Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Д
(обязательное)
Методические указания по техническому обследованию узлов гидроагрегатов при их повреждениях
Д.1 Общие положения
Анализ аварий и отказов гидромеханического оборудования ГЭС показывает, что наиболее повреждаемыми элементами оборудования являются рабочие колеса гидротурбин, камеры рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин, направляющие подшипники гидротурбин и гидрогенераторов, подпятники гидроагрегатов и маслоприемники поворотно-лопастных гидротурбин. На их долю приходятся порядка 2/3 всех нарушений и практически все аварии. Ниже изложены методические указания по обследованию упомянутых узлов при их повреждениях, а также указан минимальный объем данных по гидроагрегату и поврежденному узлу, необходимых для установления причин повреждения.
Д.2 Рабочее колесо и камера рабочего колеса гидротурбины
Д.2.1 Общие данные по гидроагрегату, рабочему колесу гидротурбины и камере рабочего колеса гидротурбины:
- тип турбины (ПЛ, Пр, Д, РО), тип и исполнение гидрогенератора;
- мощность гидрогенератора, частота вращения, напор ГЭС;
- дата ввода в эксплуатацию гидроагрегата;
- сведения о перемаркировке гидроагрегата на повышенную мощность, насколько была повышена мощность, дата перемаркировки;
- основные данные рабочего колеса и камеры рабочего колеса:
а) типоразмер турбины;
б) диаметр рабочего колеса;
в) число лопастей рабочего колеса;
г) диаметр камеры рабочего колеса;
д) толщина стенки камеры;
- выполнение радиально-осевого рабочего колеса: литое, сварно-литое, цельное сварно-литое или составное (из половин);
- материал ступицы, обода и лопастей радиально-осевого рабочего колеса; наличие защитной облицовки лопастей;
- материал лопастей поворотно-лопастного или пропеллерного рабочего колеса; наличие защитной облицовки лопастей;
- материал камеры рабочего колеса ПЛ- или Пр-гидротурбины: чугунное или стальное литье, стальной прокат и сварка, наличие облицовки из нержавеющей стали и др.;
- повреждения (или нарушения в работе), имевшиеся на данном рабочем колесе и камере рабочего колеса за последние 10 лет, их даты, краткое описание, причины;
- мероприятия, проводившиеся на данном рабочем колесе в процессе эксплуатации в целях повышения его надежности: изменение геометрии лопастей или замена элементов конструкции (подрезка или подварка лопастей, забетонирование отъемного сегмента, замена части лопастей и т.д.), введение дополнительных деталей или устройств (подача воздуха непосредственно к местам кавитации на лопастях, установка антикавитационных планок на лопастях и т.д.) и др.;
- дата последнего ремонта рабочего колеса и камеры рабочего колеса, перечень и результаты работ, проводившихся при этом ремонте (дефектоскопия металла, балансировка рабочего колеса, если они проводились);
- число часов работы гидроагрегата после последнего ремонта рабочего колеса и/или камеры рабочего колеса.
Д.2.2 Обстоятельства, предшествовавшие и сопутствовавшие повреждению:
- режим работы гидроагрегата перед повреждением и при повреждении. В каких режимах и как длительно гидроагрегат работал перед повреждением. Была ли длительная работа в нерасчетных режимах: холостой ход, малые нагрузки, перегрузки, низкие напоры, нерасчетная высота отсасывания и др.;
- какие изменения режимов проводились непосредственно перед повреждением: набор или снятие нагрузки, пуск, останов, сброс нагрузки и т.д. Осуществлялись ли эти операции на автоматическом или на ручном управлении. Указать точное время проведения всех операций и время останова при повреждении;
- каким образом был остановлен гидроагрегат при повреждении: действием защиты или оперативным персоналом;
- особенности поведения гидроагрегата перед повреждением и при повреждении:
а) имелись ли замечания к системе регулирования ("качания" в системе, пульсация давления в маслопроводах, частое включение насосов МНУ и др.);
б) отмечались ли повышенное биение вала гидротурбины и повышенная вибрация узлов гидротурбины;
в) появлялись ли посторонние шумы и стуки в проточной части гидротурбины или в других узлах гидроагрегата.
Д.2.3 Объем обследований рабочего колеса при повреждении:
- визуальное обследование всех поверхностей рабочего колеса гидротурбины с регистрацией явных повреждений и нарушений: обломов кромок лопастей, смятий, вырыва облицовки лопастей, кавитационных повреждений, трещин в основном и наплавленном металле и др. Указывается место, площадь и глубина повреждений;
- обследование крепежа деталей рабочего колеса (плотность затяжки и состояние болтов крепления лопастей ПЛ-гидротурбин, плотность соединения конуса и обтекателя рабочего колеса). При необходимости проведение ультразвукового контроля болтов крепления лопастей рабочего колеса ПЛ-гидротурбины;
- проведение дефектоскопии металла лопастей на входных, выходных и периферийных кромках, в зоне галтельных переходов, а также в местах трещин, обнаруженных при визуальном обследовании на лопастях и других деталях рабочего колеса с использованием методов магнитопорошковой, цветной дефектоскопии, травления или других методов;
- измерение зазоров между лопастями и камерой рабочего колеса поворотно-лопастной или пропеллерной гидротурбины и зазоров в лабиринтах радиально-осевой гидротурбины.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Д.2.3.5 При выеме рабочего колеса РО-гидротурбины производят визуальное обследование лабиринтных уплотнений, определение правильности формы (отсутствие овальности), проведение магнитопорошковой или другой дефектоскопии. При необходимости проводят проверку действительных геометрических размеров лопастной системы.
Д.2.3.6 При отломах кусков лопастей или болтов крепления лопастей ПЛ-гидротурбины производят тщательное обследование поверхности излома для выявления возможных металлургических дефектов и установления характера разрушения (усталостный, от перегрузки и др.).
При необходимости проводят лабораторные исследования металла для определения его прочностных свойств и соответствия заводским требованиям (химический анализ, определение механических свойств, металлографические исследования и др.).
Д.2.4 Объем обследований камеры рабочего колеса гидротурбины при повреждениях:
- визуальное обследование всей поверхности камеры рабочего колеса и сопрягающего пояса с регистрацией повреждений облицовки: вырывов кусков облицовки, вмятин от действия посторонних предметов или от задевания лопастей за камеру, кавитационных разрушений, трещин и др. Указывают место, размеры и глубину повреждений облицовки. При сквозном разрушении облицовки или ее вырыве указывают состояние бетона в месте вырыва (глубину вырывания);
- определение мест и размеров отставания облицовки от бетона и наличие пустот за облицовкой путем простукивания или инструментальным способом;
- проведение дефектоскопии металла облицовки в местах наличия трещин и других локальных дефектов;
- проведение обследований и анализа поверхности излома металла в местах вырыва облицовки для выявления характера разрушения (ударный, усталостный и пр.). При необходимости производится химический, металлографический и другие анализы металла облицовки;
- определение фактической толщины облицовки камеры рабочего колеса в местах повреждения;
- определение формы камеры рабочего колеса (выявление местных выступов, впадин или эллипсности) в горизонтальной плоскости по оси поворота лопастей или близкой к ней;
- определение состояния съемного сегмента камеры рабочего колеса ПЛ-гидротурбины:
а) обследование рабочей поверхности съемного сегмента (со стороны проточной части турбины);
б) обследование крепежа (затяжка и состояние талрепов, домкратов, болтов по периметру);
в) проверка состояния ребер жесткости.
Д.3 Направляющий подшипник гидротурбины
Д.3.1 Общие данные по гидроагрегату и турбинному подшипнику:
- тип гидротурбины, тип и исполнение гидрогенератора;
- мощность гидротурбины, частота вращения;
- основные данные направляющего подшипника гидротурбины:
а) тип (кольцевой резиновый на водяной смазке, сегментный резиновый на водяной смазке, кольцевой баббитовый на масляной смазке, сегментный баббитовый на масляной смазке);
б) диаметр расточки вкладышей (сегментов) подшипника; высота кольцевого подшипника, число вкладышей; расположение вкладышей в один или в два яруса по высоте;
в) число и размеры сегментов (в сегментных подшипниках): высота, ширина;
г) тип уплотнения вала над и под турбинным подшипником (торцевой резиновый, торцевой углеграфитовый, воротниковый и др.);
д) величина эксцентриситета сегментов (для сегментных направляющих подшипников);
е) система опирания сегментов в сегментных подшипниках (на сферический вкладыш, на болт со сферической поверхностью, на опору с цилиндрической поверхностью);
ж) способ регулировки зазоров (прокладками, болтовой, клиновой);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) нормативная величина зазора между валом и вкладышами (сегментами);
к) способ смазки (самоциркуляция масла в ванне, принудительная циркуляция с помощью электронасоса, принудительная циркуляция с помощью трубок Пито и вращающейся маслованны, проточная система и др.);
л) система охлаждения масла в турбинных подшипниках на масляной смазке (с помощью встроенных маслоохладителей, в охлаждающих отсеках обтекателя крышки турбины и др.);
- дата ввода в эксплуатацию данного гидроагрегата; дата последнего капитального ремонта, перечень работ, проводившихся с турбинным подшипником при этом ремонте;
- повреждения, имевшиеся на данном турбинном подшипнике ранее; краткое описание, причины;
- мероприятия, проводившиеся на данном турбинном подшипнике в целях повышения его надежности (изменение или замена элементов конструкции, изменение системы смазки и охлаждения и др.);
- какие операции и когда производились на данном турбинном подшипнике последний раз (регулировка зазоров, проверка и подтяжка крепежа, ревизия поверхностей трения и др.);
- во скольких сегментах или вкладышах баббитового подшипника установлены термосопротивления и термосигнализаторы. Какова величина уставок на сигнал и на останов гидроагрегата;
- какими средствами осуществляется контроль смазки подшипника (расход воды или масла, давление воды или масла в камере подшипника, уровень воды или масла и др.);
- какими средствами и с какой периодичностью осуществляется контроль биения вала у турбинного подшипника.
Д.3.2 Обстоятельства, предшествовавшие и сопутствовавшие повреждению:
- режим работы гидроагрегата перед повреждением и при повреждении. В каких режимах и как длительно гидроагрегат работал перед повреждением (включая отклонения уровней бьефов от расчетных по напору и высоте отсасывания);
- какие изменения режимов проводились непосредственно перед повреждением (набор или снятие нагрузки, перевод в режим СК или из режима СК, пуск, останов). Осуществлялись ли эти операции на автоматическом или ручном управлении. Указать точное время проведения всех операций и время останова при повреждении;
- каким образом остановлен гидроагрегат при повреждении: действием защиты или оперативным персоналом;
- особенности поведения гидроагрегата перед повреждением и во время повреждения: имелись ли замечания к работе системы регулирования, системы автоматики и другим системам. Не отмечалось ли повышенной вибрации и биения вала, появления постоянных стуков и шумов в гидроагрегате и т.п.;
- каково было значение параметров, характеризующих работу подшипника перед повреждением и при повреждении: биения вала, расхода воды на смазку и давления воды в камере турбинного подшипника на водяной смазке, температуры сегментов и масла подшипника на масляной смазке. Происходило ли изменение параметров быстро, медленно или они были постоянными.
Д.3.3 Объем обследования турбинного подшипника при повреждении:
- измерение зазоров между валом и сегментами (вкладышами) перед разборкой подшипника;
- проверка крепления корпуса подшипника к крышке гидротурбины;
- проверка состояния поверхностей трения сегментов (вкладышей) с отражением в формулярах мест и размеров местных повреждений (трещин, царапин, вырывов и выкрашиваний резины или баббита и др.), степени износа, отставаний резины или баббита от основания;
- проверка состояния рубашки вала с отражением в формуляре местных повреждений, трещин, рисок, обрыва электрозаклепок и т.д.;
- определение степени износа рубашки вала подшипника на водяной смазке и проверка ее эллипсности;
- проверка состояния опорных болтов или опорных вкладышей в сегментных подшипниках (смятие опорных поверхностей, состояние резьбы и пр.);
- проверка состояния уплотнений турбинного подшипника: поверхностей трения резинового кольца и вращающегося диска в торцевых уплотнениях, состояние резины и ее крепления в манжетных уплотнениях, состояние элементов углеграфитового уплотнения и др.;
- проверка состояния фильтров в системе смазки резиновых подшипников, величины расхода воды на смазку, состояние запорных и регулирующих устройств, устройств выпуска воздуха из камеры подшипника.
Д.4 Маслоприемники
Д.4.1 Общие данные по гидроагрегату и маслоприемнику:
- тип гидротурбины, тип и исполнение гидрогенератора, расположение направляющего подшипника(ов) гидрогенератора;
- мощность гидрогенератора, частота вращения;
- основные данные маслоприемника:
а) тип маслоприемника (высокий с внешним расположением маслопроводов; пониженной высоты с внешним расположением маслопроводов; частично утопленный в полости вала с закрытым расположением маслопроводов); для последнего типа указать также типоразмер;
б) давление масла в системе регулирования;
в) внутренний диаметр подводящих маслопроводов;
г) внутренний диаметр сливного(-ых) маслопровода(-ов) из сливной ванны маслоприемника;
д) внешние диаметры штанг маслоприемника;
- дата ввода в эксплуатацию данного гидроагрегата; дата последнего ремонта маслоприемника и перечень работ, проводившихся в нем при этом ремонте;
- повреждения, имевшиеся на данном маслоприемнике за последние 10 лет (или нарушения в его работе), их даты, краткое описание, причины;
- мероприятия, проводившиеся на данном маслоприемнике в процессе эксплуатации в целях повышения его надежности (изменение, замена или введение дополнительных элементов конструкции).
Д.4.2 Обстоятельства, предшествовавшие и сопутствовавшие повреждению:
- режим работы агрегата перед повреждением и при повреждении. В каких режимах и как длительно агрегат работал перед повреждением;
- какие изменения режимов проводились непосредственно перед повреждением: набор или снятие нагрузки, пуск, останов, режимы испытаний (сброс нагрузки, разобщение комбинаторной зависимости). Осуществлялись ли эти мероприятия на автоматическом или на ручном управлении. Указать точное время проведения всех операций и время останова при повреждении;
- каким образом остановлен гидроагрегат при повреждении: действием защиты или оперативным персоналом;
- особенности поведения гидроагрегата перед повреждением и при повреждении:
а) имелись ли замечания к системе регулирования ("качания", плохой цикл работы насосов МНУ, повышение температуры масла в системе регулирования и др.);
б) наблюдались ли повышенные протечки масла или его выплескивание через сливную ванну маслоприемника;
в) отмечались ли повышенная вибрация или биения вала гидрогенератора;
г) появлялись ли посторонние шумы и стуки на гидроагрегате, в каком месте и др.;
- каково было значение следующих параметров перед повреждением: биения вала гидрогенератора, цикла насосов МНУ, температуры масла в системе регулирования. Происходило ли изменение этих параметров перед повреждением и как (быстро, медленно).
Д.4.3 Объем обследования маслоприемника при повреждениях:
- измерение диаметров втулок и штанг; определение зазоров между ними;
- измерение зазоров между сегментами и втулкой генераторного подшипника;
- обследование втулок маслоприемника с отражением в акте и формуляре плотности их посадки на своих местах, наличия задиров, натиров и других дефектов на поверхности трения и др.;
- обследование штанг, выявление трещин, обломов у фланцевого соединен
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.