Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
главы администрации
Нолинского района
от 16.01.2020 N 25
Муниципальная программа
Нолинского района Кировской области "Развитие образования"
17 марта, 13, 28 мая, 20 августа, 12, 20 октября, 23 декабря 2020 г., 15 января, 22 марта, 4, 30 июня, 16 августа. 20 сентября 2021 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Нолинского муниципального района Кировской области от 20 сентября 2021 г. N 700
Паспорт
муниципальной программы Нолинского района Кировской области "Развитие образования"
Раздел 1 изменен. - Постановление Администрации Нолинского муниципального района Кировской области от 30 июня 2021 г. N 480
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Муниципальная программа реализуется в сфере образования, развитие которой является важнейшим условием формирования человеческого капитала, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики района
Система образования Нолинского района в 2019/2020 учебном году насчитывает 20 образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги различным категориям граждан.
С 01.01.2019 года образовательные услуги оказывают 7 общеобразовательных школ, 11 дошкольных образовательных учреждений, 4 дошкольные группы при общеобразовательных школах, 2 организации дополнительного образования. Образовательные услуги получают 488 учащихся общеобразовательных школ, 915 дошкольников, дополнительное образование в кружках и секциях дома детского творчества и детско-юношеской спортивной школы получают 919 воспитанников.
Образовательные организации района работают в условиях внедрения в Кировской области новых организационно-экономических механизмов, направленных на оптимизацию соотношения затрат и качества в сфере образования, регионализации системы общего образования, трансформации системы дополнительного образования, развития дистанционного образования обучающихся и педагогов, расширения общественного участия в управлении образованием.
Для обеспечения прав граждан на получение дошкольного образования в районе функционирует 11 дошкольных образовательных организаций и 4 дошкольные группы при МКОУ ООШ д. Перевоз, МКОУ ООШ с. Кырчаны, МКОУ ООШ с. Татаурово, МКОУ ООШ с. Зыково. Данные организации посещают 915 детей. Созданная система дошкольного образования позволяет предоставлять разнообразные образовательные услуги с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, потребностей родителей (законных представителей).
Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для воспитания и обучения в целях реализации государственного стандарта общего образования и получения качественного образования. В 2018 году в детских садах г. Нолинска работали группы компенсирующей(1) и комбинированной(1) направленности. На базе детских садов открыты кон-сультативные пункты для родителей, в т. числе воспитывающих детей дома.
100% доступность дошкольного образования детям в возрасте от 3 до 7 лет обеспечена в районе, начиная с сентября 2013 года. По итогам 2018 года более 90% детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет также предоставлено место в дошкольной образовательной организации, при этом актуальный спрос отсутствует.
Материально - техническое состояние зданий всех ДОО, кроме нового детского сада на 220 мест в г. Нолинске, требует немедленного решения в целях безопасности образовательного процесса.
Приоритетным остается решение вопроса повышения качества дошкольного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Введение ФГОС ДО требует на муниципальном и институциональном уровнях обеспечения нормативно-правового, организационного, кадрового, научно-методического, финансового, материально-технического и информационного сопровождения.
В 2019/2020 учебном году на территории района программы начального общего, основного общего и среднего общего образования осваивают 488 обучающихся в 7 общеобразовательных организациях: 1 средней и 6 основных.
С 01 сентября 2019 года все муниципальные школы завершают реали-зацию федерального государственного образовательного стандарта основ-ного общего образования в 9-х классах. Все школы перешли на ФГОС НОО.
В целях поддержки педагогов, осуществляющих классное руководство в муниципальных общеобразовательных организациях, из федерального бюджета выделено в 2020 году - 1231,4 тыс. руб., в 2021 году - 3827,9 тыс. руб., в 2022 году -3827,9 тыс. руб., в 2023 году - 3827,9 тыс. руб. на обеспечение выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогам 7 школ района.
Для поддержки обучающихся начальных классов в виде организации бесплатного горячего питания в школьных столовых в 2020 году выделены финансовые средства в объеме 855,900 тыс. руб., в 2021 году - 2214,200 тыс. руб., в 2022 году - 2312,300 тыс. руб., в 2023 году - 2248,500 тыс. руб. из федерального, областного бюджетов и бюджета муниципального района.
В целях создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом в 2017 году на капитальный ремонт спортивного зала в МКОУ ООШ с. Швариха были выделены средства в размере 1370,2 тыс. рублей из бюджетов всех уровней, начиная с федерального.
В целях обновления в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, материально-технической базы для занятий детей физической культурой и спортом в 2021 году на ремонт спортивного зала в МКОУ ООШ д. Перевоз выделены средства в размере 1683,4 тыс. рублей, в 2022 году - на ремонт спортивного зала в МКОУ СОШ п. Аркуль в объеме 2426,0 тыс. руб. из федерального, областного бюджетов и бюджета муниципального района.
В целях реализации мер, направленных на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствие с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации, в 2020 году в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе с. Швариха были предусмотрены и освоены средства в размере 1841,15 тыс. рублей, в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе п. Аркуль - 1652,057 тыс. рублей из областного бюджета и бюджета муниципального района. В 2021 году на эти целив муниципальном казенном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе с. Швариха выделены средства из областного бюджета и бюджета муниципального района в объеме 502,4 тыс. рублей.
В целях приведения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Аркуль в 2020 году освоены средства в объеме 731,15 тыс. рублей из областного бюджета и бюджета муниципального района.
На мероприятия по благоустройству зданий в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе с. Зыково Нолинского района Кировской области в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации в 2021 году выделены средства в объёме 1312,2 тыс. рублей, в том числе:средства федерального бюджета 1184,2 тыс. рублей; средства областного бюджета 62,4 тыс. рублей; средства бюджета Нолинского муниципального района 65,7 тыс. рублей.
В целях реализации мероприятий по подготовке образовательного пространства в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе п. Аркуль Нолинского района Кировской области, на базе которого создаётся центр образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в 2021 году выделены средства в объёме 303,1 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 300,0 тыс. рублей; средства бюджета Нолинского муниципального района - 3,1 тыс. рублей.
В рамках государственной программы Кировской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности", утверждённой постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 756-П, в 2020 году на капитальный ремонт котельной (замену котла) МКОУ ООШ с. Татаурово выделены средства в объёме 1106,35 тыс. рублей из областного бюджета и бюджета муниципального района.
Для обеспечения доступности качественного образования детям из отдаленных сельских населенных пунктов осуществляется их подвоз в крупные школы. Парк школьных автобусов составляет 3 единицы, которые позволяют обеспечивать подвоз свыше 30 учащихся.
Вместе с тем анализ ситуации, сложившейся в системе общего образования, выявил ряд проблем, без решения которых невозможно ее позитивное развитие.
Одним из основных вопросов, требующих первоочередного решения, является отсутствие во многих школах условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу. В школах должна быть создана высокотехнологичная среда для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Необходим капитальный ремонт всех зданий общеобразовательных организаций.
В условиях нормативно - подушевого финансирования создать современные условия обучения во всех школах невозможно. Поэтому в регионе формируется новая сеть общеобразовательных организаций, включающая образовательные кластеры с центром в опорной школе каждого муниципального образования. Опорная школа района - КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска - должна выступить в качестве ресурсного центра для общеобразовательных организаций района. Но сама школа не располагает основным ресурсом - зданием для старших классов. Поэтому необходимо строительство здания КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска для 5-11 классов с пришкольным интернатом для сельских школьников.
Приоритетом в сфере общего образования является обеспечение учебной успешности детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из путей решения является расширение сети интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах с детьми, не имеющими нарушений развития, и создание финансовых, кадровых, социальных условий для данного обучения.
Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
С 01.01.2020 в районе функционирует одна организация дополнительного образования в сфере образования.
Участие муниципального района в проекте поддержки местных инициатив по капитальному ремонту крыши здания МКУДО "ДДТ" г. Нолинска в 2018 - 2019 году позволило улучшить условия для занятий 475 воспитанникам. В 2021 году учреждение снова участвует в данном проекте на сумму 682,516 тыс. руб. из бюджетов области и района.
Благодаря проведенным мероприятиям удовлетворенность населения района дополнительным образованием по данным социологических исследований, проведенных в 2019 году Волго-Вятским институтом (филиалом) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, составила 95,7% (по Кировской области - 93,8%).
Вместе с тем существующая сеть организаций дополнительного образования не может обеспечить доступность качественных образовательных услуг всем желающим, особенно жителям сельских населенных пунктов. Основным препятствием на пути развития учреждений дополнительного образования является устаревшая материально-техническая база, не соответствующая потребностям всех участников образовательного процесса. Из-за того, что реализация ряда образовательных программ дополнительного образования детей, особенно в области физкультурно-спортивного, военно-патриотического, технического и научно-исследовательского творчества, требует непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, спектр таких программ ограничен.
В целях реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования в Нолинском районе, начиная с 2020 г., реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, подразумевающая предоставление детям сертификатов дополнительного образования.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проекта по обеспечению развития системы дополнительного образования детей посредством внедрения механизма персонифицированного финансирования в муниципальном образовании Нолинский муниципальный район, утвержденным постановлением администрации Нолинского района от 02.09.2020 N 710, Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области, утвержденными распоряжением министерства образования Кировской области от 30.07.2020 N 835 финансово-экономическим механизмом реализации Проекта по обеспечению развития системы дополнительного образования детей посредством внедрения механизма персонифицированного финансирования в Нолинском муниципальном районе является предоставление из бюджета района субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.
Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. Обеспечение использования именных сертификатов дополнительного образования осуществляется в соответствии с Программой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Нолинском муниципальном районе, представленной в приложении N 4 к муниципальной программе.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Развитие системы отдыха и оздоровления детей в современных усло-виях является одним из основных направлений государственной социальной политики, организация их отдыха и оздоровления - неотъемлемой частью социальной политики района. В 2019 году всего организованными формами труда и отдыха было занято 687 подростков, а это 53% школьников от общего количества детей с 1 по 8 класс общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, т. к. претерпел качественные изменения образователь-ный, культурный и нравственный уровень развития детей. Тревожным фак-тором стало всеобщее ухудшение состояния здоровья современного ребенка. Сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей. Социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление. Необходима также помощь подросткам в трудоустройстве во время каникул.
Главными задачами совершенствования системы детского отдыха и оздоровления, в том числе летнего, являются: сохранение числа детей, охва-ченных организованным отдыхом и оздоровлением, реализация традицион-ных и поиск новых форм организации отдыха и оздоровления детей.
Основной проблемой системы образования района, как и в целом по области, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования.
Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищенности и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях. Среди педагогов района 31% составляют учителя пенсионного возраста. При этом доля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7,6%.
В целях преодоления кадрового кризиса необходимо продолжать целенаправленную деятельность по развитию кадрового потенциала района, расширяя и совершенствуя ее направления.
Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы не только сохранятся, но и будут нарастать, что повлияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в сфере образования.
Ограничение доступа населения к качественному образованию приведет к росту уровня неудовлетворенности жителей района образовательными услугами
В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию на всех его уровнях, что спровоцирует социальное расслоение населения.
Раздел 2 изменен. - Постановление Администрации Нолинского муниципального района Кировской области от 30 июня 2021 г. N 480
2. Приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы
Стратегические ориентиры развития системы образования до 2024 года определены в соответствии со следующими документами:
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования");
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
Стратегией социально-экономического развития Кировской области на 2019 - 2035 годы;
Программой социально-экономического развития Нолинского муниципального района на 2015 - 2020 годы.
Исходя из анализа состояния системы образования района и стратегических ориентиров развития образования до 2024 года, основным направлением политики в сфере общего и дополнительного образования является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного и экономического развития.
Необходимо принять меры по ликвидации очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации. Увеличение охвата дошкольным образованием рассматривается как приоритет государственной образовательной политики последнего десятилетия. К 2024 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" должна быть обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" необходимо внедрять на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".
Согласно Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" приоритетным направлением государственной образовательной политики Российской Федерации в сфере общего образования является обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования целью муниципальной программы является обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным вызовами задачи развития общества и экономики района и области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования условий для получения доступного и качественного образования;
создание условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации и социальной ответственности за качество образования;
создание условий для обеспечения успешной самореализации детей и подростков, детского отдыха и оздоровления; сохранение и развитие материально-технической базы образовательных организаций;
Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленной цели и решение задач муниципальной программы, являются:
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат об основном общем и среднем общем образовании;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
количество проведенных мероприятий не ниже муниципального уровня, направленных на развитие способностей и талантов у детей и подростков;
количество муниципальных общеобразовательных организаций, в которых выполнены предписания надзорных органов, и здания которых приведены в соответствие с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации;
количество муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в которых отремонтированы спортивные залы;
количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в которых обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;
в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, обновлена материально-техническая база для занятий детей физической культурой и спортом;
количество муниципальных образовательных организаций, здания которых приведены в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
количество муниципальных общеобразовательных организаций, на базе которых выполнены мероприятия по подготовке образовательного пространства и созданы центры образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
количество зданий, в которых выполнены мероприятия по благоустройству зданий;
доля педагогических работников муниципальных образовательных организаций, имеющих высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников муниципальных образовательных организаций;
удельный вес численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций;
доля педагогических работников общеобразовательных организаций, получивших вознаграждение за классное руководство, в общей численности педагогических работников такой категории;
доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в лагерях с дневным пребыванием, организованных образовательными организациями в каникулярное время, от общего числа детей школьного возраста;
доля подростков, занятых трудовой деятельностью в каникулярное время, от общего количества подростков в возрасте 14 - 18 лет;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования;
количество источников тепловой энергии, строительство, реконструкция и (или) модернизация которых осуществлялись в рамках подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной программы представлена в приложении N 2 к муниципальной программе.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов муниципальной программы
Цель и задачи муниципальной программы, определенные в соответствии с приоритетными направлениями политики в сфере образования, будут достигаться путём реализации отдельных мероприятий.
3.1. На решение задачи "Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования условий для получения доступного и качественного образования" направлена реализация отдельных мероприятий:
3.1.1. Отдельное мероприятие "Развитие системы дошкольного образования" направлено на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в рамках полномочий муниципального района.
Реализация отдельного мероприятия предполагает:
организацию предоставления общедоступного и бесплатного образования в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО);
осуществление присмотра и ухода за детьми, содержания детей в ДОО;
обеспечение содержания зданий и сооружений ДОО, прилегающих к ним территорий;
начисление и выплату компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
выплату компенсации в размере 100% расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты педагогическим и руководящим работникам ДОО.
3.1.2. Отдельное мероприятие "Развитие системы общего образования" направлено на обеспечение организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При реализации отдельного мероприятия планируется:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях (далее - ОО);
обеспечение содержания зданий и сооружений ОО, прилегающих к ним территорий;
предоставление отдельным категориям обучающихся мер социальной поддержки в виде питания;
обеспечение подвоза обучающихся к общеобразовательным организациям;
выплата компенсации в размере 100% расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты педагогическим и руководящим работникам ОО.
3.1.3. Отдельное мероприятие "Развитие системы дополнительного образования, выявление и поддержка одаренных детей" направлено на повышение доступности и качества услуг дополнительного образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности.
Реализация отдельного мероприятия предполагает:
организацию обучения детей в муниципальных образовательных организациях дополнительного образования;
обеспечение содержания зданий и сооружений организаций дополнительного образования, прилегающих к ним территорий;
организацию проведения олимпиад, конкурсов, соревнований, фест
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.