Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
областной Думы
от 16.07.2020 N 42/123-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в части реализации права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление, проезд и оплату коммунальных услуг
I. Общие положения
Объект правового мониторинга: Закон Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон Московской области N 1/2006-ОЗ) в части реализации права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление, проезд и оплату коммунальных услуг (далее - мониторинг).
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Период проведения мониторинга: с 1 января 2018 года по 1 января 2020 года.
Время проведения мониторинга: IV квартал 2019 года и I - II кварталы 2020 года.
Целью проведения мониторинга является совершенствование законодательства Московской области в части социальной поддержки детей и семей.
Задачей мониторинга является всесторонний анализ положений Закона Московской области N 1/2006-ОЗ в части реализации права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление, проезд и оплату коммунальных услуг: изучение практики его применения, разработка предложений по принятию мер, обеспечивающих повышение эффективности применения указанного Закона и выявление необходимости внесения изменений в законодательство Московской области.
В целях реализации вышеуказанной задачи:
1) осуществлялись сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Московской области N 1/2006-ОЗ в целях комплексного изучения реализации права детей и семей на частичную или полную компенсацию стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха, в том числе права детей из многодетных семей, детей погибших военнослужащих, детей-инвалидов и иных категорий лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; на компенсацию стоимости проезда детям, страдающим онкологическими заболеваниями; на частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг многодетным семьям;
2) проводился анализ информации о практике применения норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ на территории Московской области;
3) осуществлялась подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросу установления дополнительных мер социальной поддержки детей и семей с детьми, а также рекомендаций в целях повышения эффективности применения норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ.
II. Деятельность Комиссии по проведению мониторинга
В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 26.09.2019 N 31/93-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в части реализации права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление, проезд и оплату коммунальных услуг" создана Комиссия по мониторингу (далее - Комиссия) в следующем составе:
1) Голубев А.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Аксаков Е.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
3) Вшивцев В.С. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
4) Слуцкая И.Э. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
5) Бондаренко О.М. - руководитель аппарата Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы;
6) Ратников А.А. - консультант Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы;
7) Степанова Н.Н. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии направлена Боос Н.В., заместитель министра социального развития Московской области.
Председателем Комиссии избран Голубев А.А., депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики.
Проведено три заседания Комиссии.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга, в ходе реализации которого:
1) проведен анализ нормативных правовых актов Московской области в части реализации права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление, проезд и оплату коммунальных услуг;
2) направлены запросы в Министерство социального развития Московской области, Министерство здравоохранения Московской области, Военный комиссариат Московской области о предоставлении информации по теме мониторинга;
3) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга, изучены предложения, направленные на совершенствование законодательства в части рассматриваемых вопросов;
4) выработаны предложения, направленные на повышение эффективности применения норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства Московской области в части установления права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление, проезд и оплату коммунальных услуг
Целью социального государства является снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего жизнеобеспечения. Достижение этой цели возможно путем предоставления мер социальной поддержки (выплаты субсидий, пособий, компенсаций, льгот и т.д.), развития системы социального обслуживания семей с детьми.
Одно из условий успешного функционирования семьи, в том числе многодетной, снижения социальной напряженности в обществе - развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.
Вопросы поддержки семьи как стратегического направления социальной политики неоднократно становились темой посланий Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
Приоритетным критерием оценки социальных преобразований в современных условиях должно являться благополучие семьи, достижение которого обусловлено целенаправленной государственной политикой, направленной на повышение уровня жизни российских семей.
Законом Московской области N 1/2006-ОЗ установлены меры социальной поддержки для детей и семей с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
Так, в соответствии со статьей 16 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ право на частичную или полную компенсацию стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления имеют дети из многодетных семей, дети погибших военнослужащих, дети-инвалиды, иные категории лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, содержащий нормы о предоставлении компенсации (полной или частичной) стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортные организации, утвержден постановлением Правительства Московской области от 12.03.2012 N 269/8.
Статьей 13 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ установлена компенсация стоимости проезда детям, страдающим онкологическими заболеваниями, для возмещения расходов на проезд по территории г. Москвы и Московской области на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно детям, страдающим онкологическими заболеваниями, утвержден постановлением Правительства Московской области от 10.02.2016 N 83/4.
В соответствии со статьей 15 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ многодетным семьям предоставляется частичная компенсация оплаты коммунальных услуг: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива). Указанная компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяется на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Многодетным семьям, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, право на получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований, по выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержден постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1082/46.
2. Информация о правоприменении Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в части реализации права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление, проезд и оплату коммунальных услуг
Комиссией были подготовлены и направлены запросы в Министерство социального развития Московской области и Министерство здравоохранения Московской области о предоставлении информации, связанной с реализацией норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, по теме мониторинга.
Кроме того, Комиссией было предложено вышеуказанным центральным исполнительным органам государственной власти Московской области направить в Комиссию свои предложения о необходимости корректировки положений Закона Московской области N 1/2006-ОЗ.
На графике 1 представлены сведения о количестве получателей мер социальной поддержки.
По состоянию на 01.01.2020 было оказано мер социальной поддержки на сумму 9 552 950 100 рублей (на 01.01.2019 - 9 895 473 170 рублей, на 01.01.2018 - 9 740 805 000 рублей).
График 1
На графиках 2 и 3 представлены сведения о количестве многодетных семей в Московской области и количестве детей, которые воспитываются в этих семьях.
График 2
График 3
На графике 4 представлены сведения о количестве многодетных семей, которые получили 50-процентную компенсацию стоимости коммунальных услуг.
Общая сумма указанной компенсации на 01.01.2020 составила 1 487 876 237,17 рублей (на 01.01.2019 - 1 297 756 025,75 рублей, на 01.01.2018 - 1 235 165 037,23 рубля).
График 4
На 01.01.2020 получили компенсацию стоимости путевки на отдых и оздоровление 1 658 детей из многодетных семей (на 01.01.2019 - 1 419 детей).
При этом общая численность лиц, получивших компенсацию стоимости, купленной для своего ребенка путевки на отдых и оздоровление, составила 2 089 человек (на 01.01.2019 - 1 921 человек).
Общий объем финансовых средств, выделенных из бюджета Московской области на отдых и оздоровление детей, указан в таблице 1:
Таблица 1
01.01.2018 |
01.01.2019 |
01.01.2020 |
774 190 742,60 рублей |
1 034 381 777,61 рублей |
1 028 103 802,79 рублей |
На 01.01.2020 детям-инвалидам выдано путевок на отдых и оздоровление на общую сумму 213 845 738,82 рубля (на 01.01.2019 - 213 314 822,62 рубля, на 01.01.2018 - 100 755 675,86 рублей).
В таблице 2 представлены сведения о количестве детей-инвалидов в Московской области, а также сведения о направлении их на реабилитацию.
Таблица 2
01.01.2018 |
01.01.2019 |
01.01.2020 |
Всего детей-инвалидов в Московской области | ||
23 089 |
24 232 |
25 316 |
Направлено на реабилитацию | ||
7 159 |
7 903 |
7 910 |
На графике 5 представлены данные об общем количестве путевок, выданных детям-инвалидам на отдых и оздоровление в период проведения мониторинга.
График 5
На 01.01.2020 путевки на отдых и оздоровление получили 5 773 ребенка из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на 01.01.2019 - 6 832 ребенка, на 01.01.2018 - 4 367 детей). Общая сумма выделенных средств - 269 805 057,90 рублей (на 01.01.2019 - 296 794 496,00 рублей, на 01.01.2018 - 173 843 441,08 рублей).
Кроме того, ежегодно в подведомственные организации Министерства социального развития Московской области по государственному заданию отправляется около 4 500 детей. Объем государственного задания составляет около 110 000 000 рублей.
На 01.01.2020 2 089 человек получили компенсацию стоимости, купленной для своего ребенка путевки на отдых и оздоровление на общую сумму 28 342 483,00 рублей (на 01.01.2019 - 1 921 человек и 26 741 488,30 рублей).
На графиках 6 и 7 представлены данные о категории лиц, получивших компенсацию стоимости путевки на отдых и оздоровление, на 01.01.2019 и 01.01.2020.
График 6
График 7
По состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019 и 01.01.2020 заявлений от получателей мер социальной поддержки в виде компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно детям, страдающим онкологическими заболеваниями, не поступало.
Между тем, численность детей, страдающих онкологическими заболеваниями и состоящих на диспансерном учете на 01.01.2018, составила 4 372 человека, на 01.01.2019 - 4 530 человек, на 01.01.2020 - 4 330 человек.
IV. Результаты мониторинга
Комиссией были получены, обобщены и проанализированы сведения, представленные в соответствии с направленными запросами. В результате проведенного анализа Комиссия отмечает следующее.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 15 и 16 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ в части компенсации оплаты коммунальных услуг многодетным семьям, частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления для детей из многодетных семей, детей-инвалидов и иных категорий лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были актуальны и востребованы гражданами.
Установленные Законом Московской области N 1/2006-ОЗ полномочия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области исполняются.
В 2020 году по сравнению с 2018 годом на 84 процента увеличилось количество получателей мер социальной поддержки.
Ежегодно в Московской области увеличивается количество многодетных семей и количество детей, которые воспитываются в таких семьях (прирост семей около 10 тысяч ежегодно, детей - на 28 тысяч человек). Соответственно, увеличилось количество многодетных семей, получивших 50-процентную компенсацию стоимости коммунальных услуг (на 22 процента по сравнению с 2018 годом).
Следует отметить, что в 2019 году в статью 15 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ внесены изменения, в соответствии с которыми многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области, с 01.01.2019 предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50-процентов расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами в рамках меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (до 01.01.2019 компенсация предоставлялась в рамках оплаты за содержание жилого помещения).
К 01.01.2020 увеличился общий объем финансовых средств, выделенных из бюджета Московской области на отдых и оздоровление детей (на 254 млн. рублей по сравнению с 2018 годом), а также увеличилось количество путевок, выданных детям-инвалидам на отдых и оздоровление (на 212 процентов по сравнению с 2018 годом). Численность лиц, получивших компенсацию стоимости, купленной для своего ребенка путевки на отдых и оздоровление, на 01.01.2020 составила 2 089 человек, а общая сумма выплат - 28 342 483,00 рублей, что на 1,6 млн. рублей больше, чем в 2019 году.
Комиссия в рамках проведенного мониторинга отмечает, что существует проблема, связанная с реализацией права детей и семей на возмещение расходов на отдых и оздоровление. Так, федеральным законодателем не определен документ, подтверждающий отсутствие дохода у одного из родителей, осуществляющего уход за детьми старше трех лет. Например, многодетная семья, в которой мать детей занимается их воспитанием, не работает и не состоит на учете в службе занятости, не имеет возможности документально подтвердить наличие или отсутствие своего дохода, и, соответственно, не может предоставить такой документ, подтверждающий наличие или отсутствие своего дохода, в территориальный орган социальной защиты населения.
Такой пробел в федеральном законодательстве не позволяет внести в законодательство Московской области изменения в части уточнения перечня документов, подтверждающих сведения о доходах семьи (их отсутствии), предоставляемых для получения компенсации стоимости самостоятельно купленной путевки для ребенка на отдых и оздоровление, что лишает семью с детьми возможности реализовать свое право на получение компенсации.
Также Комиссия отмечает, что положения статьи 13 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ о компенсации стоимости проезда детям, страдающим онкологическими заболеваниями, для возмещения расходов на проезд по территории г. Москвы и Московской области на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам к месту лечения и обратно не реализованы в полной мере.
В ходе проведения мониторинга Комиссия выявила проблему, связанную с предоставлением мер социальной поддержки неполным семьям.
В соответствии со статьей 7 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Так, размер пособия на ребенка составляет:
на детей: до полутора лет - 2228 рублей; от полутора до трех лет - 4248 рублей; от трех до семи лет - 1115 рублей; от семи и старше - 558 рублей;
на детей одиноких матерей: до полутора лет - 4456 рублей; от полутора до трех лет - 6476 рублей; от трех до семи лет - 2228 рублей; от семи и старше - 1114 рублей;
на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву: до полутора лет - 3063 рубля; от полутора до трех лет - 5083 рубля; от трех до семи лет - 1671 рубль; от семи и старше - 835 рублей.
С целью установления дополнительных мер социальной поддержки, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, поддержки отцовства Комиссия отмечает необходимость установления пособия на детей одиноких отцов.
V. Выводы
По результатам проведенного мониторинга Комиссия предлагает:
1) Комитету по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы:
подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о дополнении Комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019 - 2023 годы, утвержденного Правительством Российской Федерации 28 февраля 2019 года N 1814п-П8, мероприятием, связанным с необходимостью разработки предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части установления перечня документов, подтверждающих отсутствие дохода у одного из родителей, осуществляющего уход за детьми старше трех лет, в целях получения компенсации стоимости купленной для своего ребенка путевки на отдых и оздоровление;
совместно с Министерством социального развития Московской области рассмотреть вопрос о расширении категории получателей дополнительных мер социальной поддержки, установленных статьей 7 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, в части предоставления пособия на детей одиноких отцов;
2) Правительству Московской области принять меры по информированию населения Московской области об имеющейся возможности получения компенсации стоимости проезда детям, страдающим онкологическими заболеваниями, для возмещения расходов на проезд по территории г. Москвы и Московской области на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам к месту лечения и обратно.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Московской областной Думы от 16 июля 2020 г. N 42/123-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.