Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Ухоловский муниципальный район
Рязанской области
от 12.11.2018 г. N 474
(с изменениями от 21 января,
13 марта, 9 апреля, 4, 26 июня,
25 июля, 8 ноября, 27 декабря 2019 г.,
12 марта, 5, 25 августа, 23 сентября,
17, 28 декабря 2020 г., 29 января,
17 февраля, 4 марта, 21 июня,
25 августа 2021 г.)
Паспорт изменен с 25 августа 2021 г. - Постановление Администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 25 августа 2021 г. N 451
Паспорт
муниципальной программы Ухоловского муниципального района "Развитие образования на 2019 - 2025 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная программа Ухоловского муниципального района "Развитие образования на 2019 - 2025 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Управление по образованию и молодежной политике администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области. |
Заказчик-координатор Программы |
Администрация муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области. |
Разработчик Программы |
Управление по образованию и молодёжной политике администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области. |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления"; Федеральный закон от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"; Закон Рязанской области от 29 августа 2013 года N 42-ОЗ "Об образовании в Рязанской области"; Закон Рязанской области от 12.09.2013 N 51-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Рязанской области"; Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 г. N 344 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Развитие образования на 2014 - 2025 годы"; Постановление администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 03.06.2015 года N 254 "О муниципальных программах Ухоловского муниципального района Рязанской области". |
Исполнители программы |
Управление по образованию и молодёжной политике администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области, муниципальные образовательные организации Ухоловского муниципального района (далее - образовательные организации). |
Цели и задачи программы |
Цели: - создание в системе образования Ухоловского муниципального района равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей; - создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей; - создание на муниципальном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение условий их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения; - создание условий для укрепления здоровья детей; - обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; - создание условий для успешного развития системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей; - повышение уровня безопасности обучающихся, воспитанников образовательных организаций; - развитие педагогического потенциала системы образования Ухоловского района; - обеспечение организационных, информационных, методических и технических условий для функционирования и развития системы образования Ухоловского муниципального района; - создание в Ухоловском муниципальном районе новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения; - создание в Ухоловском муниципальном районе новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения; Задачи: - формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающей равный доступ населения к услугам общего образования; - модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике; - создание условий для развития и вовлечения детей в социальную практику; - развитие форм выявления и поддержки одаренных детей; - укрепление здоровья школьников, развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях; - реализация моделей получения качественного образования детьми-сиротами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; - совершенствование форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Ухоловском муниципальном районе; - оснащение образовательной организации современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности; - создание безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях; - обновление компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию; - учебно-методическое, организационное и техническое сопровождение функционирования и развития системы образования района; - обеспечение эффективного исполнения муниципальных функций в сфере реализации Программы. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2019 - 2025 годы. Программа реализуется в один этап. |
Объёмы и источники финансирования Программы |
Общий объём финансирования Программы составляет 1144104483,01 рублей из них 227626894,21 рублей - средства местного бюджета, 898830028,95 рублей - средства областного бюджета, 17647559,85 рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам: 2019 год - 158237588,56 рублей (31856181,64 рублей - средства местного бюджета, 126034470,92 рублей - средства областного бюджета, 346936,0 рублей - средства федерального бюджета). 2020 год - 173478944,67 рублей (38000482,09 рублей - средства местного бюджета, 129322336,21 рублей - средства областного бюджета, 6156126,37 рублей - средства федерального бюджета). 2021 год - 185133250,05 рублей (37475916,61 рублей - средства местного бюджета, 136512835,96 рублей - средства областного бюджета, 11144497,48 рублей - средства федерального бюджета); 2022 год - 158770358,77 рублей (27929438,42 рублей - средства местного бюджета, 130840920,35 рублей - средства областного бюджета); 2023 год - 156769259,72 рублей (25611381,45 рублей - средства местного бюджета, 131157877,87 рублей - средства областного бюджета); 2024 год - 155857540,62 рублей (33376747,0 рублей - средства местного бюджета, 122480793,62 рублей - средства областного бюджета); 2025 год - 155857540,62 рублей ( 33376747,0 рублей - средства местного бюджета, 122480793,62 рублей - средства областного бюджета). |
1. Характеристика проблем (задач) и обоснование необходимости её решения программным методом
Для реализации стратегической цели развития Ухоловского муниципального района одним из наиглавнейших направлений, ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей определено развитие системы образования. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. В ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.
В системе образования Ухоловского района функционирует 10 образовательных организаций, ФОК "Аксень". Анализ деятельности Управления образования и образовательных организаций района выявил наиболее значимые внешние и внутренние факторы для развития муниципальной системы образования (таблица 1 и таблица 2).
Таблица 1.
Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования Ухоловского муниципального района
N |
Факторы внешней среды |
Тенденции |
|
Благоприятные возможности |
Потенциальные риски |
||
|
Государственная образовательная политика |
Государственная поддержка обновления образовательной сферы: Закон РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Федеральное законодательство по расширению самостоятельности учреждений (ФЗ-83). Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 гг. |
Неполная МТБ для введения стандартов второго поколения, недостаточность информационного, научно-методического, технологического обеспечения процесса их реализации, неполная мотивация педагогов, руководителей, социальных партнеров на внедрение ФГОС, неполнота продуктивных управленческих механизмов по их реализации, недостаточная степень подготовленности кадров от педагога до родителей. |
|
Социально-экономическое развитие района и система образования |
инновационное образование - один из главных приоритетов, обуславливающий стратегию социально-экономического развития района. |
Недостаточная финансовая поддержка инноваций в образовании. |
|
Демографическая политика и тенденции |
Пропаганда ценностей семьи, здорового образа жизни; рост рождаемости; социально-экономическая и психологическая поддержка семьи. |
Старение населения, увеличение возрастной когорты от 55 и старше, работающих в образовательных учреждениях; высокая имущественная дифференциация населения; недостаточная социальная поддержка семьи, недостаточный уровень стимулирования населения к созданию приемных семей и других форм семейной адаптации детей-сирот. |
|
Активность средств массовой информации в сфере образования |
Готовность журналистского сообщества к активной работе в образовательной сфере. Наличие опыта издания специализированных СМИ, ориентированных на педагогов и родителей. Государственно-общественная поддержка СМИ как средства распространения информации о позитивных образовательных практиках. |
Сохраняется деструктивная функция СМИ, которая разрушительно влияет на школу и взаимоотношения "школа-общество", неполнота информационной стратегии в области образования, неточности информации, используемой СМИ о развитии образования |
|
Развитие инновационного потенциала, инновационных практик, популяризация инноваций в экономике района |
Формируются инновационные педагогические сообщества, объединяющие педагогические коллективы, науку, эффективные педагогические практики. |
Недостаточное обеспечение механизмов внедрения инноваций в образовании, имеющаяся имитация инновационной деятельности со стороны педагогических коллективов. |
Таблица 2.
Внутренние факторы, влияющие на развитие образования Ухоловского муниципального района.
N |
Факторы внутренней среды |
Благоприятные возможности |
Потенциальные риски |
|
Качество образования и контроль за ним |
Формирование системы оценки качества образования на муниципальном уровне. |
Неполнота критериев оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. |
|
Кадровый потенциал |
Высокая квалификация педагогических кадров; традиции лидерства в образовательной системе РФ; традиции непрерывного повышения квалификации; значительная социальная поддержка и развитие педагогической профессии через гранты, премии. |
Гендерное "неравновесие" кадров; увеличение доли работающих педагогов и руководителей пенсионного возраста; медленное воспроизводство педагогических и разрастание феномена профессионального выгорания; незащищенность педагога перед родителями, учениками и другими внешними субъектами отношений Недостаточная доля руководящих работников, имеющих дополнительное профессиональное образование по направлениям "Менеджмент и экономика", "Государственное и муниципальное управление" |
|
Инфраструктура системы образования. Безопасность в образовательной сфере |
Реализация адресных программ текущего и капитального ремонта; реальное развитие инвестиционных проектов; тенденция на увеличение средств на развитие инфраструктуры образования (спортивные сооружения, игровые площадки, освещение, мебель и пр.) |
Недостаточная активность бизнеса в реализации инвестпроектов в образовании. Недостаточная культура формирования школьных территорий. Недостаточность средств, выделяемых бюджетом на выполнение предписаний надзорных органов. |
|
Экономико-правовая среда |
Полнота для деятельности в современных экономических условиях разработанной нормативно-правовой база. Опережающая тактика разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений в новых условиях. |
Недостаточная квалификация работников финансового блока для развития системы; недостаточность юристов образовательного права; недостаточный уровень доходов населения для развития платных образовательных услуг. |
|
Родительская общественность |
Заинтересованность родителей в развитии образования района. Наличие реально действующих общественных родительских организаций (Родительские советы, конференции). Приверженность большинства родителей ценностям образования. Относительно высокий образовательный и культурный уровень населения. |
Недостаточная родительская активность в государственно-общественном управлении развития образования района, недостаточная ответственность родителей за воспитание и образование детей. |
|
Ценностные установки детей |
Убежденность в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий; признание личностных профессиональных качеств человека основой карьерного успеха; формирование "модной" тенденции на здоровый образ жизни; акцент на формировании критического образа мышления и коммуникативных компетенций. |
Распространенность среди подростков и молодежи курения, употребления алкогольных напитков и других вредных привычек; неполнота сформированности личностных компетентностей у подрастающего поколения. |
|
Дополнительное образование |
Традиционно сильная позиция сектора дополнительного образования. Высокий кадровый потенциал. Наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования в каждом образовательном учреждении. |
Недостаточность дополнительного образования научно-технической направленности. Неполнота основных фондов системы дополнительного образования. Недостаток квалифицированных кадров в данной области. |
|
Инновационные практики |
В районе сохранено и модернизируется инновационное движение. Работает экспериментальная площадка на базе МБОУ Ухоловской СОШ. Имеется существенный опыт в сетевом распространении инновационных технологий. |
Формализация инновационного движения. Недостаточно используется потенциал социального партнерства и профессионально-социальных практик. Низкая технологичность инновационных практик. Отсутствует опыт серьезных инвестиций в целостные педагогические практики |
Несмотря на ряд положительных тенденций, сформировавшихся в системе муниципального образования за последние годы, существует ряд проблем, складывающихся из внешних и внутренних факторов, сдерживающих ее дальнейшее развитие. К ним относятся:
1. Низкий уровень математического образования, что подтверждается отсутствием за последние годы победителей и призеров районных олимпиад по математике, а также низкими баллами и отметками выпускников на государственной итоговой аттестации.В 2018 году - средний балл по ЕГЭ в 11-х классах - 46,4, средняя отметка в 9-х классах - 3,6.
2. Необходимость обновления пищеблоков, спортивного и медицинского оборудования в общеобразовательных организациях района в соответствии с современными требованиями (на 01.10.2015 г.в 40% школ поступило новое оборудование для пищеблоков, в 60% школ имеется новое спортивное и медицинское оборудование).
3. Недостаточное развитие на муниципальном уровне единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей. В 2018 году в районных конкурсах победителями и призерами стали 63 школьника, в областных - 28 человек.
4.. Старение педагогических кадров (за последние три года доля педагогов пенсионного возраста увеличилась с 13% до 23%); низкая доля молодых специалистов (1,5%) необходимость улучшения жилищных условий молодых педагогов; эмоциональное выгорание педагогов.
5. Недостаточная оснащенность образовательных организаций современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения комплексной безопасности (в 2018 году 60% школ оборудованы системой видеонаблюдения).
Существующие проблемы образования требуют комплексного решения программным методом.Решение обозначенных проблем будет достигнуто через реализацию данной Программы, которая представляет комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед системой образования Ухоловского муниципального района в 2019 - 2025 годах в рамках муниципального задания и оказания иных услуг в сфере образования.
Финансирование Программы будет осуществляться в части расходных обязательств Ухоловского муниципального района Рязанской области за счет бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области в течение трёх лет с учетом складывающейся экономической ситуации по всем направлениям в пределах средств, утвержденных в бюджете муниципального образования - Ухоловский муниципальный район, а также средств областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Раздел 2 изменен с 25 августа 2021 г. - Постановление Администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 25 августа 2021 г. N 451
2. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объём финансирования Программы составляет 1144104483,01 рублей из них 227626894,21 рублей - средства местного бюджета, 898830028,95 рублей - средства областного бюджета, 17647559,85 рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам:
2019 год - 158237588,56 рублей (31856181,64 рублей - средства местного бюджета, 126034470,92 рублей - средства областного бюджета, 346936,0 рублей - средства федерального бюджета).
2020 год - 173478944,67 рублей (38000482,09 рублей - средства местного бюджета, 129322336,21 рублей - средства областного бюджета, 6156126,37 рублей - средства федерального бюджета).
2021 год - 185133250,05 рублей (37475916,61 рублей - средства местного бюджета, 136512835,96 рублей - средства областного бюджета, 11144497,48 рублей - средства федерального бюджета);
2022 год - 158770358,77 рублей (27929438,42 рублей - средства местного бюджета, 130840920,35 рублей - средства областного бюджета);
2023 год - 156769259,72 рублей (25611381,45 рублей - средства местного бюджета, 131157877,87 рублей - средства областного бюджета);
2024 год - 155857540,62 рублей (33376747,0 рублей - средства местного бюджета, 122480793,62 рублей - средства областного бюджета);
2025 год - 155857540,62 рублей (33376747,0 рублей - средства местного бюджета, 122480793,62 рублей - средства областного бюджета).
Объемы финансирования мероприятий Программы в 2019 - 2025 годах носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
3. Состав и сроки предоставления отчетности
Состав и сроки предоставления отчетности об исполнении Программы определены постановлением администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 03 июня 2015 года N 220 "О муниципальных программах Ухоловского муниципального района Рязанской области".
4. Ожидаемый конечный результат реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
В результате реализации Программы к 2025 году ожидается:
1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей полноценного качественного общего и дополнительного образования для всех жителей района.
2. Повышение эффективности общего (дошкольного, начального, основного, среднего) и дополнительного образования.
3. Обеспечение безопасных условий обучения, воспитания и профессиональной деятельности педагогов в подведомственных образовательных организациях.
4. Укрепление здоровья воспитанников и обучающихся.
5. Повышение количества выявленных талантливых и творчески одаренных детей дошкольного и школьного возраста.
6. Укрепление материально-технической оснащенности образовательных организаций.
Реализация Программы позволит к концу 2025 году достичь следующих результатов:
- увеличение доли детей старшего дошкольного возраста (1,5 - 7 лет), охваченных всеми формами дошкольного образования до 72%;
- сохранение доли обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы в муниципальных общеобразовательных организациях на уровне 98%;
- увеличение доли общеобразовательных организаций, отвечающих современным требованиям до 85%;
- увеличение доли обучающихся, успешно освоивших дополнительные образовательные программы в муниципальных образовательных организациях до 98,7%;
- увеличение охвата детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования до 75%;
- увеличение доли обучающихся, принявших участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях различного уровня до 55%;
- увеличение доли обучающихся, принявших участие во всероссийской олимпиаде школьников до 35%;
- увеличение количества одаренных детей, получающих стипендию главы администрации муниципального района до 14 человек;
- увеличение удельного веса детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях до 75%;
- увеличение доли школьных столовых, оснащенных современным технологическим оборудованием до 50%;
- увеличение доли школьников, охваченных горячим питанием до 90%;
- увеличение доли спортивных залов общеобразовательных учреждений, имеющих современное спортивное оборудование до 70%;
- увеличение доли медицинских кабинетов, оснащенных современным медицинским оборудованием до 80%;
- сохранение доли обучающихся из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы в муниципальных образовательных организациях на уровне 100%;
- увеличение удельного веса численности детей, охваченных различными видами организованного отдыха и оздоровления до 55%;
- увеличение удельного веса объектов образования, оснащенных современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности и защиты от терроризма до 90%;
- увеличение доли образовательных учреждений, обеспечивших комплексную безопасность в соответствии с действующими нормативными актами до 97%;
- увеличение удельного веса численности учителей в возрасте 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций Ухоловского муниципального района до 5%;
Предлагаемый социально-экономический эффект от реализации Программы к 2025 году найдет отражение в:
- создании условий для функционирования и развития муниципальной системы образования, повышения эффективности деятельности образовательных организаций Ухоловского муниципального района;
- совершенствовании инфраструктуры в системе образования Ухоловского района, обеспечения комфортных и безопасных условий в зданиях образовательных организаций;
- улучшении качества школьного питания, физического воспитания и медицинского обслуживания обучающихся;
- повышении образовательной подготовки и воспитания детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечении высококачественного содержания образовательных программ, нацеленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей и молодежи;
- росте профессионального мастерства педагогических работников Ухоловского района, повышении их мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности;
- создании эффективных механизмов поддержки, привлечения и закрепления специалистов в общеобразовательных организациях Ухоловского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.