Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2020 г. N 59-КГ20-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2020 г. кассационную жалобу начальника государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) Сорокиной Ольги Эдуардовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 сентября 2019 г.
по делу N 2-6737/2019 Благовещенского городского суда Амурской области по иску Швырёва Владимира Михайловича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении и выплате денежных выплат, возложении обязанности выплатить денежные выплаты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Швырёв В.М. 26 июня 2019 г. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (далее также - УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании незаконным отказа в назначении и выплате единовременных денежных выплат, возложении обязанности выплатить единовременные денежные выплаты.
В обоснование заявленных требований Швырёв В.М. указал, что являлся участником боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года, имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны и право на льготы, установленные статьями 14, 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
4 июня 2019 г. Швырёв В.М. обратился в УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195) и ежегодной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186).
Пенсионный орган в письме от 14 июня 2019 г. N 09-ш-2 сообщил Швырёву В.М. о том, что участникам боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года денежные выплаты, предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186, не осуществляются, так как в рамках реализации этих указов к категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны не относятся граждане, принимавшие участие в боевых действиях, происходивших после окончания Великой Отечественной войны. Поскольку Швырёв В.М. не относится к категории граждан, которым названные выплаты предоставляются, в назначении и выплате указанных денежных выплат Швырёву В.М. было отказано.
По мнению Швырёва В.М., данный отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку согласно нормам Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941-1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества, в том числе в боевых действиях в района острова Даманского.
С учётом изложенного Швырёв В.М. просил суд признать незаконным отказ УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 14 июня 2019 г. N 09-ш-2 в назначении и выплате ему названных денежных сумм, обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) назначить и выплатить ему на основании Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186 единовременную и ежегодную денежные выплаты в размере 20 000 руб.
Представитель УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) Ковалева А.В. в суде иск не признала.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 16 июля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Швырёва В.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Швырёва В.М. удовлетворены. Признан незаконным отказ УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 14 июня 2019 г. N 09-ш-2 в назначении и выплате Швырёву В.М. денежных выплат на основании Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186. На УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) возложена обязанность назначить и выплатить Швырёву В.М. единовременную денежную выплату в размере 10 000 руб. на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, ежегодную денежную выплату в размере 10 000 руб. на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе начальником УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) Сорокиной О.Э. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 сентября 2019 г., как незаконного.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 11 марта 2020 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 28 мая 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец Швырёв В.М., представитель ответчика УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 390 11, частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Швырёв В.М., ... года рождения, в период с 11 мая 1968 г. по 20 мая 1970 г. проходил службу в Вооружённых Силах СССР, с 15 по 28 марта 1969 г. принимал участие в боевых действиях на острове Даманском.
30 марта 2007 г. Военным комиссариатом г. Благовещенска и Благовещеского района Швырёву В.М. выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьёй 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Швырёв В.М. обратился в УПФР в г. Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении ему единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и ежегодной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы".
Письмом УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 14 июня 2019 г. N 09-ш-2 Швырёву В.М. было сообщено об отсутствии у него права на получение денежных выплат в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186 со ссылкой на то, что участники боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года в число получателей указанной выплаты не входят. Право на получение данных выплат предоставлено гражданам, относящимся к инвалидам Великой Отечественной войны, а также её участникам, которые имели непосредственное отношение к событиям, происходящим в период Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 год).
Не согласившись с приведённым отказом пенсионного органа, Швырёв В.М. обратился в суд с названными выше требованиями.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ШвырёваВ.М. о признании незаконным отказа пенсионного органа в назначении и выплате единовременной денежной и ежегодной денежной выплат, возложении обязанности осуществить их выплату, суд первой инстанции, исходя из положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", норм Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186, Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащегося в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", пришёл к выводу о том, что круг лиц, на которых распространяют своё действие Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186, включает в себя только конкретный перечень граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Участники боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года к указанному кругу лиц не относятся.
Поскольку Швырёв В.М. непосредственным участником событий на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не являлся, принимал участие в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года, суд пришёл к выводу о том, что Швырёв В.М. права на получение предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186 денежных выплат не приобрёл.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Швырёва В.М. о признании незаконным отказа пенсионного органа в назначении и выплате единовременной и ежегодной денежных выплат, возложении обязанности осуществить указанные выплаты, суд апелляционной инстанции указал на то, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне и участников других боевых действий по защите Отечества, поименованных в разделе I Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации - приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объём мер оказываемой социальной поддержки.
По мнению суда апелляционной инстанции, Указы Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186 не содержат положений об ограничении круга лиц, имеющих право на получение предусмотренных ими выплат, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, в связи с чем Швырёв В.М., как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года, имеющий в силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" статус ветерана-участника Великой Отечественной войны, обладает правом на получение предусмотренных названными Указами Президента Российской Федерации денежных выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Статьёй 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённые орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, введёнными в действие директивами Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведённого правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Швырёв В.М. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 14 июня 2019 г. в осуществлении ему денежных выплат на основании Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186, Швырёв В.М. в исковом заявлении ссылался на то, что согласно статье 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов относятся не только лица, непосредственно участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.
Статьёй 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учётом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" постановлено произвести в мае - июне 2018 г. единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" установлено, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данных Указов, в том числе расходов на доставку предусмотренных названными Указами выплат, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат (пункты 2 Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186).
Указами Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186 определён круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этих Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186, имеющих своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названных указах.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 Правительством Российской Федерации изданы соответственно постановление от 6 мая 2018 г. N 561 "Об утверждении Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и постановление от 29 апреля 2019 г. N 524 "Об осуществлении ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы", которым утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы (далее также - Правила осуществления единовременной денежной выплаты и Правила осуществления ежегодной денежной выплаты). Этими постановлениями определён порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (включая расходы на её доставку) и с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы, включая расходы на ее доставку, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186 в виде обеспечения единовременной и ежегодной денежными выплатами за счёт средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Швырёва В.М. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названных Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Швырёва В.М. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названных Указов Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указов Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186, в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной денежной выплаты и Правилами осуществления ежегодной денежной выплаты, за счёт средств федерального бюджета ветеранам-участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", производятся единовременная и ежегодная денежные выплаты, не предусмотрены иные категории лиц из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда апелляционной инстанции о том, что Швырёв В.М. как обладающий статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" и имеет право на получение предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 и от 24 апреля 2019 г. N 186 денежных выплат в размере 10 000 руб. каждая, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В связи с изложенным обжалуемое апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 39014 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 сентября 2019 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 6 сентября 2019 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Амурский областной суд.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2020 г. N 59-КГ20-3
Текст определения опубликован не был