Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу управления
лесами Брянской области
от 30.12.2019 г. N 900
Руководство
по соблюдению обязательных требований лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений
Руководство по соблюдению обязательных требований лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений разработано в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований лесного законодательства.
Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений утверждены приказом управления лесами Брянской области от 12.12.2019 N 815 и размещены в открытом доступе на официальном сайте управления в сети "Интернет" https://www.bryanskleshoz.ru.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Согласно статье 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено законом.
Согласно статьям 99, 99.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Незаконно заготовленные древесина и иные лесные ресурсы подлежат конфискации в соответствии с уголовным законодательством или иным законодательством Российской Федерации.
Основные виды нарушений требований лесного законодательства, статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которыми предусмотрена административная ответственность за данные правонарушения.
1. Самовольное занятие лесного участка
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации. В соответствии со статьёй 9 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут быть предоставлены гражданам, юридическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), правах аренды лесных участков, а также безвозмездного срочного пользования лесными участками.
Самовольное возведение строений, сооружений, огораживание, использование лесного участка для нужд сельского хозяйства, переработки древесины, любое другое использование лесного участка без правоустанавливающих документов; возведение построек за пределами арендованной территории, использование лесных участков, не указанных в лесной декларации, под временные склады и т.п. является нарушением имущественных прав. Ответственность за такие правонарушения предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ "Самовольное занятие лесных участков".
2. Нарушение правил использования лесов
Правила заготовки древесины установлены приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 12 правил при заготовке древесины не допускается:
использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;
повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;
повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьёв;
оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению';
уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;
рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с данными Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;
заготовка древесины по истечении разрешённого срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;
оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;
вывозка, трелёвка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;
уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
Согласно приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления.
Ответственность за указанные нарушения предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Лесным законодательством регулируются основные требования к заготовке древесины, её виды, способы в зависимости от подразделения лесов и категорий защитности, порядок заготовки древесины, определение её размеров.
Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ.
Часть 3 статьи 8.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
За административные правонарушения, предусмотренные указанной статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
3. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
Заготовка деревьев хвойных пород для новогодних праздников в неустановленных местах, а также сенокошение, выпас животных, заготовка пищевых ресурсов в промышленных масштабах без разрешительных документов или с превышением установленного объёма - ответственность за такие и подобные правонарушения предусмотрена статьёй 8.26 КоАП РФ. При выявлении правонарушений правил использования лесов для ведения сельского хозяйства следует руководствоваться приказом Минприроды России от 21.06.2017 N 314 "Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства".
4. Незаконная рубка лесных насаждений
Под рубкой лесных насаждений или не отнесённых к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объёме, превышающем разрешённый, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы) либо были вырублены деревья., рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьёй 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причинённого посягательством, т.е. превышающий пять тысяч рублей.
Не относятся к предмету незаконной рубки, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества (подробнее о незаконной рубке см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21).
5. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", согласно которым при использовании лесов не допускается:
загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек;
уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных, средств защиты леса;
уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных.
При разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).
При развешивании аншлагов не допускается их крепление к деревьям.
При оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принимать меры по предохранению её от заселения стволовыми вредителями
Ответственность за такие правонарушения предусмотрена статьёй 8.31 КоАП РФ, которая имеет в своем составе 3 части:
Часть 1 - нарушение правил санитарной безопасности в лесах. В частности, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами, хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами в весенне-летний период.
Часть 2 - загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо отходами производства или потребления
Отходами производства и потребления являются образовавшиеся в процессе потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские качества в результате физического и морального износа, пищевые остатки и т.п., например остатки упаковки, тары, стекло, макулатура, пластиковые бутылки, жестяные банки и иные отходы.
Сточные воды - это использованные в промышленном производстве (в том числе для разбавления отходов) или для нужд коммунально-бытового хозяйства воды, получившие в результате такого использования дополнительные примеси, изменившие их химический или биологический состав, температурный режим и иные свойства, сбрасываемые (сливаемые) в водные объекты, карьеры, овраги, на почву земель лесного фонда. Источниками сточных вод являются также стоки с территории населённых пунктов.
Иное негативное воздействие на леса - означает все те воздействия, которые не охватываются сбросами сточных вод и размещением отходов. Иными словами, речь может идти о загрязняющих выбросах, ультразвуковом, магнитном и иных воздействиях на леса. При этом подразумевается, что такие воздействия оказываются как на лесные насаждения непосредственно, так и на почву (землю), водные объекты, из которых (или на которых) леса произрастают, расположены, черпают питательные вещества.
Правонарушение может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путём создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путём оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, а также путём размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда.
Квалифицированный состав части 3 данной статьи выделен по признаку места совершения правонарушения - в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.
6. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
Нарушения правил пожарной безопасности в лесах является наиболее общественно опасным, так как создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, в силу возможных негативных последствий, представляет угрозу для жизни и здоровья людей.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Правила пожарной безопасности в лесах определяют общие требования пожарной безопасности в лесах, требования при проведении рубок лесных насаждений, при переработке лесных ресурсов, заготовке живицы; при осуществлении рекреационной деятельности, при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, при добыче торфа, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также требования к пребыванию граждан в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах содержат как общие, так и специальные правила. К общим требованиям относится, например, запрещение разводить костры в определённые периоды и в определённых лесных массивах, бросать горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами материалы и т.п. Запрещается загрязнение леса бытовыми, строительными, промышленными отходами, мусором. Правила определяют обязанности граждан и юридических лиц при использовании лесов. Специальные правила и соответствующие обязанности физических и юридических лиц определены применительно к видам использования лесов (пункты 16-35 данных Правил).
Возможные нарушения: отсутствие пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, предусмотренного проектом освоения лесов, неочистка мест рубок от порубочных остатков, разведение костров в неустановленных местах, сжигание порубочных остатков в период высокой пожарной опасности, непроведение противопожарных мероприятий, предусмотренных договором аренды лесного участка, иные нарушения - квалифицируются по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за выжигание хвороста, сухой травы и других горючих материалов с нарушением требований пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам и другим лесным объектам.
Часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ определяет условия применения соответствующих санкций за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Часть 4 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения правил пожарной безопасности, повлекшие возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Нарушения правил пожарной безопасности в лесах является наиболее общественно опасным, так как создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, в силу возможных негативных последствий, представляет угрозу для жизни и здоровья людей.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Правила пожарной безопасности в лесах определяют общие требования пожарной безопасности в лесах, требования при проведении рубок лесных насаждений, при переработке лесных ресурсов, заготовке живицы; при осуществлении рекреационной деятельности, при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, при добыче торфа, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также требования к пребыванию граждан в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах содержат как общие, так и специальные правила. К общим требованиям относится, например, запрещение разводить костры в определённые периоды и в определённых лесных массивах, бросать горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами материалы и т.п. Запрещается загрязнение леса бытовыми, строительными, промышленными отходами, мусором. Правила определяют обязанности граждан и юридических лиц при использовании лесов. Специальные правила и соответствующие обязанности физических и юридических лиц определены применительно к видам использования лесов (пункты 16-35 данных Правил).
Возможные нарушения: отсутствие пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, предусмотренного проектом освоения лесов, неочистка мест рубок от порубочных остатков, разведение костров в неустановленных местах, сжигание порубочных остатков в период высокой пожарной опасности, непроведение противопожарных мероприятий, предусмотренных договором аренды лесного участка, иные нарушения - квалифицируются по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за выжигание хвороста, сухой травы и других горючих материалов с нарушением требований пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам и другим лесным объектам.
Часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ определяет условия применения соответствующих санкций за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Часть 4 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения правил пожарной безопасности, повлекшие возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
7. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
Лесная инфраструктура - это объекты, создание которых допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесные дороги, лесные склады, квартальные просеки, столбы, лесохозяйственные знаки и другие). Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р.
Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадёт надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
Уничтожение или повреждение лесных дорог, лесных складов, и других объектов лесной инфраструктуры является административным правонарушением: ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.30 КоАП РФ.
8. Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа
Согласно статье 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации транспортировка древесины осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, её объёме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае её транспортировки автомобильным транспортом).
Указанные требования применяются ко всем случаям, за исключением транспортировки древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд.
Форма сопроводительного документа и порядок его заполнения определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 N 571 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины" (вместе с "Правилами заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины").
Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа является административным правонарушением и влечёт ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ.
Протоколы о таком правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), в пределах своих полномочий. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ отнесено к компетенции суда.
9. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
Требования лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению регламентированы статьями 61-66 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя:
1) лесное семеноводство;
2) лесовосстановление;
3) уход за лесами;
4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Лесное семеноводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" и статьёй 65 Лесного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что при воспроизводстве лесов не допускается применение нерайонированных семян лесных растений, а также семян лесных растений, посевные и иные качества которых не проверены.
Приказом Минприроды России от 17.09.2015 N 400 установлен "Порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных пород". Приказом Рослесхоза от 08.10.2015 N 353 установлено лесосеменное районирование.
Посевные качества и информация о районированности семян отражается в документах предусмотренных ГОСТ (национальный стандарт) 51173-98 "Документы о качестве. Семена деревьев и кустарников".
Лесовосстановление осуществляется в соответствии со статьёй 62 Лесного кодекса Российской Федерации, "Правилами лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений", утверждёнными приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188.
Уход за лесами, осуществляется в соответствии со статьёй 64 Лесного кодекса Российской Федерации, "Правилами ухода за лесами", утверждёнными приказом Минприроды России от 22.11.2011 N 626.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "22.11.2017"
Приказом Минприроды России от 11.03.2019 N 150 утверждены порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и форма соответствующего акта.
Ответственность за нарушение указанных нормативных правовых актов предусмотрена статьёй 8.27 КоАП РФ.
За административные правонарушения, предусмотренные данной статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления лесами Брянской области от 30 декабря 2019 г. N 900 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.