Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 июля 2020 г. N 03-07-13/1/63374
Вопрос: Я являюсь директором частного производственного унитарного предприятия.
ЧПУП - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Беларусь в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ЧПУП состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации.
В настоящее время ЧПУП рассматривает вопрос о возможности заключения с Заказчиком - юридическим лицом, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, не состоящим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, договора на оказание услуг (далее - "Договор") на следующих условиях.
В соответствии с предметом проекта Договора Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется предоставить Заказчику в течение определенного периода времени согласно выбранному тарифному плану возможность получения доступа к Сервису Исполнителя, расположенному в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Услуги Исполнителя), а Заказчик обязуется оплачивать оказываемые ему Исполнителем Услуги по предоставлению доступа к Сервису Исполнителя в установленном порядке (пункт 2.1. проекта Договора).
Отметим, что Сторонами не планируется заключаться лицензионный договор о передаче каких-либо имущественных прав Заказчику на использование Сервиса Исполнителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - "Кодекс"), если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.
Вместе с тем, в подпунктах 1-4 пункта 29 Протокола прямо не поименованы услуги по предоставлению Заказчику возможности получения доступа к Сервису, размещенному в информационно-коммуникационной сети "Интернет", в течение определенного периода времени и, соответственно, не установлены отдельные правила для определения места реализации указанных услуг для целей исчисления и уплаты НДС.
На основании подпункта 5 пункта 29 Протокола в случае, если подпунктами 1-4 пункта 29 Протокола не предусмотрено иное, местом реализации услуг признается территория государства-члена, если услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена.
На основании вышеизложенного, просим дать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающегося уплаты НДС иностранной организацией - резидентом Республики Беларусь, состоящей на налоговом учете в Российской Федерации, при оказании указанных выше услуг в части следующего.
1) Относятся ли услуги по предоставлению возможности получения доступа к Сервису Исполнителя, размещенному в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в течение определенного периода времени, оказываемые резидентом Республики Беларусь резиденту Российской Федерации, к услугам в электронной форме согласно статье 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации?
2) Территория какого государства-члена ЕАЭС (Республики Беларусь или Российской Федерации) в целях исчисления налога на добавленную стоимость является местом реализации услуг при оказании резидентом Республики Беларусь резиденту Российской Федерации, не состоящему на учете в налоговых органах Республики Беларусь, услуг по предоставлению возможности получения доступа к Сервису Исполнителя, размещенному в информационно-коммуникационной сети "Интернет", в течение определенного периода времени?
3) В случае, если вышеуказанные услуги не относятся к электронным услугам согласно статье 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, но местом реализации услуг является территория Российской Федерации на основании статьи 148 Налогового Кодекса Российской Федерации и пункта 29 Протокола N 18 к Договору о ЕАЭС, является ли покупатель услуги - резидент Российской Федерации, налоговым агентом, на которого возложена обязанность по исчислению и уплате НДС в отношении оказываемых резидентом Республики Беларусь услуг?
4) В какой срок и в каком порядке ЧПУП необходимо подавать налоговые декларации по НДС, если местом реализации вышеуказанных услуг является территория Российской Федерации и покупатель услуги - резидент Российской Федерации - не является налоговым агентом, на которого возложена обязанность по исчислению и уплате НДС в отношении оказываемых резидентом Республики Беларусь услуг (сроки предоставления, форма: бумажная или электронная, и др.)?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.
Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1-4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, оказываемых хозяйствующим субъектом Республики Беларусь российской организации, признается территория Республики Беларусь и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в этом государстве - члене ЕАЭС.
Вместе с тем, следует отметить, что в случае, если российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола признается территория государства - члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг (например, рекламные услуги), такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
При этом согласно пункту 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Местом реализации электронных услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом Белоруссии российской организации, признается территория Белоруссии. Соответственно, такие услуги облагаются НДС в этом государстве ЕАЭС.
Если хозяйствующий субъект Белоруссии оказывает российской организации электронные услуги, местом реализации которых признается государство ЕАЭС покупателя (например, рекламные услуги), они облагаются НДС в России.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 июля 2020 г. N 03-07-13/1/63374
Текст письма опубликован не был