,2 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, процентов от общей численности населения |
17,4*** |
17,0 |
16,9 |
14,0 |
16,5 |
12,2 |
16,0 |
10,6 |
Уровень безработицы, процентов к рабочей силе |
4,7 |
5,7 |
5,6 |
5,5 |
5,2 |
5,0 |
4,9 |
4,8 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
4,22 |
21,15 |
24,46 |
18,27 |
21,40 |
15,28 |
18,73 |
12,65 |
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций, млн. рублей |
66853,6 |
28800 |
29664 |
30384 |
29808 |
30529 |
29835 |
30731 |
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения, процентов |
20,0 |
19,1 |
18,4 |
18,9 |
18,6 |
19,1 |
19,0 |
19,5 |
------------------------------
* Вариант I (консервативный) исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением рисков невысокого инвестиционного и потребительского спроса.
Вариант II (базовый) исходит из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития экономики, характеризуется восстановлением экономического роста.
** Оценка.
*** Предварительные данные.
**** Предварительные данные рассчитаны в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 2 июля 2014 г. N 465.
Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2021 - 2023 годы
Прогноз
баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики на 2021 - 2023 годы, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
N пп |
Наименование показателя |
2019 год отчет |
2020 год оценка |
2021 год прогноз |
2022 год прогноз |
2023 год прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Формирование трудовых ресурсов | ||||||
1. |
Численность трудовых ресурсов - всего |
651020 |
647369 |
643633 |
640750 |
637977 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.1. |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
596975 |
596410 |
595568 |
595356 |
595144 |
1.2. |
иностранные трудовые мигранты |
1750 |
1750 |
1750 |
1800 |
1800 |
|
в том числе потребность в привлечении иностранных работников по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
1.2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
84 |
84 |
84 |
86 |
86 |
1.2.2. |
обрабатывающие производства |
436 |
436 |
436 |
448 |
448 |
1.2.3. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
1.2.4. |
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
1.2.5. |
строительство |
102 |
102 |
102 |
105 |
105 |
1.2.6. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
336 |
336 |
336 |
346 |
346 |
1.2.7. |
транспортировка и хранение |
44 |
44 |
44 |
45 |
45 |
1.2.8. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
295 |
295 |
295 |
303 |
303 |
1.2.9. |
деятельность в области информации и связи |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
1.2.10. |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
19 |
19 |
19 |
20 |
20 |
1.2.11. |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
40 |
40 |
40 |
41 |
41 |
1.2.12. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
1.2.13. |
образование |
22 |
22 |
22 |
23 |
23 |
1.2.14. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
28 |
28 |
28 |
29 |
29 |
1.2.15. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
22 |
22 |
22 |
23 |
23 |
1.3. |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
52295 |
49209 |
46315 |
43594 |
41033 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.3.1. |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
51482 |
48387 |
45483 |
42754 |
40188 |
1.3.2. |
подростки моложе трудоспособного возраста |
813 |
822 |
832 |
840 |
845 |
II. Распределение трудовых ресурсов | ||||||
2. |
Численность занятых в экономике - всего |
515266 |
514245 |
513175 |
512656 |
512138 |
|
в том числе по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
49187 |
48689 |
48191 |
47643 |
47443 |
2.2. |
добыча полезных ископаемых |
415 |
415 |
415 |
415 |
415 |
2.3. |
обрабатывающие производства |
104077 |
105183 |
106605 |
108144 |
109454 |
2.4. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
8871 |
8818 |
8807 |
8792 |
8787 |
2.5. |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
4490 |
4450 |
4446 |
4438 |
4432 |
2.6. |
строительство |
55727 |
56892 |
57161 |
57636 |
57887 |
2.7. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
85717 |
85046 |
84854 |
84663 |
84423 |
2.8. |
транспортировка и хранение |
24360 |
24725 |
25269 |
25799 |
26006 |
2.9. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
12435 |
12345 |
12360 |
12370 |
12350 |
2.10. |
деятельность в области информации и связи |
7700 |
7700 |
7700 |
7700 |
7700 |
2.11. |
деятельность финансовая и страховая |
8223 |
7812 |
7465 |
7116 |
6863 |
2.12. |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
13540 |
12357 |
11526 |
10665 |
9868 |
2.13. |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
11846 |
11117 |
10736 |
9827 |
9595 |
2.14. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
9571 |
9025 |
8583 |
8054 |
7707 |
2.15. |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
27781 |
26386 |
25794 |
26804 |
27200 |
2.16. |
образование |
42502 |
46285 |
46284 |
46284 |
46284 |
2.17. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
33582 |
33582 |
33582 |
33582 |
33582 |
2.18. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
7069 |
7105 |
7318 |
7355 |
7362 |
2.19. |
прочие виды экономической деятельности |
8173 |
6313 |
5969 |
5369 |
4780 |
3. |
Численность населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике, - всего |
135754 |
133124 |
130458 |
128094 |
125839 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
3.1. |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
47022 |
46975 |
46591 |
46211 |
45834 |
3.2. |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в среднем за год) |
4630 |
12686 |
19710 |
16775 |
13965 |
3.3. |
численность прочих категорий населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике |
84543 |
73463 |
64157 |
65108 |
66040 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июля 2020 г. N 643-р
Текст распоряжения опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики (http://www.cap.ru) 21 июля 2020 г., в газете "Вести Чувашии" от 21 августа 2020 г. N 33 (1706)
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2021 г. N 547-Р настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2020 г. N 869-р