Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
от 04.12.2019 N 1457
Порядок
оценки эффективности налоговых расходов по местным налогам муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области.
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оценки эффективности налоговых расходов по местным налогам, муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области (далее Порядок) разработан в целях осуществления оценки объемов, обоснованности и эффективности применения налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам как налоговых расходов, регламентирует порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов, определяет критерии и показатели оценки эффективности налоговых расходов.
1.2. Оценка эффективности налоговых расходов производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых расходов, их соответствия общественным интересам, выявления и предотвращения предоставления неэффективных льгот (пониженных ставок) по местным налогам, оптимизации бюджетных расходов, повышения качества прогнозирования результатов предоставления налоговых расходов, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, а также сокращения недополученных доходов бюджета муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области.
1.3. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:
- "налоговые расходы муниципального образования" - выпадающие доходы местного бюджета, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики муниципального образования, не относящимися к муниципальным программам;
- "куратор налогового расхода" - администрация муниципального образования (иной орган местного самоуправления, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными муниципальными правовыми актами за достижение соответствующих налоговому расходу муниципального образования целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам;
- "нормативные характеристики налоговых расходов муниципального образования" - сведения о положениях муниципальных правовых актов, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам (далее - льготы), наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные муниципальными правовыми актами;
- "оценка налоговых расходов муниципального образования" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов муниципального образования, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов муниципального образования;
- "оценка объемов налоговых расходов муниципального образования" - определение объемов выпадающих доходов бюджета муниципального образования, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
- "оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода муниципального образования;
- "перечень налоговых расходов муниципального образования" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов муниципального образования в соответствии с целями муниципальных программ, структурных элементов муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики муниципального образования, не относящимися к муниципальным программам, а также о кураторах налоговых расходов;
- "социальные налоговые расходы муниципального образования" - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
- "стимулирующие налоговые расходы муниципального образования" - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов городского бюджета;
- "технические налоговые расходы муниципального образования" - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет городского бюджета;
- "фискальные характеристики налоговых расходов муниципального образования" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в городской бюджет;
- "целевые характеристики налогового муниципального образования" - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные муниципальными правовыми актами.
1.4. Оценка эффективности применяется в отношении налоговых расходов по следующим видам налогов:
- налогу на имущество физических лиц;
- земельному налогу.
1.5. Оценка эффективности налоговых расходов проводится отдельно по каждому виду налоговых расходов в отношении:
- полного или частичного освобождения налогоплательщиков от уплаты земельного налога;
- уменьшения налоговой базы по земельному налогу на необлагаемый налогом минимум;
- полного или частичного освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц.
1.6. Источниками информации для оценки эффективности налоговых расходов являются:
- информация, предоставленная налоговыми органами;
- данные налоговой, статистической и финансовой отчетности;
- данные, предоставленные налогоплательщиками - льготополучателями.
II. Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов
2.1. Формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов в целях проведения оценки налоговых расходов осуществляется в соответствии с Перечнем показателей для проведения оценки налоговых расходов, (далее Перечень показателей - Приложения к настоящему Порядку).
2.2. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов:
2.2.1. Ежегодно в срок до 1 февраля отдел экономики, развития предпринимательства и потребительского рынка администрации муниципального образования - городской округ город Касимов (далее - Отдел) на базе перечня налоговых расходов муниципального образования формирует информацию о нормативных и целевых характеристиках налоговых расходов, содержащую показатели, определенные пунктами Перечня показателей - приложения к настоящему Порядку, и направляет данную информацию в налоговый орган.
2.2.2. Налоговый орган (с учетом актуальной информации по налоговым декларациям на 1.03 текущего года) по запросу предоставляет в Отдел фискальную информацию (согласно Перечня показателей - Приложения к настоящему Порядку), на основании которой Отдел осуществляет расчет совокупного бюджетного эффекта каждого стимулирующего налогового расхода по местным налогам.
2.2.3. Отдел формирует информацию о налоговых расходах муниципального образования с учетом полученной от налогового органа фискальной информации, результатов расчетов совокупного бюджетного эффекта по стимулирующим льготам (согласно Перечня показателей - Приложения к настоящему Порядку), обобщает результаты, подводит итоги и составляет сводную аналитическую записку и направляет в срок до 20 мая:
- главе муниципального образования - городской округ город Касимов Рязанской области;
- в Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области;
- в Финансово - казначейское управление муниципального образования - городской округ город Касимов.
2.2.4. Уточненные результаты оценки налоговых расходов по той же форме тем же лицам направляются в срок до 1 августа и размещаются на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт).
2.2.6. До 25 сентября текущего финансового года в случае выявления неэффективных налоговых расходов по результатам проведенной оценки Отдел готовит и направляет в Касимовскую городскую Думу муниципального образования - городской округ город Касимов проект муниципального правового акта об отмене неэффективных налоговых расходов.
III. Оценка налоговых расходов
3.1. Оценка налоговых расходов осуществляется куратором налоговых расходов и включает:
- оценку объемов налоговых расходов;
- оценку эффективности налоговых расходов.
3.2. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов муниципального образования;
б) оценку результативности налоговых расходов муниципального образования.
3.3. Критериями целесообразности налоговых расходов муниципального образования являются:
- соответствие налоговых расходов муниципального образования целям муниципальных программ, структурным элементам муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования, не относящимся к муниципальным программам;
- востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
3.4. В случае несоответствия налоговых расходов муниципального образования хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 3.3. настоящего документа, куратору налогового расхода муниципального образования надлежит дать предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
3.5. В качестве критерия результативности налогового расхода муниципального образования определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы муниципального образования.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
3.6. Оценка результативности налоговых расходов муниципального образования включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования.
3.7. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов муниципального образования.
3.8. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов местного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов муниципального образования и на 1 рубль расходов бюджета местного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов.
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств местного бюджета;
б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
3.9. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов муниципального образования, обусловленных льготами, наряду со сравнительным анализом, рекомендуется рассчитывать оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов. Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов муниципального образования.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории плательщиков.
3.10. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода () по следующей формуле:
, где:
- порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
- порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования плательщиками, учитываются начисления по местным налогам.
При определении объема налоговых поступлений в бюджет муниципального от налогоплательщиков - получателей налоговой льготы (налогового расхода) учитываются поступления по налогу на доходы физических лиц, специальным налоговым режимам (единому налогу на вмененный доход, единому сельскохозяйственному налогу), земельному налогу, и налогу на имущество физических лиц.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в бюджет муниципального образования, оцениваются (прогнозируются) на основании показателей социально-экономического развития муниципального образования.
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов Рязанской области в i-м году по отношению к показателям базового года (определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится до Министерства финансов Рязанской области не позднее 1 мая текущего финансового года и размещается на официальном сайте Министерства финансов Рязанской области);
3.11. Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в базовом году (), рассчитывается по формуле:
, где:
- объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в базовом году;
- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящем документе понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет.
- расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований муниципального образования
, где:
- целевой уровень инфляции, определяемый на уровне 4 процента;
- реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
- кредитная премия за риск.
Кредитная премия за риск определяется в зависимости от отношения муниципального долга муниципального образования по состоянию на 01 января текущего финансового года к налоговым и неналоговым доходам отчетного периода:
1) если указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
2) если указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
3) если указанное отношение составляет более 100, процентов кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
3.12. Стимулирующие налоговые расходы считаются неэффективными в случае, если совокупный бюджетный эффект принимает отрицательное значение.
4. Результаты оценки эффективности налоговых расходов.
4.1. Исходные данные, результаты оценки эффективности стимулирующих налоговых расходов, а также рекомендации по итогам оценки отражаются куратором в аналитической записке с приложением Перечня показателей (Приложение к настоящему Порядку) за оцениваемый год.
4.2. Аналитическая записка куратора по результатам оценки эффективности стимулирующих налоговых расходов должна содержать следующую информацию:
- перечень налогоплательщиков-льготополучателей за оцениваемый год, с указанием соответствующей муниципальной программы (программ) и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, показателя, целевого индикатора;
- сумму недополученных доходов бюджета муниципального образования в результате предоставления налоговых расходов в разрезе каждого налогоплательщика-льготополучателя и в целом по целевой категории расхода;
- востребованность налоговых расходов;
- наличие (отсутствие) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач;
- выводы о достижении соответствующих показателей, целевых индикаторов, влияющих на результаты реализации соответствующей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования;
- выводы об эффективности соответствующих налоговых расходов и предложения по установлению, сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки налоговых расходов.
4.3. Результаты оценки эффективности налоговых расходов подлежат учету при оценке эффективности реализации соответствующих муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования.
4.4. Отдел составляет сводную аналитическую записку, которая направляется главе администрации муниципального образования, в Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области; Финансово-казначейское управление муниципального образования - городской округ город Касимов.
Сводная аналитическая записка должна содержать общие выводы и предложения по эффективности налоговых расходов в зависимости от результатов их оценки.
4.5. В предложения по уточнению и отмене налогового расхода включается информация:
- о причине предлагаемого уточнения, отмены налогового расхода, установленной проведенной оценкой налоговых расходов;
- о целесообразности уточнения, отмены налогового расхода (в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики муниципального образования;
- о количестве потенциальных получателей налогового расхода;
- о прогнозе сумм поступлений в местный бюджет в результате уточнения, отмены налогового расхода.
4.6. Предложения по установлению новых видов налоговых расходов формируются администрацией муниципального образования в рамках их компетенции и должны содержать следующую информацию:
- о целесообразности установления налогового расхода (в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики муниципального образования;
- наименование муниципальной программы (подпрограммы, задачи муниципальной программы), или направления (цели) социально-экономической политики муниципального образования, не относящейся к муниципальным программам;
- наименование целевого индикатора (показателя) муниципальной программы (подпрограммы, задачи государственной программы), или направления (цели) социально-экономической политики муниципального образования, не относящейся к муниципальным программам, на достижение которого направлено предоставление налогового расхода;
- о наличии альтернативных форм государственной поддержки потенциальных получателей льгот;
- прогноз количества потенциальных пользователей налогового расхода;
- прогноз объемов налоговых расходов местного бюджета в результате установления налогового расхода по видам налогов на очередной финансовый год и плановый период;
- прогноз сумм поступлений налогов в местный бюджет на очередной финансовый год и плановый период в разрезе налогов;
- предложения по формированию условий предоставления налогового расхода (виды деятельности, сроки предоставления, условия по уровню заработной платы и т.д.).
4.7. Результаты указанной оценки учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования в части целесообразности сохранения соответствующих налоговых расходов в очередном финансовом году и плановом периоде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.